Опыты с воздухом в детском саду


Технологическая карта опытническая учебной деятельности
Образовательная область: «Познание», «Здоровье»
Раздел: Естествознание
Тема: «Секреты нашего здоровья»
Цель: Расширить представления детей о значении воздуха в жизни человека. Дать представление о том, что для того, чтобы быть здоровыми нужен чистый воздух.
Задачи:
Показать, что воздух есть везде вокруг нас, способы его обнаружения. Научить детей выполнять элементарные опыты. Вызвать интерес к исследовательской деятельности. Развивать способность устанавливать простейшие причинно-следственные связи и делать выводы на основе элементарного опыта.
Формировать начальные экологические представления
Словарь: обогащать и активизировать лексикон словами-названиями опытов.
СР: учить детей отвечать на вопросы воспитателя, участвовать в диалоге.
Предварительная работа: разучивание стихов о воздухе, разгадывание загадок.
Оборудование: полиэтиленовые пакеты, прозрачные стаканчики с водой, воздушные шары, коктейльные трубочки, салфетки, перышки.
Словарная работа: прозрачный, чистый. легкий
Полилингвальный компонент: молдір-clear-прозрачный , таза-чистый-tide
Этапы
деятельности Действия воспитателя Действия детей
Мотивационно-
побудительный Предлагает организовать круг радости:
Создаёт мотивацию к образовательной деятельности: Пришло смс сообщение от Лунтика.
Читает детям сообщение, что он отправил детям посылку с письмом.
Сообщает, что видела какую – то красивую коробку в приёмной на шкафу.
Дети встают в круг берутся за руки.
Повторяют слова и движения за педагогом:
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю –
Всех я вас приветствую!
Организационно – поисковый
Заносит коробку в группу, читает письмо
Рассматривает с детьми пострадавший шарик.
Вопрос детям:
Как вы думаете, почему шарик стал маленьким? Что внутри шарика?
Ставит перед детьми проблемную ситуацию:
Как помочь Лунтику?
Побуждает на решение проблемы:
Чтобы помочь Лунтику, нужно узнать всё про воздух
Помогает детям познакомиться со свойствами воздуха:
- Мы с вами дышим воздухом, мы его видим?
Опытническая деятельность: Как увидеть воздух.
Опыт «С салфеткой»
А у меня к вам еще вопрос. Вы выдыхаете воздух, значит, он есть внутри нас. Но как он к нам попадает?
Педагог отмечает, все люди дышат через нос.
Предлагает показать, как дышат носики. Приложить салфетку к лицу.
Как ещё можно увидеть воздух
Опыт с «трубочкой»
Вопросы детям:
. - Что происходит?
- Что вы увидели?
Опыт с полиэтиленовыми пакетами
Можно ли поймать воздух?
Предлагает попробовать «поймать воздух».
Демонстрирует пакет.
- Что находится в пакете?
Предлагает взять пакет раскрыть его двумя руками, зачерпывающими движениями «поймать воздух».
Вопросы:
Что сейчас в пакете? Какой стал пакет? Цвет пакета изменился?
Какого цвета воздух?
Вывод: воздух не имеет цвета, он прозрачный.
Пакет тяжёлый?
Предлагает сделать вывод
Опыт с веерами
Можно почувствовать воздух?
Предлагает закрыть глаза, машет веером на детей.
Что вы ощущаете?
Опыт «Как услышать воздух»
Можно ли услышать воздух?
Предлагает сдавливать пакет и прислушаться, что происходит.
Что слышите? 
Что происходит?
Вопросы детям:
Человек может жить без воздуха?
Каким воздухом нужно дышать?
Какая была салфетка?
Какая она стала?
Продолжает беседу о свойствах воздуха: Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо нам приготовили.
Опыт «Воздух может переносить запахи»
Сообщает, что сейчас дети узнают, о том, что воздух переносит запахи на опыте.
Приглашает на ковёр, сообщает что, вначале должны подготовиться к эксперименту, для этого необходимо сделать специальные дыхательные упражнения.
Предлагает взять пёрышки, положить на ладонь.
Предлагает с закрытыми глазами ощутить аромат.
Распространяет на детей ароматы: духи, приправа, кофе, апельсин.
Отмечает, что сегодня узнали, для здорового образа жизни, нам нужен воздух, что для этого нужно делать
И ещё что мы узнали? Какой нам нужен воздух, чтобы мы были здоровыми?
Предлагает передохнуть
Проводится физминутка на английском языке.
Сообщает, что дети помогли Л, шарик стал большим, мы узнали почему Л закашлял.
Ставит проблемную ситуацию. Каким образом можно отправить посылку обратно Лунтику.
Предлагает соорудить железную дорогу из Лего-конструктора.
Рассматривают посылку от Лунтика,
слушают письмо.
«Дорогие ребята, мне на День рождение подарили воздушные шары, но один из них на утро стал маленьким, что, же случилось с шариком? Помогите понять что.
Ребята, я хотел приехать к вам сам, но не могу потому, что заболел, у меня кашель.
И может быть, вы сможете сделать шарик прежним большим и красивым.
Спасибо, ваш друг Лунтик».
Высказывают свои предположения:
сдулся
воздух
- надо шарик сделать большим.
- наполнить его воздухом
дети делают вывод:
воздух невидим
Проходят в «лабораторию». Надевают фартуки
- Через нос
Замечают, что когда мы вдыхаем и выдыхаем воздух, салфетка шевелится.
Мы вдыхали и выдыхали, воздух двигался и получился ветерок
По показу педагога опускают конец трубочки в воду и дуют в нее.
- идут пузырьки
- это выходит воздух
Дети не знают ответа, высказывают предположения
Обращают внимание на пакет,
- отмечают он пустой, плоский.
Берут пакет двумя руками, раскрывают производят зачерпывающие движения, наполняют пакет воздухом.
- в пакете воздух
отмечают, что он стал большой, выпуклый, он раздулся.
- Остался такой же
- бесцветный
- пакет легкий,
Дети отмечают - воздух не имеет веса
Дети задумываются
Вывод: Воздух невесомыйДети отвечают, что не чувствуют воздух
Ощущают дуновения ветерка
- ветерок
Вывод: воздух можно почувствовать
Дети не знают ответ
Сдавливают постепенно пакет, прислушиваются.
- Шипение
- так выходит воздух.
Делают вывод – воздух можно услышать
Опыт: на коврик кладут белую влажную салфетку и стучат по ковру.
- Чистая, белая
- серая, грязная
Вывод: воздух вокруг нас должен быть чистым.
Внимательно слушают педагога.
Рассказы детей о том, как они догадываются, что готовит мама.
Проходят на ковер для дальнейших действий.
Присаживаются на стулья, берут в руки перышко, кладут на ладонь.
По показу образца педагога. Делают глубокий вдох и сильно выдувают его на пёрышко. Чтобы пёрышко улетело как можно дальше всех.
Дети закрывают глаза.
По запаху определяют какой аромат перенес воздух.
-так пахнет апельсин
-это пахнут духи и т.д.
Вывод: сам воздух не имеет запаха, но может переносить запахи, ароматы.
Проветривать комнату, ходить на прогулку, делать влажную уборку.
Воздух должен быть чистым .Повторяют слова движения за педагогом.
Ответы детей:
-на машине
-на автобусе
-по железной дороге.
Останавливают выбор на железной дороге.
Проходят к рабочим столам. Выполняют коллективную работу по постройке железной дороги. Скрепляют детали между собой. После окончания «дороги» оправляют посылку Лунтику.

Рефлексивно – корригирующий
Рефлексивная беседа: Сообщает подарок от Лунтика воздушный шарик. Сейчас мы с вами будем передавать его по кругу и рассказывать, что мы сегодня выяснили о воздухе.
Дети передают шарик и говорят, что они узнали, что воздух бесцветный, не пахнет, но переносит запах. Легкий, его можно услышать и почувствовать. Что для здоровья нужен чистый воздух.
Предпологаемый результат
Воспроизводят: Слова на казахском языке. мөлдір – прозрачный, таза – чистый; жөніл-легкий
Понимают: свойства воздуха(бесцветный, не пахнет, легкий, не видимый)
Применяют: навыки опытнической деятельности.