Методы, приемы и средства обучения детей с ОВЗ: богатство и разнообразие, целесообразность эффективность в начальной школе.

Методы, приемы и средства обучения детей с ОВЗ: богатство и разнообразие, целесообразность эффективность в начальной школе.

Выступление на методическом совете
учителя первой квалификационной категории
Глушковой Елены Владимировны


Прежде чем перейти к методам и приемам работы, также хотелось бы напомнить и общие принципы и правила коррекционной работы:  1. Индивидуальный подход к каждому ученику.  2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства. 3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность обучающихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки.  4. Проявление педагогического такта. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя.
«Метод» в переводе с греческого означает «путь».
Методы обучения – способы работы педагога, с помощью которых достигается усвоение обучающимися знаний, умений и навыков, а также развитие и коррекция их познавательных способностей.
Приём обучения – часть метода, отдельный шаг в реализации метода.
Итак.
 методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесные (рассказ, лекция, семинар, беседа); наглядные (иллюстрация, демонстрация и др.); практические (упражнения, лабораторные опыты, трудовые действия и д.р.); репродуктивные и проблемно-поисковые (от частного к общему, от общего к частному), методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя;  методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: методы стимулирования и мотивации интереса к учению (используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности с целью психологической настройки, побуждения к учению), методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в учении;  методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: методы устного контроля и самоконтроля, методы письменного контроля и самоконтроля, методы лабораторно-практического контроля и самоконтроля.
Наиболее приемлемыми методами в практической работе учителя с обучающимися, имеющими ОВЗ, считаю объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый, коммуникативный, информационно-коммуникационный; методы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля. .
Чтобы сформировать у обучающихся начальных классов интерес к учению использую метод стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности, а именно создание ситуаций успеха.
Приятные переживания, связанные с похвалой учителя, признанием классного коллектива и пониманием своих возможностей, пробуждают познавательную активность и стремление лучше учиться. Впечатление от успеха бывает так велико, что может кардинально изменить сложившееся отрицательное отношение к процессу обучения.
Например. К нам пришел Алеша Татьков в своей школе у него не получалось учиться. Алеша очень медлителен, плюс ко всему у мальчика слабое зрение и лишний вес. Отсюда и неуверенность, нежелание приобретать знания . В нашем классе Алеше нравится учиться. Он активно работает на уроках. Старается выполнять задания как можно лучше. Да, еще не все получается, но он на каждом уроке познает радость успеха, которая заставляет его, поверить в свои силы. И позволит мне незаметно (в зависимости от его индивидуальных психофизических особенностей ) повысить уровень требований к нему, и тем самым мотивировать его на познание более сложного материала.
Однако не стоит впадать в крайность. Некоторые обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья склонны считать самым главным то, за что их хвалят или ставят в пример. Поэтому содержание похвалы и ее формулировка имеют большое значение в зависимости от тех задач, которые стоят перед учителем: тщательность выполнения домашних заданий, настойчивость в поиске решения, усвоение каких-либо знаний. Таким образом, создание ситуации успеха способствует решению важнейших задач обучения и воспитания.
Кроме того нельзя забывать, если оценить ученика относительно достижения более успешных одноклассников, то эффект воздействия уменьшится. Ученику не будет доставлять радости похвала, если он «все равно хуже», преувеличение успеха создает впечатление несправедливости. Чтобы этого не происходило, нужно сравнивать ученика не с другими учащимися, а с его прежними достижениями, т.е. оценивать продвижение.
К примеру, анализируя письменные работы, я обращаю внимание детей и на работу Саши Платонова, Вити Шеполухина, в которой хорошо выполнены лишь отдельные элементы задания. При этом отмечаю даже малейший успех, подчеркивая, что ученики «раньше этого не умели, а теперь научились».
Не менее важным приёмом в начальных классах является словесная поддержка, т.е использование фраз типа: «Постарайся приложить усилия, и у тебя получится это задание», «Не расстраивайся, в следующий раз тебе удастся выполнить задание быстрее и качественнее», «Я сейчас подскажу тебе, как правильно выполнить задание, а в следующий раз ты всё сумеешь сделать сам», «Я очень рада, что ты смог преодолеть себя и сделал это задание» и т.д.
Такая работа позволяет обеспечить постепенное продвижение и развитие каждого обучающегося в зависимости от его индивидуальных особенностей.
Расскажу о некоторых используемых мной приемах на разных этапах урока.  1.Организационный момент:

Прием “Нестандартный вход в урок”
направлен на включение обучающихся в активную мыслительную деятельность с первых минут урока.
1вариант
В начале урока предлагаю загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта при работе над новым материалом.
2 вариант
Читаю четверостишье:
Мы рады видеть каждого из вас
И пусть в окно еще прохлада дышит,
.Нам будет здесь уютно и тепло
Ведь весь наш класс
Друг друга любит слушает и слышит.
3 вариант
- Предлагаю послушать песенку или мелодию. Далее связываю тему мелодии с темой урока.
Например.
-Послушайте муз. произведение и скажите, о каком она времени года. (О весне)
-Какое сейчас у вас настроение? Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке.
4 вариант
Предлагает ряд утверждений по определенной теме. Обучающиеся выбирают “верные” утверждения, полагаясь на собственный опыт или интуицию. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.
Например. Математика. Решение примеров в пределах 20 без перехода через разряд.
-Какой из примеров решен правильно (новые случаи сложения)?
5вариант
Прием предусматривает перенос учебной ситуации в необычные условия или среду.
Можно перенестись на фантастическую планету; изменить; придумать фантастическое животное или растение; перенести литературного героя в современное время; рассмотреть привычную ситуацию с необычной точки зрения.
2.Актуализация знаний
Чаще всего актуализацию знаний обучающихся в начале урока учитель проводит либо в виде опроса, либо в виде проверочной самостоятельной работы, либо призывами «вспомнить», «подумать».
Я в своей работе использую следующие приемы:

Приём “Шаг за шагом”.
Ученики, шагая к доске, на каждый шаг называют понятие, явление и т. д изученного ранее материала.
Пример. На уроке развития речи. Ученики шагают к доске. И каждый шаг сопровождают названием какого-нибудь признака весны или названия домашних животных.
На уроках письма ученики могут вышагивать, называя слова, обозначающие предметы, слова, которые всегда пишем с большой буквы и так далее


Приём «Найди пару»
Форма коллективного обучения. Класс делится на две группы. Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами. Обучающиеся должны найти пару.
Пример. Урок письма. У одних изученные буквы, у других слова, без первых букв. Составить слово. И это слово прочитать.
Урок математики. У одних обучающихся пример, у других результат.
Этот прием применим даже на уроках изучения нового материала. Самая неприятная черта – необходимость всему коллективу обучающихся одновременно ходить по классу, это требует определённой сформированности культуры поведения.

3.Изучение нового материала
Выбор формы изучения нового материала на уроке зависят от  многих факторов: особенностей и уровня подготовки детей, особенностей предмета, особенностей темы, возможностей и технического оснащения кабинета, мастерства учителя.
Многолетний опыт показал, что  даже в самых «безнадежных», «неинтересных» случаях можно найти прием, который позволит не просто ввести обучащихся в новую тему, но и организовать их самостоятельную деятельность по изучению нового материала.

Приём “Лови ошибку”
Предлагаю обучающимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально.
Пример.
Письмо. Предлагаю детям в предложении, где имя собственное написано с маленько буквы, или сочетание жи в слове написано с буквой ы найти ошибку. Далее работаем над правилом.
Чтение. Работа над пословицами. Чтение текста. Убрать пословицу, которая не соответствует содержанию и смыслу текста.


Прием «Создание графического образа объекта познания»
Обучающихся прошу нарисовать тот или иной объект, используя любые графические средства и способы. Демонстрация рисунков дает возможность задать детям ряд важных вопросов, которые помогут нацелить на изучение новой темы.

Работа в классах коррекционно-развивающего обучения сложна тем, что ученики быстро теряют интерес к какому-либо виду работы. Особенно это заметно на уроках чтения. Чтобы избежать подобной ситуации, увлечь детей и добиться хороших результатов, использую следующие приемы для развития техники чтения:
-чтение вслух;
-чтение про себя;
-чтение жужжанием;
- чтение хором;
-«Бинарное чтение» один текст читают два ученика;
-«Буксир» учитель читает вслух, дети про себя. Учитель останавливается, ученики показывают слово, где учитель остановился.

Приемы для формирования навыков выразительного чтения.
-чтение скороговорок;
-«На одном дыхании» Сделать глубокий вдох, прочитать предложение от начала до конца;
-выборочное чтение вопросительных и восклицательных предложений;
-разметка текста: логическое ударение, паузы;
-чтение под музыку.

Приемы для формирования понимания смысла текста.
-словарная работа. Чтение слов и объяснение их лексического значения;
-озаглавливание текста;
-определение по иллюстрации содержания текста;
-составление диафильма. Текст делится на части, распределяется между детьми. Обучающиеся выполняют рисунки к частям, которые потом используются для пересказа.

Чтобы сделать интересными, занимательными и поучительными уроки математики, предлагаю обучающимся веселые задачи. Например.

Вышли 10 лягушат.
На прогулку – не спешат.
Трое прыгнули в болото,
Двух других спугнули вдруг кто-то,
Много их не разбежались?
Сколько лягушат остались?

Для успешного овладения школьными навыками обучающемуся необходимо иметь хорошо развитую моторику руки. Упражнения, направленные на развитие мелкой моторики и координации движений рук, стимулируют зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, связную речь и словарный запас.
Для развития моторики использую следующие приемы:
-обведение и штриховка фигур и предметов;
-обведение контуров;
-рисование узоров по клеточкам;
-использование физминуток( пальчиковая гимнастика)
-рисование красками различными способами: кистью, пальцем и т.д.
- массаж рук проводится сначала на одной руке, затем на другой руке.
1. Поглаживание от кончиков пальцев до середины руки с внешней и тыльной стороны.
2. Разминание пальцев: интенсивные круговые вокруг каждого пальца.
3.Сгибание – разгибание всех пальцев одновременно.
4.Интенсивное растирание каждого пальца.

4.Самостоятельная работа, обратная связь
Контроль знаний можно осуществлять как традиционной форме, так и с использованием следующих приемов:
1.«Согласование»
Обучающиеся выполняют все задания самостоятельно, а затем обсуждают полученные
результаты в парах. Оценивают работу соседа или свою собственную. Ставят оценку на полях.
2. «Лечение слабого места» в слове
Используется на уроках во время проведения фронтальной, самостоятельной или индивидуальной работы. Ученики «лечат» слабые места в словах, находят «рецепты лечения» (правильное написание слова или правильный результат сложения или вычитания).
. 5.Рефлексия
В практике организации рефлексии насчитывается большое количество приемов. При организации рефлексии важно помнить, что приемы следует разнообразить, каждому приему свое место в предмете и теме урока, рефлексия проводится не для учителя, не для логического завершения урока, для ученика.

«Дерево чувств» – обучающимся предлагается повесить на дерево яблоки красного цвета, если они чувствуют себя хорошо, комфортно, или зелёного, если ощущают дискомфорт. 
«Море радости» и «Море грусти» – пусти свой кораблик в море по своему настроению.
Прием «Светофор»
Ученик оценивает  выполнение заданий с помощью цветовых сигналов:
Красный – нужна помощь!
Зелёный – я умею сам.
Жёлтый – умею, но не уверен ещё.

Отдельно необходимо сказать об использование презентации и фрагментов презентации по ходу урока Она позволяет сделать работу учителя более продуктивной и эффективной. На слайдах можно разместить необходимый картинный материал, цифровые фотографии, тексты; можно добавить музыкальное и голосовое сопровождение. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Это позволяет сформировать устойчивые визуально-кинестетические и визуально-аудиальные условно-рефлекторные связи центральной нервной системы.

И, конечно, в своей практической деятельности обеспечиваю укрепление физического психического здоровья обучающихся,   Гимнастика для глаз.
Подойдите дети к окну, выберите точку вдалеке одну,
Считая до 7, на нее смотрите. Расслабьтесь, глазки вниз опустите.
Теперь круговые движения сделать надо,
Очень нужен глазкам отдых, ребята резко. Резко поморгайте, дружно к делу приступайте.
Физминутки – рифмованный текст, который побуждает к выполнению тех или иных действий, так вот на уроке изучения нового звука и буквы, предлагаю обучающимся физминутку, в которой как можно чаще встречается изучаемый звук.
Звук и буква А.
Аист к нам на крышу сел,
Аист песенку запел:
«А-а-а». Песня эта хороша!
(дети присаживаются, произносят звук а-а-а, хлопают в ладоши)

Звук и буква Ж.
Жу-жу-жу-жужжал жучок,
Кушал вкусный пирожок.
( имитируют руками движение крылышек, поворачиваются в одну затем в другую сторону)

В заключение хочется прочитать слова известного венгерского математика: «Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей»  (Д. Пойа)




































13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115




ђ Заголовок 215