Конспект занятия Фокусы с воздухом

Конспект занятия
по разделу программы «Развитие»
«Развитие представлений об окружающем мире и о себе»
в средней группе
Составила воспитатель
МБДОУ
«Детский сад №29 Вишенка»
Спиридонова Т.В.

Программные задачи: Развитие представлений о свойствах воздуха. Освоение действием экспериментирования. Овладение действием замещения. Развитие умения анализировать, выявлять существенные признаки вещества.

Материал: Игрушки; соломинки; мисочки с прозрачной водой; елочный дождик; ленточки; вертушка; ванночки с подкрашенной водой; пакеты; пакеты с водой; соломинки, крестообразно расщепленные на конце; мыльный раствор; большие миски, простые карандаши, квадратики из белой бумаги.


Ход занятия:

Воспитатель. Ребята, а вы любите цирк? Кто выступает в цирке? (Ответы детей.) Вы хотите сами стать артистами цирка – фокусниками? Тогда я вам предлагаю отправиться на нашем поезде в цирк, где мы с вами будем показывать различные фокусы. (Имитация движения поезда.)
Воспитатель. Вот мы и приехали в цирк. Уже собрались на представление первые зрители, но, по-моему, кого-то не хватает. (Полукругом стоят пустые стульчики в первом ряду.) Давайте пригласим на наше представление наши любимые игрушки. (Дети берут игрушки, рассаживают их на стульчики.) Вот теперь можно начинать наше представление. Давайте поприветствуем наших зрителей.
Воспитатель. Ребята, а вам я предлагаю отгадать загадку.
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем. (Воздух)
(Ответы детей.) Сегодня мы с вами и будем проводить различные эксперименты – фокусы с воздухом.
Поиск воздуха
Цель: Обнаружить воздух.
Воспитатель предлагает взять на столе трубочки и подуть на ладошки. Спрашивает детей, что они почувствовали, откуда появился ветерок, увидели ли они воздух? (Ответы детей.) Чтобы обнаружить воздух, воспитатель предлагает опустить конец трубочки в воду. Дети дуют и наблюдают за появлением пузырьков. (Делают вывод, что они выдохнули воздух, и он в воде виден в виде пузырьков. Воздух невидим, не имеет запаха, но воздух всегда вокруг нас. Мы можем его почувствовать, когда он приходит в движение.)
Воспитатель предлагает детям подуть на елочный дождик, ленточки, вертушку. Дети объясняют происходящие процессы на основе результата действий с предложенными предметами. Воспитатель совместно с детьми делает вывод, что движущийся воздух называется ветром.
2. Ветер
Цель: Движение воздуха – это ветер.
Воспитатель предлагает детям стать ветром. Дети берут ванночки с подкрашенной водой. В каждой ванночке – свое «море». Красное, черное, зеленое и т.д. Дети – это ветры. Они дуют на воду. Почему появились волны? (Ответы детей. Когда мы дуем на воду, то, как бы подгоняем воздух. Воздух начинает двигаться. Движение воздуха – это ветер.) Каким может быть ветер? (Ответы детей. Мягкий, сильный, теплый, холодный.) Воспитатель предлагает детям поместить в ванночки кораблики и подуть в паруса, чтобы дети понаблюдали, как кораблики плывут по воде, благодаря ветру. Дети моделируют разные ветры.
Поймай воздух
Цель: Выявить свойства воздуха. Сравнить свойства воды и воздуха.
Так как воздух находится вокруг нас, его можно поймать. Воспитатель предлагает детям поймать воздух. Дети набирают воздух в пакет и закручивают пакет. Воспитатель предлагает обследовать воздух, какой он? (Ответы детей. Прозрачный, невидимый, упругий.)
Воспитатель предлагает взять в другую руку пакет с водой и сравнить два пакета. (Дети взвешивают их на руке, ощупывают. Обсуждают, чем похожи и чем отличаются вода и воздух, затем открывают и нюхают. (Делают выводы, что они одинаково прозрачны, не имеют вкуса и запаха, принимают форму сосуда; различия – вода тяжелее, льется; воздух – невидим.)
Игра – конкурс «Самый большой пузырь»
Воспитатель предлагает поиграть в игру-конкурс на «Самый большой пузырь». Воспитатель вместе с детьми готовит мыльный раствор и предлагает детям при помощи соломинок надуть самый большой пузырь. Совместно с детьми выясняют, почему надувается и лопается мыльный пузырь (в каплю воды попадает воздух; чем его больше, тем больше пузырь; лопается мыльный пузырь, когда воздуха становится очень много, и он не помещается в капле). Обсуждают, как надуть самый большой пузырь (надувать осторожно, долго к нему не прикасаться).
Станция «Воздушная»
Цель: Обобщить представления детей о свойствах воздуха.
Воспитатель вместе с детьми делает вывод о свойствах воздуха, и предлагает символически изобразить воздух. (Дети рисуют прозрачные колечки на карточках.)
Дети прощаются с гостями и на пути следования поезда обозначают остановку «Воздушная» – флажком на настенном панно.
Воспитатель предлагает детям в дальнейшем еще раз вернуться на станцию «Воздушная», чтобы узнать о воздухе еще много интересного: почему воздух называют «голубой рубашкой» планеты Земля, о пользе и вреде ветра.
Дети на поезде (имитация движения) возвращаются в группу.