«Роль кожи в терморегуляции организма»
Разработка урока биологии в 8 классе на тему:
«Роль кожи в терморегуляции организма»
Выполнила учитель биологии
филиала МБОУ СОШ №1 с. Мраково
ООШ с. Побоище
Щербакова Светлана Ивановна
Цель урока: раскрыть роль кожи в процессе терморегуляции; выделить причины, влияющие на потоотделение; значение гигиены кожи.
Задачи:
Определить роль кожи в терморегуляции;
Каковы условия сохранения постоянной температуры тела человека;
Рассмотреть физиологическую роль повышения температуры тела при заболеваниях;
Причины нарушения терморегуляции и правила оказания первой помощи;
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: таблица « Строение кожи», компьютер, термометр, спирт.
Методы: фронтальная беседа, рассказ, работа с учебником, сообщение.
Ход урока.
Организационный момент.
Здравствуйте. Не зря сегодня наш урок начинается с песни в исполнении Леонида Утесова, ведь именно о здоровье сегодня мы и будем говорить на уроке. Но сегодня будет необходимо выяснить, какую роль кожа играет в терморегуляции организма и какие бывают повреждения кожных покровов. Вначале урока, мы вспомним материал предыдущего.
Контроль знаний теме прошлого урока:
Перечислите функции кожи. (Кожа выполняет множество функций: защитную (предохраняет внутренние органы от механических повреждений; препятствует проникновению в тело микроорганизмов и вредных веществ) связь с внешней средой, выделительную( в течение суток через кожу выделяется0,5 л воды, соли, молочная кислота), терморегуляторную, дыхательную, участие в кровообращении ( одновременно в коже содержится до 1 л крови), рецепторная ( тактильная- ощущение прикосновений, температурная – восприятие холодного и горячего, болевая чувствительность)
Из каких слоев состоит кожа?( В коже различают три слоя: наружный - эпидермис; внутренний – собственно кожу – дерму, подкожная жировая клетчатка- через нее в дерму проходят кровеносные сосуды, нервы)
Каково строение и функции наружного слоя кожи? (в наружном слое кожи различают поверхностный (роговой) слой, состоящий из прилегающих друг к другу погибших клеток, которые постоянно слущиваются и заменяются новыми.) Этот слой выполняет защитную функцию. Более глубокий слои эпидермиса образованы живыми клетками, в которых находится красящее вещество - пигмент, от количества зависит цвет кожи. Пигмент кожу от ультрафиолетовых лучей. Он образуется под влиянием солнечного света, вот почему при загаре кожа
темнеет.)
Какой тканью образована собственно кожа? ( Собственно кожа образована соединительной тканью, в ней много эластических волокон, которые придают коже упругость.
Именно благодаря эластическим волокнам кожа легко растягивается при движениях.)
Каковы функции потовых и сальных желез? ( При помощи потовых желез кожа выполняет выделительную функцию и терморегуляторную. Сальные железы выделяют кожное сало, которое смазывает кожу, смягчая ее и предохраняя от высыхания.)
Что такое пот? ( Пот - это секрет потовых желез, состоящий из воды, небольшого количества мочевины и минеральных солей . )
Что относится к роговым образованиям кожи? ( К роговым образованиям кожи относятся волосы и ногти.)
Актуализация знаний: « На прошлом уроке мы изучили строение и функции кожи. А сегодня на уроке нам необходимо выяснить, какую роль кожа играет в терморегуляции организма. И так ли она необходима для нашего организма».
Постановка проблемы- в конце урока, я хочу услышать ответ на вопрос: «Какую роль играет кожа в здоровье организма.»
Изучение нового материала.
Вступительное слово учителя.
Три четверти тепла, вырабатываемого телом, теряется через кожу.
Задержка всего тепла хотя бы на один день вызвала бы смерть.
Ребята, вам на дом было задание измерить температуру разных участков тела в разное время суток. (Слайд 1)
утро день вечер
Ладонь Кисть руки лицо Подмышечная впадина Различные участки тела имеют разную температуру, 36,6 гр. средняя температура тела, 25 или 43 смертельная
Образование тепла зависит от обмена веществ.
Как у человека, так и у большинства теплокровных животных зимой и летом количество тепла в организме одинаково.
Меняется внешние условия, а температура тела остается постоянной. Значит, в разное время идет разная теплоотдача. Она зависит от температуры воздуха, его влажности и движения.
Человек легко может переносить жару и холод, хотя температура -30 градусов или -43 градуса губительна для изолированных из организма органов.
Постоянно температуры нашего организма обеспечивается за счет регуляции теплоотдачи.
Человек все время выделяет тепло, и даже во сне он в среднем расходует за час 4,2 кДж на 1 кг массы тела. За сутки человек выделяет столько тепла, что его хватит, чтобы довести до кипения 33 л ледяной воды.
Установлено, что температура воздуха над головой человека выше на 1-1,5 гр С окружающего воздуха. Высота своеобразного теплового факела достигает 30-40 см от темени. Теплый воздух из-под одежды выходит наружу у воротника. Над головой создается тепловой конус, точнее воздушный капюшон.
Роль кожи в теплорегуляции.( слайд 2)
Терморегуляция – это способность организма поддерживать постоянную температуру тела в условиях изменяющейся внешней среды. Образование тепла идет в различных органах, особенно интенсивно в печени и мышцах. Избыток тепла удаляется из организма с выдыхаемым воздухом и через кожу. Подкожная жировая клетчатка препятствует теплоотдаче.
В коже расположено очень много мелких кровеносных сосудов.( Слайд 3) При понижении температуры окружающей среды сосуды рефлекторно суживаются, к коже притекает меньше крови и теплоотдача уменьшается.
(слайд 4)При повышение температуры окружающего воздуха кровеносные сосуды кожи рефлекторно расширяются, через них протекает больше крови, что называет увеличение теплоотдачи.
На доске:
Отдача тепла (Справка):
22% -Испарение легкими и кожей.
44% - Излучение
3% - нагревание выделяемых веществ.
31% - Теплоотдача с поверхности кожи.
(Слайд 5)
Терморегуляция осуществляется рефлекторно. Образование и отдача тепла регулируются гуморальным способом. Например, при страхе и гневе в крови увеличивается количество адреналина. Сосуды кожи суживаются, кожа лица бледнеет, усиливается теплообразование.
Причины, влияющие на потоотделение. (Слайд 6)
Проблема : Ребята, как вы думаете: физические упражнения влияют на потоотделение?
а) Исследование: Влияние физических упражнений на потоотделение.
Перед упражнениями у всех учащихся измеряется пульс, число дыхательных движений, состояние кожных покровов. После выполнения упражнений отмечается состояние кожных покровов, измеряется пульс, число дыхательных движений (данная таблица у каждого ребенка).
Группы Данные до нагрузки Данные после нагрузки
Пульс Дыхательные
движения Пульс Дыхательные
движения
Без нагрузки Выполняющие
Приседание Выполняющие
отжимания Вывод: при интенсивной физической работе организм освобождается от избытка теплоты не только через расширения сосуды кожи, но и путем испарения пота с ее поверхности.
Б) Капнуть на кожу руки спирт. Что вы ощущаете? (холод) Почему? ( Идет испарение пота; жидкость превращается в пар, при этом удаляется избыток тепла, происходит Потоиспарение)
В) – Объяснить, почему гибнут люди в сильный мороз, особенно, если не трезвы.?
(Теплая кровь нагревает кожу. Благодаря тепловым рецепторам возникает чувство тепла. Сосуды глубоких слоев кожи расширены и человек теряет последнее тепло. Расширение или сужение сосудов создает ощущение тепла. Отдача избытка тепла происходит через сосуды кожи, в которых может вместиться 30% всей крови организма).
Г) А сейчас ребята, я хочу вам рассказать одну легенду ( звучит приятная музыка)(слайд 8)
Без малого пять веков назад, в последние дни 1496 г. , в роскошном замке миланского герцога Моро готовились к новогоднему празднику. Герцог собирался показать своим гостям такие чудесные представления, какие еще не видывал свет. Еще бы! Устройством праздника руководил великий художник и никем не превзойденный механик представления каких еще не видывал свет.еще бы! Устройством праздника руководил великий художник и никем не превзойденный механик Леонардо да Винчи. Он задумал восславить золотой век мира, который наступил после многих лет железного века опустошительных войн.
Для изображения железного века кузнецы под наблюдением Леонардо да Винчи сделали огромную фигуру лежащего рыцаря, закованного в латы. А золотой век должен был изображать голый мальчик, с ног до головы покрытый золотой краской. Это был сын бедного пекаря. Отец за деньги предоставил его для увеселения герцога.
В разгар праздничного веселья в зал ввезли поверженного рыцаря. Из чрева вышел « золотой мальчик» с крыльями и лавровой ветвью в руке. Испуганно он смотрел на окружающих, произнося заученное приветствие герцогу. Праздник не удалось довести до конца, потому что внезапно заболела жена герцога. Гости разъехались. Погасли огни. О мальчике, конечно, забыли… он остался один, в огромном холодном полутемном зале. Лишь на следующий день Леонардо да Винчи увидел его в темном углу. Ребенок дрожал и жалобно плакал. Леонардо закутал его в плащ, отнес к себе домой и три дня ухаживал за ним, пытаясь спасти. Но на четвертый день мальчик умер. Прошли века. История « золотого мальчика», связанная с именем великого художника, не забыта. А притча его гибели долгое время оставалась непонятной и вызывала разные толкования.
- Можете вы мне ответить и назвать основные причины гибели мальчика? (этот мальчик умер от переохлаждения.Была нарушена функция терморегуляции)
-какие структуры кожи определяют функцию теплорегуляции? (потовые железы и кровеносные сосуды, нервные окончания)
- Какие выполняют потовые железы? ( удаление продуктов окисления и веществ, испарение пота, теплоотдача)
Вывод: таким образом, теплорегуляция происходит благодаря сосудам кожи, потовым железам, нервной системе.
Д) Чистота кожи.(Слайд 9)
Было время, когда христианская религия считала мытье тела делом греховным. Народ давно заметил вред и опасность для здоровья грязной кожи. В описаниях военных событий прошлого века указывалось, что солдаты перед боем обычно мылись, надевали чистое белье. Этот обычай был разумным. На чистой коже заживление ран происходит быстрее.
специальными опытами советского микробиолога В.Л.Троицкого подтверждено, что на чистой коже микробы гибнут. кожа выделяет особые защитные вещества, которые растворяют белки бактерий, и бактерии на такой коже гибнут. Уже из этого вытекает необходимость содержать кожу в чистоте. в обычных условиях достаточно мыть 1-2 раза в неделю горячей водой с мылом, мочалкой. во время мытья с кожи удаляются до 1,5 миллиарда микробов.
чрезвычайно важным является обмывание тела вечером. тщательно вечернее очищение кожи о грязи и пота улучшает кровообращение, способствует хорошему сну. лучше всего мыться под душем с мылом.(Слайд 10)
Да здравствует мыло душистое,
И полотенце пушистое,
И зубной порошок,
И густой гребешок!
Давайте же мыться, плескаться,
Купаться, нырять, кувыркаться
И в ванне, и в бане, везде.
Вечная слава воде!(Слайд 11)
Упругость кожи повышают следующие лекарственные травы: почки сосновые, побег хвоща, листья розмарина аптечного, а при сухой коже можно добавлять в воду липовый цвет. 2013 год объявлен годом «охраны окружающей среды». Так давайте будем беречь и охранять природу , а она нас отблагодарит экологически чистыми лекарственными травами и многим другим .
Самостоятельная работа с учебником.(слайд 12)
«Повышение температуры тела при заболевания.» уч. стр. 179
- Почему во время многих болезней температура тела повышается?
(при проникновении инфекции в организме наряду с защитными веществами образуются особые пирогенные (теплорождающие)вещества. они действуют на нервные центры теплорегуляции. реакция нервной системы на пирогенные вещества приводит к повышению температуры и является показателем благоприятного течения болезни. это отражение активной борьбы организма с инфекцией, его естественная реакция.)
- Что дает повышенная тела больному организму?
( повышенная температура ускоряет химические процессы, увеличивает обмен веществ в тканях, повышает активность лейкоцитов, печени, гипофиза – мобилизуются защитные силы организма.)
- Почему мы применяем жаропонижающие средства?
(стойкая высокая температура создает большую нагрузку на сердце, у больного учащается пульс, слабеет весь организм. переносить такое состояние долгое время больной обычно не может. но подавление высокой температуры осложняет инфекционный процесс, поэтому нужно не просто снизить температуру лекарством, а воздействовать на основную причину болезни. )
VI. Закаливание.( Слайд 13)
К чему приводит попеременное включение горячего и душа (контрастный душ) ? (к закаливанию)
Что такое закаливание? Для чего проводят? Значение закаливания.
Закаливание- это способность организма быстро реагировать на изменения окружающей среды. ( температура, давление и др. факторов)
3. Методы закаливания (водные процедуры, воздушные ванны, солнечные процедуры)
4.Каков девиз закаливания?
Девиз : «Солнце, воздух и вода- наши лучшие друзья!»
VII.Сообщение учащихся.(Слайд 14)
Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударе.
Оказание первой помощи при обморожениях и ожогах.
VIII.Закрепление. Первичная проверка знаний – тест по теме в режиме Он-лайнIX. Подведение итогов урока. (слайд 15)
Сегодня мы познакомились с ролью кожи в терморегуляции организма. Вы, надеюсь, сделали вывод, что внешняя красота ещё не гарантирует здоровье. Здоровье всё-таки самое важное. И помните, что в здоровом теле здоровый дух. Спасибо, вы все сегодня замечательно работали и заслужили высокий бал.
Оценки за урок с комментарием.
Д/з задание на стр. 180-181 , термины, составить кроссворд( слайд 15)
Рефлексия ( слайд 16)
«Итак, друзья мои пора
Нам оценивать самих себя,
А также в целом весь урок,
Чтоб это сделать каждый смог
В портрете важную деталь дорисовать необходимо
Коль удался урок на славу,
Пусть наш биолог улыбнется,
Ведь тот, кто весел, тот смеется,
Коль не понравился урок,
Улыбку прочь- рот на замок»