Конспект урока «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку ( задание 15.3)»
КОНСПЕКТ УРОКА русского языка в 9 классе
«Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку ( задание 15.3)»
Провела учитель русского языка и литературы Харатян Э.Г.
Цель урока: сформировать у школьников навыки написания сочинения - рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 15.3).
Цель:
- выявление умения учащихся понимать основную мысль прочитанного текста, выражать свою точку зрения на освещаемую тему, приводить аргументы.
- усвоение учащимися одного из основных нравственных принципов, которым должны руководствоваться все люди, формирование культуры ведения беседы.
Задачи:
1)образовательные: расширение и углубление знаний по культуре речи; предупреждение орфографических ошибок, умение самостоятельно создавать собственное высказывание, обладающее всеми признаками текста, то есть смысловой цельностью и структурной связностью;
2)развивающие: развитие творческой, речевой и мыслительной активности, формирование умения выражать личностно-эмоциональное отношение к теме;
3)воспитательные: формирование таких нравственных качеств учащихся,
как милосердие, отзывчивость, человечность.
Методы обучения: проблемно-поисковый, сравнительный анализ информации.
Организационные формы: беседа, приёмы активизации мыслительной деятельности: анализ учебной информации, раскрытие межпредметных связей между русским языком, литературой. Заключительным этапом урока стала рефлексия.
Приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся: анализ учебной информации, раскрытие межпредметных связей между русским языком, историей, литературой. Анализ текста, составление алгоритма написания сочинения-рассуждения задания 15.3
Основные особенности использования цифровых образовательных ресурсов: иллюстративные материалы интернет-ресурсов, содержащие справочные данные и иллюстративный материал по данной теме;
Ход урока.
I. Организационный момент.
1. Приветствие учащихся. Формулирование целей и задач урока.
2. Запись даты, темы урока в тетрадь.
3. Словарная работа: человек, человечный, человечность
II. Работа над построением сочинения - рассуждения.
1.Повторение теории.
Цель нашего урока – написать сочинение-рассуждение на морально-этическую тему (задание 15.3).
Давайте вспомним особенности жанра сочинения-рассуждения.
Определение типа речи сочинение-рассуждение.
Рассуждение — это тип речи, в котором автор размышляет, обдумывает что-то, стараясь при этом установить причинно-следственные связи между явлениями и приходить к какому-либо выводу, суждению.
Способность думать, рассуждать, размышлять, объяснять — основа учения. Текст-рассуждение обобщает наши наблюдения, мысли, знания. Таким образом, основная коммуникативная цель рассуждения — убедить, объяснить.
Какова схема построения сочинения-рассуждения ( композиция) ?
Сочинение-рассуждение имеет такую композицию:
Тезис (утверждение, положение).
Аргументы (факты, доказательства)
Вывод.
Обращаю внимание учащихся на то, что сочинение должно иметь 4 абзаца, так как в сочинении два аргумента, которые оформляются в разные абзацы.
4. Что такое тезис, аргументы, вывод?
Тезис – это мысль, положение, утверждение, которое требуется доказать.
Аргументы – это доказательства, факты, подтверждающие выдвинутый тезис.
Вывод – это заключение, итог проведённого рассуждения. (Следовательно, таким образом, поэтому).
ФИЗМИНУТКА.
III. Чтение текста и анализ задания.
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КОРИДОР
1)Это было в сорок первом году. 2)Темная и суровая Москва, спасая нас, детей, от войны, погрузила в поезда и отправила в Сибирь. 3)Мы ехали медленно, задыхаясь от недостатка кислорода и страдая от голода. 4)В Челябинске нас высадили и повели на вокзал. 5)Была ночь.
6)— Здесь есть пища, — сказал Николай Петрович, сутулый, желтый от болезни человек.
7)Вокзал хлестанул по глазам ярким светом. 8)Но скоро мы увидели и другое. 9)Многотысячная толпа беженцев осаждала единственный ресторан. 10)Там, как нам казалось, шевелилось что-то черное, и ухало, и кричало.11) Ближе к нам, прямо на рельсах, стояли, сидели, лежали люди. 12)Здесь начиналась очередь.13)Мы стояли и смотрели на окна. 14)Там было тепло, там раздавали людям горячую, дымящуюся жизнь, наполняя ею тарелки. 15)Потом встал наш Николай Петрович на ящик и что-то закричал. 16)И нам было видно, как он нервно вздергивает острые плечи. 17)И голос у него слабый, голос чахоточного человека. 18)Кто из этих голодающих, сутками простаивающих беженцев сможет его услышать?..
19)А люди вдруг зашевелились. 20)Они подались назад, и маленькая трещинка расколола черную толпу. 21)А потом мы увидели еще: какие-то люди взялись за руки и образовали коридор. 22)Человеческий коридор...23)Я потом побродил немало, но всегда мне казалось, что я не перестаю шагать этим человеческим коридором. 24)А тогда — мы шли через него, качающийся, живой, трудный.25)И мы не видели лиц, просто стена больших и верных людей. 26)И яркий свет вдали. 27)Свет, где нам было очень тепло, где и нам отвалили по целой порции жизни, горячей жизни, наполнив ею до краев дымящиеся тарелки. (А. Приставкин)
Анатолий Игнатьевич Приставкин (1931-2008)-русский писатель, общественный деятель. Широкую известность А. Приставкину принесла повесть «Ночевала тучка золотая…»(1987), поднимающая важные нравственные проблемы – война, детство, жестокость мира и людей.
15.3. Как Вы понимаете значение слова ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое человечность?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2(два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй - из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полостью переписанный текст, без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
IV. Работа над построением сочинения - рассуждения
Работа с классом:
1. Как вы понимаете значение слова человечный? Дайте определение.
2. Какое толкование этому слову дает Словарь русского языка под ред. С.И.Ожегова?
Человечный – достойный человека, отзывчивый, гуманный.
3.А что же такое ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ?
ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ - это милосердие, сострадание, сопереживание, сочувствие, желание помочь другому бескорыстно.
Далее идет комментарий к тезису. Комментарий к тезису – 2-3 предложения, содержащие Ваши размышления в соответствии с заявленным тезисом.
После собеседования учащиеся приходят к выводу, что люди бывают агрессивными, жестокими, равнодушными, чёрствыми, забывают о человечности. Такого быть не должно!
Комментарий должен быть логически связан с дальнейшими аргументами и примерами из текста и вашего жизненного опыта.
Хочу обратить внимание на те клише, которые могут быть использованы при написании сочинении, чтобы части сочинения были логически связаны:
Приведу два примера-аргумента, подтверждающих мою мысль…
Попробую доказать свою мысль аргументами…
Продемонстрируем… Подтвердим.. Проиллюстрируем…
Орфографическая работа: милосердие, сострадание, сопереживание, сочувствие, желание помочь другому бескорыстно.
Аргументы. Аргументируя свой тезис, приведите два примера, подтверждающих ваши рассуждения.
1-й аргумент (оформляется во втором абзаце) - из прочитанного текста А. Приставкина.
(На каком примере А.Приставкин рассматривает это нравственное качество?)
Обратите внимание на то, что сочинение не должно представлять собой пересказанный или полностью переписанный текст без каких бы то ни было комментариев!
Первый аргумент можно ввести, используя вводное слова, указывающее на порядок мыслей.
Во-первых, …
2-й аргумент(третий абзац) - из Вашего жизненного опыта (примеры из художественной литературы; жизненные наблюдения; из истории города, страны; истории из жизни известных людей или Ваших знакомых, из Вашей жизни, сведения из СМИ и т.п.).
Слово учителя: В данном сочинении 2-м аргументом может служить пример из художественной литературы. Назовите эти произведения?
(Учащиеся называют произведения В.Астафьева «Гуси в полынье»», М.Шолохова« Судьба человека», В. Короленко «Дети подземелья», Л.Толстого «Кавказский пленник», В. Распутин «Уроки французского», а также приводят примеры из жизни)Просмотр фрагмента из к/ф «Чем люди живы». Собеседование с классом.
Для того чтобы включение примеров не нарушало требование связности, можно использовать следующие речевые клише:
Во-вторых, …
В качестве второго аргумента я хотел привести пример …
Вывод к сочинению (четвертый абзац) – это общий итог, подтверждающий выдвинутый тезис, без него рассуждение будет незаконченным.
Чему учит нас этот текст? Над чем заставляет задуматься?
Речевые клише:
Следовательно, …
Таким образом,…
Поэтому…
Итак…
Вывод должен быть связан по смыслу с тезисом. Главное оставаться Человеком в любой ситуации. Милосердие, сострадание – это основа нашей жизни.
V. Домашнее задание: написать сочинение – рассуждение на морально – этическую тему (15.3) по предложенному тексту А. Приставкина.
Примерный вариант сочинения – рассуждения на морально-этическую тему. 15.3
Человечность – это проявление сострадания, милосердия, сочувствия, желание бескорыстно помочь другому. К сожалению, люди часто забывают о человечности и часто бывают агрессивными, жестокими, равнодушными, чёрствыми. А такого быть не должно! Аргументируя свой ответ, приведу два примера, подтверждающих мои рассуждения.
Во-первых, в тексте А. Приставкина, рассказывается о людях, проявивших сострадание и сочувствие к детям – сиротам из детского дома, уступив им свою очередь за едой. Такой поступок вызывает восхищение, уважение и, безусловно, является проявлением благородности.
Во-вторых, на уроках литературы мы читали и обсуждали рассказ М.Шолохова «Судьба человека», в котором говорится о солдате, побывавшем в немецком плену и потерявшем на войне всю свою семью. Но Андрей Соколов не ожесточился сердцем и усыновил чужого мальчика. Такой поступок является ярким примером человечности и великодушия.
Итак, человечность – это нравственная основа нашей жизни. Все мы должны помнить, что человек жив не заботой о себе, а любовью и состраданием.
Анализ урока Харатян Э.Г..
29 января 2016 года в МБОУ гимназии №11 г. Пятигорска в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку состоялся урок в 9 классе по теме «Сочинение-рассуждение на морально – этическую тему. 15.3», который подготовила и провела учитель русского языка и литературы Харатян Э.Г. В связи с новыми изменениями в контрольно-измерительных материалах основного государственного экзамена по русскому языку, особенно в части 3 - сочинение-рассуждение по прочитанному тексту, возникла необходимость подготовки к данному виду работы.
Целью урока было выявление умения учащихся понимать основную мысль прочитанного текста, выражать свою точку зрения на освещаемую тему, приводить аргументы. Во время проведения занятия учителем были поставлены следующие задачи:
1)образовательные: расширение и углубление знаний по культуре речи; предупреждение орфографических ошибок, умение самостоятельно создавать собственное высказывание, обладающее всеми признаками текста, то есть смысловой цельностью и структурной связностью;
2)развивающие: развитие творческой, речевой и мыслительной активности, формирование умения выражать личностно-эмоциональное отношение к теме;
3)воспитательные: формирование таких нравственных качеств учащихся,
как милосердие, отзывчивость, человечность.
Учащиеся проводили анализ текста, выбирали и обобщали всю информацию, приводили аргументы из русской классической литературы.
Триединые задачи, сформулированные к уроку, позволили сформировать у обучающихся навыки написания сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3).На уроке имели место следующие формы организации учебно-познавательной деятельности обучающихся: беседа, приёмы активизации мыслительной деятельности: анализ учебной информации, раскрытие межпредметных связей между русским языком, литературой. Заключительным этапом урока стала рефлексия. Был сделан общий вывод об усвоении нового материала и о том, где и как могут в дальнейшем полученные знания использованы учащимися.
Следует отметить, что именно все приобретённые умения и навыки являются основополагающими для ФГОС основного общего образования.
Присутствующие на мероприятии педагоги школы отметили планомерную работу учителя по подготовке учащихся 9-го класса к будущему экзамену, что было хорошо заметно по активной работе учащихся.