Методический материал УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ СТРАТЕГИИ И ТАКТИКИ В ДЕЙСТВИИ. УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ КАЛЕЙДОСКОП ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ПЕДКОЛЛЕКТИВА


УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ СТРАТЕГИИ И ТАКТИКИ В ДЕЙСТВИИ
-961390348615УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ КАЛЕЙДОСКОП
ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ УПРАВЛЕНИЯ
РАЗВИТИЕМ ПЕДКОЛЛЕКТИВА
Т.В. Анохина,
директор МОШ І-ІІІ ступеней № 22
имени Маршала Сергеева
Кто не хочет учиться, не должен и учить
Б.Брехт
Актуальность темы
Приоритетным направлением современного образования является модернизация образования для повышения его доступности, качества и эффективности. Это предполагает значительное обновление содержания образования. Необходимость постоянно поддерживать и поднимать уровень конкурентоспособности образовательной организации, заставляет руководителей образования осваивать современные инструменты управления, позволяющие совершенствовать качество образования выпускников, качество процессов обучения, систем управления. Движущей силой вектора развития школы, образовательной инноватики является субъект – субъектная парадигма. Участники образовательного процесса рассматриваются нами как активные соучастники, стремящиеся к взаимообогащению и взаиморазвитию с учетом особенностей каждого. 
Для достижения оптимального уровня качества образования в школе создана модель эффективного образовательного пространства. Одной из составляющих этой модели является инновационная деятельность образовательной организации. (Слайд 6)
Административная команда школы осуществляет системно-деятельностный подход в таком системообразующем компоненте деятельности школы как управление профессиональным развитием педагогов. Планируя конкретное содержание управленческой деятельности, осуществлено внедрение модели единой системы ВШК.
Поставлены следующие задачи:
1. Ликвидация профессиональных дефицитов в деятельности педагога
2. Использование средств и ресурсов информационно-образовательной среды школы
3. Организация системного сотрудничества педагогов на уровне структурных подразделений школы. «Точки роста»
4. Актуализация методологической задачи обеспечения качества образования, реализуемого использованием СДП
5. Работа по овладению УУД обучающимися (Слайд 9)
Принципы реализации
Принцип деятельности, предполагающий деятельностный режим работы педагогов на мастер-классах, в рефлексивных проектно-педагогических мастерских, проектных семинарах, тренингах, через проведение открытых уроков с их последующим анализом и самоанализом.
Принцип непрерывности, предоставляющий возможность для постоянного и непрерывного саморазвития и самореализации.
Принцип минимакса и адресности, возможность выбора педагогом форм, технологий, собственной траектории развития в зависимости от профессионального развития, интересов.
Интеграция контроля, аттестации и дополнительного профессионального образования педагогических кадров в системе ВШК – это пример укрупнения информационно-аналитической базы, функций, форм, методов, организационной структуры управленческой деятельности.
В своей работе администрация школы использует следующие инновационные формы и методы управления: бенчмаркинг, геймификация, проектная технология, ИКТ, партисипативное управление.
Одним из инновационных форм управления является бенчмаркинг. Термин «бенчмаркинг» произошел от английского слова benchmark («начало отсчета», эталонное сравнение, критерий). Бенчмаркинг представляет собой систематическую деятельность, направленную на поиск, оценку и учебу на лучших примерах ведения дел. В своей работе администрация школы использует функциональный (отраслевой) и внутренний виды бенчмаркинга.
Цели бенчмаркинга:
повышение эффективности деятельности образовательной организации;
ускорение процесса изменений в управлении;
постановка гибких целей;
осуществление инновационных процессов;
создание духа единой творческой команды;
расширение профессионального кругозора;
осознание и внедрение достижений психолого-педагогической науки. Бенчмаркинг дает возможность:
- «увидеть себя со стороны» — объективно проанализировать свои сильные и слабые стороны;
- почерпнуть новые идеи как в организации учебного процесса, так и в области маркетинга образовательных услуг;
- открывает возможность перейти к планированию на основе анализа лучших показателей.
Бенчмаркинг - это метод, который вовлекает всю организацию учебно-воспитательного процесса в поиск лучших практик: выявить, что сделано лучше всего и как это достигнуто. Это стандартизованный метод получения данных способом, который позволяет осуществлять сравнение деятельности учителей школы, программ, а также других образовательных организаций с целью внедрения передового педагогического опыта. Бенчмаркинг деятельности педагогического коллектива - это непрерывный процесс повышения квалификации и объективной аттестации каждого через систему эффективного внедрения инновационных педагогических технологий; формирование профессиональной компетентности. Данный метод позволил проанализировать уровень развития нашего педагогического коллектива, каждого педагога путем анализа его деятельности, проведения мониторингов обучения, воспитания, сравнения результатов деятельности.
Интерактивной формой работы с коллективом является геймификация. Основной идеей геймификации является привнесение методов компьютерных игр и механик в неигровую среду. Это метод обучения наиболее близок к реальной профессиональной деятельности учителя. Являясь моделью реальной организации, геймификация дает возможность продемонстрировать участникам, к каким конечным результатам приведут их решения и действия. Простые, понятные, не слишком жесткие правила дают возможность достижения «победы». Играя, мы вовлекаемся все больше, чувствуем удовлетворение от достигнутого, и, следовательно, чаще готовы предпринять «лишние шаги», добавить инновации в работу, искать новые результативные технологии. В условиях деловых игр создаются благоприятные возможности включения участников в творческие и эмоциональные отношения, моделируются деятельностные отношения в школе. В игре происходит быстрое пополнение знаний до необходимого минимума, практическое освоение навыков проведения расчетов, принятие решений в условиях реального взаимодействия с партнерами.
Администрация школы приняла участие в Республиканском конкурсе для руководителей общеобразовательных учебных заведений «Управленческая гейм-технология». Школа стала победителем Республиканского конкурса, директор школы Анохина Т.В. и заместитель директора по УВР Сезонова Л.В. награждены Дипломом II степени.
Объективная необходимость современного образования – внедрение новых технологий. Особое место среди них занимает технология проектирования. Проектная деятельность школы осуществляется на республиканском, городском, школьном уровнях. В рамках ІV Международной выставки «Современные учреждения образования – 2013» школа стала победителем, награждена Золотой медалью.
Администрация, учителя школы презентовали опыт внедрения проектной технологии, интерактивных методов обучения на виртуальной выставке – презентации «Современное образование в Донецкой Народной Республике – 2016». По итогам конкурса школа стала лауреатом, награждена Дипломом ІІІ степени в номинации «Новатор образовательных инициатив ДНР 2016». Школа принимает участие в городском методическом проекте «Инновационная школа». Творческой группой школы был разработан локальный проект «Инновационная образовательная среда школы»
Продолжается экспериментальная работа (Республиканский уровень) стажировочной площадки на базе школы «Оптимизация инклюзивного образовательного пространства в контексте системно - деятельностного подхода». Реализуется проект «Модель интегрированного (инклюзивного) образования детей с ОВЗ «ШКОЛА ТОЛЕРАНТНОСТИ». (Слайд 32, 33). С целью обеспечения равного доступа к качественному образованию был открыт класс с инклюзивной формой обучения.
ИКТ широко применяется при подготовке и проведении педсоветов, семинаров, анкетировании, тестировании учителей, проведении мониторингов качества учебных достижений обучающихся и педагогов. Подготовка организационно-методической и справочной информации, обеспечивающей деятельность классных руководителей и учителей- предметников в организации учебно-воспитательного процесса, дистанционного обучения проводится за счет Интернет-ресурсов. С помощью ИКТ библиотека школы ведет электронную базу данных – электронный каталог, ведется анализ справок, мониторинг по обеспеченности учебниками и сохранению книжного фонда.
Партисипативное управление обеспечивает частичную передачу управленческих функций участникам учебно-воспитательного процесса, расширению их полномочий в деятельности школы.
Анализ деятельности, а также состояние системы управления развитием коллектива показали стабильность в реализации целей и задач школы.
Наиболее успешными показателями в управлении коллективом можно обозначить следующие:
- сложившийся стабильный коллектив;
- рост компетентности, профессионализма учителя; (слайд 35)
- рост качества учебных достижений школьников; (слайд 36)
- результативность участия педагогов в конкурсах профессионального мастерства; (слайд 37)
- результативность участия школьников в конкурсах различных уровней, предметных олимпиадах, МАН. (слайд 38, 39)
Таким образом, опытные педагогические кадры, организация качественного методического и научного сопровождения учебного процесса, четкая система управленческих мер инновационного характера, все эти факторы во взаимодействии работают на формирование новой образовательной среды школы, развитие педагогического коллектива.