Урок по теме «Арены. Бензол – представитель аренов: строение молекулы и его гомологов, изомерия, номенклатура, получение»

Урок по теме «Арены. Бензол – представитель аренов: строение молекулы и его гомологов, изомерия, номенклатура, получение»

Цель: 1) сформировать понятие о химическом и электронном строении бензола, об ароматичности УВ, выявить причинно- следственную зависимость между составом , строением и свойством, продолжить формирование умений самостоятельно применять знания в вариативных ситуациях.
2) воспитывать ответственность за результаты своего труда, желание добиться больших успехов, воспитывать черты функциональной грамотности, умение работать с любой информацией.
3) развивать интеллект пространственное воображение, научное мышление, умение анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, переносить имеющиеся знания в новую ситуацию.

Тип урока: комбинированный.

Стиль педагогической деятельности: рассуждающе - методический.

М.О: словесный,аналитический,наглядный,проблемно-поисковый,эвристический.

ДОПД: фронтальная, индивидуальная, парная.

Диагностика знаний: 1) взаимопроверка, индивидуальные ответы.
2) комментирование схемы, заполнение таблицы.
СУМ и средства: интерактивная доска, текст, видео, таблица.
-Актуализация прежних знаний.
1).Решение 2-х задач учащимися а) на выведение формулы (на доске). «В 1825г М. Фарадей открыл в светильном газе углеводород состава: массовая доля «С»=92,3 % и »Н»соответственно 7,7% . Плотность его паров по водороду=39. Какова молекулярная формула этого вещества? (С6Н6)
К какому классу относится данный УВ ? (непредельный)

б) На смену газосварщикам выдают 4кг карбида кальция, содержащего 20% примесей.Сколько л. ацетилена они могут получить , если выход продукта в % от теоретически возможного 90% ?

2) 3- ий уч-ся заполняя таблицу(на интерактивной доске )демонстрирует знания по всем классам УВ,готовит конву для определения места бензола среди углеводородов.
Таблица №1



УВ

Тип гибридизации
Длина связи С-С
Обесвечивает раствор
Характер горения
Классиф. углеводорода
Характер тип реакций




KMnO4
Br2

Пред.
Непред.
Замещ
Присоед.

СН3 – Сн3
Sp3
0,154
_
_
Цвет пламени голубой
+
_
+
_

С6Н6

0,140
_
_
Цвет пламени коптящий

+



СН2=СН2
Sp2
0,134

+
+
Цвет пламени желтов
_
+
_
+

СН=СН
Sp
0,120
+
+
Цвет пламени коптящий.
_
+
+
+

С6Н6





+

+


С6Н6


_
_
Коптящий
+
+
+
+

Фронтальная проверка знаний учащихся Учащимся: « Осуществите взаимопроверку работы и,выставьте оценки»
Дидактический материал «УГЛЕВОДОРОДЫ(УВ)» на каждый стол
1)Исключите лишнее
1 вариант а) С3Н8 б) СН4 в) Н2=СН2 г) С6Н14 д) С----С

2 вариант а) С4Н10 б) С4Н8 в) С7Н14 г) Н-С=С-Н д) С-----С
H H


1 вариант 2 вариант

2)Гомологи - это вещества имеющие Изомеры – это вещества имеющие

А)общую формулу
Б)один и тот же состав, но разное строение
В)одно и тоже агрегатное состояние
Г)разный состав, но одинаковое строение
Д)одно и тоже название

Что обозначает название реакции

а)Дегидратация – это а)Дегидрирование – это
б)Гидрогалогенирование –это... б)Галогенирование – это

А)присоединение водорода
Б)отщепление воды
В)отщепление водорода
Г)присоединение галогеноводорода
Д)получение высокомолекулярных соединений
Е)присоединение галогена
4) С каким из перечисленных веществ не взаимодействует

СН2=СН2 НС_=СН
а) Н2О б) Н2 в) Br2 г) О2 д) Ag2O(NH4OH) е) HCl ж) HNO3 з) NaOH

5) Установите соответствие

С==С - СН- СН3 СН3 СН3


СН3 СН3 С==С -- С -- СН3



СН3

а)циклогексан
б)3 метилпентин – 2
в)гексадиен-1,4
г)4,4 диметилпентин – 2
д)пентин - 3


-Формирование новых понятий и способов действий
Необходимо в течении урока
определить характер углеводорода (С6Н6) выведенного при решении первой задачи и его место в данной таблице№ 1

«Сегодня владеет миром тот, кто владеет информацией, умеет ее систематизирвать, обобщать, делать выводы и добывать новые знания из этой информации.»

Согласно 4 положения теории А.М. Бутлерова(«Зная свойства вещества, можно установить строение его молекулы.)

Лабораторный опыт №3
Физические свойства бензола

Яд!!!
Анемия
Лейкимия
Н2О
Цвет Вкус(Яд) Запах +
800


КMnO4
Br2 Просмотр видео материала, оформление работы. Вывод
Горение +

Проблема:
несоответствие молекулярной формулы бензола с его химическими свойствами.

Подобный вопрос возник после открытия бензола Фарадеем еще в 19 веке и на протяжении нескольких десятков лет привлекал внимание исследователей. Пытаясь разрешить это противоречие, многие исследователи предполагали различные варианты структуры бензола:

Линейные : С С С С С С С С С С С С

С С С С С С С С С С С С

Высказывания учащихся:» следовательно он полиненасыщенный « СН3

-Если пропустить смесь паров С6Н6 и Н2 через нагретую трубку, в которой имеется катализ. Pt ,то к первой присоединяется три молекулы Н2 и образуется циклогексан.



С6Н6 + 3Н2



Высказывание уч-ся:

«С6Н6 - циклическое соединение. «

-Кекуле в 1865 году исходя из идей цикличности и 4-х валентности углерода, предложил структурную формулу бензола.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] «Обезьяны»

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Однако бензол, имея 3 = связи, как непредельный углеводрод должен взаимодействовать с Br2 (водой) и раствором KMnO4
Эта формула не могла дать ответа на 3 вопроса. Какие ?
2) 3)

Бертло в 1866 году в элекстрическом разряде получил бензол из ацетилена. Этот синтез Кекуле назвал «элегантным» объяснением строения бензола.


3С2Н2 С6Н6

Но этот факт еще не достаточен для суждения о строение бензола, т.к. мы не знаем, как именно соединяются друг с другом атомы.
Для дальнейшего выяснения вопроса обратимся к химическим свойсвам.

С6Н6 + Br2 Fe3+ Br . + HBr реакция замещения. Вывод- у бензола свойства предельныхуглеводородов.

Проблема: каково же химическое строение бензола?

Вопрос о строение бензола решился только в 20 веке, когда на помощь химикам пришли физические и кватново – механические методы исследования строения молекул.

Я.Х. Вант – Гофф ( но это не художник – импрессионист (Ван Гог) исследовал строение молекулы.
Что нового в перекрывании не гибридных электронных Р облаков вы заметили?

Высказывание уч-ся : признак ароматичности(6п –электронное облако внутри кольца)

Работа с таблицей у доски
Удалось установить электронное строение бензола:
– циклическое расположение атомов углерода в одной плоскасти.
Одинаковые расстояния между ними
Одинаковое растояние между углеродом и водородом.

Гомологи
Ароматы розы и жасмина действуют на человека успокаивающе

СН2 - О – С – СН3 СН2 - СН2ОН

О



Жасмин Роза

Являются ли эти вещества гомологами бензола? (Нет). Рассуждение учащихся.

Номенклатура
Рабора в паре (по дидактическому материалу)
Для ряда ароматических УВ сохранились тривиальные названия.

А) Б) В) Г)







Д) Е) фенил




По какому принципу проводят нумерацию углеродов в цикле ? (Положение заместителя обозначают наименьшей суммой).

Получение





СН = СН Бертло (1865)



К 500 СН = СН Н.Д. Зелинский (1927)


-Формирование навыков и умений.
Возвращаемся к таблице №1 , заполняем её полностью согласно полученной информации и делаем окончательные выводы о а) строении молекулы бензола, изомерии, номенклатуре, получении.
б) признаке ароматичности
Подведение итога урока.

-Домашнее задание: на «3»
А) уметь объяснять строение бензола;
Б) составить 3 изомера (С9Н12);
В) § 5.1, 5.2.
на «4»
А) решить задачу на горение
на «5»
А) для бензола характерны конформация«кресла» и» ванны». Являются ли они изомерами?
Рефлексия.
загруженное - копия Заголовок 115