Игровые технологии на уроках русского языка и литературы
Окружное МО учителей русского языка и литературы
Доклад:
Выполнила: Первова Антонина Васильевна,
учитель русского языка и литературы
Липовского филиала ГБОУ СОШ «ОЦ»
с. Красносельское Сергиевского района
24.08.2015
Игра – это искра, зажигающая огонёк
пытливости и любознательности.
В.А. Сухомлинский
Слайд 2.
В своей педагогической практике я столкнулась с проблемой снижения интереса к предмету. И решать эту проблему, на мой взгляд, можно использованием игровых технологий на уроках русского языка и литературы, одним из проверенных способов мотивации обучения учеников, формирования у них познавательного интереса. Подтверждением подобной позиции могут быть весьма доказательные аргументы. С одной стороны, игровая деятельность на уроках способствует повышению заинтересованности в предмете, облегчает усвоение теоретического материала. С другой стороны, именно игра является основным видом деятельности ребёнка и одновременно главным средством и условием интеллектуального развития ученика, поскольку, прежде чем научиться глубоко осознавать суть причинно – следственных связей, человек должен пройти в детстве период умственных упражнений, которые и повлияют на становление собственного видения предметов и явлений.
Слайд 3
Необходимо отметить, что на значение игры в воспитательном процессе обращали внимание классики педагогики А.С. Макаренко и К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский .Они утверждали, что игра нужна человеку на любом возрастном этапе его жизни, а детям она просто необходима как воздух. Именно игра, по их мнению, дает возможность учащимся оценить себя на фоне других учеников, именно в процессе игры дети сами стремятся к преодолению трудностей, ставят задачи и решают их.
Слайд 4.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает большую группу методов и приемов организации учебного процесса в форме педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает важным отличительным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые характеризуются учебно – познавательной направленностью.
Педагогические игры имеют следующую классификацию: по виду деятельности: физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические; по характеру педагогического процесса:
1.обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
2.познавательные, воспитательные, развивающие;
3.репродуктивные, продуктивные, творческие;
4.коммуникативные, диагностические, профориентационные;
по характеру игровой методики: предметные, ролевые, имитационные и др.;Слайд 5.
Игровые технологии я использую в основном в 5 – 6-х классах. Именно в этом возрасте у ребят часто возникают трудности в усвоении учебного материала из-за возрастных особенностей: повышенной импульсивности, гиперактивности, неустойчивого внимания. Для меня важно, чтобы встреча с незнакомым новым материалом не разочаровала и испугала, а, наоборот, способствовала возникновению интереса в усвоении, сделала процесс обучения занимательным. Вот здесь на помощь приходят игровые технологии.
При использовании игровых технологий на своих уроках соблюдаю следующие правила:
соответствие игры учебно – воспитательным целям урока;
доступность для учащихся данного возраста;
умеренность в использовании игр на уроках.
Игровые формы использую на разных этапах урока: при объяснении нового материала, его закрепление, как различные виды проверки знаний, «разминки», необходимой по ходу урока. Наиболее продуктивно, на мой взгляд, включение игры в учебный процесс на этапе закрепления нового материала.
Слайд 6.
Предлагаю вашему вниманию некоторые примеры педагогических игр, которые я использую на уроках русского языка.
Так , при закреплении темы «Фонетический разбор слова» в 5 классе провожу игру «Шифровальщики». Цель игры: автоматизация звуков, развитие фонетико – фонематического восприятия, понимание смыслоразличительной функции звука и буквы. Играть в эту игру можно как по рядам, так и в парах. Шифровальщиком задумываются слова, которые следует зашифровать. Играющие должны расшифровать слова.
В качестве тренировки: Ж Ы И Л, А Н С К И, К Ь О И Н К (лыжи, санки, коньки). Далее отгадчикам предстоит не только отгадать слова, но и выбрать из каждой группы лишнее слово. Например, А А Л Т Р Е К, Л А Ж О К, Р А У К Ж К, З О О Н К В (тарелка, ложка, кружка, звонок).
Слайд 7.
Выработать у более старших школьников интерес к изучению русского языка труднее, но всё-таки возможно. Так, в 6 классе при закреплении материала по теме «Личные местоимения» предлагаю отгадать загадки:
В каком местоимении 2 звука, 1 буква? (Я);
Какие 2 личных местоимения мешают движению по дорогам? (Я МЫ);
При повторении материала, когда исчезает элемент новизны, особенно полезны игровые технологии для поддержания интереса обучающихся. При изучении темы «Чередующиеся гласные в корне» можно и целесообразно провести игру «Чьё гнездо больше?». Класс разбивается на несколько команд, в каждой выбирается капитан. Задача команды – за определенное время составить гнездо однокоренных слов, определяя при этом способ словообразования. Побеждает та команда, которая уложилась в срок и дала правильный список слов, входящих в словообразовательное гнездо. Материал для команд: корни с чередованием 1) – раст - / - ращ - / - рос - ; 2) – лаг - / - лож -.
Слайд 8.
Как показывает практика, особый интерес у старшеклассников вызывает игра «Переводчик». Ее задание состоит в том, чтобы быстрее заменить все слова в предложении (кроме служебных) синонимами.
Доктор прописал пациенту инъекции.
Разъяренная вьюга замела все тропинки.
Шофер вновь стал внимательно всматриваться во мрак.
Караульный спрятался от ливня под кровлей здания.
Можно изменить задание: найти иноязычные слова и заменить их русскими.
Слайд 9.
На этапе урока – закрепления рекомендую проводить игры – эстафеты и соревнования по орфографии и пунктуации. На доске написаны столбики слов с пропущенными буквами, по одному столбику слов для каждой команды. Представители из каждой команды выходят к доске по очереди и вставляют пропущенную букву в слова по порядку. Выигрывает команда, которая быстрее и без ошибок справилась с заданием. Первая эстафета, в каком бы классе она не проводилась, строится на материале какого-нибудь одного правила. Например, «Безударные гласные, проверяемые ударением». Эстафету на одно правило следует проводить до тех пор, пока учащиеся не освоят принципа такой работы. Постепенно задание усложняется: каждому ряду свое правило. Например, в начале учебного года в 5 классе дается задание:
1 ряд записывает слова с проверяемыми гласными в корне слова.
2 ряд – с проверяемыми согласными в корне слова.
3 ряд – слова с непроизносимыми согласными в корне слова.
Очень нравится ребятам «Кроссвордный диктант». В отличие от работы с настоящим кроссвордом он не требует приготовления специальных трафаретов. Проводится по завершении любой темы. Суть диктанта очень проста – учитель диктует толкование слова, а ученики записывают под порядковым номером только само слово. Таким образом проверяется знание грамматического раздела, усвоение терминов, их написание. Например,
1.Все слова языка. (лексика)
2.Словарь отдельного человека, запас слов. (лексикон)
3.Радел науки языкознания, изучающий лексику. (лексикология)
4.Слова, имеющие одно лексическое значение. (однозначные)
5.Слова одной и той же части речи с противоположным значением. (антонимы)
6.Слова, обозначающие одно и то же, но отличающиеся оттенками лексических значений. (синонимы)
Слайд 10.
Новый материал тоже можно излагать в игровой форме. Например, при изучении темы «Имя прилагательное» слово учителя может быть построено в форме сказки. «Сказка о прилагательных». Родились прилагательные с покладистым характером, и с удовольствием они согласовывались с существительным, да вот неудача: не было у Прилагательных собственных рода, числа, падежа. Что если нам попросить их у существительного, хотя бы на время?» - догадались как-то Прилагательные. Существительному пришлись по душе скромные просители, захотело иметь оно новых друзей и поделилось грамматическими значениями рода, числа и падежа. Так и живут до сих пор Прилагательные. Вместе – служба, вместе – и дружба!
А теперь давайте посоревнуемся!
1.Дайте оценку следующим предметам с помощью прилагательных. Интересно, кто из вас окажется наблюдательней и у кого в запасе больше слов. Яблоко – душистое, спелое, кисловатое, антоновское, налитое, сочное, вкусное, желтобокое, великолепное.
2.А теперь кто быстрее составит 3 предложения, используя получившиеся словосочетания. Время 3 минуты.
Слайд 11.
Введение в урок педагогических игр повышает активность класса, игра увлекает ребят за собой так, что они не замечают, как вместе с игрой идет усвоение нового, подчас нелегкого материала. При закреплении ребятам гораздо интереснее выполнять задания в игровой форме, нежели делать скучные однотипные упражнения из учебника.
Таким образом , применение игровых технологий в обучении дает следующие возможности:
Возможность мотивации, т.к. Игра - это мощный стимул в обучении, разнообразная и сильная мотивация.
Активизация психических процессов участников игровой деятельности: внимание, запоминание, интерес, восприятие, мышление.
Игра соответствует природной эмоциональности детей.
Слайд 12.
Таким образом, игра - это незаменимый инструмент в развитии личности школьника, с помощью которого можно повысить интерес к русскому языку и сделать этот предмет более «живым» и увлекательным.
Благодаря игровым упражнениям дети не замечают, как проходит урок. У учащихся повысилась орфографическая зоркость, обогатился словарный запас, ребята стали внимательнее следить за собственной речью и за речью своих товарищей, правильно исправлять речевые ошибки. Учащиеся исполнительно, добросовестно относятся к заданию, полученному на уроке. Ребята с нетерпением ждут уроки русского языка. По их светящимся лицам и горящим глазам я поняла, что именно игра – ключ не только к повышению эффективности усвоения знаний, к развитию интереса к предмету, но к сердцам ребят. Только систематическое использование игры не с целью развлечения, а для серьезного углубленного изучения русского языка дает положительные результаты.
Слайд 13.
Уважаемые коллеги, на следующих слайдах содержится «Копилка педагогических игр на уроках русского языка», которые я не буду подробно описывать( в целях экономии времени), вы можете воспользоваться данной презентацией и посмотреть эти игры самостоятельно. Спасибо за внимание!
Слайд 14- 24 «Копилка педагогических игр на уроках русского языка»