Урок по теме «Арены. Бензол – представитель аренов: строение молекулы и его гомологов, изомерия, номенклатура, получение» 
Урок по теме «Арены. Бензол – представитель аренов: строение молекулы и его гомологов, изомерия, номенклатура, получение» 
Цель:  1) сформировать понятие о химическом и электронном строении бензола, об ароматичности УВ, выявить причинно- следственную зависимость между составом , строением и свойством, продолжить формирование умений самостоятельно применять  знания в вариативных ситуациях. 
            2) воспитывать ответственность за результаты своего труда, желание добиться больших успехов, воспитывать черты функциональной грамотности, умение работать с любой информацией.
            3) развивать интеллект пространственное воображение, научное мышление, умение анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, переносить имеющиеся знания в новую ситуацию.
Тип урока: комбинированный.
Стиль педагогической деятельности: рассуждающе - методический.
М.О: словесный,аналитический,наглядный,проблемно-поисковый,эвристический.
ДОПД: фронтальная, индивидуальная, парная.
Диагностика знаний: 1) взаимопроверка, индивидуальные ответы.
                                     2) комментирование схемы, заполнение таблицы.
СУМ и средства: интерактивная доска, текст, видео, таблица.
-Актуализация прежних знаний.
1).Решение 2-х задач учащимися    а) на выведение формулы (на доске). «В  1825г М. Фарадей открыл в светильном газе углеводород состава: массовая доля «С»=92,3 % и »Н»соответственно 7,7% . Плотность его паров по водороду=39. Какова молекулярная формула этого вещества?  (С6Н6)  
К какому классу относится данный  УВ ?    (непредельный)                                                                 
                                                             б) На смену газосварщикам выдают 4кг карбида кальция, содержащего 20% примесей.Сколько л. ацетилена они могут получить , если выход продукта в % от теоретически возможного 90% ?
2) 3- ий  уч-ся заполняя таблицу(на интерактивной доске )демонстрирует знания по всем классам УВ,готовит конву для определения места бензола среди углеводородов.
                                                                                      Таблица №1
УВ
Тип гибридизации
Длина связи С-С
Обесвечивает раствор
Характер горения
Классиф. углеводорода
Характер  тип реакций
KMnO4
Br2
Пред.
Непред.
Замещ  
Присоед.
СН3 – Сн3
Sp3
0,154
_
_
Цвет пламени голубой      
+
_
+
_
С6Н6
0,140
_
_
Цвет   пламени коптящий
+
СН2=СН2
Sp2 
0,134
+
+
Цвет  пламени желтов
_
+
_
+
СН=СН
Sp
0,120
+
+
Цвет     пламени коптящий.
_
+
+
+
С6Н6
+
+
С6Н6
_
_
Коптящий
+
+
+
+
Фронтальная проверка знаний учащихся  Учащимся: « Осуществите  взаимопроверку работы и,выставьте оценки»                                                                                                                                           
                                                                                                                                                                      Дидактический материал «УГЛЕВОДОРОДЫ(УВ)» на каждый стол
     1)Исключите лишнее
                    1 вариант а) С3Н8 б) СН4 в) Н2=СН2   г) С6Н14   д)        С----С
                    2 вариант а) С4Н10 б) С4Н8 в) С7Н14   г)    Н-С=С-Н   д)   С-----С  
                                                                                           H              H              
              1 вариант                                                                      2 вариант 
     2)Гомологи - это вещества имеющие       Изомеры – это вещества имеющие
                                      А)общую формулу 
                                      Б)один и тот же состав, но разное строение 
                                      В)одно и тоже агрегатное состояние
                                      Г)разный состав, но одинаковое  строение
                                      Д)одно и тоже название       
Что обозначает название реакции         
  а)Дегидратация – это                                а)Дегидрирование – это
  б)Гидрогалогенирование –это...                  б)Галогенирование – это
                                 А)присоединение водорода
                                 Б)отщепление воды
                                 В)отщепление водорода
                                 Г)присоединение галогеноводорода 
                                 Д)получение высокомолекулярных соединений 
                                 Е)присоединение галогена 
4) С каким из перечисленных веществ не взаимодействует
              СН2=СН2                                            НС_=СН
     а) Н2О    б) Н2   в) Br2   г) О2  д) Ag2O(NH4OH)   е) HCl    ж) HNO3   з) NaOH
5)                           Установите соответствие
С==С - СН- СН3                                               СН3         СН3
СН3         СН3	                                    С==С  --  С  --  СН3
                                                                                             СН3
                                              а)циклогексан
                                              б)3 метилпентин – 2
                                              в)гексадиен-1,4
                                              г)4,4 диметилпентин – 2
                                              д)пентин - 3                  
-Формирование новых понятий и способов действий
Необходимо в течении урока
определить характер углеводорода (С6Н6) выведенного при решении первой задачи и его место в данной таблице№ 1
«Сегодня владеет миром тот, кто владеет информацией, умеет ее систематизирвать, обобщать, делать выводы и добывать новые знания из этой информации.»
Согласно 4 положения теории  А.М. Бутлерова(«Зная свойства вещества, можно установить строение его молекулы.)
Лабораторный опыт №3
Физические свойства бензола                     
                                               Яд!!!
                                                        Анемия 
                                                           Лейкимия
                                                             Н2О
                                                              Цвет      Вкус(Яд)              Запах +          
800                                                                       
              КMnO4  
                    Br2                           Просмотр видео материала, оформление работы. Вывод
             Горение +
Проблема:
несоответствие молекулярной формулы бензола с его химическими свойствами. 
Подобный вопрос возник после открытия бензола Фарадеем еще в 19 веке и на протяжении нескольких десятков лет привлекал внимание исследователей. Пытаясь разрешить это противоречие, многие исследователи предполагали различные варианты структуры бензола:
Линейные : С    С     С     С     С    С                  С    С     С     С    С     С                 
                   С     С     С     С      С     С                С     С     С     С      С     С                                	   
  Высказывания учащихся:» следовательно он полиненасыщенный  «                   СН3
-Если пропустить смесь паров С6Н6 и Н2 через нагретую трубку, в которой имеется катализ. Pt ,то к первой присоединяется три молекулы Н2 и образуется циклогексан. 
С6Н6   + 3Н2         
Высказывание уч-ся:
«С6Н6   - циклическое  соединение. «
-Кекуле в 1865 году исходя из идей цикличности и 4-х валентности углерода, предложил структурную формулу бензола. 
                   [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]	«Обезьяны»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Однако бензол, имея 3 = связи, как непредельный углеводрод должен взаимодействовать с Br2 (водой) и раствором KMnO4 
Эта формула не могла дать ответа на 3 вопроса. Какие ?
 2)                                                        3)
Бертло в 1866 году в элекстрическом разряде получил бензол из ацетилена. Этот синтез Кекуле назвал «элегантным» объяснением  строения бензола.                                	
3С2Н2           С6Н6                
Но этот факт еще не достаточен для суждения о строение бензола, т.к. мы не знаем, как именно соединяются друг с другом атомы. 
Для дальнейшего выяснения вопроса обратимся к химическим свойсвам.  
С6Н6 + Br2         Fe3+ Br      . + HBr     реакция замещения.  Вывод- у бензола свойства предельныхуглеводородов.	 
Проблема: каково же  химическое строение бензола?
Вопрос о строение бензола решился только в 20 веке, когда на помощь химикам пришли физические и кватново – механические методы исследования строения молекул. 
Я.Х. Вант – Гофф ( но это не художник  – импрессионист (Ван Гог) исследовал строение молекулы.   
Что  нового в перекрывании не гибридных электронных  Р облаков вы заметили?
 Высказывание уч-ся : признак ароматичности(6п –электронное облако внутри кольца)
Работа с таблицей у доски
Удалось установить электронное строение  бензола:
– циклическое расположение атомов углерода в одной плоскасти. 
Одинаковые расстояния между ними
Одинаковое растояние между углеродом и водородом. 
Гомологи
Ароматы розы и жасмина действуют на человека успокаивающе
СН2  - О – С – СН3                                   СН2  - СН2ОН                  
                  О                  
Жасмин                                      Роза
Являются ли эти вещества гомологами бензола? (Нет).  Рассуждение учащихся.
Номенклатура
Рабора в паре (по дидактическому  материалу) 
Для ряда ароматических УВ сохранились тривиальные названия.  
А)                                Б)                                  В)                               Г)
Д)                                               Е)                        фенил
По какому принципу проводят нумерацию углеродов в цикле ? (Положение заместителя обозначают наименьшей суммой). 
Получение
	СН = СН         Бертло (1865)	
	К  500 	  СН = СН    Н.Д. Зелинский (1927)
-Формирование навыков и умений.
Возвращаемся к таблице №1 , заполняем её полностью согласно полученной информации и делаем окончательные выводы о а) строении молекулы бензола, изомерии, номенклатуре, получении.
                                             б) признаке ароматичности
Подведение итога урока.
-Домашнее задание: на «3»
А) уметь объяснять строение бензола;
Б) составить 3 изомера (С9Н12);
В) § 5.1, 5.2.
на «4»
А) решить задачу на горение 
на «5»
А) для бензола характерны конформация«кресла» и» ванны». Являются ли они изомерами? 
Рефлексия.
загруженное - копияЗаголовок 115