Рабочая программа по математике 1 класс


СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
_________С.П. Кирдяпкина _________Н.М. Новикова
Зам. директора по УВР Директор АНОО «Ломоносовская
школа - Зелёный мыс»
« ___» ________ 2015 г. « ___» ________ 2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Бибиковой Ирины Николаевны
по учебному курсу «Математика»
1 класс

Рассмотрено на заседании МО
протокол № __ от « __» августа 2015 г.
Руководитель МО ________ С.П. Кирдяпкина2015 – 2016 учебный год
Рабочая программа
по учебному курсу «Математика»
ступень обучения (класс): начальное общее образование, 1 класс
количество часов: 4 часа в неделю, всего 132 часа
уровень: базовый
Программа разработана на основе Федерального Государственного стандарта второго поколения, примерной программы начального общего образования и авторской программы  Л.Г Петерсон образовательной системы «Школа 2000…»
Составитель: учитель начальных классов высшей квалификационной категории Бибикова Ирина Николаевна
Пояснительная записка
        Рабочая программа направлена на формирование универсальных учебных действий: личностных, коммуникативных, познавательных  и регулятивных, которые  обеспечивают реализацию основного, деятельностного метода образовательной системы Л.Г. Петерсон.
              Цель программы:
- формирование у учащихся основ умения учиться;
- развитие мышления, интереса к математике, качеств личности;
 - создание для каждого ребёнка возможности высокого уровня математической подготовки.
              Задачи:
   - формирование у учащихся способностей к организации своей учебной деятельности посредством освоения личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий;
  - приобретение основ самостоятельной математической деятельности по получению нового знания и его применения;
 - формирование логического и алгоритмического мышления;
 - духовно-нравственное развитие личности, с учётом специфики начального этапа обучения математики;
  - формирование математического языка;
  - создание здоровьесберегающей информационно-образовательной среды.
           Учебно-методический комплект:
-Петерсон Л.Г. Математика: программа начальной школы 1-4 «Учусь учиться»
-Петерсон Л.Г. Математика «Учусь учиться». Учебник: 1 класс. В 3 частях. М.: Ювента 2013.
-Петерсон Л.Г.Самостоятельные и контрольные работы для начальной школы. 1 класс. В 2 частях, М.: Ювента 2012 г.
-Петерсон Л.Г., Кубышева М.А. Рабочая тетрадь по математике в 3-х частях
  М.: Ювента 2013 г.
-Петерсон Л.Г  Математика: 1 класс. Методические рекомендации для учителя.     2013 г.
                     
Общая характеристика учебного предмета     
            Педагогическим инструментом  реализации поставленных целей и задач в курсе математики является дидактическая система деятельностного метода «Школа 2000…». Суть её заключается в том, что учащиеся не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной учебной деятельности. В результате школьники приобретают личный опыт математической деятельности и осваивают систему знаний по математике, лежащих в основе современной научной картины мира. Главное, они усваивают весь комплекс универсальных учебных действий, определенный ФГОС, и умение учиться в целом.    
            Создание информационно-образовательной среды осуществляется на основе                принципа минимакса, как одного из основных в данной образовательной системе.  Суть его заключается в том, что  ученик имеет возможность усвоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемой ближайшей зоной развития возрастной группы) и обеспечивает при этом его усвоение на социально безопасном минимуме (федерального государственного стандарта).                                                                                             Содержание и последовательность изучения курса математики основано на системе    начальных математических понятий, построенной Н.Я. Виленкиным, и обеспечивает преемственность основных содержательно-методических линий  с 1 по 9 класс: числовой, алгебраической, геометрической, логической, анализа данных, текстовых задач.
            В 1 классе числовая линия вводится на основе счета предметов (элементов множества), разбиения множеств и величин на части, взаимосвязи целого и частей. Установленные  закономерности становятся затем основой формирования прочных вычислительных навыков и обучения их решению уравнений и текстовых задач.
Алгебраическая линия неразрывно связана с числовой. Учащиеся записывают выражения с помощью буквенной символики, что помогает им структурировать изучаемый материал, выявлять сходства, различия, аналогии.
           Программа изучения геометрической линии в 1 классе предусматривает знакомство с плоскими и пространственными фигурами: квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, куб, параллелепипед, цилиндр, пирамида, шар, конус. Учащиеся знакомятся с абстрактными понятиями, как точка, прямая, луч, отрезок, ломаная, область и граница, овладевают измерительным прибором – линейка.  В рамках логической линии первоклассники учатся анализировать, сравнивать, обобщать, что способствует развитию памяти, воображения, речи, логического мышления. Учащиеся осваивают математический язык, проверяют истинность высказываний.
           Линия анализа данных формирует у учащихся информационную грамотность, умение получать информацию из наблюдений, бесед, справочников.
           В рамках линии текстовых задач учащиеся  1 класса овладевают различными видами математической деятельности, осознают практическую значимость математики.
           Система подбора и расположения задач создаёт возможность для их сравнения, выявления сходства и различия имеющихся взаимосвязей (взаимно обратные задачи, задачи одинакового вида).
Место учебного предмета, курса в учебном плане
           Программа учебного предмета «Математика» рассчитана на 132 часа (4 часа в неделю). Темы уроков сформулированы согласно  авторским рекомендациям для учителя. Каждый четвертый урок в первой четверти проводится в игровой форме (урок-игра, урок-викторина, урок-экскурсия).
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Структура уроков по ТДМ, на которых учащиеся открывают новое знание, имеет вид: 1. Мотивация к учебной деятельности. Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащихся в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью организуется их мотивирование на основе механизма «надо» − «хочу» − «могу». 2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. На данном этапе организуется подготовка учащихся к открытию нового знания, выполнение ими пробного учебного действия, фиксация индивидуального затруднения. Завершение этапа связано с организацией обдумывания учащимися возникшей проблемной ситуации. 3. Выявление места и причины затруднения. На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины возникшего затруднения на основе анализа проблемной ситуации. 4. Построение проекта выхода из затруднения. Учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель, формулируют тему, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства. Этим процессом руководит учитель. 5. Реализация построенного проекта. На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется вербально и знаково (в форме эталона). Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего затруднения. 6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в парах, в группах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух. 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется рефлексия хода реализации построенного проекта и контрольных процедур. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность. 8. Включение в систему знаний и повторение. На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Таким образом, происходит, с одной стороны, формирование навыка применения изученных способов действий, а с другой – подготовка к введению в будущем следующих тем. 9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока). На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся поставленная цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности. Данная структура урока может быть представлена следующей схемой, позволяющей в наглядном виде соотнести этапы урока по ТДМ с методом рефлексивной самоорганизации. Помимо уроков открытия нового знания, выделяются уроки других типов в зависимости от целей:
- рефлексии, где учащиеся закрепляют свое умение применять новые способы действий в нестандартных условиях, учатся самостоятельно выявлять и исправлять свои ошибки, корректируют свою учебную деятельность;
- обучающего контроля, на которых учащиеся учатся контролировать результаты своей учебной деятельности;
- уроки систематизации знаний, предполагающие структурирование и систематизацию знаний по изучаемым предметам. Все уроки также строятся на основе метода рефлексивной самоорганизации, что обеспечивает возможность системного выполнения каждым ребенком всего комплекса личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий, предусмотренных ФГОС. Технология деятельностного метода обучения может использоваться в образовательном процессе на разных уровнях в зависимости от предметного содержания урока, поставленных дидактических задач и уровня освоения учителем метода рефлексивной самоорганизации: базовом, технологическом и системно-технологическом.
Содержание учебного предмета
       Числа и арифметические действия с ними (70 ч.)
   Группы предметов или фигур, обладающие общим свойством. Составление группы
предметов по заданному свойству (признаку). Выделение части группы.
   Сравнение групп предметов с помощью составления пар: больше, меньше, столько же, больше (на)… Порядок.
    Соединение групп предметов в одно целое (сложение). Удаление части группы предметов (вычитание). Переместительное свойство сложения групп предметов. Связь между сложением и вычитанием групп предметов.
    Аналогия сравнения, сложения ,вычитания групп предметов со сравнением, сложением, вычитанием величин.
    Число как результат счета предметов и как результат измерения величин.
    Название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 9. Наглядное изображение чисел совокупностями точек, костями домино, точками на числовом отрезке и.т.д. Предыдущее и последующее число. Количественный и порядковый счет. Чтение, запись и сравнение чисел с помощью знаков «=», «<», «>».    Сложение и вычитание чисел. Знаки сложения и вычитания. Название компонентов сложения и вычитания. Наглядное изображение сложения и вычитания с помощью групп предметов и на числовом отрезке. Связь между сложением и вычитанием. Зависимость результатов сложения и вычитания от изменения компонентов. Разностное сравнение чисел (больше на…, меньше на…,). Нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого.
     Состав чисел от 1 до 9. Сложение и вычитание в пределах 9. Таблица сложения и вычитания в пределах 9 («треугольная»).
     Римские цифры. Алфавитная нумерация. «Волшебные» числа.
     Число и цифра 0. Сравнение, сложение и вычитание с 0.
     Число 10,его обозначение, место в числовом ряду, состав. Сложение и вычитание в пределах 10.  
     Монеты 1к., 5к., 10к., 1р., 2р., 5р., 10р.
     Укрупнение единиц счета и измерения. Счет десятками. Наглядное изображение десятков с помощью треугольников. Чтение, запись, сравнение, сложение и вычитание  «круглых десятков» (чисел с  нулями на конце, выражающих целое число десятков).
     Счет десятками и единицами. Наглядное изображение двузначных чисел с помощью треугольников и точек. Запись и чтение двузначных чисел, представление их в виде суммы десятков и единиц. Сравнение двузначных чисел. Сложение и вычитание двузначных чисел без перехода через разряд. Аналогия между десятичной системой записи чисел и десятичной системой мер.
     Таблица сложения однозначных чисел в пределах 20 («квадратная»). Сложение и вычитание в пределах 20 с переходом через десяток.
        Работа с текстовыми задачами (20 ч.)
     Устное решение простых задач на смысл сложения и вычитания при изучении чисел от 1 до 9.
     Задача, условие и вопрос задачи. Построение наглядных моделей текстовых задач (схемы, схематические рисунки и др.).
     Простые (в одно действие) задачи на смысл сложения и вычитания. Задачи на разностное сравнение (содержание отношения «больше на…, меньше на…). Задачи, обратные данным. Составление выражений к текстовым задачам.
     Задачи с некорректными формулировками (лишними, неполными данными, нереальными условиями).
     Составные задачи на сложение, вычитание, разностное сравнение в 2-4 действия. Анализ задачи и планирование хода её решения. Соотнесение полученного результата с условием задачи, оценка его правдоподобия. Запись решения и ответа на вопрос задачи. Арифметические действия с величинами при решении задач.
                                   Геометрические фигуры и величины (14 ч.)
       Основные пространственные отношения: выше – ниже, шире- уже, толще – тоньше, спереди – сзади, сверху – снизу, слева – справа, между и др. Сравнение фигур по форме и размеру (визуально).
       Распознавание и называние геометрических форм в окружающем мире: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, куб, шар, параллелепипед, пирамида, цилиндр, конус. Представления о плоских и пространственных геометрических фигурах.
       Составление фигур из частей и разбиение фигур на части. Конструирование фигур из палочек.
       Точки и линии (кривые, прямые, замкнутые и незамкнутые). Области и границы. Ломаная. Треугольник, четырехугольник, многоугольник, его вершины и стороны.
Отрезок и его обозначения. Измерение длины отрезка. Единицы длины: сантиметр, дециметр; соотношение между ними. Построение отрезка заданной длины с помощью линейки.
        Составление фигур из частей и разбиение фигур на части.
        Объединение и пересечение геометрических фигур.
        Величины и зависимости между ними (10 ч.)
Сравнение и упорядочение величин. Общий принцип измерения величин. Единица измерения (мерка). Зависимость результата измерения от выбора мерки. Необходимость выбора единой мерки при сравнении, сложении и вычитании величин. Свойства величин.
        Измерение массы. Единица массы – килограмм.
        Измерение вместимости. Единица вместимости – литр.
        Поиск закономерностей. Наблюдение зависимостей между компонентами результатами арифметических действий, их фиксирование в речи.
        Числовой отрезок.
                                                Алгебраические представления (14 ч.)
        Чтение и запись числовых и буквенных выражений в 1-2 действия без скобок. Равенство и неравенство, их запись с помощью знаков <, >, =.
         Уравнения вида a+x=b, a-x=b,  x-a=b, решаемые на основе взаимосвязи  между частью и целым.
         Запись переместительного свойства сложения с помощью буквенной формулы: a+b=b+a         Запись взаимосвязи между сложением и вычитанием с помощью буквенных равенств вида: a+b=c , b+a=c, c-a=b.
                                          Математический язык и элементы логики (2 ч.)
         Знакомство с символами математического языка: цифрами, буквами, знаками сравнения, сложения и вычитания, их использование для построения высказывания. Определение истинности и ложности высказываний.
         Построение моделей текстовых задач.
         Знакомство с задачами логического характера и способами их решения.
                                 Работа с информацией и анализ данных (2 ч.)
         Основные свойства предметов: цвет, размер, форма, материал, назначение, расположение, количество. Сравнение предметов и групп предметов по свойствам.
         Таблица, строка и столбец таблицы. Чтение и заполнение таблицы. Поиск закономерности и размещения объектов (чисел, фигур, символов) в таблице.
         Сбор и представление информации о единицах измерения величин, которые использовались в древности на Руси и в других странах.
        Обобщение знаний, изученных в 1 классе.      
Формы и средства контроля
№ урока Вид контроля Тема
6 Самостоятельная работа №1 Выделение группы предметов
8 Самостоятельная работа №2 Сравнение групп предметов
10 Самостоятельная работа №3 Переместительное свойство сложения
12 Самостоятельная работа №4 Вычитание групп предметов
15 Самостоятельная работа №5 Временные отношения «раньше - позже»
16 Контрольная работа Сравнение предметов. Сложение и вычитание компонентов
22 Самостоятельная работа №6 Сложение и вычитание в пределах 3
26 Самостоятельная работа №7 Числовой отрезок
33 Самостоятельная работа №8 Числа 1-5. Сравнение по количеству  с помощью знаков«<», «>».40 Самостоятельная работа №9 Сравнение, сложение и вычитание в пределах 6. Области и границы
41 Контрольная работа Состав числа в пределах 6, области и границы
44 Самостоятельная работа №10 Состав числа 7
47 Самостоятельная работа №11 Выражения
50 Самостоятельная работа №12 Состав числа 8
54 Самостоятельная работа №13 Зависимость между компонентами вычитания
55 Контрольная работа Таблица сложения
60 Самостоятельная работа №14 Сложение и вычитание в пределах 9
62 Самостоятельная работа № 15 Сложение и вычитание в пределах 9. Равные фигуры
69 Самостоятельная работа №16 Решение задач на нахождение части и целого
75 Самостоятельная работа №17 Решение простых задач
76 Контрольная работа Увеличение, уменьшение числа на несколько единиц
79 Самостоятельная работа №18 Измерение длин сторон многоугольников
85 Самостоятельная работа №19 Свойства величин
88 Самостоятельная работа №20 Уравнения с неизвестным вторым слагаемым
91 Самостоятельная работа №21 Решение уравнений
95 Самостоятельная работа №22 Решение уравнений изученных видов
96 Контрольная работа Уравнения
101 Самостоятельная работа №23 Сложение и вычитание в пределах 10
103 Самостоятельная работа №24 Сложение и вычитание в пределах 10. Решение задач
108 Самостоятельная работа №25 Счет десятками. Круглые числа
113 Контрольная работа Круглые числа
115 Самостоятельная работа №26 Нумерация двузначных чисел
119 Самостоятельная работа №27 Сложение и вычитание двузначных чисел
121 Самостоятельная работа №28 Сравнение, сложение и вычитание двузначных чисел
125 Самостоятельная работа №29 Сложение в пределах 20 с переходом через 10
127 Самостоятельная работа №З0Вычитание в пределах 20 с переходом через 10
129 Самостоятельная работа №31 Решение задач со случаями сложения и вычитания в пределах 20 с переходом через 10
130 Контрольная работа Сложение и вычитание в пределах 20 с переходом через 10
Контроль осуществляется в соответствии с календарно-тематическим планированием по учебному плану школы.   
Планируемые результаты
          Предметные результаты
− Освоение опыта самостоятельной математической деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
– Использование приобретенных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений.
– Овладение устной и письменной математической речью, основами логического, эвристического и алгоритмического мышления, пространственного воображения, счета и измерения, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов (схемы, таблицы), построения алгоритмов.
– Умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами, составлять числовые и буквенные выражения, находить их значения, решать текстовые задачи, простейшие уравнения и неравенства, исполнять и строить алгоритмы, составлять и исследовать простейшие фор-
мулы, распознавать, изображать и исследовать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, множествами и цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
– Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
        Учащиеся будут знать:
-термины: точка, линия, прямая, кривая, отрезок, ломаная, луч;
-цифры, при помощи которых записываются числа;
-знаки сравнения;
-название всех однозначных чисел;
-знаки и термины, связанные со сложением и вычитанием:
(+, -, сумма, значение суммы, слагаемые, разность, значение разности, уменьшаемое, вычитаемое);
-название чисел второго десятка, круглые двузначные числа;
-переместительный закон сложения;
-таблицу сложения в пределах 20;
-линии замкнутые, незамкнутые, угол, многоугольник, четырехугольник. прямоугольник, квадрат, круг;
-термины: уравнение, корень уравнения.
     Учащиеся будут иметь представления:
-о натуральном числе;
-о линиях: прямой, кривой, ломанной, луче, отрезке;
-о натуральном ряде чисел и его свойствах;
-об отрезке натурального ряда;
-о математическом смысле операций сложения и вычитания;
-о связях между сложением и вычитанием;
-о взаимном расположении точек и линий на плоскости;
-об особенности числа нуль;
-об уравнении как равенстве, содержащем неизвестное число;
-об угле и его видах;
-о многоугольниках и их классификации по числу углов;
-о замкнутых и незамкнутых линиях;
-о смысле решения уравнения;
-о связи между уравнениями;
-об изменении значения суммы и разности при изменении одного компонента.
         Учащиеся будут уметь:
-выделять различные признаки сравнения групп предметов по отношению «много-  мало», «больше- меньше», «столько же»;
-ориентироваться в пространстве и на плоскости;
-прочитать и записать любое однозначное и двузначное число;
-выполнять сложение и вычитание однозначных чисел без перехода через десяток на уровне автоматизированного навыка;
-выполнять сложение и вычитание однозначных чисел с переходом через десяток, используя таблицу сложения;
-решать уравнения вида х+а=в,  а+х=в,  а-х=в,  х-а=в различными способами
-установить отношения между любыми изученными числами и записывать эти отношения при   помощи знаков сравнения;
-чертить лучи, отрезки; ломаные, углы, многоугольники и обозначать их буквами;
-определять длину отрезка при помощи линейки;
-находить в окружающем мире знакомые плоскостные и пространственные фигуры;
-сравнивать числа, записывать и читать равенства и неравенства; находить значения сумм и разностей отрезков заданной длины при помощи измерительной линейки;
-выражать длину отрезков в разных единицах измерения;
 -использовать приобретенные знания  и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-для обогащения жизненного опыта; решения практических задач с помощью наблюдения, сравнения;
-установления связи между предметами;
-сравнения объектов по разным признакам;
-поиска дополнительной информации для решения практических задач.
Метапредметные и личностные результаты
Личностными результатами изучения курса «Математика» в 1-м классе является формирование следующих умений:
-Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
-В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
-Средством достижения этих результатов служит организация на уроке парно-групповой работы.
Метапредметными результатами изучения курса «Математика» в 1-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
-Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
-Проговаривать последовательность действий на уроке.
-Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
-Учиться работать по предложенному учителем плану.
-Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
-Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
-Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
-Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
-Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
-Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
-Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
-Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
-Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
-Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
-Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.
Коммуникативные УУД:
-Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
-Слушать и понимать речь других.
-Читать и пересказывать текст.
-Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
-Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
-Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
-Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в методических рекомендациях даны такие варианты проведения уроков).
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
1. Петерсон Л.Г. Математика: программа начальной школы 1-4 «Учусь учиться»
2. Петерсон Л.Г. Математика «Учусь учиться». Учебник: 1 класс. В 3 частях. М.: Ювента 2013.
3. Петерсон Л.Г.Самостоятельные и контрольные работы для начальной школы. 1 класс. В 2 частях, М.: Ювента 2012 г.
4. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А. Рабочая тетрадь по математике в 3-х частях
  М.: Ювента 2013 г.
5. Петерсон Л.Г  Математика: 1 класс. Методические рекомендации для учителя.     2013 г.
Наглядные пособия: натуральные (реальные объекты живой и неживой природы, объекты-заместители) и изобразительные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы).Оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор, видеомагнитофон, интерактивная доска).
Раздаточный счетный материал.