Конспект урока терморегуляция и закаливание

Терморегуляция организма. Закаливание.
Цели:
- Формирование представлений учащихся о терморегуляции и закаливании организма человека. Познакомить учащихся с основными правилами закаливания, с основными видами закаливания: солнечными ваннами, воздушными ваннами, водными процедурами. Показать значимость закаливающих процедур.
- Развитие связной устной речи, восприятия, внимания учащихся.
- Воспитание интереса к собственному организму, интереса к предмету.

Ход урока
Организационный момент.
Приветствие, знакомство с классом, настрой на работу. Сегодня мы будем проводить урок – исследование. Мы сформировали 3 исследовательские лаборатории.
Активизация познавательной деятельности.
Я предлагаю выполнить задание. Среди хаоса букв в прямоугольнике найдите названия 5 животных и выпишите их в ряд. Среди выписанных животных исключите одно лишнее. На основании какого признака вы его выделили?
Л
Я
Г
Ч
Е
Й

К
Ш
У
Ц
Р
Е

А
З
А
Я
В
В

О
Б
А
Б
Ь
А

Ч
К
А
М
У
Р


(ответ: лягушка, заяц, бабочка, муравей, червь. Лишний – заяц (теплокровное животное, остальные – холоднокровные )).
Тепло-форма энергии, имеющая очень важное значение для поддержания живых организмов. Все живые организмы нуждаются в непрерывном снабжении теплом для предотвращения их деградации и гибели. Температура тела является показателем количества тепла и основным фактором, определяющим скорость химических реакций обмена веществ.

Изучение новой темы.
Тема нашего урока – Терморегуляция организма. Закаливание.
Что бы вы хотели сегодня на уроке узнать по данной теме?
(дети сами формулируют цели, я добавляю, смотрим на слайд).

В теле человека за 1 час образуется столько тепла, сколько нужно, чтобы вскипятить 1 литр ледяной воды. И если бы тело было покрыто непроницаемым для тепла футляром, то уже через час температура тела поднялась бы примерно на 1,5 *С, а часов через 40 достигла бы точки кипения воды. Во время тяжелой физической работы образование тепла увеличивается еще в несколько раз. И все же температура тела не меняется. Как вы думаете, почему?( Организм отдает лишнее тепло, в этом принимает участие кожа.)
? Как вы думаете, что такое терморегуляция? (дети пробуют дать определение, сам смысл заложен в термине).
Терморегуляция - процесс выработки тепла в организме и теплоотдачи во внешнюю среду.

Вместе с несколькими друзьями вы отправляетесь в баню. Какая средняя температура в парной?
Что же будет с куском мяса, взятым в парную,
и холодной водой, испарению которой препятствовал слой масла,
и стакан с водой?
(При испарении тепло теряется с поверхности тела в процессе превращения воды в пар. На испарение 1 г. воды (1 мл.) затрачивается 2,45 кДж тепла. Теплоотдача путем испарения пота происходит непрерывно в виде незаметной для нас испарины. Пот – это водянистая жидкость, содержащая 0,1 – 0,4% хлористого натрия, лактата натрия (соль молочной кислоты) и мочевины. Он образуется из тканевой жидкости благодаря активности потовых желез, находящихся под контролем особых нервных волокон симпатической нервной системы, принимающей импульсы из гипоталамуса.)
У человека потоотделение начинается тогда, когда температура тела поднимается выше 36,7*С. При нормальных условиях за сутки выделяется около 900мм пота, но при очень сильной жаре и достаточном снабжении водой и солями эта величина может вырасти до 12л.
- в теплоотдаче главную роль играет кожа. Колебания температуры окружающей среды действуют на терморецепторы кожи. Подсчитано, что на 1см2 приходится 12 «холодовых» и 1-2 «тепловых точек».(Вся поверхность кожи содержит около 250тыс «холодовых» и 30тыс «тепловых»).
РАБОТА исследовательских лабораторий. (2-3 мин)
Цель: выяснить, что происходит при раздражении рецепторов кожи? Внимание на слайд. (3-4 мин).
Класс делю на три лаборатории.
1 - Рассматривает тепловые рецепторы
2 - Рассм. холодовые рецепторы.
3* - Контрольная. Отследить работу других лабораторий, поправить.
Группы поясняют свой выбор.
(Проверка по видеофрагменту).
При неблагоприятных условиях возможны нарушения терморегуляции.
В чем это может проявиться? (Тепловой и солнечный удар или переохлаждение).
Работа лабораторий по заполнению таблицы. «Оказание первой медицинской помощи при нарушении терморегуляции».(3 мин)
Можно пользоваться материалом учебника. С 210.
Посмотрите на таблицу, которую вам надо заполнить. Почему мы об этом сегодня разговариваем? Зачем вам эти знания?

Нарушение терморегуляции
Признаки
Приемы первой помощи

1
Тепловой удар



2
Солнечный удар



3*
Общее переохлаждение организма



? К чему может привести переохлаждение организма? (к различным простудным заболеваниям)
Давайте проведем
блиц – опрос.(2 мин). Я не озвучиваю.
Как часто у вас в этом году была простуда?
Ни разу;
От1 до4 раз;
Более 4 раз.
Есть ли у вас хронические заболевания органов дыхания (бронхит, гайморит, ринит, тонзиллит, ларингит, ангина)?
0 – нет;
1 – одно заболевание;
2 – комплекс заболеваний.
Бывают ли у вас дни общего недомогания (вялость, упадок сил, сонливость, слабые головные боли и т.д.).
Крайне редко;
Часто;
Очень часто.
Встаньте те, у кого 0-1 балл, от ваше здоровье в порядке,
2-4 балла – вы в группе риска,
5-6 баллов – ваш организм ослаблен.

Подводя итоги опроса мы увидели, что среди вас многие имеют ослабленное здоровье и подвержены простудам и заболеваниям органов дыхания.
Что делать? Как помочь себе? (Закаляться).
Что такое закаливание? Попробуем дать определение.

Записываем определение в тетради.
Закаливание – постепенное приспособление организма к неблагоприятным факторам окружающей среды, в первую очередь к холоду.
? Как можно закаливать свой организм? Существуют ли правила закаливания организма?
Есть много известных людей, которые имели крепкое здоровье, благодаря закаливанию.
И.П.Павлов до 80 лет купался в Неве и летом и осенью.
Л.Н. Толстой ходил босиком и обливался холодной водой.
И.Е.Репин - зимой спал с открытым окном, а его борода и усы покрывались инеем в морозную ночь.
А.В. Суворов - выливал на себя ушат холодной воды каждое утро.
Предлагаю лабораториям поработать над созданием правил закаливания.(5 мин на подготовку, 1 мин. На защиту проекта.)
1 группа разработать «Общие правила закаливания».
2 группа «Закаливание водой».
3 группа «Воздушные и солнечные ванны».
При подготовке можно пользоваться учебником.
Каждая лаборатория защищает свою работу. Обсуждение. В качестве проверки и добавления смотрим видеофрагменты.
Закрепление изученного материала.
Закончите предложение
Солнце, воздух, вода --------- средства закаливания.
душ, купание, загорание--------примеры общих закаливающих процедур
умывание прохладной водой, ножные ванны, ходьба босиком и т. д. ------------- примеры местных закаливающих процедур.
Чтобы возобновить закаливание, если оно по какой –то причине было прервано нужно---- «вернуться на шаг назад», например, если до перерыва в занятиях вы обливались водой 20 *С, то после перерыва до 24*С.)
Эти процедуры можно принимать не выходя из своей комнаты ---при открытом окне – солнечные и воздушные ванны.
занятия физкультурой влияют на процесс закаливания +, так как в процессе занятий спортом «приучение» организма к воздействию холода идет быстрее.
Закаливание можно начинать-------- с рождения.
Умение одеваться может помочь в закаливании одежда должна ----соответствовать сезону года, нельзя «кутаться», но и нельзя ходить зимой без шапки и куртки, а в теплом помещении ни в коем случае нельзя находиться в теплой одежде.
Успех в закаливании зависит от настойчивости и упорства, потому что главное в закаливании – -----систематичность процедур.
Можно ли соревноваться в закаливании? нет, у каждого – свой ритм и график.
Что такое здоровье? «Здоровье человека – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков».
От чего зависит физическое здоровье человека?
-от рационального питания;
-от двигательной активности;
-от отказа от вредных привычек;
-от соблюдения правил личной гигиены и безопасного поведения;
-от оптимального сочетания умственного и физического труда;

Итог. Подводим итог викторины, урока. Что нового узнали на уроке? Что еще хотели бы узнать? Выставление и комментарий оценок. Благодарю за работу.
Домашнее задание. Параграф 41.

15