Урок по биологии для 8 класса «Строение и функции кожи» 
07.04.2014 г.                                                  8 класс                                       учитель: Большакова Н.А.   
             
Тема урока: Строение и функции кожи.
Цель урока:
Дать учащимся представление о новом органе. Знакомство со строением, значением и функциями  кожи.
Ожидаемый результат: знать строение  и значение кожи, уметь различать виды кожи.
Ключевые слова: эпидермис, дерма, жировая клетчатка, терморегуляция, меланин, волосяная сумка, потовые железы, роговой слой, защита, рецепторы, поры, охрана.Тип урока:  частично - поисковый, комбинированный.
Методы:  частично-поисковые, проблемные, исследовательские, репродуктивные.
Формы работы  на уроке:  индивидуальная, групповая, работа в парах, самостоятельная, практическая работа.
Оборудование:  лупа,  школьные  предметы,  холодная вода в бутылках, презентация «Строение и функции кожи», карточка: «Функции кожи», уровневые задания, стикеры.
Технологии: 7-модулей  программы Кембриджского университета
ХОД УРОКА
Организационный этап:
Приветствие, разделение на группы, формулирование целевых установок урока и плана работы.
 Учитель:  Какая  одежда  не  промокает  под  дождем, но  пропускает  воздух  и  ее  можно  носить  хоть  100  лет. 
Ученики: Кожа
Учитель: Правильно, тема нашего урока «Строение  и функции кожи»
Стадия вызова
Учитель: давайте вспомним особенности покровов позвоночных животных: рыб, земноводных, рептилий, птиц и млекопитающих.
Учащиеся: делают выводы о причинах существующих различий. 
Учитель: Из чего состоит кожа человека? Давайте попробуем составить кластер в тетради.
Учащиеся: составляют кластеры в тетрадях, взаимопроверяют, комментируют. 
Учитель:  после выступления групп,  записывает его на доске.
                      Слои         ногти               волосы
                 волоски  Строение кожи
Строение кожи
пот
                                                      складки
Учитель: предположите,  что  будет,  если  человек  лишится  кожного  покрова.
Учащиеся отвечают
Учитель: Какие профессии  связаны с темой нашего урока? Назовите профессии
Учащиеся: дерматолог, мед.работник, косметолог, массажист, иглотерапия, криминалист, художник и т.дII. Стадия осмысления 
Работа в парах: один из учеников закрывает глаза,  другой дает ему в руки любой предмет, находящийся на парте (ручку, книгу, учебник, тетрадь) и просит угадать, что находится у него в руках, описать данный предмет.
-Какой орган чувств помог  Вам, не глядя определить предмет?   Орган осязания – кожа, а функция – осязательная.   
Работа  в группе: (заполнение таблицы «Функции кожи»)
(работа с учебником)
№ п/п функция Действие функции
1 Чувствительная Обеспечивает осязательную, температурную и болевую чувствительность.
2 Защитная Защищает от механических повреждений,  от проникновения микробов, от высыхания, защищает от ультрафиолетовых лучей(образует пигмент меланин)
3 Обменная
(выделительная) Участвует в водном, солевом, углеводном, жировом и витаминном обмене (под действием ультрафиолетовых лучей в коже образуется витамин Д),
 путём выделения жира, делает кожу эластичной и мягкой
4. Дыхательная Поглощает кислород, выделяет углекислый газ (через кожу осуществляется 1% общего газообмена)
5 Функция терморегуляции Предохраняет организм от переохлаждения и перегревания, поддерживает постоянную температуру тела, путем расширения и сужения кожных кровеносных капилляров ( через кожу человек теряет 85-90% образующейся в организме энергии)
Учитель называет основные структурные элементы кожи в произвольном порядке, и предлагает учащимся самим смоделировать строение кожи:
1. Роговой слой эпидермиса.
2. Слой живых клеток эпидермиса.
3. Рецепторы.
4. Жировая клетчатка.
5. Волокна.
6. Сальные железы.
7. Волосяные фолликулы.
8. Потовые железы.
9. Нервы.
Учитель знакомит с презентацией и предлагает учащимся уточнить и исправить свои «модели» кожи.
Обобщение:
Работа в парах.
Выполнение лабораторной работы № 16
    Тема: Изучение тыльной и ладонной поверхности кисти руки с помощью лупы
Цель работы   Изучение тыльной и ладонной поверхности кисти рук с помощью лупы выявить тактильные и холодовые рецепторы кожи
1.Рассмотри кожу своей руки. Потрогай кожу, потяни её. Охарактеризуй   кожу. Запиши в тетрадь, какая кожа. Кожа мягкая, гладкая, эластичная  и.т.д2.Возьмите лупу. Поднесите лупу к руке. Рассмотрите кожный покров кисти руки.(тыльную и ладонную)
Запишите свои  наблюдения На тыльной стороне имеются поры, волоски на ладонной и имеется своеобразный рисунок, рельеф. На ладонной стороне кисти много потовых желез. Выходы их протоков видны в виде еле заметных точек.
3. Поднесите холодный предмет к обеим сторонам кисти руки и сравните ощущения тыльная сторона более грубая, и более восприимчива к холоду,  чем ладонная
Выводы 
На тыльной стороне есть поры в которых располагаются волоски. На ладонной поверхности имеются  поры, но меньше, нет волос имеются горизонтальные и вертикальные линии, тыльная сторона более грубая, и более восприимчива к холоду,  чем ладонная.
Закрепление:  Задание по уровням сложности
1-уровень.  Заполнить таблицу - найти соответствие    Правильные ответы: А – 1; Б – 2; В – 3
Факты Причины
А. Окраска кожного покрова у разных людей отличается оттенком и цветом. После пребывании на солнце появляется загар.
Б. Худые люди быстрее замерзают, чем полные.
В. При усиленном потоотделении уменьшается нагрузка на почки. 1. Цвет кожи определяется количеством красящего пигмента – меланина. При постепенном воздействии ультрафиолетовых лучей количество меланина увеличивается.
2. Подкожный жировой слой предохраняет от охлаждения.
3. Функцию почек частично выполняет кожа. Пот содержит 98% воды, 1% растворенной поваренной соли, 1% органических веществ. По составу пот близок к моче, но менее концентрирован.
2-уровень.      Тест
Выбери один правильный ответ.
Основные функции эпидермиса:
А) восприятие температуры;
Б) предохранение от ударов, накопление жира;
В) защита, образование новых клеток
2. Пигмент меланин образуется в коже под действием:
А) ультрафиолетовых лучей;
Б) инфракрасного излучения;
В) любого цвета
3.  ..…. имеет способность к регенерации.
А) эпидермис;
Б) дерма;
В) подкожная клетчатка
4. Подкожная клетчатка в основном представлена ……. тканью.
А) рыхлой соединительной;
Б) плотной соединительной;
В) жировой
5. Кожа не осуществляет функцию:
А) дыхания;
Б) опоры;
В) выделения
6. Угревая сыпь у подростков появляется из-за:
А) недостатка витаминов;
Б) усиления потоотделения;
В) изменения состава сальных желёз
    7. Дактилоскопия - это наука, изучающая:
А) кожу;
Б) рисунок внутренней поверхности пальцев;
В) функции сальных желёз
8. Производные кожи:
А) жировые клетки ;Б) ногти, волосы;
В) мышечные волокна
9. В состав дермы входят:
А) пигмент меланин;
Б) жировые клетки;
В) потовые и сальные железы
10. Ноготь - это производное:
А) дермы;
Б) подкожной клетчатки;
В) эпидермиса
3-уровень.  Проблемный вопрос – найти решение
1. Объясните, почему человек на морозе в состоянии опьянения алкоголем быстрее трезвого замерзает и погибает, хотя первоначально ощущает тепло? 
Ответ: выпитая на морозе водка мгновенно расширяет кровеносные сосуды, и возникает иллюзия, что человек согрелся. Но этот эффект — кратковременный. Сосуды опять сужаются, хотя опьяневший человек этого уже не ощущает. Пьяные гораздо чаще обмораживаются и даже могут замерзнуть насмерть, так как теряют реальное чувство холода.
Дополнительное (резервное) задание для учащихся
Синквейн:  «Кожа»- работа классу
Кожа
Гладкая, мягкая, эластичная
Дышит, защищает, выделяет
Здоровая кожа – здоровый человек.
Орган
Итог урока:
Дополнить кластеры,  взаимопроверка тестового материала, ученик самооценивает себя за урок и учитель выставляет оценку за урок по выполненным заданиям и активности самого ученика
Дом.задание: подготовить сообщения о заболеваниях, связанных с кожей и мерах их предупреждения.
 Рефлексия          
-8572513462000