Конспект внеклассного занятия по математике для начальных классов «У нас в гостях инопланетяне»
ГУ «Побединская средняя школа
отдела образования Есильского района»
«У нас в гостях инопланетяне»
Внеклассное занятие
Автор Саламатова Н.К.
2012 г.
Тема «У нас в гостях инопланетяне»
Цель: ознакомить в игровой форме с позиционными системами счисления, развивать мышление, опосредованную память, познавательную активность, воспитывать интерес к новому.
Наглядный материал: рисунки и фотографии на космическую тему, рисунки планет Альфа, Плутон, Марс, Галактики Золотистые Поляны; геометрические фигуры – круги, треугольники, квадраты, прямоугольники; множества, состоящие из различных предметных рисунков.
Гости: представители планет – Альфик, Плутончик, Марсик, Одуванчик.
(у гостей перчатки с соответствующим числом пальчиков: у Плутончика 4+4=8, у Марсика 3+3=6, у Альфика 2+2=4, у Одуванчика 1+1=2).
Ход занятия
Звучит космическая музыка. На экране – изображения фантастических планет, фотографии космоса.
І. Вступительная беседа ведущего.
Земля – планета Вселенной. Люди, растения, животный мир, различные тела – часть природы. Мы не одиноки во Вселенной, у нас есть соседи по разуму, находятся они очень далеко. Но сегодня они прилетели к нам.
Встречайте!
ІІ. Основная часть.
Представление гостей. Наши гости из далёкого космического пространства – планет Альфа, Плутон, Марс и внеземной Галактики Золотистые Поляны.
Альфик. Здравствуйте, ребята! Я – представитель далёкой планеты Альфа. Вот ее фотография.
Ведущий. Ребята, давайте назовем нашего гостя Альфик – по имени его родной планеты Альфа.
Альфик. Мне очень нравится имя, которое вы мне дали – Альфик! когда я прилечу к себе домой, я всем расскажу о вашей школе, о ваших ребятах.
Плутончик. Я прилетел с планеты Плутон. Меня зовите Плутончик. Вот фотография моей планеты.
Марсик. А я – представитель планеты Марс. Моя планета очень красивая, посмотрите на ее фотографию.
Одуванчик. Я прибыл из далекой Галактики золотистые Поляны. Я часто смотрел на Млечный путь в небе, и теперь знаю, что она ваша родина. Меня зовут Одуванчик.
Учим говорить инопланетян.
Ведущий. Ребята, давайте научим наших гостей говорить по-нашему, по-земному.
Приготовьте геометрические фигуры. Обозначим слова разными фигурами: круг – я, два круга – мы, квадрат – учусь, треугольник – в, прямоугольник – школа. Составляем предложение: «Я учусь в школе». (Дети выкладывают предложение из фигур на наборном полотне).
.
Ведущий. Марсик, прочитай предложение вместе с нами: «Я учусь в школе».
Пишем письмо по-инопланетянски.
Альфик. Я хочу взять с собой письмо на свою планету и научить жителей Альфы тому, что узнал здесь у вас.
(Дети изображают понятие или слово для гостей).
Ведущий. Как объяснить слово «мама» для наших гостей?
А) Младшие дети рисуют.
Б) дети постарше «зашифровывают» заданное слово или словосочетание, т.е. обозначают слова каким-либо знаком или лаконичным рисунком. Слова читаются с интервалом 15-20 с (за это время дети должны обозначить слово в таблице своим знаком или рисунком), после чтения учащихся просят вспомнить слова и записать их в нижней части каждой клетки.
Слова для запоминания: здание, грустная песня, теплая вода, ночь, быстрая езда, жара, веселая девочка, ненастная погода, жонглер, подарок, пушистый котенок, роса.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Физминутка.
Ведущий. Дорогие гости, сейчас мы проведем физкультминутку. ученики покажут вам элементы гимнастики. Повторяйте, вы отдохнете и станете красивыми. На полу нарисованы круги диаметром 2 м, обозначающие космические корабли.
Ждут нас быстрые ракеты
Для прогулок по планетам.
(Под музыку дети ходят по залу или по классной комнате, расставив руки как крылья ракеты).
Но в игре один секрет:
Опоздавшим места нет!
(Дети стараются быстро занять места в ракетах-кораблях. Один из играющих остается без ракеты – он выбывает из игры и выполняет какое-нибудь задание. Одну ракету убирают. Так продолжается до тех пор, пока не останется один или два игрока. Им вручается приз. Остальным тоже вручить поощрительные призы).
Учимся считать по-инопланетянски.
Плутончик. Ребята, умеете ли вы считать? Считайте (показывает руки). Дети считают: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8.
Плутончик. Нет! Неправильно! Считать надо так: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 10.
Ведущий. Ребята, мы считаем до десяти и называем последнее число в десятке – «десять». У нас десятичная система счисления, потому что у людей на Земле десять пальцев на двух руках. У землян десяток состоит из десяти предметов. Давайте покажем Плутончику, как мы образуем десяток. (дети выкладывают 10 предметных картинок или предметов). Считаем хором: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 - получился десяток - одна из единиц счета. Это наш землянский десяток. А сколько пальчиков у Плутончика? (8). У плутонян на планете Плутон восьмеричная система счета. Считаем на его пальчиках, но последнее число называем «десять», а не восемь: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 10.
Одуванчик. У нас в Галактике двоичная система счета. Я теперь знаю, что у вас на Земле электронно-вычислительные машины пользуются таким же счетом, как и мы – Одуванчики.
Ведущий. Из скольких предметов состоит десяток?
На Земле – из 10, на Марсе – из 6, на Плутоне – из 8 , на Альфе – из 4, в стране Одуванчиков – из 2.
Считаем на пальчиках: у нас на Земле - 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10; на Плутоне - 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 10; на Марсе - 1, 2, 3, 4, 5, 10; на Альфе - 1, 2, 3, 10; на планете Одуванчиков – 1,10.
Ведущий. Еще раз образуем десятки:
На Земле по-землянски
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.
На Плутоне – по-плутонски
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 10.
На Марсе – по-марсиански
1, 2, 3, 4, 5, 10.
На Альфе -
1, 2, 3, 10.
На Одуванчике -
1, 10.
Ведущий. Давайте, покажем нашим гостям, что мы научились считать в различных системах счисления:
на карточке – 5 предметов – это 5(10), 5(8), 5(6), 11(4);
7 предметов – это 7(10), 7(8), 11(6), 13(4).
(Читаем так: 5(8)- «пять в восьмеричной системе» и т.д.)
ІІІ. Заключительная часть.
Прощание с гостями.
Ведущий. Дорогие инопланетяне, наши гости! Понравилось ли вам нас? Интересные люди на нашей планете? Мы угощаем вас сладостями, которые любят все наши дети. До свидания! Передавайте привет всем на ваших планетах. (Звучит музыка).
Итог занятия.
Кто был у нас в гостях?
Чему мы их научили?
А чему научились сами?
Благодарность всем участникам.
Саламатова Н.К.
учитель начальных классов
Побединская средняя школа
15