Конспект урока литературного чтения на тему Н.А.Некрасов Славная осень!.., Не ветер бушует над бором… (3 класс)


Тема: Н.А.Некрасов «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором…»
Цели: - познакомить учащихся с жизнью и творчеством Н.А.Некрасова, с его стихотворениями «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором…»;- продолжить формировать навыки осмысленного чтения целыми словами, учить сравнивать, сопоставлять;- развивать навыки чтения, память, речь, мышление, воображение, умение анализировать и обобщать;- воспитывать любовь к природе, к родному краю. Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать стихотворение, передавая с помощью интонации настроение поэта; различать стихотворный и прозаический тексты; наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, объяснять интересные выражения в лирическом тексте; наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова.
Тип урока: комбинированныйОборудование: карточки для речевой разминки, сборники стихов Н.А.Некрасова, его портрет.
Ход урока.
1. Орг. момент.- Я внимателен.
- Я многое знаю.
- У меня все получится
2. Речевая разминка.- Прочитайте стихотворение способом «птичий базар».
Под ногами в листопад
Листья жёлтые летят,
А под листьями шуршат
Шурш, Шуршиха и Шуршонок –
Папа, мама и ребенок.
В. Голяховский.
- Какие слова выдумал автор?
- Как нужно произнести эти слова?
- Какой звук нужно для этого выделить? (Звук [Ш])
- Прочитаем стихотворение медленно, с ускорением, быстро, скороговоркой. А теперь прочитайте стихотворение выразительно.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с произведениями Н.Некрасова «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором ...»3.Актуализация знаний. Введение в тему.
Беседа о стихотворении В.Голяховского.
- О каком времени года говорится в этом стихотворении?
- А вы любите осень? Чем она вам нравится?
- Какие стихи об осени вы помните наизусть?
- Расшифруйте, что здесь написано.
ЙАЛОКИН ЧИВЕЕСКЕЛА ВОСАРКЕН(Николай Алексеевич Некрасов)
- Что вы знаете об этом писателе? Читали ли вы его произведения?
- Определите тему и цели урока.
4. Работа по теме урока.
1) Стихотворение «Славная осень!...» Сегодня мы с вами ознакомимся еще с одним стихотворением, посвященным этому времени года.
Чтение стихотворение «Славная осень!..» Н.А. Некрасова. (Учитель)
- Какое настроение возникло у вас, когда я читала это стихотворение?
- Перечитайте стихотворение. Найдите в нем сравнения. (Дети читают стихотворение)
- Итак, какие сравнения вы нашли и как они помогают изобразить лед на речке, опавшие листья, осень? (Лед поэт сравнивает с тающим сахаром. Около леса — опавшая листва, как мягкая постель. Листья лежат, как ковер.)- Как автор называет осень, с какой интонацией? (Он называет ее славной, с восклицательной интонацией. Автор восхищается осенью. Даже повторяет это слово дважды.)- А теперь прочитайте стихотворение выразительно.
5. Гимнастика для глаз
- Найдите глазами в классе сосульку, елку, снежинку. Посмотрите сначала на снежинку, затем на сосульку и т. д. 6. Рассказ о жизни и творчестве Н.А.Некрасова.
-Ребята, давайте совершим небольшое путешествие в прошлое, когда жил Николай Алексеевич Некрасов. Он родился в 1821 году (умер 1877), в богатой семье. Но детство его было невеселым. Отца его, грубого и жестокого человека, прозвали «диким барином». Он обижал не только принадлежавших ему крестьян, но и своих домашних. Мальчик часто видел слезы на глазах матери, любил ее и жалел. Ей он написал в семь лет свои первые стихи.Упорство и настойчивость помогли Некрасову справиться с трудностями. Он стал настоящим поэтом. А главной темой его стихов стала жизнь русского народа. - Некрасов любил и восхищался русской природой. Однажды зимним днем, он отравился на прогулку в сосновый бор и увидел красоту русской природы. Лесные тропы занесло снегом. Сосны стояли в пушистых нарядах, на дубах и других деревьях были красивые узоры. Реки сковало льдом. Это воевода – мороз постарался. Он дозором обошел все свои владения, проверил все ли в порядке.- Восхищенный красотой русской зимы Некрасов написал стихотворение «Не ветер бушует над бором »
7. Чтение стихотворения «Не ветер бушует над бором...»- Рассмотрите иллюстрацию к стихотворению на с. 169. Как вы думаете, о чем это стихотворение? На какую оно тему? (Я думаю, что это стихотворение о зиме.)
(Чтение стихотворения учителем.)
8.Физминутка «Танец снеговиков»9. Работа после чтения
- Понравилось ли вам стихотворение? (Высказывания детей.)
- Что-нибудь оно вам напоминает? (Да, это стихотворение похоже на сказку про Мороза.)
- Найдите сходство со сказкой. (Мороз здесь показан как живой - «идет - по деревьям шагает, трещит по замерзлой воде». Он властвует над природой, а она подчиняется ему. Мороз даже поет хвастливую песню.)- Кто такой Мороз-воевода? (Это Мороз-богатырь с косматой бородой.)
- Представьте себе такую картину: деревья убираются инеем, снегом, ветки их свешиваются и напоминают косматую бороду, в которой блестят, переливаются на солнце снежинки,
- Найдите значение слова «палица».
Палица - старинное оружие - тяжелая дубинка с утолщенным концом.
- Прочитайте, как покоряется Морозу природа. (Примерный ответ. Морозу подчиняется все — «метели, снега и туманы покорны морозу всегда». Это его воины, он кажется нам всемогущим владыкой. Он все может: «Пойду на моря – окияны, построю дворцы изо льда», «задумаю — реки большие надолго упрячу под гнет», «построю мосты ледяные, каких не построит народ».)- Чем же отличается образ Мороза у Н. Некрасова от образа в русских сказках? (Примерный ответ. В сказке Мороз добрый и справедливый, может пожалеть, может наказать. Он сильный и богатый. А в стихотворении у Н. Некрасова он всесильный богатырь с косматой бородой. Автор называет его не Морозко, не Дед Мороз, а Мороз-воевода.)- Прочтите выразительно хвастливую песенку Мороза так, чтобы ваши друзья ощутили его силу и власть.
10. Рефлексия.
- Понравился ли вам сегодняшний урок?
- Чем он вам запомнится?
11. Подведение итогов урока.
- С творчеством какого писателя познакомились на уроке?
- Какое стихотворение произвело на вас большее впечатление?
11. Домашнее задание.
Выучить стихотворение «Не ветер бушует над бором…» наизусть.