Выступление на РМО классных руководителей «Организация различных форм внеурочной воспитательной деятельности младших школьников». (Из опыта работы. Кружок «Основы православной культуры»)
МОУ Непецинская средняя общеобразовательная школа.
Выступление на заседании
РМО классных руководителей
Коломенского района
учителя начальных классов
МОУ Непецинской СОШ
Быстровой И.Н.
По теме: «Организация различных форм
внеурочной воспитательной
деятельности младших
школьников».
(Из опыта работы.
Кружок «Основы православной культуры»)
В государственном стандарте начального общего образования указано, что «приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной
Особенностью начальной школы является то, что дети приходят, в школу с разным уровнем готовности к обучению, неодинаковым социальным опытом, отличиями в психофизиологическом развитии. Начальное общее образование призвано помочь реализовать способности каждого и создать условия для индивидуального развития ребёнка».
Всему этому способствует хорошо организованная внеурочная работа с младшими школьниками. В своей работе я стараюсь использовать различные виды и формы этой работы, но более подробно остановлюсь на организацию работы в кружке «Уроки нравственности»
Кружок
«Уроки нравственности» ( 1- 2 классы)
«Основы православной
культуры» ( 3 класс)
Пояснительная записка
Одна из актуальнейших в настоящее время проблем, которые решает общество, это проблема духовно-нравственного воспитания. Очевидно, что повышенный интерес к этой теме возник не случайно. Значительно возросло внимание к духовной стороне бытия человека, многие россияне стали на путь православия и, естественно, желают, чтобы их детей в школе учили основам православной культуры, являющейся для нашей страны исторически традиционной.
Размах разного рода негативных явлений (тяжкие пороки, преступность, фактическое разрушение института семьи и др.) таков, что если не предпринять кардинальных мер, в будущем нас ждет печальная участь. Есть в этом отношении разные прогнозы, но суть их одна - население России сокращается, и может прийти такое время, когда страна уже не сможет продолжать свое развитие. Приходит понимание того, что ни экономические, ни социальные, ни какие-либо другие реформы, даже при самом эффективном их проведении, принципиально ничего не изменят, поскольку основная причина современных нестроений в другом.
Все более очевидным становится тот факт, что фундаментальная причина, провоцирующая все другие негативные явления, - это духовно-нравственный кризис самого человека, утрата им духовно-нравственных ориентиров и, как следствие, деградация и извращение его мышления, воли, чувств, веры. Становление и развитие личности в обществе и государстве в настоящее время основано на ложном представлении о человеке, игнорирующем духовные основы его бытия. Такое представление было господствующим в философии, науке, идеологии и массовом сознании на протяжении всего предшествовавшего столетия. Очевидно, это оказывает негативное влияние на многих россиян. Люди утрачивают смысл жизни, радость бытия, жертвенной любви, созидательного труда, что, в свою очередь, заставляет человека духовную пустоту заполнять порочными удовольствиями.
В настоящее время появляется все более отчетливое понимание того, что единственно реальный путь выхода из сложившейся ситуации это обращение к богатому духовно-нравственному потенциалу нашей страны, носителем которого с давних времен являлось и является сейчас Православие.
Становление и развитие Российского государства происходило под сенью православной веры. Православие было живительным родником, из которого напитывались наша культура, искусство, ремесла, движущей силой зарождения и формирования письменности.
Православие духовно преобразило народы России, сформировало замечательные черты русского характера милосердие, жертвенность, верность, мужественность, щедрость. Православие на протяжении тысячи лет взращивало несгибаемый державный дух русского патриотизма. Православие составляет как бы нравственную основу природы русского человека. Ф. М. Достоевский писал: «Кроме исторической и текущей необходимости, русский человек ничего не знает выше христианства, да и представить не может. Он всю землю свою, всю общность, всю Россию назвал христианством, «крестьянством». Вникните в Православие: это вовсе не одна только церковность и обрядность, это живое чувство, обратившееся у народа нашего в одну из тех основных живых сил, без которых не живут нации».
За более чем тысячелетнюю историю православная вера проникла и закрепилась в глубинах духа русского человека.
В настоящее время подавляющее большинство населения России тяготеет к православной вере. Это не случайно. Именно Православие наиболее полно, ясно и обоснованно выражает религиозное, нравственное, моральное, этическое и правовое мироощущение человека, его понятия о справедливости и благе, добре и зле, чести и совести.
Вера православная не является плодом философских построений ограниченного человеческого ума, она открытая Богом истина о высоте предназначения человека в вечности, о его духовном устроении. Вера православная показывает пути и дает силы для духовного преображения человека.
Родители 3 класса с большим одобрением отнеслись к тому, что их дети будут посещать кружок «Основы православной культуры». Таким образом, с одной стороны, Православие имеет необходимый духовный потенциал, многовековой положительный опыт в области духовно-нравственного просвещения, с другой стороны, имеется желание со стороны родителей и учащихся изучить и воспользоваться этим опытом.
Цель и задачи курса
Цель курса.
Основной целью курса является воспитание духовно-нравственной личности ребенка через приобщение к духовному опыту, основанному на традициях Православия.
Задачи.
Культура, нравственность, традиции нашей страны глубоко укоренены в Православии. Для того, чтобы понимать нашу культуру, искусство, традиции, дух нашего народа, человек должен хорошо знать основы Православия. Атеистическая политика советского государства в недавнем прошлом вынуждала изымать религиозные элементы из произведений наших классиков, из нашей культуры, а если такие элементы и встречались, то они толковались примитивно-материалистически, что не давало возможности увидеть духовные глубины нашего народа, истоки нравственных устоев.
Таким образом, первой задачей курса является ознакомление детей с основными религиозными понятиями, историей, праздниками и традициями Православной Церкви, раскрытие содержания и смысла православного искусства.
В настоящее время общеобразовательные учреждения занимаются в основном обучением детей светским наукам. Воспитание, формирование мировоззрения детей происходит под влиянием многих факторов. Немаловажную роль среди них играют СМИ, а также законы, система ценностей, которая существует в детско-подростковой среде. С сожалением приходится констатировать, что в этой среде в настоящее время под влиянием указанных и других факторов происходит постепенное размывание духовно-нравственных ценностей, на смену которым приходит культ силы, богатства, получение удовольствия любыми средствами. Причины многих бед, нестроений в жизни детей, подростков заключаются в незнании ими смысла жизни, в неумении отделить хорошее от плохого, в неумении определить нравственные ценности жизни. Курс ОПК призван заполнить этот пробел и изложить православную точку зрения на основные вопросы бытия, познакомить с системой нравственных норм Православия. Это вторая задача курса. Служителями Православной Церкви и представителями правоохранительных органов к настоящему времени накоплено немало фактов причинения людям душевного и физического вреда деятельностью сект, псевдодуховных организаций, разного рода оккультных целителей. Многие из них в своей деятельности используют приемы психозомбирования, психологические приемы вербовки. Здесь не идет речь о свободе религиозного выбора человека, здесь сознательное воздействие на людей для использования их в своих целях. Задача курса в отношении таких организаций и отдельных личностей - давать духовную оценку их деятельности и таким образом предотвращать обман и возможное попадание детей в их сети. Что касается других традиционных вероисповеданий, то курс ОПК с православных позиций должен объяснить различие разных вер, изложить точки зрения других вер на те или иные вопросы. Это третья задача курса.
Реализация этих трех задач позволит более эффективно решать и другие задачи:
вырастить детей духовно, душевно и телесно здоровыми;
раскрыть духовные и физические дарования детей;
сформировать гражданское самосознание;
взрастить любовь к своему земному Отечеству России и своему народу.
Формы обучения.
Занятия,
экскурсии,
беседы со священником,
театрализованные постановки,
паломнические поездки,
встречи со сверстниками в школах,
комбинированные уроки на предметах гуманитарного цикла,
творческие работы(стихи,рисунки),
конкурсы.
Методы обучения.
беседа;
чтение первоисточников;
наблюдение;
сравнение;
нахождение закономерностей и выводов;
прослушивание сказок, притч на CD дисках.
Содержание программы.
Что есть мое «я»? Совесть, разум, воля - способности души. Как напитать душу добром? Библия -Книга книг. Священное Писание и Священное Предание. Богодухновенное Откровение. Ветхий и Новый Завет. Канон Священного Писания.
Творение мира видимого и невидимого. Ангелы. Падшие духи. Первый и второй дни творения.
Третий, четвертый дни творения.
Пятый, шестой дни творения.
Прародители Адам и Ева. Грехопадение. Каин и Авель. Отчего рождается зависть? Как с ней бороться? Страшные последствия, когда мы даем волю злу. «Грех влечет к себе, но ты господствуй над ним». Возможность победить свои злые желания. Мог ли Каин получить прощение?
Потоп, его причины. Наше зло, наш эгоизм причины экологической катастрофы на земле. «Наш ковчег» - обращение к добру и истине. Что такое неосуждение родителей? Как ребенку относиться почтительно к родителям, если они на его глазах совершают порочные поступки? Поступки Сима, Хама и Иафета.
Вавилонская башня (столпотворение). Гордость причина непонимания людьми другого человека. Можно ли создать на Земле рай без Бога? Могут ли технические достижения сами по себе создать счастье людям?
Авраам. Авраам отец верующих. Явление Бога Аврааму в виде трех странников. Бегство Лота из Содома. Превращение жены Лота в соляной столп. Что бывает с нами, если мы, желая исправиться, оборачиваемся назад? Испытание Авраама. Почему люди, часто зная, где добро и зло, не идут по пути добра? Готовность пожертвовать самым дорогим.
Исаак и Ревекка. Послушание Исаака отцу. Может ли произойти что-то плохое, если мы исполняем волю родителей? Слушаемся ли мы родителей так, как слушался Исаак? Душевные качества Ревекки: доброта, открытость. Доверчивость. Вознаградил ли ее Бог за душевную красоту? Можно ли быть добрым и доверчивым в наше время? Исав и Иаков. Продажа первородства. Бог - Отец всех людей. Высота достоинства каждого человека. Не продаем ли мы свое достоинство за «чечевичную похлебку» жизненных благ? Видение Иаковом таинственной лестницы.
Иосиф и братья. Чистота души, устремленность к Высшему Добру - залог жизненного благополучия. «Не бойтесь, ибо я боюсь Бога». Что значит бояться Бога? Может ли верующий в Бога человек делать зло? Иосиф в Египте.
Жизнь евреев в Египте. Спасение младенца Моисея. Явление Бога Моисею при Неопалимой купине. Кто такой пророк? Чудеса истинные и ложные. Казни египетские. Исход из Египта. Пасха.
Синайское законодательство. Изъяснение первых четырех заповедей.
Изъяснение последних шести заповедей. Какая заповедь главная? Любить ближнего - исполнение всего Закона.
Ветхозаветная скиния - прообраз православного храма. Установление священства.
40-летнее странствование. Чудеса в пустыне, их духовный смысл. За что страдали в пустыне евреи? Что сначала: хлеб или слово Божие? Завоевание земли Обетованной - прообраз борьбы человека с грехом. Иисус Навин.
Судьи. Гедеон, Самсон, Самуил. Их служение. Суд совести.
История Руфи. Как хранить мир в семье?
Царь Саул. Источник власти. Как сохранить сердце чистым?
Давид и Голиаф. В чем сила Давида? Ослябя и Пересвет. «Нет больше той любви, как жизнь положить за други своя». Псалтирь. Иисус Христос из рода Давидова. Родословная Иисуса Христа.
Царь Соломон. Построение храма. Вера и мудрость. Знание и любовь. Притчи Соломона.
Разделение царства. Падение царств Израильского и Иудейского. Почему происходят разделения среди людей. К чему это приводит?
Пророческое служение. Пророки Илия, Елисей, Иона, Исайя.
Пророк Даниил. Отроки в печи вавилонской. Пророки о Пришествии в мир Иисуса Христа.
Возвращение иудеев из плена вавилонского. Построение второго храма.
Римское язычество. Духовно-нравственное состояние людей перед Пришествием Иисуса Христа. Всеобщее ожидание Искупителя. Древние религии.
Внешнее устройство храма. Особенности храмовой архитектуры. Церковь Покрова на Нерли. Правила поведения в храме.
Внутреннее устройство храма. Алтарь, иконостас. Обращение к священнослужителям (духовенству).
Дневной, недельный, годовой круг богослужений. Колокольный звон. Отражение годового круга богослужений в устроении жизни русского народа.
Богослужения. Всенощное бдение. Всенощная Рахманинова. Литургия, ее составляющие.
Монашество, его смысл. Монастыри. Троице-Сергиева Лавра.
Церковнославянский язык. Надстрочные знаки, знаки препинания. Слова под титлами.
Церковнославянский язык. Славянские числа. Чтение и разбор церковнославянских текстов.
Церковно-славянский язык. Чтение и разбор церковнославянских текстов.
Внеклассный урок. Посещение храма. Ознакомление с внешним и внутренним устройством храма.
Литература для учителя:
Афанасьева С. Ю. Основы христианской культурьт. Занятия для детей младшего возраста. 1-й и 2-й годы обучения. - Изд. Калининградско-Смоленской епархии РПЦ.
Берсенева Т. А, Рынкова В. А. Духовно-психическая безопасность личности. Пособие для учителей. - СПб., 2004.
Бородина А В. Основы православной культуры. Учебно-методическое пособие. - Мл Православная педагогика, 2004.
Воспитание здорового ребенка: традиции и современность. Сост. Илыощенков В. В., Берсенева Т. А - М.: Паломник;2004ч
Даули Т. Библейский атлас. М.: Российское библейское общество, 2002.
Закон Божий для семьи и школы со многими иллюстрациями. Сост. прот. Серафим Слободской. - Различные издания.
Коротких Сергей, священник. Основы православной культуры и нравственности. Ч. 1-2. - М., 2003.
Лоргус Андрей, священник; Дудко Михаил, священник. Книга о Церкви. -М.: Паломник» 1998.
"Макарова К В. Методические рекомендации преподавателю церковнославянского языка. - М.: Про-Пресс, 2003.
Основы православной культуры. Сост. Харитонова О. КУ Под ред. прот. Виктора Дорофеева, Книга для учителя. - М.: Издательский дом «Покров», 2002.
Православная культура в школе. Ежемесячные учебно-методические пособия. - М.: Издательский дом «Покров» 2003-2004.
Православная культура: концепции, учебные программы, библиография / Сост. Самогаев. Под общей ред. иером. Киприана (Ященко) и Л. Л. Шевченко. -М.: Издательский дом «Покров», 2003.
Литература для учащихся.
Горячева И. А. Церковно-славянские прописи и уроки орнамента. - М., Издательский совет РПЦ, 2003
Ганаго Б.А. Твой Ангел Хранитель.-Минск,2005
Давыдова Н. В. Евангелия и древнерусская литература. Учебное пособие для учащихся среднего возраста. - М.: МИРОС, 1993.
Давыдова Н. В. Мастера. Книга для чтения по истории православной культуры. - М.: Изд. дом «Покров», 2004.
Детям о Христе. - М.: Изд-во Московской Патриархии, «Ценгр Благо», 2000.
Евангелие для детей. - Киев, Почаевская Лавра.
Заравствуй, мир! Рабочая тетрадь-раскраска. Сост. Харитонова О. К. /Под ред. прот. Виктора Дорофеева. - М.: Изд. дом «Покров», 2002.
Иванов Петр, овщ. и др. Христианство и религии мира. - М.: Про-Преес, 2000.Книжки-раскраски из серии «Библейские сюжеты». - М.: Живоносный источник, 2002.
Кулаков А Е. Свет Вифлеемской звезды. Страницы истории христианства. - М.: III тысячелетие веры, надежды, любви. 1999.
Макардва Е. В. Прописи по церковно-славянскому языку.- М.: Про-Пресс; Православная педагогика, 2003.
Мороз Алексей,свящ.,БерсеневаТ.А. Уроки Добротолюбия/Учебное пособие для среднего школьного возраста. - СПб.: Сатись,,2004.
Плетнева А, А, Кравещаш А Г. Церковнр-славянскиЦ язык. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. - М.: ГОПО «Дерево добра», 2001.
Тесные врата. Сборник фильмов. 1,2. - М.: Студия «Неофит» Московского Данилова монастыря, 2003.
Шевченко Л. Л. Православная культура Экспериментальное учебное пособие. 2-й год обучения: В 2-х книгах. - М., Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества 2004.
Языкова И. Я. Богословие иконы. Учебное пособие, - М.: Изд-во общедоступного православного университета, 1995.
Янушкяейчене О. Л. Дерево Доброе. - М: Отдел религиозного образования и катехизации МП, 2004.
Конспект занятия кружка «Уроки нравственности»учителя начальных классовБыстровой И.Н.
Тема: « Вера, Надежда, Любовь в сердце
русского человека».
Цели:
познакомить с житием Великомучениц Веры, Надежды, Любови и Софии; дать первые представления и понятия о христианском образе жизни человека
Развивать речь, память, внимание, воображение, расширять словарный запас;
Воспитывать духовно-нравственные чувства, приобщать детей к духовно-нравственным идеалам, ценностям, нормам православной культуры, преемственность традиций образа, слова, души, уважительное отношения друг к другу , целостное восприятие окружающего мира.
Оборудование:
книга «Жития Святых.», икона «Великомученицы Вера, Надежда, Любовь и Софья», заготовки «цветов», магнитофон, запись церковного песнопения, цветные карандаши, фломастеры, краски, белая бумага.
Оформление:
На доске плакат: «Вера, Надежда и Любовь в сердце русского человека», «30 сентября», в центре икона, у доски стол, накрытый белой скатертью, на столе зажженная свеча, выставка книг.
Ход занятия.
Звучит запись колокольного звона.
Учитель:
- 30 сентября. Колокол зовёт православных людей в храм. Сегодня наша церковь отмечает день памяти Великомучениц Веры, Надежды, Любови и Софии.
Что говорит нам об этом Житие Святых?
При римском императоре Адриане во II веке жила в Риме христианина по имени София. Своих дочерей она назвала именами трёх христианских добродетелей: Верой, Надеждою и Любовью. София воспитывала дочерей своих в благочестии. По доносу они доставлены в Рим к императору Адриану. Отказавшись принести языческие жертвы, мученицы были подвергнуты жестоким пыткам, но Господь своей невидимой силой хранил их. Перенося невиданные муки, девы оставались непоколебимыми в вере. Софию подвергли иной тяжелой пытке - смотреть на страдания своих дочерей. Но она проявила необыкновенное мужество и всё время убеждала девиц вытерпеть мучения во имя Иисуса Христа. Святые мученицы Вера, Надежда и Любовь были обезглавлены.. София увезла тела своих
дочерей за город, похоронила и неотступно оставалась на их могиле; на третий день после того она сама скончалась.
- Те чувства, эмоции, которые у вас вызвало это жизнеописание, постарайтесь передать красками. ( Звучит музыка. Дети рисуют. Тот, кто справился с работой раньше других, читает Жития Святых.)
- Сегодня мы поговорим о том, что для русского человека значит Вера, Надежда, Любовь.
Вера ... Она живёт в каждом человеке, освещает дорогу жизни. С каждым шагом по этой дороге человек понимает, что Вера дарует Любовь и Надежду, делает мудрым и спасает.
- Чему доверяет ваше сердце?
- Во что верует душа?
Вера - твёрдое убеждение, полное признание.
-Почему вера рождает верность?
Иметь веру - значит доверять, вполне верить, твёрдо веровать.
- Давайте вспомним, как Вера в помощь Божью помогала православным русским людям в страшные годы войны.
( заранее подготовленное выступление детей о Дмитрии Донском, Минине и Пожарском, Суворове )
- А как вы понимаете значение слова «Надежда»?
- Почему нам всем нужна надежда?
-Почему терпение и надежда вместе идут?
-Начиная дело, ты надеешься на его успешное завершение. Иначе, зачем начинать? Обращаясь к другу, ты надеешься на понимание. Иначе к чему твои слова и мысли? Создавая хитроумный механизм, ты надеешься на признание. Иначе твоё изобретение бесплодно. Нам всем надежда - устремление к доброму исходу.
-А теперь поговорим о любви .
Любовь нужна всем, и дарить её можно родственникам и друзьям, знакомым и незнакомым, животным и растениям - всему, что нас окружает.
Любовь начинается с заботы о другом человеке, с приветливости и щедрости. Когда дарите людям свою любовь, то ваша душа становится богаче, сердечко ваше - тёплым и отзывчивым.
- Как любовь соединяет, жалеет, терпит?
-Когда вы чувствуете, что любите, то как это проявляется?
Мы проявляем свою любовь с помощью:
-действий (помогаем, обнимаем ...);
-слов
-мыслей
-Говорят, что, когда любовь приходит в сердце, расцветают цветы... Давайте постараемся, чтобы и у нас в классе после такого замечательного разговора появились цветы. Мы разобьёмся на три группы.
( каждая группа образует « круг» )
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415Каждая группа оформит свой цветок.1-я группа - «Вера», 2-я группа- «Надежда», 3-я группа- «Любовь». В группе вы обсудите, какие слова можно написать на лепестках ваших цветов, какие цвета вы возьмёте для оформления.
( во время работы звучит запись церковного песнопения.)
Ученики подбирают слова к своему понятию.
Например: вера- верность, поверить, доверие, доверительный и т.д.
Готовые работы вывешиваются на доску. Группы объясняют, почему именно эти слова они подобрали для своего цветка.
- ВЕРА, НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ. Эти слова издавна близки и дороги русским людям, неслучайно во многих семьях есть женщины с такими именами. У них сегодня - именины. Постарайтесь поздравить их от чистого сердца. Для именинников приготовим маленькие подарки-цветы.
-Наше занятие подходит к концу. Пусть каждому из нас в жизни сопутствуют ВЕРА, НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ.
Плыви за солнцем ВЕРЫ,
Семья - корабль ЛЮБВИ,
Под парусом НАДЕЖДЫ
В житейском море ты.
( Из песни «Семья России». Слова Р. Ипатовой)
13PAGE 15
13PAGE 14115
фотографии 37715