Открытое практическое занятие Основы ухода. Личная гигиена

Методическая разработка открытого практического занятия
«Личная гигиена» по профессии «Социальный работник»

Тема: «Личная гигиена. Смена постельного белья разными способами»
Цели:
- повторить и закрепить знания обучающихся по теме «Основы ухода. Личная гигиена»;
- создать условия для творческого подхода к выполнению задания, развития творческого мышления, внимания, памяти, воображения;
- понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
- анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы;
- работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

Ход практического занятия

Организационный момент
Проверка явки учащихся, внешнего вида
Проверка готовности обучающихся к занятиям
- Ребята сегодня на нашем практическом занятии присутствуют гости. Давайте их поприветствуем. Подарите друг другу улыбку и хорошее настроение пусть не покидает вас в течение занятия.
Беседа по вопросам
- Чем мы занимаемся на занятиях?
- Чему учимся?
- Для чего нам это надо?
Актуализация знаний
- Угадай описание. (На интерактивной доске выведено описание инструкционной карты. Дети читают описание и определяют, о чем идет речь)
- Что изображено на доске? (Инструкционная карта)
- Что такое «инструкционная карта»? (Инструкционная карта – это карта с пошаговыми инструкциями для определенного задания)
- Для какого задания у нас карта? (Для смены постельного белья)
Сообщение темы и цели занятия
- Правильно. Это тема нашего практического занятия.
- Что не хватает на нашей карте? (Последовательных шагов)
- Расставьте их. (Ребята коллективно расставляют на доске последовательные шаги)
- Сколько способов смены постельного белья вы знаете? (Два способа – поперечный и продольный)
- Карта, какого способа дана на доске?
- В чем отличие этих способов?
- Сегодня на практическом занятии мы будем практиковаться менять постельное белье разными способами. Но, чтобы приступить к выполнению работы, что нам нужно? Правильно – оборудование.
Задание «Что мне нужно для работы»
- Подойдите и выберите те предметы, которые нужны будут вам для работы (на столе выбрать те предметы, которые нужны для выполнения задания).
Организация учащихся на проведение практической работы.
- Ребята, сейчас мы с вами обсудим план наших дальнейших действий.
Определение формы практической работы. Цель: дать учащимся представление о принципах демократии и их соблюдении. Формировать умения делать свой выбор.
- Первое: определим форму коллективной работы. Сейчас вам необходимо сделать выбор между индивидуальной и бригадной формой организации труда.
Напомню, что на занятиях вы работали в составе бригады и показали хорошие результаты (идет коллективное обсуждение с участием учителя).
Учитель обобщает результаты обсуждения первого вопроса, подводит итоги:
- Ребята, вы выбрали бригадную форму проведения практической работы.
- Ребята, а что такое «бригадный метод работы»?
Это правильно, так как именно работа в составе бригады, с одной стороны, сделает ваш коллектив дружным и работоспособным, с другой стороны, поможет быстро выполнить работу.
- Второе, вы должны выбрать бригадира. Какие будут предложения? (учащиеся предлагают кандидатуры, методом открытого голосования выбирают бригадира).
- Бригадиры выбраны. Бригадиры, получите задания (Приложение №1) и проведите планерку, рассмотрите организацию и порядок проведения задания. (Во время планерки учитель объясняет ученикам, что руководитель всех работ – бригадир, а учитель выступает в роли инструктора).
Составление плана работы (вид деятельности – коллективная работа).
Учащиеся совместно с бригадиром обсуждают план предстоящей работы.
Учитель оказывает помощь бригадиру и учащимся в составлении плана работы, устно поощряет активных обучающихся.
- У нас будет необычная работа: одна бригада будет выполнять задание, а другая будет выступать в роли экспертов. Эксперты получат листы контроля (Приложение №2), в которых поставят отметку о выполнении задания и оценку качества. Затем бригады поменяются, и мы проведем обсуждение работы.
- Ребята, прежде чем приступить к заданию давайте вспомним технику безопасности при работе.
Выполнение практического задания с комментированием.
В случае затруднений при выполнении задания обратитесь к инструкционным картам (Приложение № 3).
Подведение итогов практической части
1. Предлагает студенту прочесть задания в карточке, сообщить о проделанной работе.
2. Эксперты высказывают замечания и предложения студенту и оценивают работу.
3. Среднюю оценку по изученной теме выставляет преподаватель.
Заключительная часть
- Вот и закончилось наше занятие. Вы успешно показали свои знания. Оценивали друг друга. Видели свои ошибки и ошибки своих товарищей. Старались исправить их. Работали все хорошо. Каждый из вас получает оценку «5».
Приложение №1


Приложение №2

Лист контроля для экспертов

№ п/п
Бригада № ___
Ф.И. бригадира
Оценка



тема




Отношение к клиенту
Правильность смены белья
Уборка рабочего места
средняя оценка по теме




5 4 3 2 1 0
5 4 3 2 1 0
5 4 3 2 1 0


Замечания









5 4 3 2 1 0
5 4 3 2 1 0
5 4 3 2 1 0


Замечания





2 – выполнено правильно; 1 – выполнено с замечаниями; 0 – не выполнено или выполнено неверно.
Приложение №3
Инструкционная карта

«Смена постельного белья»
Материальное обеспечение:

·        Комплект чистого постельного белья.
                     Смена постельного белья поперечным способом
l-й способ (применяется в тех случаях, если больному запрещены активные движения в постели, т.е. при строгом постельном режиме). 
Последовательность выполнения:
1. Вымойте руки, наденьте перчатки.
2. Чистую простыню скатайте по ширине валиком.
3. Раскройте пациента, осторожно приподнимите верхнюю часть туловища пациента, уберите подушки, смените наволочки.
4. Быстро скатайте грязную простыню со стороны изголовья кровати до поясницы, а на освободившую часть расстелите чистую простыню.
5. На чистую простыню положите чистые подушки и опустите на них голову пациента.
б. Приподнимите таз, а затем нижние конечности пациента, уберите грязную простыню, расправьте чистую.
7. Опустите таз и ноги пациента, заправьте края простыни под матрац.
8. Смените пододеяльник, укройте больного.
9. Положите грязное белье в клеенчатый мешок.
10. Снимите перчатки, вымойте руки.





Смена постельного белья продольным способом
2-й способ (применяется в тех случаях, если больному разрешено поворачиваться в постели, т.е. при постельном режиме). 
Последовательность выполнения:
1. Вымойте руки, наденьте перчатки.
2. Чистую простыню скатайте валиком по длине до половины.
3. Раскройте пациента, приподнимите его голову и уберите подушку.
4. Подвиньте пациента к краю кровати и осторожно поверните его на бок и поддерживайте его в этом положении.
5. Скатайте грязную простыню по всей длине по направлению к пациенту.
6. На освободившейся части постели расстелите чистую простыню.
7. Осторожно поверните пациента на спину, а затем на другой бок так, чтобы он оказался на чистой простыне.
8. Уберите грязную простыню и положите ее в клеенчатый мешок.
9. Расправьте на освободившейся части чистую простыню, подверните края под матрац.
10. Положите пациента на спину.
11. Смените наволочки и положите подушки под голову.
12. Смените пододеяльник и укройте пациента.
13. Грязное белье положите в клеенчатый мешок
14. Снимите перчатки, вымойте руки.



КАРТОЧКА № 1.
Задание:
Произведи смену постельного белья продольным способом.

КАРТОЧКА № 2.
Задание:
Произведи смену постельного белья поперечным способом.



15