Программа внеурочной деятельности по музыке Голос.Школа

УТВЕРЖДАЮ: ПРИНЯТА
Директор школы:__________ Н.В.Федорова на заседании педагогического Совета школы
«_____»__________________2016 г. Протокол № ___от _______2016г.





ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
по музыке
«ГОЛОС. ШКОЛА»

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Курлекская средняя общеобразовательная школа»
Томского района


составила: Кардаш И.В. – учитель музыки




на 2016-2019 годы
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка
Учебно-тематическое планирование первый год обучения, содержание учебного материала, примерный репертуар
Учебно-тематическое планирование второй год обучения, содержание учебного материала, примерный репертуар
Учебно-тематическое планирование третий год обучения, содержание учебного материала, примерный репертуар
Методическое обеспечение учебного процесса
Литература






























ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Музыкальное образование (воспитание, обучение и развитие) способствуют дальнейшему развитию у учащихся эстетического чувства, сознания, потребностей, вкуса, ощущения и осознания красоты и гармонии в музыке и жизни, формирования личностной позиции в мире искусства, подготовки учащихся к музыкальному самообразованию. Общение детей с музыкой открывает возможность для духовного становления личности и ее творческого самовыражения. Занятия формируют у детей художественный способ познания мира, дают систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной музыкально-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся произведениям русской и зарубежной музыкальной культуры.
Особое значение приобретает развитие индивидуально-личностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде искусстве, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.
Изучение музыки как вида искусства направлено на достижение следующей цели :
индивидуальное певческое развитие каждого участника вокального объединения, обучение его умению петь в хоре, формирование и становление его певческой культуры, как неотъемлемой части духовной культуры.

Задачи:
формирование навыков певческой установки, разностороннее развитие вокально-
хорового слуха;
воспитание уважения и любви к народной песне, как особо значительной
музыкальной области музыкальной культуры;
изучение и освоение песни, её исполнительских закономерностей;
формирование творческих навыков и творческой эмоциональности;
формирование личностных качеств, гражданского отношения к труду, к людям
преклонного возраста, к природе;
формирование потребности в музыкально-эстетической деятельности, певческой
культуре;
всестороннее развитие музыкальных способностей, чувства ритма, тембрового и
гармонического слуха;
пробудить в детях чувство любви, гордости и гражданской ответственности за судьбу
Отечества.

Данная программа рассчитана на 3 года обучения.


Год
обучения
Возраст
детей
Количество
детей в группе
Всего часов




в неделю
в год

1

11-12 лет
15
1
35

2
12-13 лет
15
1
35







3
13-14лет
20
1
35











В процессе работы выделяю несколько уровней пути ребёнка к творчеству:

1 уровень – подготовительный ( адаптация ребёнка к новым условиям ):
- содействие психическому здоровью детей;
- раскрытие индивидуальности личности каждого ребенка;
- коррекция разного рода затруднений.

На этом уровне для детей создаются благоприятные условия для самовыражения.
Прогнозируемый результат: Ребёнку комфортно в коллективе, он чувствует доверительное отношение со стороны педагога, находит друзей в детском коллективе, родители становятся союзниками его увлечений.
При достижении результата дети переходят на второй уровень обучения.

2 уровень – образовательный.

Здесь происходит усвоение детьми содержания вокально-хоровых занятий, поощряются и поддерживаются творческие успехи, развивается интерес к хоровому искусству.

Прогнозируемый результат: Свободное владение и выражение музыки через пение, умение импровизировать (импровизация осуществляется народными исполнителями в рамках определённого традиционного певческого стиля), выработка унисона, исполнение двухголосия, правильное исполнение ритмического рисунка одновременно с партией, неуклонное выполнение всех правил пения.

3 уровень- развитие творческой активности.

На третьем уровне развивается умение не только смотреть вокруг себя, но и видеть и замечать всё интересное, учиться работать в ансамбле, самовыражать свои чувства через исполнение песни детьми. Отрабатывается техника исполнения, артистичность, умение себя держать на сцене.

Таким образом, пение способствует формированию общей культуры личности: развивает наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления, фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой певческой деятельности; учит анализировать музыкальные произведения; воспитывает чувство патриотизма, сочувствия, отзывчивости, доброты. Всякая деятельность детей и подростков осуществляется успешно тогда, когда они видят и общественную пользу, когда происходит осознание своих возможностей.

Большую роль в этом играют:

- концертная деятельность;
- участие в фестивалях, конкурсах.

Программный материал даёт возможность осваивать сюжетно тематические произведения и привлекать высоко художественную музыку – классическую, современную, народную.

Программа дана по годам обучения. На каждый год обучения предлагается определённый тип умений и навыков по хору, сочетать пение с движением или игрой, сохраняя качество звучания.
Все занятия проводятся с учётом принципов доступности, последовательности, наглядности, связь теории с практикой. Занятия проводятся в различных формах: беседы, лекции, концерты, творческие отчёты. Используются групповая, фронтальная, индивидуальная формы работы.
На каждом этапе обучения дается материал по разделам:
пение произведений (вокально-хоровая работа): народная песня, современная песня,
классика;
пение учебно-тренировочного материала;
пение импровизаций;
слушание музыки;
музыкальная грамота;
музыкальная игра и движения под музыку;
мероприятия воспитательного характера.


Репертуар подбирается с учётом возрастных особенностей участников. Песни с хореографическими движениями или театральным действием должны быть значительно легче в вокальном отношении, чем вся остальная программа, так как при их исполнении внимание ребят, кроме пения, занято танцем или актёрской игрой.

Концертная программа режиссируется с учётом восприятия её слушателями, она должна быть динамичной, яркой, разнообразной по жанрам. Желательно, чтобы хоровые песни перемежались с ансамблевыми или сольными номерами, менялись по характеру, по настроению.
Репетиционная и постановочная работа проводится один раз в неделю, согласно репертуарного плана.
Группа, занимающаяся первый год, выступает не ранее, чем в середине второго полугодия.
Участие в концертах, выступление перед родителями и перед своими сверстниками – всё это повышает исполнительский уровень детей и воспитывает чувство гордости за себя.
В конце учебного года проводится творческий отчет.

В результате изучения музыки ученик имеет возможность
узнать/понять:

специфику музыки как вида искусства;
значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах творчества;
возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни;
основные жанры народной и профессиональной музыки;
богатство музыкальных образов и способов их развития;
основные формы музыки;
виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;
имена выдающихся композиторов и музыкантов-исполнителей;
уметь
воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов;
выразительно исполнять соло (с сопровождением и без сопровождения) несколько народных песен, песен композиторов-классиков и современных композиторов (по выбору учащихся);
исполнять свою партию в хоре в простейших двухголосных произведениях;
выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки, музыкальных жанрах, стилевых направлениях, образной сфере музыки и музыкальной драматургии;
распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров;
различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра;
устанавливать взаимосвязи между разными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов;
размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки;

Для реализации данной программы необходимо иметь:
- кабинет с посадочными местами;
- материально-техническое обеспечение: аудио аппаратуру, проектор, экран, музыкальные инструменты;
- хрестоматии, методическую литературу.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Первый год обучения – 1 часа в неделю, всего 35 часов


ВИДЫ РАБОТЫ
Общее
количество
часов
Теория
Практика


Вводное занятие
1
0,5
0,5

1.
Пение произведений (вокально-хоровая работа)
2,5
1
1,5


Народная песня
4
1,5
2,5


Современная песня
3,5
1
2,5


Классика
4
1,5
2,5

2.
Пение учебно-тренировочного материала
3
0,5
2,5

3.
Пение импровизаций
2
0,5
1,5

4.
Слушание музыки
4
2,5
1,5

5.
Музыкальная грамота
4
2,5
1,5

6.
Музыкальная игра и движения под музыку
2
0,5
1,5

7.
Мероприятия воспитательного характера
5
2
3


ИТОГО:
35
14
21



Содержание учебного материала.

ПЕНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

Теория
Рассказ или беседа о песне, как об одном из видов музыкального искусства в интересной форме. Беседы о содержании произведений, о роли песен в жизни народа, о характерных особенностях музыкального языка. Краткое ознакомление детей с жизнью и деятельностью авторов и композиторов песен.
Практика
Показ – исполнение песен . Вокально-хоровая работа, включающая в себя формирование всех вокально-хоровых навыков, музыкального слуха, памяти, внимания, эмоциональной отзывчивости на песню. Дети обучаются постоянному соблюдению певческой установки на занятиях (прямое положение корпуса, руки опущены вдоль тела или на коленях, если дети сидят; плечи развернуты и опущены, живот немного втянут), спокойному вдоху, правильному звуковедению, пению естественным звуком.


ПЕНИЕ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО МАТЕРИАЛА

Теория
Образный рассказ о распевании, упражнении, и его роли в развитии певческих навыков.
Практика
Показ упражнений, разучивание и впевание их. Введение новых упражнений в зависимости от учебных задач.

ПЕНИЕ ИМПРОВИЗАЦИЙ

Теория
Образное раскрытие сущности каждой импровизации, например: игра в вопросы и ответы; сюжетные импровизации; импровизации на короткое стихотворение.
Практика
В качестве подготовительных упражнений к выполнению импровизаций на короткое стихотворение можно использовать:
- пение песенки на одной ноте (Т);
- пение на двух нотах ( Д-Т, 111 – Т);
-пение в поступенном движении вверх (Д-Т);
-пение в поступенном движении вниз (Д-Т);
- пение с мелодическим движением по желанию.

СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ

Теория
Слушание вокально-хоровых и инструментальных произведений с целью воспитания эстетической отзывчивости на музыку. Формирование эмоционально-осознанного восприятия музыкального произведения, введение понятий: вступление, запев, припев, куплет, вариация. Краткий рассказ о музыкальном произведении и его авторе.

Практика
Прослушивание произведения. Разговор об особенностях музыкально-выразительных средств данного произведения. Анализ музыкальных произведений.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА

Теория
Ознакомление учащихся с основными музыкально-выразительными средствами: мелодией, гармонией, ладом, темпом, ритмом, размером, динамикой. Связь музыкальной грамоты с пением учебно-тренировочного материала (попевок и упражнений) во всех тональностях с названием звуков, но без указания знаков тональности. Ознакомление с двумя видами мажора и минора. Постепенное формирование слуховых представлений, связанных с ощущением лада, устойчивых ступеней, гармонических функций. Знание и умение графической записи на нотоносце. Знакомство с клавиатурой и регистрами.


Практика
Обучение пению по нотам с показом направления движения, транспонирование попевок и упражнений во всех тональностях. Пение тонико-доминантовых тяготений. Пение несложных песен с сопровождением и подбор выученных песен от разных звуков( например: рус.нар.песня «Как под горкой, под горой»). Пение от звука мажорного и минорного трезвучия (в восходящем и нисходящем движении без их полного теоретического осознания). Воспроизведение основных долей метрической пульсации (путем отстукивания) левой рукой. Определение ключевых знаков. Определение на слух мажорного и минорного трезвучия. Определение сильных и слабых долей.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ИГРА И ДВИЖЕНИЯ ПОД МУЗЫКУ

Теория
Объяснение условий игры или показ определенных движений ( марш, элементы народного танца, хоровод или позиции и упражнения классического танца). Краткая характеристика музыкального произведения, сопровождающего игру или движения.

Практика
Прослушивание музыкального сопровождения, беседа о его строении, характере, динамических оттенках, о соответствии движений художественному образу музыкального произведения. Разучивание музыкальной игры или движений с детьми.

МЕРОПРИЯТИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ХАРАКТЕРА

Большое значение имеют для хора концертные выступления, являющиеся неотъемлемой чертой исполнительской деятельности. Концертные выступления должны организовываться с чувством меры. Участники 1-го года обучения принимают участие в концертах по мере своего продвижения; хор первый раз может выступать лишь в конце учебного года.

К концу учебного года учащиеся имеют возможность научиться:
- петь в диапазоне ре1 –до2 ;
- сидеть при пении прямо, не напряженно, слегка отведя плечи назад;
- петь только с мягкой атакой;
- петь легким звуком, стараться его тянуть без всякого напряжения;
- правильно дышать: уметь делать небольшой, спокойный вдох, не поднимая плеч;
- петь ровно короткие фразы на одном дыхании;
- в более подвижных песнях делать быстро активно-спокойно вдох;
- точно повторять звук в гармоническом интервале и в аккорде;
- петь чисто и слаженно несложные песни в унисон, с сопровождением и без него;
- понимать элементарные дирижерские жесты и правильно следовать им;
- маршировать под музыку, различными способами показывать метрическую пульсацию
ровными длительностями в медленном и среднем темпе;
- понимать значение терминов «хор», «солист», «оркестр», «тембр»;
- определять одночастную, двухчастную и трехчастную формы музыкальных
произведений.

учащиеся имеют возможность узнать:

- основы музыкального искусства;
- о многообразии содержаний музыкальных произведений и средствах музыкальной
выразительности;
- образцы русской, коми и современной музыкальной классики, народного музыкального
творчества.

Примерный репертуар.
1-й год обучения.

1. «Улетели журавли». Музыка Р.Бойко, сл. Е. Благининой.
2. «Каждый по-своему маму поздравит». Слова. М. Гангова.
3. «Здравствуй школа». Музыка М. Парцхаладзе, слова Л.Некрасовой
4. «Стой мой милый хоровод». Обработка С. Ляпунова.
5. «Колыбельная». Музыка А. Лядов, слова народные.
6. «Осень». Музыка Ц.Кюи.
7. «Ладушки». Русская народная песня.
8. «Перепёлочка». Белорусская народная песня.
9. «Соловушка». Музыка М. Анцев, слова народные.
10. «Моя маленькая леди» М.Дунаевский
11. «Замыкая круг» К.Кельми
12. «На горе то калина». Русская народная песня.
13. «Как пошли наши подружки». Русская народная песня.
14. «Всё мы делим пополам». Музыка В. Шаинского, слова М.Пляцковского.
15. «Зверобика»
16. «Ехать замечательно»
17. Музыкальные игры с использованием музыкальных инструментов (по выбору руководителя хора).

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Второй год обучения – 1 часов в неделю, всего 35 часов

ВИДЫ РАБОТЫ
Общее
количество
часов
Теория
Практика


Вводное занятие
1
0,5
0,5

1.
Пение произведений (вокально-хоровая работа)
2,5
1
1,5


Народная песня
4
1,5
2,5


Современная песня
3,5
1
2,5


Классика
4
1,5
2,5

2.
Пение учебно-тренировочного материала
3
0,5
2,5

3.
Пение импровизаций
2
0,5
1,5

4.
Слушание музыки
4
2,5
1,5

5.
Музыкальная грамота
4
2,5
1,5

6.
Музыкальная игра и движения под музыку
2
0,5
1,5

7.
Мероприятия воспитательного характера
5
2
3


ИТОГО:
35
14
21







Содержание учебного материала.

ПЕНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

Теория

Беседы о разучиваемых произведений в яркой, лаконичной, доступной форме с привлечением материала из школьной программы, из других видов искусств.
Народная песня. Раскрытие её значения как выразительницы исторического прошлого народа, его труда, быта, дум, чаяний. Обратить внимание на то, что русские и коми народные песни воспитывают уважение к прошлому народа, к его характерным чертам, к русскому и коми языку.
Современная песня. Сообщение о композиторах, об авторах слов (биографии, творческие портреты). Раскрытие содержания музыки и текста, актуальность песен, особенностей художественного образа, музыкально-выразительных и исполнительских средств, разбор замысла интерпретации исполнения песен.
Классика. Краткие образные беседы об исторических эпохах, в которых жили и творили композиторы-классики. Биографические данные композиторов и рассказы о творчестве в пределах, доступных данному возрасту. Сообщения об авторах поэтического текста. Анализ произведений и их интерпретация.

Практика
Обучение умения петь в хоре: петь в ансамбле, строить, петь без сопровождения, понимать дирижерские жесты и следовать указаниям руководителя хора. Формирование у всех детей основных свойств певческого голоса, сохранение вдыхательного состояния при пении, спокойно-активному экономному выдоху. Обучение непринужденному, естественному, льющемуся пению, гибкому владению голосом. Правильное формирование гласных и обучение детей чёткому, быстрому произнесению согласных. Формирование умения читать ноты, упорно, настойчиво трудиться. На этой основе обучение осмысленному, выразительному, художественному вокальному исполнительству.
Показ-исполнение песен. Разбор их содержания. Разучивание материала с сопровождением и без него. Доведение исполнения песен до уровня, пригодного для выступления. Проверка исполнения с помощью магнитофонных записей.

ПЕНИЕ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО МАТЕРИАЛА

Теория
Образное доступное раскрытие каждого упражнения и его роли для музыкально-певческого развития каждого ребенка. Рассказ о распевании и специальных упражнениях для развития дыхания, гибкости голоса, ровности звучания по тембру.

Практика
Показ упражнений:
- стабильная группа упражнений;
- периодически обновляющаяся группа, в которую включаются новые упражнения, в зависимости от учебных задач.





ПЕНИЕ ИМПРОВИЗАЦИЙ

Теория
В доступной форме раскрывается сущность импровизации, вокальной импровизации в частности. Показываются и объясняются различные задания. Даются импровизации на короткие стихотворные тексты. Дети обучаются различным видам импровизаций.

Практика
Показ для каждого задания возможных вариантов певческих мелодических импровизаций (ответ на вопрос: «как тебя зовут?», «музыкальный разговор», игра во «фразы-догадки», в «мелодические прятки», ритмические вариации), сочинение подголосков к теме и другие.
Допеть до конца фразу до Т (на любой слог). Простучать окончание. Допеть фразу (предложение) на нейтральный слог или с названием нот.

СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ

Теория

Использование вокально-хорового материала, а также инструментальных произведений для углубления восприятия музыки, расширения кругозора учащихся, более активного введения их в многообразный, богатый мир художественных музыкальных образов. Рассказ об особенностях музыкально-выразительных средств. Формирование умения грамотно оценивать музыкальные произведения.

Практика
Периодические прослушивания музыкальных произведений. Формирование культуры восприятия, слушание музыки, в том числе в процессе работы над разучиваемыми произведениями.

МУЗЫКАЛЬЕАЯ ГРАМОТА

Теория

Сообщение основ элементарной музыкальной грамоты для овладения учащимися умением читать ноты. Расширение слухового опыта одновременно в разных тональностях с учетом абсолютной высоты звуков, но без названия конкретных знаков. Возможно использование элементов релятивной системы. Постепенное формирование музыкально-слуховых представлений, связанных с осознанием лада, тональности, устойчивости и неустойчивости звуков.

Практика
Овладение детьми означенным выше материалом в теоретическом и практическом плане. Пение на основе приобретенных знаний и умений по нотам. Музыкальные диктанты. Закрепление навыков диатонических ступеней в мажорных и минорных ладах. Умение ориентироваться в нотной записи. Осознание строения мотивов, фраз, предложений, периода.






МУЗЫКАЛЬНАЯ ИГРА И ДВИЖЕНИЯ ПОД МУЗЫКУ

Теория
Объяснение условий игры или показ определенных движений ( марш, элементы народного танца, хоровод или позиции и упражнения классического танца). Краткая характеристика музыкального произведения, сопровождающего игру или движения.

Практика
Прослушивание музыкального сопровождения, беседа о его строении, характере, динамических оттенках, о соответствии движений художественному образу музыкального произведения. Разучивание музыкальной игры или движений с детьми.

МЕРОПРИЯТИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ХАРАКТЕРА

Теория
Организационные моменты.
Практика
Участие в концертах, мероприятиях.

К концу учебного года учащиеся имеют возможность научиться:

- соблюдать при пении певческую установку;
- петь чистым, естественным звуком, легко, нежно-звонко, мягко, сохранять
индивидуальность здорового певческого звучания, правильно формировать гласные и
произносить согласные;
- петь на одном дыхании более длинные фразы, стараясь «тянуть» звук;
- звуковысотно чисто и ритмически четко самостоятельно спеть несложную песню;
- петь чисто и слаженно в унисон несложные двухголосные каноны;
- в упражнениях слышать трёхголосные аккорды, определять простейшие функции, петь в
аккорде различные голоса;
- без сопровождения уверенно петь нетрудные, протяжные, одноголосные песни;
- петь по нотам песни, написанные в медленном темпе;
- понимать и следовать дирижёрским жестам, обусловленным изучаемым репертуаром;

имеют возможность узнать:

- средства музыкальной выразительности;
- значение выражения «народная музыка», исходя из того, что музыка, как правило,
выражает не только чувства одного отдельно взятого человека, а состояние многих
людей, характер народа в целом;
- три основных жанра: песню, танец, марш;
- что характер музыки передает различные эмоциональные состояния человека;
- характерные особенности формы вариации, основанной на постоянном изменении
главной темы.

Примерный репертуар:
2-й год обучения.
1. «Пойду ль я, выйду ль я». Русская народная песня.
2. «Как у наших у ворот». Русская народная песня.
3.Шуточные частушки «Блины». Русская народная песня.
4. «Леди Совершенство» М.Дунаевский
5. «Если б не было школ». Музыка М. Иорданского.
6. «Журавушка» Музыка Е. Зарицкой, слова А. Волынского.
7. «Дружат дети всей земли» Музыка Д. Львов-Компаненц.
8. «Сурок». Музыка И.В. Гёте.
9. «Весёлый музыкант». Музыка Л. Бетховена.
10. «Волшебный луч» Г. Гладков
11. «Настоящий друг». Слова М.Пляцковского.
12. и другие песни.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Третий год обучения -1 час, всего 35 часов


ВИДЫ РАБОТЫ
Общее
количество
часов
Теория
Практика


Вводное занятие
1
0,5
0,5

1.
Пение произведений (вокально-хоровая работа)
2,5
1
1,5


Народная песня
4
1,5
2,5


Современная песня
3,5
1
2,5


Классика
4
1,5
2,5

2.
Пение учебно-тренировочного материала
3
0,5
2,5

3.
Пение импровизаций
2
0,5
1,5

4.
Слушание музыки
4
2,5
1,5

5.
Музыкальная грамота
4
2,5
1,5

6.
Музыкальная игра и движения под музыку
2
0,5
1,5

7.
Мероприятия воспитательного характера
5
2
3


ИТОГО:
35
14
21


Содержание учебного материала.
Вокально-хоровая работа.

ПЕНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

Теория
Беседы о разучиваемых произведениях.
Народная песня. Рассказы о фольклоре, жанрах детского народного творчества, специфических особенностях песен и танцев народов России и мира. Раскрытие исторического значения, содержания, особенностей (лада, голосоведения) каждой исполняемой песни, анализ её текста и его особенностей, разъяснение непонятных (забытых) слов.
Произведения современных авторов. Сообщения об авторах музыки и текста, биографии, творческого портрета, ведущей творческой позиции, тематики, стилевых особенностей произведений. Анализ музыкального и поэтического текста.

Практика
Повторение, закрепление и дальнейшее углубление формирования приобретённых ранее знаний, умений и навыков; развитие музыкально-творческих способностей у каждого участника хора. Сплочение коллектива хора, работа по укреплению дисциплины, воспитание трудолюбия, личной ответственности за коллективный труд, формирование других личностных качеств.
Закрепление сознательного отношения учащихся к певческой деятельности своей и товарищей, к соблюдению правил пения в хоре, правил охраны голоса. Работа над овладением певческого голоса. Пение выразительное, с хорошей дикцией. Дыхание к этому времени ровное, спокойное, длинное, экономное, равномерное. Свободное его использование в произведениях разного содержания и характера. Чистое интонирование унисона, точное исполнение произведений разных по темпу и ритмическому рисунку. Сформированное чувство строя, свободное фразирование с хорошим музыкальным вкусом. Понимание и исполнение требований своего руководителя-дирижёра. Умение правильно оценивать исполняемое или прослушиваемое произведение. Формирование потребности в музыкально-эстетической деятельности.
Показ – исполнение или показ произведения в записи. Раскрытие сущности художественного образа. Разучивание сочинения с сопровождением, раздельно по партиям и со всем хором, по слуху и по нотам: взаимосвязанная работа над технической стороной и художественным образом.

ПЕНИЕ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО МАТЕРИАЛА

Теория
Раскрытие учебной цели, назначения каждого нового упражнения (распевания), упражнений для развития различных сторон музыкального слуха, качества звука, дыхания, диапазона, выразительности исполнения и др.

Практика
Показ возможных вариантов. Обучение импровизациям в процессе пения или игры на элементарных шумовых инструментах. Пение импровизаций мелодий на заданную тему, в различном характере, с различным ритмическим рисунком и т. д. Контроль за качеством исполнения (индивидуальные и групповые проверки учащихся), формирование самоконтроля.

ПЕНИЕ ИМПРОВИЗАЦИЙ

Теория
Раскрытие содержания предлагаемых детям заданий и путей их выполнения.

Практика
Показ возможных вариантов. Обучение импровизациям в процессе пения или игры на элементарных музыкальных инструментах. Пение импровизаций мелодий на разные стихотворные тексты, на автентический оборот типа «вопрос-ответ», на полном гармоническом обороте, импровизации-вариации, «цепочкой» (когда участники хора поют друг за другом, как бы продолжая музыкальную мысль), импровизации на заданную тему, в различном характере, с различным ритмическим рисунком, коллективное сочинение песен. Сочинять импровизации в отдельных попевках (ритмические и звуковысотные).

СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ

Теория
Использование руководителем вокально-хорового материала, овладеваемого учащимися на занятиях хора, а также произведений, которые они изучают. Частичное привлечение нового музыкального материала, осуществление связей с другими искусствами. Опора на знания, учения, и навыки, которые участники хора приобретают на других занятиях. Расширение кругозора учащихся. Формирование их слушательской культуры

Практика
Небольшие вводные беседы к прослушиваемым произведениям, иногда с использованием иллюстраций к ним из области изобразительного искусства или литературы. Организация собеседований по поводу разучиваемого произведения или какого-либо выдающегося события в музыкальной жизни, музыкальных вечеров, коллективных посещений концертов. Анализ музыкальных произведений.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА
Теория
Закрепление знаний, умений, навыков, получаемых на занятиях. Осознание поступенного, зигзагообразного, скачкообразного движения мелодии. Работа по теоретическому осознанию и определению на слух выразительных средств мелодии и ее структуры. Продолжение работы над развитием музыкальной памяти, внутреннего слуха.
Практика
Чтение нот. Достаточная свобода ориентации в нотных текстах. Интонирование трезвучий и его обращений (не называя знаки альтерации). Сольмизация примеров в более быстром темпе (на основе пройденного материала). Повторение мелодического рисунка на нейтральный слог и с названием звуков. Проверочный диктант.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ИГРА И ДВИЖЕНИЯ ПОД МУЗЫКУ – 5 часов.

Теория
Объяснение условий игры или показ определенных движений ( марш, элементы народного танца, хоровод или позиции и упражнения классического танца). Краткая характеристика музыкального произведения, сопровождающего игру или движения.

Практика
Прослушивание музыкального сопровождения, беседа о его строении, характере, динамических оттенках, о соответствии движений художественному образу музыкального произведения. Разучивание музыкальной игры или движений с детьми.


МЕРОПРИЯТИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ХАРАКТЕРА

Теория
Организационные моменты.
Практика
Участие в концертах, мероприятиях, творческие встречи, отчетный концерт в конце учебного года.


К концу учебного года дети имеют возможность :

- петь в диапазоне: первые голоса - до1 – ре2; вторые – си – (до1);
- соблюдать при пении певческую установку, петь только с мягкой атакой, легко, нежно
звонко, стремясь сохранять индивидуальность тембра;
- правильно формировать гласные и четко, точно произносить согласные, не утрируя их
произношение;
- петь на одном дыхании более длинные фразы и петь на «цепном» дыхании;
- брать быстрый вдох в подвижных песнях, учиться петь нон легато и стаккато;
- уметь самостоятельно спеть выразительно осмысленно несложную, напевную песню,
импровизировать, выполняя несложные задания;
- петь чисто и слаженно, петь одноголосие и двухголосие с сопровождением;
- следовать за дирижёрскими указаниями во всех произведениях из репертуара хора;
дети получают возможность узнать:

- исполнительско -певческие средства выразительности;
- правила охраны голоса;
- основное, типичное для всей русской музыки свойство – песенность, напевность, протяжность музыкальных интонаций.


Примерный репертуар:

3-й год обучения.

1. «Кукушка». Музыка В. Белый, слова Я. Сернина.
2. «Не летай соловей». Русская народная песня.
3. «Птичий ужин». Литовская народная песня. (Обработка Т. Попатенко)
4. «На зеленом, на лугу». Русская народная песня. (Обработка Л. Абелян)
5. «Уж вы мои ветры». Русская народная песня.
6. «Ходила младёшенька по борочку». Русская народная песня. (Обработка Римский-Корсаков)
7. «Солдатушки, бравые ребятушки». Русская народная песня.
8. «Будем в армии служить». Музыка Ю. Чичкова. Слова В. Дементьева.
9. «Старый рояль» М. Минков
10. «Край, в котором ты живёшь». Музыка Г. Гладкова.
11. «Все могут короли» Б.Рычков
12. «Настоящий друг». Музыка М. Пляцковского.
13. «Ой, вставала я ранёшенько». Русская народная песня.
14. «Песня о дружбе». Музыка Ю. Чичкова.
15. «Звёздное лето» А. Пугачёва

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Методы и формы реализации программы «Школьные нотки»
В качестве главных методов программы: стилевой и системный подход, метод творчества, метод импровизации и сценического движения.
СТИЛЕВОЙ ПОДХОД широко применяется в программе, нацелен на постепенное формирование у поющих осознанного стилевого восприятия вокального произведения, понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений.
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы – ее тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение частей целого (в данном случае соотношение содержания каждого года обучения с содержанием всей структуры вокальной программы). Использование системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими.
ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД используется в данной программе как важнейший художественно-педагогический метод, определяющий качественно-результативный показатель ее практического воплощения. Творчество уникально, оно присуще каждому ребенку и всегда ново. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности вокалистов, в первую очередь, в сольном пении, ансамблевой импровизации. В совместной творческой деятельности преподавателя и членов вокальной студии проявляется неповторимость и оригинальность, индивидуальность, инициативность, особенности мышления и фантазии.
МЕТОД ИМПРОВИЗАЦИИ И СЦЕНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ. Требования времени – умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощенность перед зрителями и слушателями. Всё это дает обучающимся умело вести себя на сцене, владеть приемами сценической импровизации, двигаться под музыку в ритме исполняемого репертуара. Использование данного метода поднимает исполнительское мастерство на более высокий уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но и телом.

6. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Ресурсное обеспечение программы:
Методические рекомендации для учителя (см. список литературы);
Дидактические материалы для работы с учащимися, памятки, рекомендации;
Аудиосредства: магнитофон, микрофон, проигрыватель, электронные аудиозаписи и медиа – продукты;
Компьютер;
Усиливающая аппаратура;
Возможности студийной записи голоса и прослушивания исполнения;
Актовый зал;
Мультимедийный проектор.
Успехи реализации программы возможны:
если будет реализована теоретическая и практическая часть программы на 100%;
если учитываются возрастные и личностные особенности обучающихся, мотивация их деятельности;
если используется разнообразный методический материал по программе учебного курса;
если в кабинете есть необходимые технические средства и информационные ресурсы, отвечающие требованиям учебного процесса.

Учебно-воспитательная работа (концертно-исполнительская деятельность)
Результаты реализации программы отслеживаются через участие в концертной деятельности в рамках школьных, поселковых и муниципальных мероприятиях.
Качество обучения прослеживаются в творческих достижениях, в призовых местах на фестивалях. Свидетельством успешного обучения могут быть дипломы, грамоты дипломантов и лауреатов.
















ЛИТЕРАТУРА

Баранов Б.В. Курс хороведения. Учебник. - М.: 1991.-214с.
Белощенко С.Н. Голосо-речевой тренинг: Методическое руководство к изучению предмета «Сценическая речь».- СПб., 1997.-24с.
Ветлугина Н. Музыкальный букварь для детей младшего возраста. - М.: «Музыка», 1987.-110с.
Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. - М.: Издательский центр «Академия». 1998.-240с.
Емельянов В.В. Фонопедический метод формирования певческого голосообразования. Методические рекомендации для учителей музыки. – Новосибирск.: «Наука», 1991.-40с.
Исаева И.О. Уроки пения. – «Русич» 2009г
Москалькова И., Рейниш М. «Уроки Сольфеджио в дошкольных группах детских музыкальных школ.» – М.: «Музыка», 1998.-120с.
Музыка каждый день. Музыкальная хрестоматия. - СПб., 1997.-244с.
Осеннева М.С., Самарин В.А., Уколова Л.И. «Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом» - М.: «Академия», 1999, 222с.
Работа с детским хором: Сб. статей/ Под ред. Проф. В.Г. Соколова. М.: «Музыка», 1981.-68с.
Романовский Н.В. Хоровой словарь. Изд. 2-е.- Л.: «Музыка», 1972.-135с.
Самарин В.А. Хороведение и хоровая аранжировка: Учебное пособие.- М.: «Академия», 2002.-352с.
Самарин В.А. Хороведение. М, 2000.- «Академия», 208с.
Струве Г. Ступеньки музыкальной грамотности. Хоровое сольфеджио./ Оформление обложки А.Ф. Лурье. - СПб.: Изд. «Лань», 1997.-64с.
Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей.- М., 1947.
Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 6-7 лет/ Сост. Т.М. Орлова, С.И. Бекина. – М.: «Просвещение», 1988.-142с.





























Заголовок 7 Заголовок 915