Конспект открытого урока по биологии на тему Терморегуляция организма. Закаливание
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Вихоревская средняя общеобразовательная школа № 10»
Конспект открытого урока учителя биологии Орловой Валентины Александровны.
Класс: 8-б
Предмет: биология
Тема: «Терморегуляция организма. Закаливание».
Тип урока – изучение нового материала.
Вид урока - проблемный урок.
Цели урока:
Дидактические:
приобретение обучающимися опыта логического мышления при решении проблемных ситуаций, биологических задач.
Понимание причинно – следственных связей между понятиями «кожа», «терморегуляция», закаливание».
Развивающие:
Развитие навыков самостоятельной работы с источниками информации: схемой, иллюстрациями, таблицами, учебником.
Воспитательные:
Формирование культуры здоровья, коммуникативной компетенции, стремления развивать свои возможности и способности, стремления к получению новых знаний,
Задачи урока:
Образовательные:
-Познакомить с условиями сохранения постоянной температуры тела человека, способами терморегуляции, ее рефлекторными механизмами.
-Выявить причины, приводящие к перегреву организма (тепловой и солнечный удары), рассмотреть меры доврачебной помощи при этих явлениях и способы их профилактики.
-Сформировать представление о необходимости закаливания организма.
Развивающие:
-Продолжить формирование умений: связывать учебный материал курсов физики и анатомии, физиологии гигиены человека, выявлять причинно-следственные связи в процессе терморегуляции,
-Выделять наиболее существенные признаки и свойства понятий,
-Формулировать выводы,
-Применять знания в новой ситуации,
-Осмысленно устанавливать связи между знакомыми понятиями, закономерностями и новым материалом,
-Продолжить развитие психических познавательных процессов: мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение, сравнение.
Воспитательные:
-Воспитывать осознание возможности влиять на формирование личного здоровья.
-Развивать чувство уважения к чужому мнению.
-Организовать творческую деятельность учащихся через вовлечение в процесс поиска информации при работе с дополнительной литературой, интернетом.
Оборудование
Компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация к уроку, сообщения и презентации исследовательской работы учащихся.
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность обучающихсяI. Организационный
Задачи:
1. Подготовка учащихся к работе на уроке. Взаимное приветствие.
Проверка готовности учащихся к уроку.
Организация внимания учащихся через обращение к девизу урока « Отыщи всему начало и ты многое поймешь!» Козьма Прутков. Включение в эвристическую беседу по осмыслению девиза урока.
II. Актуализация знаний и умений учащихся.
Задачи:
1.Совершенствование умений сравнивать разных животных по выбранному признаку.
2.Применение знаний о различной температуре тела животных в новой учебной ситуации. Выполнение задания № 1 из оценочного листа. «Пятый лишний»
Среди хаоса букв в прямоугольнике найдите названия пяти животных и выпишите их в ряд. Среди выписанных животных исключите одно лишнее. На основании какого признака вы его выделили? Приложение 1.
Предполагаемый ответ учащихся
Лягушка, заяц, бабочка, червь, муравей. Лишний – заяц (теплокровное животное, остальные – холоднокровные). Решение задания, беседа в парах, доказательства правильности выбора ответа.
Подведение итогов данного этапа урока Тепло – форма энергии, имеющая важное значение для поддержания живых организмов. Температура тела является показателем количества тепла и основным фактором, определяющим скорость химических реакций обмена веществ.
Все животные получают тепло из двух источников – непосредственно из внешней среды и из питательных веществ, подвергающихся расщеплению в клетках. Большинство животных - пойкилотермные (их активность зависит от температуры окружающей среды). Птицы и млекопитающие – гомойотермные (существуют за счет внутренних источников тепла).
Дополнение учителя:
Для каждого органа, для каждой ткани характерна своя температура, только при ее значениях клетки этой ткани функционируют нормально. Номинальной температурой тела человека считается температура от 36,4° С до 37,5°С. Ее повышение выше 43°С и падение ниже 25° С смертельны. Особенности температуры у людей Севера, европейцев. Связь с биоритмом человека. Обучающиеся делают вывод о роли тепла в организме.Презентация и тезисное изложение исследования «Изменение температуры человека» ученица
8-бкласса МАцюк Олеся.
Формулировка вывода обучающимися.
III. Постановка темы, цели и задач урока.
Задачи:
1.Сообщение темы, цели и задач.
2. Объяснение практической значимости изучения нового материала.
3. Постановка перед учащимися учебной проблемы. Проблемный вопрос :В теле человека за 1 час образуется столько тепла, сколько нужно, чтобы вскипятить 1 л ледяной воды. И если бы тело было непроницаемым для тепла футляром, то уже через час температура тела поднялась бы примерно на 1,5°С , часов через 40 достигла бы точки кипения воды. Во время тяжелой физической работы образование тепла увеличивается еще в несколько раз. И все же температура тела не меняется.
Как вы думаете, почему? Можем мы сразу дать правильное объяснение?
На слайде демонстрируется 4 темы. Какая тема урока поможет разобраться с решением данной и подобных проблем?
Запись темы урока в тетради:
«Терморегуляция организма. Закаливание».
Постановка проблемы:
«Как человек может использовать знания о терморегуляции организма и закаливании для сохранения и улучшения здоровья?» Обучающиеся обсуждают проблему в парах, пытаются найти правильное решение, делают выбор темы урока.
Эвристическая беседа.
IV. Формирование новых знаний и умений.
Задачи:
1. Сформировать понятие терморегуляция
2. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи в процессе терморегуляции.
3. Раскрыть механизмы терморегуляции.
4. Развитие умений применять новые понятия к уже известным процессам. Формулирование понятия «Теплорегуляция» (с применением знаний курса физики).
Вопрос: используя немую схему, попытаться озвучить ее после просмотра видефильма.
Демонстрация фрагмента учебного видеофильма о нервно-гуморальной регуляции, тепловых и холодовых рецепторов организма.
Закрепление сложного фрагмента изучения темы. Ответ напроблемный вопрос :В теле человека за 1 час образуется столько тепла, сколько нужно, чтобы вскипятить 1 л ледяной воды. И если бы тело было непроницаемым для тепла футляром, то уже через час температура тела поднялась бы примерно на 1,5°С , часов через 40 достигла бы точки кипения воды. Во время тяжелой физической работы образование тепла увеличивается еще в несколько раз. И все же температура тела не меняется.
Как вы думаете, почему?
Предполагаемый ответ:
Постоянство температуры тела поддерживается путем регуляции отдачи тепла организмом.
Терморегуляция складывается из находящихся в равновесии процессов образования тепла и его отдача
Интенсивность теплоотдачи из организма определяется разностью температур поверхности кожи и окружающей среды и регулируется работой мелких кровеносных сосудов кожи. Когда сосуды расширены, через них протекает большее количество крови, нагревшейся внутри организма - кожа нагревается и теплоотдача увеличивается. Когда сосуды суживаются, через них протекает меньше крови, температура кожи понижается и теплоотдача с ее поверхности уменьшается. Сужение сосудов происходит при сокращении мышечных волокон их стенок. Волокна сокращаются под влиянием сигналов из центральной нервной системы. А она, в свою очередь, реагирует на сигналы температурных рецепторов кожи.
Задание №2.(можно использовать текст на стр 210 учебника)
Заполните таблицу «Регуляция теплоотдачи кровеносными сосудами»
Температура Кровеносные Температура кожи Теплоотдача
окружающей среды сосуды кожи Низкая Суживаются Уменьшается Уменьшается
Высокая расширяются увеличивается увеличивается
Проблемное задание:
Объясните опыт доктора Ч.БлегденаВместе с несколькими друзьями и собакой он провел 45 мин в сухой камере при температуре + 126°С без последствий для здоровья. В тоже время кусок мяса, взятый в камеру оказался сваренным, а холодная вода, испарению которой препятствовал слой масла, нагрелась до кипения.
Обсуждение, выводы.
Условия, благоприятствующие теплорегуляции Условия, затрудняющие теплорегуляцию
Сухой воздух.
Умеренная температура среды. Чистота кожи.
Правильно подобранная одежда. Высокая влажность воздуха. Низкая или высокая температура среды. Воздухонепроницаемая, слишком холодная одежда.
Проблемный вопрос.
Почему на морозе кожа сначала краснеет, потом бледнеет и даже синеет?
Предполагаемый ответ:
При выходе из теплого помещения на мороз сначала охлаждается кожа. В ответ происходит расширение сосудов, которое увеличивает приток крови и тепла к поверхности кожи для ее согревания - кожа краснеет. При более длительном пребывании на холоде начинается охлаждение всего организма. Чтобы уменьшить потери тепла, сосуды кожи суживаются, уменьшая приток крови. Теплоотдача из организма уменьшается, но поверхность кожи при этом сильно охлаждается и может наступить обморожение.
Сохранение постоянной температуры тела в жаркую погоду или при тяжелой физической работе обеспечивается выделением и испарением с поверхности кожи соответствующего количества пота. При этом происходит постепенное обезвоживание организма и развивается жажда, которую необходимо своевременно утолять. При существенном недостатке жидкости в организме выделение пота снижается, кровь сгущается и может наступить тепловой удар. (Сообщение ученика о профилактике и первой помощи при тепловом или солнечном ударе.Презентация).
Решите биологические задачи
1.Действие алкоголя на организм вызывает расширение сосудов. Какой человек, трезвый или пьяный, быстрее замерзнет на морозе?
2.Человек в умеренном климате носит одежду соответственно погоде. Однако жители Средней Азии в самую большую жару ходят в теплых ватных халатах. Дайте объяснение этому явлению.
3. Развитие лихорадочного состояния часто сопровождается дрожью и ощущением холода (ознобом). Объясните эти симптомы на основе представления о механизме терморегуляции. Демонстрируют эксперимент по измерению воды в колбе (первоначальный замер провели в начале урока, фиксировали температуру 60 градусов, через 15 минут проведен повторный замер).
Обсуждают, думают, делают выводы о причинах изменения температуры и определяют физические и химические компоненты определения. Приводят примеры.
Работают с раздаточным материалом- схемой.
Выполняют задание № 2 из оценочного листа.
Взаимопроверка работ по ключу на слайде.
Отвечают, проводится мониторинг «А кто думает иначе?»
Приводят аналогичные ситуации из жизни в качестве примеров, обсуждают.
Решение проблемной ситуации, проверка правильности путем самопроверки по образцу ответа на слайде.
Выполнение задания № 3 из оценочного листа.
Решение биологических задач: закрепление материала путем обсуждении в парах, в четверках. Формулировка и озвучивание выводов.
Сообщение Воронина Валентина, ученика 8-б класса, демонстрация слайдов.
Выполнение задания № 4 «Лови ошибку».
Проверка задания учащимся (прием «Согласен, не согласен»)
Подведение итогов данного этапа Вывод: теплорегуляция - это процесс согласованного изменения интенсивности обмена веществ, просветов кровеносных сосудов кожи и выделения пота, в ходе испарения которого затрачивается энергия. Это саморегулирующийся процесс, протекающий с участием нервной системы и зависящий от температуры окружающей среды. В результате регулируется обмен тепла между организмом и окружающей средой, происходящий на основе физических законов. V. Закрепление и обобщение полученных знаний.
Задачи:
1. Развивать умение применить знания о терморегуляции организма и закаливании в практической жизни.
2. Сформировать понятие о принципах закаливания. На экране фрагмент из мультфильма «Смешарики» «Азбука здоровья»
Проблемный вопрос
Почему одному человеку, чтобы простудиться, достаточно ступить ногой на холодный пол, а другой может купаться зимой в проруби и прекрасно себя чувствовать; один работает на поле под лучами палящего солнца, другой изнемогает от жары, если начинает припекать?
Задание. Заполните таблицу «Природные факторы закаливания организма».
- Чем полезно закаливание, для вас лично?
- Какой способ закаливания вы выбрали для себя лично?
- А какой посоветуете вашим друзьям?
Анализ активности, полноты, логичности ответов учащихся, выставление оценок. Обсуждение необходимости закаливания для выработки организмом способности быстро и правильно реагировать на изменения температуры внешней среды. Прежде всего эти реакции выражаются в изменении теплообразования и кровоснабжения кожи, что повышает устойчивость к охлаждению.
Сообщение ученицы 8-б класса Жидковой Алины о результатах интервью:
1.Знаете ли вы, что такое закаливание?
2.Закаляетесь ли вы сами?
VI. Рефлексия.
Подведение итогов урока
Задачи:
1. Анализ работы учащихся и эффективности усвоения учебного материала. Продолжите фразу:
Я сегодня хорошо поработал, и мне …..
Я чувствую себя…., потому что….
Одна идея показалась мне важной…
Я сделал для себя небольшое открытие… Обмен мнениями по уроку, высказывание своей точки зрения.
VII.
Домашнее задание
Задачи:
1. Сообщить учащимся домашнее задание.
2. Разъяснить методику выполнения. Обязательно: параграф 41 + сайт InternetUrok.ru
На выбор:
- Составить памятку «Правила закаливания» из 5 пунктов.
- Составить кроссворд по изученной теме;
- Подготовить сообщение и презентацию на темы «Уход за кожей, волосами, ногтями», «Гигиена одежды и обуви», «Болезни кожи и их профилактика» Спасибо за урок!