Коль суждено нам воздухом одним дышать


Коль суждено дышать нам воздухом одним,Давайте же мы все навек объединимся,Давайте наши души сохраним!Тогда мы на земле и сами сохранимся.
Будь терпелив в ожидании чуда. И будь готов для встречи с ним в ребенке. Ш.А. АмонашвилиСентябрь 2008 года. 22 малыша, все нарядные и торжественные, но немного встревоженные от ожидания нового и необычного – мой первый 1 класс. Теперь мне вместе с родителями предстоит направлять их и помогать им.
Они такие разные! Кто-то замкнут и застенчив, кто-то не в меру подвижен, кто-то торопится поделиться своими маленькими детскими радостями… Какими они будут через 4 года? Конечно, хочется, чтобы они были не только хорошими учениками, но и хорошими людьми, воспитанными, обладающими качествами межличностного общения…
Набирая учеников в 1 класс, я столкнулась с определенными трудностями. Во-первых, в классе формируются 2 группы: одна – дети, пришедшие из детского сада. Они знают, что такое коллектив, требования, правила коллектива. Вторая группа – это «домашние» дети. Их круг общения ограничивался двумя – тремя сверстниками. У таких детей появился дискомфорт, страх быть непонятыми, неуверенность в себе.
Во-вторых, для ученика единственным авторитетом становится классный руководитель. Родители часто слышат от ребенка: «Мама, ты ничего не понимаешь!», «Мне учительница так сказала сделать!» Возникают противоречия между требованиями педагога и родителей.
В-третьих, выявились дети, отстающие в развитии, педагогически запущенные и слабо подготовленные к школе. Они не умеют играть со сверстниками, управлять собой, трудиться сообща, старательно выполнять работу. Отсюда и неудачи в игре, трудовых действиях, обидчивость, упрямство, грубость, несдержанность, или, напротив – вялость, инертность.Наблюдая за детьми и их взаимоотношениями, я обнаружила нетерпимость детей друг к другу, эгоизм, дефицит общения, негативные отношения в семье и, как следствие, агрессия, нервозность ребенка.
Тогда я поставила перед собой цель – организовать жизнь детского коллектива так, чтобы она являлась средой личностного становления каждого ребенка.
Для достижения данной цели я определила такие воспитательные задачи:
добиться, чтобы нравственные ценности стали основой повседневной жизни;
воспитывать сознательное отношение к учебе, стремление к самообразованию;
воспитывать толерантность, понимание своей общности с коллективом, желание оказывать помощь друг другу;
создавать условия, в которых могут проявляться новые качества в личности ребенка;
оказание помощи ребенку в преодолении трудностей в различных видах деятельности, формирование самостоятельности.
В своей работе с детьми я руководствуюсь такими заповедями:
Все дети талантливы.
Ищи истину вместе с ребенком.
Плох не ребенок, плох его поступок.
Учи других и учись сам.
В каждом ребенке чудо, ожидай его.
В своей работе стараюсь использовать демократический стиль общения, который дает мне возможность для изучения личности, выявления ее наклонностей и потенциальных возможностей.
В каждом ребенке, прежде всего, хочу увидеть личность, установить контакт с ним, стараюсь, чтобы ребенок раскрыл передо мной свой внутренний мир. С первых дней стремлюсь к тому, чтобы мои ученики умели свободно высказывать свои мысли, чувствовали мою поддержку, не испытывали одиночества и страха, доверяли себе и уважали собственную личность.
В своей воспитательной работе я определила 3 основных направления:
1) непосредственное воздействие на ученика (изучение его индивидуальных особенностей, окружения, интересов; программирование воспитательных воздействий; реализация форм и методов индивидуальной работы);
2) создание воспитывающей среды (сплочение коллектива, формирование благоприятного психологического климата; развитие детского самоуправления; включение учащихся в различные виды деятельности);
3) взаимодействие с семьей (диагностика семейных отношений; просвещение по вопросам педагогики и психологии; коррекция неправильной линии семейного воспитания).
Ученики проводят в школе вместе со мной и другими детьми большую часть своей жизни. Насыщенная учебная программа, участие детей в олимпиадах, предметных неделях, занятия в группе продленного дня – все это требует разрядки. Для этого необходима интересная и необычная внеклассная работа, которая должна способствовать развитию личности.
Поэтому самое главное во внеклассной работе для меня – не проведение мероприятия, не формы и методы, а сам ребенок, его склонности и интересы, его отношение к жизни и к себе.
Этому способствуют принципы, на которых я строю внеклассную работу с детьми:
- Мои ученики планируют жизнь в классе совместно с классным руководителем, вносят предложения с учетом своих интересов и желаний. Предлагая детям те или иные мероприятия, стараюсь быть убедительной, но в то же время прислушиваюсь к мнению детей (принцип открытости).
- Ученикам начальных классов, как правило, хочется активно участвовать во всех делах класса, ими движет желание получить похвалу, выглядеть успешным в глазах учителя и родителей (принцип деятельности).
- Каждое совместно проведенное дело – большое или маленькое – должно заканчиваться рефлексией. Я всегда изучаю мнение учащихся, определяю их настроение, пытаюсь выяснить совместно с учащимися – что не получилось и почему (принцип обратной связи).
- Каждый ребенок вправе выбирать себе партнера для выполнения той или иной работы – это повышает ее результативность и стимулирует успешность (принцип сотворчества).
- Целостность становления личности воспитанника возможна только при условии системного подхода к организации жизнедеятельности класса (принцип системности).
- Я стараюсь оценить участие каждого ребенка в той или иной коллективной работе. Если ученик видит, что его вклад в общее дело оценен, в следующий раз он будет более активен и успешен. Инструментом оценки чаще всего служит слово, жест, мимика (принцип успешности).
Мир младшего школьника – таинственная и чудесная планета, жители которой много знают, многое понимают, чувствуют, но у них мало жизненного опыта. Этот период жизни ребенка – время накопления знаний. Он характеризуется повышенной восприимчивостью, впечатлительностью, доверчивым подчинением авторитету. Свой жизненный опыт дети приобретают в деятельности, играх. Игра для младшего школьника – это способ научиться тому, чему его никто не сможет научить, это способ исследования в реальном мире.
Пока в нашем классе не было коллектива, моей целью было создание крепкого и сплоченного коллектива. Как же формировался и развивался наш коллектив? В педагогической литературе об этом написано достаточно, и я подбирала те формы и методы, которые подходили бы мне и ребятам.
Вот некоторые из них.
Формирование самоуправления в классе.
Ежегодно в начале сентября ребята проводят выборы самоуправления (под руководством учителя). Выборы командира и его помощника осуществляются путем голосования. Также в классе функционируют учебный сектор, сектор порядка и безопасности, культмассовый сектор, спортивный сектор и цветоводы. Работа в том или ином секторе определяется желанием ребенка и учетом его индивидуальных особенностей. С помощью общественных поручений, посильных заданий, пытаюсь вовлечь в активную работу каждого ребенка, при этом выбрав ему задание по душе. Начиная со 2 класса, дети четко знают свои обязанности и стараются выполнять их без напоминания учителя.
Совместные поездки, экскурсии, спортивные праздники на свежем воздухе.
Я считаю, что деятельность, организованная на природе, является для детей одним из наиболее важных источников здоровья. Такие мероприятия мы проводим не менее двух раз в четверть. Это и «Путешествие в Осеннее царство» (сентябрь), и «Зимние забавы Снеговика» (январь), и «Праздник первого листочка» (май) и многое другое. Ребятам очень нравятся подвижные игры, конкурсы, шутки на свежем воздухе. Во время таких экскурсий, походов я пытаюсь показать ребятам природу как «наш общий дом», который нужно любить и беречь, учу наблюдать явления природы.
Празднование календарных праздников.
На мой взгляд, это очень важно – в череде уроков, оценок, контрольных работ уделить внимание праздникам. Традиционно в честь Женского дня 8 Марта мы устраиваем концерт для мам и бабушек, мастерим своими руками сувениры, рисуем газету. Непосредственно перед Днем Победы посещаем музеи, возлагаем цветы к памятникам.
Празднование Дня Именинника.
Любимая традиция в нашем классе. Как это здорово, когда в День рождения ребята находят для своих одноклассников теплые слова, пожелания здоровья и хороших отметок. Именно в такие моменты происходит становление дружбы в классе.
Участие в общешкольных КТД.
Наш классный коллектив «Чебурашки» является одним из жителей Страны Веселых Человечков, которая, в свою очередь, является составной частью Ассоциации Самостоятельных Организаций.
Наш класс никогда не остается в стороне, когда в школе проходят такие мероприятия, как Посвящение в первоклассники, концерт ко Дню учителя, новогодние утренники и др. Всегда активно участвуем в месячниках по здоровому образу жизни, правилам дорожного движения и профориентации.
Я стараюсь организовывать такие мероприятия, в которых мы с ребятами играем одинаковую роль. Например, поход в библиотеку – мы читатели, поход в лес – мы спортивная команда, поход в театр – мы зрители. Это позволяет ребятам видеть во мне не только учителя, который ведет уроки, но и активного человека, партнера по играм, конкурсам.
Во внеклассной работе мы руководствуемся одной из заповедей: «Один и камень не поднимет, а вместе и гору перенесем».
На мой взгляд, успешно проведенное коллективное дело изменяет климат класса, сплачивает детей, вызывает положительное отношение к самому себе и другим ребятам.
С целью развития индивидуальных особенностей ребенка, использую в своей работе личностно-ориентированный подход. Содержание проводимых мною классных часов включает материал, необходимый для развития коммуникативного, нравственного, физического, эстетического потенциалов, создания условий для интеллектуального и эмоционального самовыражения личности младшего школьника.
В воспитании человека важно добиваться, чтобы нравственные и моральные истины были
не просто понятны, но и стали бы целью жизни каждого человека, предметом собственных стремлений и личного счастья.
Свадковский И.Ф.
Младший школьный возраст – это период, когда ребенок начинает осознанно подходить к своей роли в жизни семьи, класса и школы, анализирует свое поведение, начинает сопоставлять его с общественными нормами, поэтому важно не упустить этот скачок в сознании ребенка, усилить влияние нравственных взаимодействий во всех сферах жизни.
В современном мире все чаще можно встретить жестокость и насилие, поэтому проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. В период пересмотра жизненных ценностей и приоритетов, который переживает наше общество, сделать правильный выбор может только личность с нравственной жизненной ориентацией. Моя цель как педагога – оградить ребят от мира жестокости и грубости, познакомить их с принципами морали и этики, формировать нравственные представления и понятия. Для меня в нравственном воспитании важно не только сформулировать моральное сознание, нравственные чувства, но и самое главное - включить каждого воспитанника в различные виды деятельности, где раскрываются их нравственные отношения.
С этой целью я разработала Программу нравственного воспитания «Подсолнух», которая имеет следующие направления:
«От прекрасного к доброму» (воспитание нравственности и основ эстетической культуры);
«Отечества достойный гражданин» (семейное и патриотическое воспитание);
«Эра интеллекта» (интеллектуальное развитие и воспитание);
«Зеленый дом» (экологическое воспитание);
«Богатство на все времена» (физическое воспитание, ЗОЖ).
Программа «Подсолнух» является для меня и класса системообразующей идеей, позволяющей организовать жизнедеятельность классного коллектива. Каждый учебный год – это определенный этап в жизни нашего класса, это время, в течение которого мы должны чуточку подрасти и решить важные для нас задачи.
Цель моей программы состоит в обеспечении целостного подхода к воспитанию и развитию личности ученика, в создании основы для сознательного, обдуманного управления развитием с учетом возрастных изменений.
Становление и развитие детского коллектива, формирование в нем нравственных взаимоотношений – процесс сложный и длительный, требующий постоянного внимания педагога. Я стараюсь помочь детям почувствовать коллектив как целое, научить их дорожить его интересами. Коллектив должен заботиться о каждом своем товарище, знать об условиях, в которых он живет, способствовать его хорошему самочувствию, удовлетворению его интересов и развитию способностей. Каждый учащийся должен чувствовать себя в коллективе защищенным от несправедливости и обиды, видеть, что он не безразличен коллективу.
В нравственном воспитании младших школьников определяющее значение имеет личный пример учителя, его отношение к детям. Дети ХХI века испытывают острый дефицит взрослого внимания, и поэтому им очень хочется, чтобы их выслушали, помогли советом, успокоили. Я всегда замечаю любые мелочи – Настя опять сменила прическу, Толя не выспался, Лера набила шишку, а у Артема, кажется, первая любовь…
Важной предпосылкой нравственного воспитания школьников для меня является «климат» класса, стиль отношений между мной и ребятами, детские взаимоотношения. В обстановке взаимной заботы и внимания, доброжелательности и требовательности каждый ученик должен ощущать себя полноправным членом коллектива. Такая обстановка благоприятствует развитию достоинств и преодолению недостатков ребят.
«Воспитание – есть любовь и пример, и ничего более» – говорил И.Г. Песталоцци. Воспитывать следует на положительных примерах, без упреков и назиданий. Кто-то уступил место в автобусе, кто-то красиво написал в тетради, а кто-то поделился яблоком с товарищем. Я стараюсь подмечать все проявления заботы, доброты и товарищества. На любую похвалу ребенок реагирует положительно и в следующий раз постарается вести себя подобающим образом.
Я стараюсь избегать оценок личности каждого ученика. Хвалю и осуждаю ребенка за его поступок, не перенося оценку конкретного факта на его личность в целом. Ученик не может быть плохим – плох его поступок.
Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов
для моральных нотаций детям,
и как можно больше духовного общения детей с родителями,
которое приносит радость матерям и отцам...
В.А. Сухомлинский
Воспитательную работу в школе невозможно представить без участия родителей. Вот почему, получив класс, я с надеждой ждала встречи с родителями моих учеников. Будут ли они моими помощниками, единомышленниками? Только вместе с родителями, общими усилиями мы сможем добиться того, чтобы ребенок раскрыл свои способности, полюбил труд, чтобы умел наслаждаться красотой окружающего мира, умел любить и быть любимым.
При взаимном понимании с родителями, изучив семью, можно лучше узнать ребенка. От того, какой фундамент заложат родители в первые годы, зависит дальнейшая судьба ребенка. Моя цель как классного руководителя – помочь родителям найти верный и правильный путь. Я поставила перед собой две основные задачи: разрушить барьер между семьей и школой; сплотить родителей в один коллектив, привлечь их к участию в мероприятиях, проводимых в классе.
На первом собрании я провела анкетирование родителей, что позволило мне узнать об особенностях своих учеников, об их склонностях и интересах, о взаимоотношениях членов семьи. Результаты анкетирования помогли мне при составлении плана воспитательной работы, а позже – при проведении экскурсий, походов, вечеров, бесед.
В моем классе много родителей-энтузиастов, которые с удовольствием принимают участие в организации жизни детского коллектива, в подготовке и проведении мероприятий. Остальных родителей я приглашаю поучаствовать в них вместе со своими детьми. Считаю, что если родителям удается чаще бывать со своими детьми на мероприятиях, организованных в школе, классе, это позволяет им понаблюдать за ребенком, оценить его взаимоотношения со сверстниками, его поведение, отношение к окружающему миру.
На мой взгляд, это очень важно, так как в современном мире значительная часть родителей пытается устраниться от участия в процессах образования и развития своего ребенка, ставя его тем самым в очень сложную, очень болезненную ситуацию. Я пытаюсь донести до родителей одну простую мысль: пока ребенок нуждается в них, ждет любви и поддержки, свято верит в родительский идеал, нужно быть рядом с ним, чтобы в дальнейшем не пришлось жалеть об упущенном времени. Обо всем этом я разговариваю с родителями на собраниях, в личных беседах. Чем больше времени дети будут проводить рядом с родителями, тем теснее будут их узы, тем сплоченнее будет наш классный коллектив.
В прошлом учебном году мы проводили родительские собрания «Приобщайте ребенка к прекрасному», «Труд и игра в жизни школьника», побывали в Музее памяти, ездили на экскурсию в Талеж, проводили классные праздники. Стали традиционными совместные походы в лес по окончании учебного года, зимние спортивные праздники, экскурсии в лес. Такая работа дает свои положительные результаты: многие в классе стали дружить семьями, на дни рождения детей приглашают в свой дом одноклассников.
Я высоко ценю доверие родителей, их стремление общаться со мной, делаю все возможное для установления доброжелательных, деловых отношений.
Вот так мы создаем нашу классную семью, в которой преобладают дружеские отношения, где всем весело и интересно, где каждый чувствует себя уютно.
Мы учимся вместе. Они учатся у меня, а я учусь у них. Самым трудным и в то же время самым интересным для меня было подобрать «ключик» к каждому ребенку, узнать, о чем он мечтает, чем живет. Я уверена, что мои ребята любят меня не за мои методически выстроенные и интересные уроки – это может каждый учитель, не за мое умение владеть техническими новинками – многие мои ученики владеют компьютером не хуже меня, не за то, что я имею образование и работаю учителем. Они любят меня за то, что я люблю их, нужна им, а они – мне.
Не так давно был мой первый выпуск – и постепенно ко мне пришла гордость за моих учеников. Теперь они совсем не те беззаботные малыши-детсадовцы, которые пришли ко мне первого сентября. Прошло четыре года – и это рассудительные, самостоятельные, дружные ребята, которые дорожат своим классным коллективом.
Каким я хочу видеть своего ученика сегодня? Это маленький человечек, который желает узнать все новое, уверенный в себе, с адекватной самооценкой, умеющий переживать за другого. Как ему «устроиться» в этом сложном, быстро меняющемся мире завтра? Хочется, чтобы, выйдя из школы, он не затерялся и не растерялся в нём.
Перелистав известные тома,Мы учим жить сердцами и словами,Мы знаем, наша помощь вам нужна,Ребятам с любопытными глазами.И каждый час, и каждую минутуО чьих-то судьбах вечная забота,Кусочек сердца отдавать кому-тоТакая у учителя работа!