Конспект занятия по экспериментированию с использованием технологий ОТСМ — Триз в подготовительной группе «Путешествие капельки»


Конспект занятия по экспериментированию с использованием технологий ОТСМ - Триз в подготовительной группе «Путешествие капельки»
Воспитатель: Курчатова Н. В.
Программное содержание:
Систематизировать знания детей о трёх агрегатных состояниях вещества.
Показать, что любое вещество может перейти из одного состояния в другое, через моделирование маленькими человечками.
Познакомить детей с понятием «круговорот воды в природе», Совершенствовать навыки проведения опытов и экспериментов.Развивать наблюдательность, умение выдвигать гипотезы и делать выводы из результатов наблюдений и проведения опытов и экспериментов.Воспитывать любознательность, бережное отношение к воде.
Оборудование:
Глобус.Картинка-фон «круговорот воды в природе», цветные силуэтные картинки солнца, капельки, тучи, стрелочки, схемы «маленькие человечки». Термос с кипятком. Зеркальце. Стаканы с водой, лед. Морфологическая таблица.
Ход занятия:
Сюрпризный момент «Гостья капелька»
Сегодня у нас гостья, но для начало отгадайте загадку:
С горы сбегая без труда,Она гремит, как гром.В морозный день она тверда — Руби хоть топором!Нагрей ее — и к небесамОна взлетит тогда.Теперь любой ответит нам:Зовут ее — ... (вода).
У нас сегодня в гостях Капелька и она предлагает нам отправиться в путешествие вместе с ней. Чтобы нам было удобнее путешествовать мы с вами будем превращаться в маленькие капельки. Скажите ребята какие маленькие человечки живут в воде? (Человечки жидкого состояния). Мы с Капелькой возьмём с собой в путешествие только тех, кто скажет где ещё, по мимо воды, живут маленькие человечки жидкого состояния? (ответы детей)
Дети садятся на стулья.
Воспит.: Капелька принесла вам вот этот объект. (Показ глобуса). Как он называется? Это модель земли - глобус — так выглядит наша планета Земля, уменьшенная во много-много раз.
Воспитатель предлагает рассмотреть глобус.
Как вы думаете, что означает на глобусе коричневый цвет? (горы)
Зелёный? (Леса)
Белый? (снега, ледники)
Голубой, синий? (моря и озера)
Большая часть на глобусе помечена синем цветом. Это вода, моря и океаны, озера и даже самые маленькие речки.
Кому нужна вода? (Людям, животным, растениям, птицам)
Каждому живому организму нужна вода.
А теперь капелька хочет познакомить вас с тем, как путешествует вода .Моделирование «Круговорот воды»
Откуда вода поступает к нам в дом? (из труб)
А в трубы она от куда попадает? (из морей и океанов)
Для чего мы используем воду?Для питья и приготовления пищи, моемся водой, стираем в воде, убираем, поливаем растения. Много воды нужно для этого? Много. Как же получается, что люди до сих пор не использовали всю воду, почему вода не заканчивается? Об этом мы сейчас и узнаем.
Откуда на земле берется вода? (Идет дождь)
А дождик от куда? (из облаков)
А откуда берутся облака? (ответы детей)
- Каждый день восходит на небе солнце. Солнце нагревает воду в реках и морях.
А какие человечки живут в морях и океанах? (МЧЖС)
Во что превращается вода при нагревании? В пар.
Куда движется пар? Вверх.
А какие человечки живут в паре? (МЧГС)
Пар поднимается в верх образуя облако. Поднявшийся пар охлаждается, и превращается в капли воды. Вода из облаков выпадает в виде дождя. Значит только над морем всегда идет дождь? (Нет, дождь идет везде)
Даже в тех местах, где нет морей? (Да)
Почему? (Ветер облака повсюду разносит)
Действительно, облака, которые образовались над морем, ветер несет на сушу. Человечки пара охлаждаются и превращаются в человечков воды. Идет дождь. А потом реки несут часть выпавшей дождевой воды в море. Что у нас получилось? (Круг)
Да. Мы узнали сегодня о круговороте воды в природе.
Почему круговорот? (Потому что вода как бы по кругу движется)
В ходе занятия дети клеят картинки на картину- фон «круговорот воды в природе»

Вот так и путешествует наша вода в природе. А теперь давайте отправимся в лабораторию и узнаем в каком состоянии может быть вода.
Дети садятся за столы. На столе стаканы с водой.
Опыты.
Давайте вспомним свойства воды.
Дети: Вода прозрачная, не имеет запаха и вкуса.
Воспит: И как вы уже сказали, в воде живут МЧЖС, а давайте вспомним, как они себя ведут. (Д/и. раз, два три, человечка покажи)
Ребята скажите, как можно воду превратить в лёд (поставить в морозилку)
Воспитатель показывает детям лед.
А во льду уже, какие человечки будут жить? (МЧТВ)
Покажите мне их.
Значит, делаем вывод: что бы МЧЖС превратились в МЧТВ, нужен холод.
А что нужно сделать, чтобы лед превратился обратно в воду? Нужно нагреть ее. Дети растирают в ладошках лёд.
А как нашу воду превратить в пар? (довести до кипения)
Воспитатель открывает термос с нагретой водой, из термоса идет пар.
А в паре, какие человечки живут? (МЧГС)
Покажите мне МЧГС. (Д/и. раз, два три, человечка покажи)
А что бы пар превратился обратно в воду, что нужно сделать? (Охладить его) Воспитатель берет зеркало и ставит его над паром.
Результаты фиксируются в морф таблице.

Ребята мы сейчас выяснили, что вода может быть в трех состояниях: в жидком, твердом и газообразном.
А теперь я каждому раздам лабораторную карту со схемами МЧ, которуювы должны самостоятельно заполнить.