ПРОГРАММА вариативного компонента для детей старшего дошкольного возраста (5 – 6) лет «Волшебная скавзка»
Пояснительная записка
Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность — изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет театрализованная деятельность. В связи с этим, в детском саду введена дополнительная непосредственная образовательная деятельность в области «Театр
Актуальность программы составлена с учетом реализации образовательных областей связей по разделам: «Музыкальное воспитание», где дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой; слушают музыку к очередному спектаклю, отмечая разнохарактерное ее содержание, дающее возможность более полно оценить и понять характер героя, его образ.
«Изобразительная деятельность», где дети знакомятся с репродукциями картин, иллюстрациями, близкими по содержанию сюжету спектакля, учатся рисовать разными материалами по сюжету спектакля или отдельных его персонажей.
«Развитие речи», на котором у детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек.
«Ознакомление с художественной литературой», где дети знакомятся с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки спектакля и других форм организации театрализованной деятельности (занятий по театрализованной деятельности, театрализованных игр на других занятиях, праздниках и развлечениях, в повседневной жизни, самостоятельной театральной деятельности детей).
«Ознакомление с окружающим», где дети знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, что послужит материалом, входящим в содержание театрализованных игр и упражнений.
«Ритмика», где дети учатся через танцевальные движения передавать образ какого-либо героя, его характер, настроение.
Цель программы: развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.
Задачи:
· Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности, а также поэтапного освоения детьми различных видов творчества по возрастным группам.
· Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников ДОУ, организация выступлений детей старших групп перед младшими и пр.).
· Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.
· Ознакомить детей всех возрастных групп с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.).
· Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии.
· Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.
Ожидаемый результат:
• Сделать жизнь детей интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Стремиться к тому, чтобы навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогли использовать в повседневной жизни.
Тематическое планирование№ п/п Тема занятия Задачи Кол-во часов Дата
1 Основы кукловожденияПознакомить детей с навыками театрально – исполнительской деятельности посредством кукольного театра. Воспитывать устойчивый интерес к театрально – игровой деятельности. 1 Сентябрь
2 Основы кукольного театра Расширять представления об окружающих их предметах. Расширять знания детей о персонажах, участвующих в театрально – игровой деятельности. Подводить детей к созданию выразительного образа в этюдах, драматизациях, в песенных и танцевальных импровизациях. 1 Сентябрь
3 Основы актерского мастерства Пополнять и активизировать словарь детей. Формировать умение определять и называть местоположение театральных персонажей, предметов, декораций, характеризовать душевное состояние и настроение персонажей кукольного спектакля. 1 Сентябрь
4 Основные принципы драматизации Стимулировать внимание, память, мышление, воображение детей. Развивать представления о нравственных качествах человека, эмоциональное осознание самого себя. 1 Сентябрь
5 Основы кукловожденияОбучать детей сопровождать движение куклы по ширме песенкой, придуманной на заданный текст самостоятельно. Развивать у детей желание участвовать в танцевальных импровизациях с куклами и без них. Поощрять желание детей самостоятельно играть с театральными куклами. 1 Октябрь
6 Основы кукольного театра Познакомить детей с театральной ширмой, с приемами вождения верховых кукол. «Мама гуляет», «Дед и репка» 1 Октябрь
7 Основы актерского мастерства Активизировать детей, развивать их память и внимание в театрализации сказки «Колобок», русская народная сказка
1 Октябрь
8 Основные принципы драматизации Формировать положительное отношение к играм – драматизациям. Учить разыгрывать спектакли по знакомым литературным сюжетам, используя выразительные средства (интонацию, движение, жест, мимику). 1 Октябрь
9 Основы кукловожденияРазвивать у детей интерес к кукольным спектаклям, поощрять участие в этой деятельности. «Теремок», русская народная сказка. 1 Ноябрь.
10 Основы кукольного театра Продолжать воспитывать любовь к кукольному театру, вызывать желание участвовать в кукольных спектаклях « Как собака себе друга искала» 1 Ноябрь
11 Основы актерского мастерства Развивать способность правильно понимать эмоционально – выразительное движение рук и адекватно пользоваться жестами. «Это я! Это мое!» «Отдавай», «Сосульки», «Шалтай-Болтай», «Петрушка прыгает». 1 Ноябрь
12 Основные принципы драматизации Поддерживать заинтересованное отношение к играм – драматизациям, стремление участвовать. Формировать у детей эмоционально насыщенную речь, активизировать словарь. «Три елочки», К.Масс1 Ноябрь
13 Основы кукловожденияПознакомить детей с приемами кукловождения марионеток. « К нам пришла лошадка», « Мыши и кот» 1 Декабрь
14 Основы кукольного театра Вызывать интерес к театру марионеток, желание участвовать в спектакле. « В гостях у Василисы» 1 Декабрь
15 Основы актерского мастерства Обучать выражению различных эмоций и воспроизведению отдельных черт характера. «Потерялся», «Котята», «Робкий ребенок», «Повар – лгун» 1 Декабрь
16 Основные принципы драматизации Продолжать развивать умение детей разыгрывать спектакль по знакомой сказке. «Колосок», русская народная сказка 1 Декабрь
17 Основы кукловожденияПобуждать детей создавать танцевальные композиции и игровые импровизации с куклами – марионетками. 1 Январь
18 Основы кукольного театра Прививать устойчивый интерес к театру марионеток, желание импровизировать с ними. «Вот он какой», «Игра с камушками»
1 Январь
19 Основы актерского мастерства Развивать выразительность жеста. Танцевальная композиция «Русский хоровод» 1 Январь
20 Основные принципы драматизации Развивать инициативу и самостоятельность детей в разыгрывании спектакля по знакомой сказке. «Кот Леопольд» 1 Январь
21 Основы кукловожденияПознакомить детей приемам кукловождения верховых кукол. 1 Февраль
22 Основы кукольного театра Прививать устойчивый интерес к кукольному театру; поощрять активное участие детей в кукольном спектакле. 1 Февраль
23 Основы актерского мастерства Развивать способность понимать эмоциональное состояние человека и уметь адекватно выразить свое настроение. 1 Февраль
24 Основные принципы драматизации Учить детей самостоятельно выбирать средства для передачи образов, передачи диалогов, действий героев. 1 Февраль
25 Основы кукловожденияСовершенствовать импровизационные способности, стимулировать желание изменять действия, вводить свои реплики 1 Март
26 Основы актерского мастерства Учить чувствовать своего партнера, стремиться подыграть ему; продолжать воспитывать заинтересованное отношение к играм- драматизациям.
Сказки: «Три поросенка», сказка в переводе С. Я. Маршака. 1 Март
27 Основные принципы драматизации Закрепление навыка кукловождения пальчикового театра. Этюды: «К нам пришел зайчик», «Цыпленок и петушок», «Кот и петушок» 1 Март
28 Самостоятельная театральная деятельность Закрепить способность понимать эмоциональное состояние человека и уметь адекватно выразить свое настроение.
Игры: «Подбери фразу», «Придумай и скажи фразу с интонацией» 1 Март
29 Основы кукловожденияУчить детей правильному речевому дыханию, умению менять темп, силу звука, добиваться четкой дикции 1 Апрель
30 Основы актерского мастерства Формировать интонационную выразительность речи; вызывать интерес к пальчиковому театру, театру бибабо, желание участвовать в спектакле с куклами 1 Апрель
31 Основные принципы драматизации Закрепить основные принципы в драматизации русско-народной сказки «Гуси-лебеди» 1 Апрель
32 Самостоятельная театральная деятельность Драматизация сказки: «Кот, петух и лиса», русская народная сказка (пальчиковый театр) 1 Апрель
33 Основы кукловожденияЗакрепить знания детей о приемах вождения кукол с «живой рукой». «Львенок и черепаха», «Карнавал зверей» 1 Май
34 Основы актерского мастерства Закрепить умение детей разыгрывать спектакль по знакомой сказке «Заюшкина избушка», 1 Май
35 Основные принципы драматизации Закрепить знания детей использовать в театрализованной деятельности импровизационные возможности детей. «Приключения Буратино» Май
36 Самостоятельная театральная деятельность Закрепить желание детей импровизировать с куклами с «живой рукой». «Путешествие в страну сказок» 1 Май
Всего 36 Используемая литература:
Н. Ф. Губанова. «Театрализованная деятельность дошкольников»
Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина. Развитие речи
Маханёва, Чурилова. Театральные игры в детском саду
Чистякова Психогимнастика
Н.Ф.Сорокина «Театр – творчество - дети»
М.Д. Маханёва «театрализованные занятия в детском саду»
Г.Н.Гришин «Любимые детские игры»
А.И.Буренина «Театр всевозможного»