Урок биологии Заболевание кожи

Тип урока:
Тема урока:


Цель урока:

Задачи:
а)образовательные:



б) воспитательные:
в) развивающие:


Методы и методические приёмы:
Оборудование:

Дополнительная
литература:


План:












































































































































































Презентация























Презентация
















































Изучение нового материала.
Заболевания кожи. Грибковые заболевания. Чесоточный зудень – возбудитель чесотки. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание кожи. Первая помощь при тепловом, солнечном ударах и ожогах, обморожениях. Гигиена кожи и одежды.


Изучить основные причины, повреждающие кожный покров человека, последствия данных воздействий и меры их профилактики.



Дать анатомо-физиологические сведения, лежащие в основе гигиены кожи, использования одежды и обуви, моющих средств.
Дать сведения о мерах первой помощи при ожогах и обморожениях и мерах профилактики чесотки, лишаёв и других болезней



Воспитание ЗОЖ, гигиенических требований;

1) развитие логического мышления и памяти;
2) развитие интереса к теме урока;
3) развитие интеллектуальных умений: умений выделять главное, обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать.

Словесные: беседа, рассказ, объяснение;
Наглядные: демонстрация изобразительных пособий;
Практические: наблюдение, определение.

экран, проектор, мультимедиа «заболевания кожи», презентация «повреждение кожного покрова»

http://festival.1september.ru/articles/210718/
Журнал «Биология в школе» №5 2006г, №3 2008г;


Этапы урока:
I. Организационный момент.(1-2 мин)
II. Проверка знаний по теме «Барьерная роль кожи.» (7 мин)
III. Домашнее задание (2 мин)
IV. Изучение нового материала (15 мин)
1. Грибковые заболевания.
2. Чесоточный зудень – возбудитель чесотки.
3. Роль кожи в теплорегуляции.
4. Закаливание кожи.
5. Первая помощь при тепловом, солнечном ударах и ожогах, обморожениях.
6. Гигиена кожи и одежды.
V. Закрепление и обобщение знаний. (3-4 мин)

Ход урока.
Здравствуйте, ребята! Садитесь!
- Прежде чем начать урок, давайте проведем точечный массаж, который поможет снять напряжения и поможет настроиться на урок.
Массаж кончика мизинца
Массаж мочек уха
Массаж переносицы в области третьего глаза

Настроились? Тогда приступим. Если кто - то думает, что биология - это сухая, точная наука, то ошибается. В каждой науке, в т.ч. и биологии есть гармония, а значит, есть поэзия, поэтому урок мы наш начнем стихами.

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
АКРОСТИХ
Красивой, ухоженной быть желает.
Она наше тело собой защищает.
Жить без нее- нам не возможно-
А значит, беречь ее надо надежно.

Кто догадался, о каком органе пойдет сегодня речь? КОЖА

Об этом органе вы уже вели разговор на прошлых уроках, но какие- то интересные факты, возможно, ускользнули от вашего внимания

Площадь кожи у взрослого человека составляет 2 м2. Масса -2,7 кг. (15% от общей массы человека). Толщина от 0,4 до 4 мм. Цвет обусловлен пигментом меланином. Через ее поверхность теряется более 80 % тепла, поступает 2 % кислорода. На 1 см2 поверхности этого органа приходится до 100 рецепторов, воспринимающих температуру, давление, боль, прикосновение.
в связи с этим, кто попробует объяснить, как точечный массаж помог нам настроиться на работу и снять напряжение?

Самая простая, доступная и безобидная помощь, которую каждый человек в любое время может себе оказать, связана с массированием ушей.
К ушам сходятся каналы биологически активных точек, идущие от всех органов и систем организма.
 Мочка уха – это весь наш организм в миниатюре.
Поэтому, массируя ухо, мы активизируем деятельность всего организма, улучшаем кровообращение в органах, стимулируем кору головного мозга.

Давайте вспомним ключевые моменты прошлого урока, ведь они будут основой для изучения нового материала. Для этого положите перед собой опорные конспекты и выполните первое задание.

Вспомните функции, которые выполняет кожа. Из предложенных функций, выберите те, которые характерны для кожи. Запишите их в опорный конспект и очень кратко устно охарактеризуйте их

Защитная
Чувствительная
Транспортная
Терморегуляция
Выделительная
Опорная
Двигательная
Дыхательная
Размножение
Сократительная
Секреторная
Расщепление веществ
Амортизация

Один человек выходит к доске, распределяет заготовленные бумажки на магниты. По ходу учащиеся с места поясняют функции.

Защитные свойства. Кожа предохраняет организм от физических ранений и бактериальных инфекций. Внешняя поверхность эпидермиса покрыта тонкой пленкой кожного сала, обладающего водоотталкивающими свойствами. Эта пленка образуется путем эмульгации потом и продуктами распада рогового слоя и имеет слабокислый уровень). Этот слой устойчив к температурным изменениям, незначительным физическим травмам, действию вредных химических  веществ. 

Чувствительная. При помощи чувствительных нервных окончаний кожа реагирует на жар, холод, прикосновение, давление, боль.

Теплорегуляционная. Кожа защищает организм от термического воздействия окружающей среды. В здоровом организме поддерживается постоянная температура. Если  температура окружающей среды повышается, кровь и потовые железы начинают функционировать так, что организм самостоятельно охлаждается.

Выделительная. Пот из потовых желез выводится наружу через кожу. Влага, теряемая в процессе потения, выводит с собою соли и другие химические вещества. 

Дыхательная
Секреторная. Кожное сало - это результат секреции сальных желез. Оно смазывает кожу, делая ее мягкой и эластичной
2. Почему при волнении ладонные поверхности кисти оказываются влажными, а тыльные нет? на тыльной стороне кисти практически отсутствуют потовые железы, а на ладонной их много.
АКТУАЛИЗАЦИЯ
Если кожа имеет такое большое и важное значение значит, ее надо беречь надо знать от чего беречь и как надо знать причины повреждения кожи, к каким последствиям это может привести и какую помощь надо оказать
Как вы думаете о чем мы сегодня будем говорить. Сформулируйте тему сегодняшнего урока

Тема: Заболевание кожи.
цель урока:
Изучить основные причины, повреждающие кожный покров человека, последствия данных воздействий и меры их профилактики.

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Как Вы думаете, эта тема будет полезной для вас и почему?
Все причины повреждения кожи можно условно разделить на две группы: Внешние и внутренние.

Давайте обратимся к нашему опорному конспекту.
ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ

Кожа – зеркало организма. Нарушение работы внутренних органов, как причина заболеваний кожи.
внутренние
Причины нарушений кожных заболеваний:
внешние
ВНУТРЕННИЕ ПРИЧИНЫ:

. пожелтение кожи, слизистых век и склеры – заболевание печени и желчного пузыря;
. угревая сыпь подростков – следствие перестройки желёз внутренней секреции;
. нарушение кожных покровов – результат витаминной недостаточности.
Недостаток витамина А – кожа сухая, трескается.
В2 – трещины в уголках рта, ломка ногтей.
С - подкожные кровоизлияния.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


ВНЕШНИЕ ПРИЧИНЫ:

. травмы;
. вирусные и грибковые заболевания;
. заражение кожными паразитами;
. несоблюдение правил гигиены кожи.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Аллергия и её причины: пищевая, контактная, связанная с вдыханием аллергенов.
Оказание первой помощи при ожогах и обморожениях.
химические
Ожоги

термические

ХИМИЧЕСКИЕ ОЖОГИ - вызываются попаданием на кожу различных едких веществ.
Ожог кислотой: а) смыть реактив большим количеством воды;
б) промыть 2% раствором соды.
2. Ожог щелочью: а) смыть реактив большим количеством воды;
б) промыть 1% раствором уксусной или лимонной кислоты.
( объяснение)

ТЕРМИЧЕСКИЕ ОЖОГИ
I степень – краснеет /эпидермис/;
II степень – пузыри, наполненные тканевой жидкостью (эпидермис, дерма);
III степень – более серьёзные нарушения ( эпидермис, дерма, подкожная жировая
клетчатка);
IV степень – обугливание ( эпидермис, дерма, подкожная жировая клетчатка,
мышцы и кости).

I степень – промыть холодной водой, обработать спиртом, одеколоном.
II, III, IV - обратиться в больницу, наложив стерильную повязку.

ОБМОРОЖЕНИЯ
Обморожение слабой степени - растереть кожу мягкой тканью до покраснения и
восстановления чувствительности.
При сильном обморожении – сделать теплоизолирующую повязку на кисть и дать
горячее питьё. Важно, чтобы отогревание ткани шло
изнутри за счёт восстановления кровообращения.

СЛОВАРЬ:
Заболевание кожи АКНЕ - ____________________________________________________________________________________________

ДАКТИЛОСКОПИЯ - _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В конспектах имеется словарь, где перечислены новые термины, которые нам встретятся сегодня на уроке.
Дальнейшие записи вы будете вести в своих опорных конспектах. В конце урока несколько конспектов я возьму на проверку.
Что же может быть внутренними причинами нарушения кожных покровов?
По ходу объяснения вы заполняете схему.
Недостаток витаминов.
Заподозрить у себя нехватку того или иного витамина можно и ...глядя на себя в зеркало.
Какие витамины вы знаете?
Оказывается, нехватка того или иного витамина сразу же отражается на коже
Откройте учебник на стр.166, и приведите примеры как недостаток витаминов может отразиться на нашей коже.
Так, при нехватке витамина А, - кожа начинает шелушиться, становится грубой.
Дефицит витаминов группы В проявляется очагами мелких воспалений: прыщами и шелушащимся покраснением а так же «ячменями», герпесом, фурункулами.
Если Вам не хватает витамина С, кожа выглядит уставшей, на лице возможно возникновение пигментных пятен.
Витамин Е заявляет о себе дряблостью и повышенной сухостью кожи.
Фолиевую кислоту (В 9) нужно «добавлять», если изо дня в день из зеркала на вас глядит бледное существо с мешками и синяками под глазами.

Внутренние причины нарушения кожных покровов
Нарушение гуморальной регуляции особенно в подростковом возрасте часто приводят в появлению воспаления, угрей, акне (черные точки) СЛОВАРЬ

Неправильное питание Употребление фаст фуда, газированных напитков, пищи богатой углеводами (булки, конфеты и т.д), т.е. то, что часто оказывается любимыми, но вредными продуктами тоже приводит к нарушению деятельности сальных желез, появлению угрей, дерматитов

Нарушение работы кишечника , заболевания ЖКТ может привести к тем же последствиям

Вредные привычки Употребление алкоголя ведет к отечности, изменению цвета лица, одутловатости. Курение провоцирует появление морщин, сухости, сероватого оттенка

Действие аллергена дерматы, раздражение, покраснение, экземы, диатез

Сформулируйте и запишите, пожалуйста, тезисы через запятую: какие меры профилактики необходимо соблюдать, чтобы минимизировать последствия внутренних причин повреждения кожи.

Внутренние причины мы обсудили, теперь давайте поговорим о внешних причинах нарушения кожного покрова. Продолжаем работать в опорных конспектах. Выписываем по ходу беседы примеры внешних повреждений

Внешние причины нарушения кожных покровов
1. грибковые заболевания

Возбудителей грибковых заболеваний множество. Наиболее благоприятная среда для грибкового поражения -повышенная влажность кожи, микротрещины, наличие гнойничковых поражений на коже, ломкость ногтевых пластинок Проявлений грибковых заболеваний много: от легкого шелушения кожи, до обширных высыпаний на коже, сопровождающихся зудом, а иногда, и неприятным запахом. За консультацией по поводу лечения грибковых заболеваний необходимо обратиться к врачу-микологу.
Дерматомикоз, (стригущий лишай)  носителями возбудителей этой болезни являются дети, и животные, при этом болезнь, вызванная заражением от животных, проходит в более тяжелой форме. Заражение происходит при непосредственном контакте с больным, при пользовании общими головными уборами, одеждой, и другими предметами. Болезнь проявляется в виде сначала единичного, а впоследствии и множественных очагов, представляющих собой красные или розовые пятна, на коже наблюдается шелушение. Такие очаги могут появляться на волосистой части головы, туловище, ногтях...

Считается, что перхоть также является заразным грибковым заболеванием и передается в основном через предметы ухода за волосами - расчески, головные щетки, а также через шапки и т. д

2. вирусные заболевания
Герпес. Простой герпес, который часто называют "лихорадка", вызывается вирусом простого герпеса, встречается чаще у взрослых. У многих людей этот вирус живет в организме в скрытом состоянии и проявляется только при лихорадочных заболеваниях (ОРЗ, гриппе, воспалении легких и пр.) или после них, а также под воздействием других провоцирующих факторов - переохлаждения, стресса и т. д.

Бородавки. Заболевание передается при прямом контакте и через предметы обихода, в том числе через игрушки. Способствуют заражению вирусными бородавками микротравмы и разрыхление рогового слоя при длительном увлажнении кожи, например, в результате повышенной потливости стоп при ношении прорезиненной обуви.

3. Паразитарные заболевания кожи у ребенка, детей. Чесотка, педикулез ,
Эти кожные болезни вызывают животные-паразиты, которые проникают вглубь кожи и проводят в ней полностью или частично свой жизненный цикл. Паразиты выделяют продукты жизнедеятельности на поверхность или вглубь кожи. Эти вещества являются чужеродными и нередко вызывают аллергические реакции в виде высыпаний, сопровождающиеся сильным зудом, осложнениями.

«Чесотка и чесоточный клещ»
Чесотка – заразное заболевание, вызываемое чесоточным клещом. Оплодотворенная самка пробуравливает в верхних слоях эпидермиса чесоточный ход, где откладывает яйца. Заражение происходит при непосредственном тесном контакте больного со здоровыми или передается через общее постельное (наволочки, простыни, одеяло) и носильное белье, верхнюю одежду, перчатки.
Педикулез – вызывается вшами, которые откладывают яйца в области волосистой части головы или в паху. как происходит заражение?

Сформулируйте и запишите, пожалуйста, тезисы через запятую: какие меры профилактики необходимо соблюдать, чтобы минимизировать последствия внутренних причин повреждения кожи.

ВЫВОД: Если мы вспомним, меры профилактики, для внутренних и внешних причин и еще раз сформулируем основные меры профилактики:
1. Рациональное питание
2. Пища должна быть обогащена витаминами
3. Отказ от вредных привычек
4. Аккуратно употреблять новые незнакомые продукты питания и косметические средства
5. не пользоваться чужими расческами, перчатками и др. вещами и средствами гигиены.
6. при появлении любых высыпаний обращаться к специалистам

РАБОТА В ГРУППАХ
Продолжая разговор о внешних причинах повреждения кожи, мы затронем бытовые травмы, которые могут случиться с каждым из нас.

Самостоятельная работа в группах
Вам необходимо по имеющейся доп. информации заполнить таблицу
1 группа- термические ожоги
2 группа- химические ожоги
3 группа- обморожения

Вид поражения
Причины
Степени
Первая медицинская помощь

Термический ожог




Химический ожог




Обморожения





Три группы работают в течении 5-7 минут, потом выступают, зачитывая данные таблицы, остальные делают записи
Вы уже очень много знаете по данным видам травм, но возможно не все. После просмотра презентации я поинтересуюсь, что нового для себя вы узнали ?
«Первая помощь при ожогах, обморожениях»
ПРОВОДИТСЯ ПРОВЕРКА.

Вывод:
Ожоги Охладить, промыть водой, смазать спец. Средством или наложить стерильную повязку и в больницу.
При химическом обработать р-ром уксуса или соды

Обморожения Снять все металлические предметы, согреть в теплой воде, наложить термоизоляционные повязки, теплое питье

Кроме бытовых травм некоторые повреждения коже человек причиняет сам сознательно.

РЕШЕНИЕ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ (КЕЙС МЕТОД)
Мы все хотим быть красивыми, нравится другим, это естественное желание каждого. И в этом стремлении возникает желание усовершенствовать свою внешность всеми возможными способами. Я хочу предложить вам жизненные ситуации, с которыми может столкнуться любой из вас, кроме этого, немного теоретической информации по этой проблеме.

В ТЕЧЕНИИ 5 МИНУТ ОБСУДИТЕ В ГРУППАХ ПРЕДЛОЖЕННЫЕ СИТУАЦИИ И ПОПРОБУЙТЕ НАЙТИ оптимальное решение или НЕСКОЛЬКО
1 группа Татуировки
ЗАДАЧА
Коля и Варвара дружили с начальной школы. К 8 классу их детские дружеские отношения постепенно переросли во влюбленность. И чтобы доказать друг другу и всем окружающим свою любовь, подростки сделали себе татуировки с признаниями во взаимной любви. Родители не одобрили таких проявлений чувств и очень огорчились. Что вы думаете по этому поводу? Приведите аргументы за и против. Какое решение приняли бы вы?

2 группа Пирсинг
ЗАДАЧА
Юля Бредова недавно переехала в другой город и перешла в новую школу. И чтобы завоевать авторитет, Юля решила совершить что то оригинальное, что то, что выделило бы ее из окружения. И девушка отправилась в салон, который находился в подвале ее дома. После каникул, девочка вернулась в класс в новом образе: на ее лице красовались новые украшения. Юля проколола себе бровь, губу и язык. Было больно, непривычно, но зато Девочка считала себя очень «крутой», современной и модной. Спустя несколько дней бровь у Юли воспалилась и стала болеть, речь ее стала непонятной, ее часто переспрашивали и даже посмеивались над ней. Как вы думаете, что же случилось с девочкой, какую ошибку она совершила. Какой совет ей вы могли бы дать?

3 группа Окраска волос
ЗАДАЧА
Кристина Васильева, ученица 8 класса, побывала на концерте любимой группы «Конфетки».И под впечатлением от увиденного в этот же день перекрасила волосы точно в такой же ярко розовый цвет как у солистки группы. На следующий день после второго урока девочку вызвала завуч, высказав свое неодобрение, пообещала не пускать Кристину в школу, пока она не перекрасится. Расстроенная девушка была вынуждена перекраситься. Через некоторое время девочка заметила, что ее волосы стали выпадать, ломаться, плохо расчесываться. Что произошло с волосами Кристины? Какие бы советы вы могли бы ей дать? Как бы вы поступили в данной ситуации?

ВЫВОД, РЕФЛЕКСИЯ
Как мы с вами сегодня убедились, причин, которые могут вызвать повреждения кожи очень много
Какой итог можно подвести сегодня? Подумайте минутку и ответьте на вопросы:
Что удивило меня сегодня на уроке, какие выводы сделал для себя? Что теперь нового появиться (или измениться) в моей жизни?

ЗАКРЕПЛЕНИЕ
Если не успею, то на дом
Составьте синквейн к термину кожа
Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях, что позволяет описывать или рефлектировать по какому-либо поводу.
Строение синквейна, правила  его написания: Первая строка тема сиквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь. Вторая строка два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта. Третья строка образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта. Четвертая строка фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту. Пятая строка одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта. Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке два слова.

Мой синквейн вам:
Биология Живая, многогранная Учит, развивает, направляет Помогает все знать о себе Наука!
Какие строки вызвали наибольшее затруднение?
Последние, т.к. это обобщающие строчки и кроме умения обобщать они подразумевают наличие жизненного опыта.
Ведь знания, полученные нами сегодня на уроке могут пригодится вам не только на контрольных работах, экзаменах, эти знания прежде всего нужны нам в повседневной жизни, ведь от умения оказать первую помощь при ожогах и обморожениях, предотвратить кожные заболевания, сто раз подумать, взвесить все за и против перед тем как сделать себе татуировку или пирсинг, от этого зависит наше здоровье, а может быть и даже жизнь. Берегите ее.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
§54, составить себе программу ухода за кожей.
Спасибо за сотрудничество!