воспитание волевых качеств спортсмена
Воспитание волевых качеств спортсмена (31 вопрос)
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.....3
Основы волевых качеств4
Определение понятия «воля»....4
Характеристика основных волевых качеств................8
Развитие и воспитание воли в процессе занятий физической культурой и спортом.................12
Самовоспитание воли......18
Заключение...22
Список используемых источников литературы........23
ВВЕДЕНИЕ
В последнее время особое внимание тренеров, спортсменов, преподавателей физической культуры в школах привлекают вопросы психологии спорта, в частности, вопросы психологической подготовки спортсменов. Сейчас уже каждому специалисту, соприкасающемуся с вопросами организации и методики физического воспитания и спорта, становится ясным, что средствами только физической и технической подготовки нельзя обеспечить спортсменам высокие результаты в избранном виде спортивной деятельности: спортивные рекорды в любом виде спорта сейчас настолько высоки, что завоевание их требует от спортсмена наивысшего напряжения не только физических, но и психических способностей. Часто спортсмен проигрывает соревнование, хотя он и в совершенстве владеет техникой данного вида спорта и физически вполне подготовлен к эффективному участию в состязании. Проигрывает же он потому, что недостаточно подготовлен к этому соревнованию психологически, у него недостаточно развиты необходимые для спортивной борьбы психологические качества личности.
Наибольшее значение для спортсменов имеют волевые качества, и в первую очередь целеустремленность, инициативность стойкость в борьбе с препятствиями, решительность, смелость, уверенность в своих силах и возможностях. В той или иной степени эти волевые качества обязательно должны характеризовать действия спортсмена в любом спортивном соревновании. Развитие у спортсмена способности мобилизовать эти волевые качества является существенной задачей тренировки непосредственно перед соревнованием в предсоревновательном периоде. Высокий уровень развития этих качеств является показателем «спортивной формы» спортсмена, его готовности к активному участию в предстоящем соревновании.
Но волевые качества личности наиболее успешно развиваются лишь тогда, когда их воспитанию тренеры уделяют внимание в процессе общей психологической подготовки спортсменов на протяжении всего тренировочного периода, а не только на предсоревновательном его этапе. Воспитание этих качеств в процессе тренировки органически связывается с физической и технической подготовкой спортсменов, учетом специфики данного вида спорта. Для того чтобы этот процесс протекал планомерно и целеустремленно, тренеру необходимо знать особенности и психологическую структуру тренируемых им волевых качеств.
1. ОСНОВЫ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ
1.1. Определение понятия «воля»
Чтобы правильно и целесообразно решать вопросы волевой подготовки, необходимо хотя бы в общих чертах знать, что такое воля.
Под волей в психологической науке понимается способность человека управлять собой своими действиями, поступками, мыслями, переживаниями; она направлена на достижение сознательно поставленных целей при преодолении трудностей во имя тех или иных побуждений.
Основная сущность воли состоит в том, что человек способен управлять собой, своими действиями, поступками, мыслями, переживаниями.
Как же спортсмен управляет собой во время тренировок, подготовки к состязаниям и участия в них?
Если поступки во имя коллектива, команды, клуба, страны спортсмен будет совершать многократно, то у него накопится опыт нравственного поведения. И, оказавшись в сложной обстановке, он уже, не задумываясь, поступает так, что его действия в силу сложившегося и накопленного опыта отвечают нормам нашей морали.
Далее, спортсмен должен проявлять такое сочетание волевых качеств, которое обеспечило бы ему успех в избранном виде спорта. Для достижения высоких результатов, например, в прыжках на лыжах с трамплина и в теннисе необходимо различное сочетание волевых качеств; не могут быть одинаковыми и сами качества. Например, смелость в том и другом случае нужна различная: прыгуну на лыжах с трамплина нужна смелость для преодоления реальной опасности в связи с возможностью получения травмы, а теннисисту нужна «тактическая» смелость для ведения разнообразной, активной борьбы с выходами к сетке.
Следовательно, спортсмен должен совершенно ясно представлять себе совокупность каких волевых качеств требуют от него занятия любимым видом спорта, чтобы сознательно эти качества воспитывать в процессе тренировочной работы.
Спортсмену следует постоянно развивать, совершенствовать волевые качества, чтобы по мере роста мастерства преодолевать более серьезные трудности и достигать еще более высоких результатов.
И, наконец, спортсмен должен уметь управлять движениями своего тела в условиях напряженной спортивной борьбы, связанной с переживаниями; сознательно вмешиваться в ход привычных движений, видоизменять их.
Волевой регулировке поддается только то, что сознательно заучено и закреплено. Практический опыт и исследования показывают, что сознательно выработанный и закрепленный навык может быть перенесен в различные условия. Хорошо заученное движение освобождает сознание спортсмена для оценки внешних условий и обстановки состязаний, облегчая этим борьбу за высокий результат, за победу.
Научиться сознательно использовать приобретенный навык в момент напряжения спортивной борьбы, в зависимости от ее хода, одна из важных задач волевой подготовки спортсмена.
Ясно осознанная цель является обязательным и важным компонентом воли спортсмена, определяющим его энергию, активность, настойчивость, упорство.
Быть волевым спортсменом это значит не только глубоко понимать и сознавать цели и задачи, которые стоят перед спортивным движением, перед спортивным коллективом общества, клубом, перед самимспортсменом, как членом коллектива, но и стремиться ких претворению.
Спортсмен всегда ставит перед собой много различных целей. Перспективные цели определяют поведение спортсмена на длительный период. Эти цели вытекают из осознания задач, которые стоят перед физкультурным движением нашей страны и связаны с деятельностью спортивного общества, ведомства, клуба. Конкретизируются перспективные цели в плане подготовки к олимпийским играм, чемпионатам мира, Европы, страны и т. п.
На пути к достижению больших, перспективных, целей перед спортсменами ставятся промежуточные цели, например в виде результатов, которые должны быть показаны на соревнованиях в течение года.
Спортсмен обсуждает свои перспективные и промежуточные цели с тренером, коллективом секции, команды, тренерским советом. Эти цели должны быть реальными и посильными. Их необходимо записывать в индивидуальных заданиях.
И, наконец, спортсмен ставит перед собой конкретные цели на каждый день, тренировочное занятие, предварительно также посоветовавшись с тренером. Эти задачи записываются в карточке-задании, в плане-конспекте урока или личном дневнике. Конкретные цели обязательно должны содействовать достижению перспективных целей.
Часто цели перед спортсменом ставят тренер, команда или коллектив. Задача спортсмена уяснить эти цели, понять, почему они поставлены, и принять их для исполнения как свои личные.
Бывает, что в ходе соревнования активность у спортсменов снижается в связи с выполнением поставленной перед ними цели. В этих случаях следует поставить перед спортсменом новую, более высокую и значимую, цель, чтобы вновь повысить его активность. Но иногда снижение активности, настойчивости может быть вызвано тем, что поставленная цель не соответствует возможностям спортсмена, степени его подготовки.
Определение целей, их постановка и доведение до сознания каждого спортсмена входят в содержание волевой подготовки.
Человек способен заставить себя преодолеть препятствия, трудности на пути к достижению поставленных целей. Величиной преодолеваемой трудности в известной мере определяется уровень волевого проявления личности, значимость поступка. На тренировках и в ходе соревнований могут возникать самые разнообразные трудности. Они представляют собой или реально существующие объективные условия или выражаются в состоянии спортсмена.
Преодолеваются трудности, как правило, настойчивостью, самообладанием, упорством, целеустремленностью и другими волевыми качествами, воспитанием которых должны постоянно заниматься как тренер, так и сам спортсмен. Нужно не уходить от трудностей, а, наоборот, усложнять тренировку, организовывать ее так, чтобы она по напряжению была близка к соревновательной обстановке. Но трудности для спортсмена должны создаваться посильные, с учетом степени его подготовки, чтобы одновременно можно было воспитывать в нем уверенность в своих силах.
Сталкиваясь с трудностями и не желая заставить себя преодолеть их, некоторые спортсмены начинают относить себя к разряду «неспособных», жаловаться на отсутствие таланта, вдохновения. Этим иногда оправдывают безволие, лень, страх перед трудностями. Никакой талант, никакие способности не могут заменить тренированность, большой труд и настойчивость, необходимые для достижения высоких результатов.
Преодолевая трудности, человек руководствуется определенными мотивами, побуждениями, которые составляют моральную и интеллектуальную основу волевых поступков человека. Побудительные силы или мотивы, дающие человеку возможность преодолевать трудности на пути к достижению целей, могут быть различные. Опыт лучших спортсменов показывает, что они достигают высоких результатов, напрягая все свои силы, способности, мастерство и волю.
Чувство ответственности перед народом, высокая политическая сознательность являются ведущими силами, определяющими волевое поведение спортсменов. Оно характеризуется также высоким чувством товарищества, дружбы, коллективизма, ответственностью за спортивную честь команды. Сделать все возможное для победы коллектива вот другой мотив, который руководит поступками наших спортсменов. Когда спортсмену в ходе состязаний становится очень трудно, когда возникает желание отказаться от продолжения спортивной борьбы, ответственность перед коллективом дает ему силы преодолеть трудности, победить временную слабость.
По влиянию на человека различают две группы мотивов: ведущие, основные, которые определяют поведение человека на длительный период времени (зная их, можно сказать, как поступит спортсмен в той или иной обстановке), и ситуационные, которые связаны с конкретной обстановкой.
Если еще до начала соревнования спортсмен осознал, какое значение имеют его действия для коллектива, товарищей, тренера, то это, как правило, ведет к высокому качеству выполнения поставленной задачи.
Если осознание общественных мотивов поведения наступает в ходе соревнований, когда спортсмен встречается с трудностями, поставленная задача выполняется, но качество выполнения снижается по сравнению с первым случаем.
Иногда бывают случаи, когда спортсмен, думая лишь о себе, о своей славе, выходит из соревнования. Опыт показывает, что при встрече с серьезными трудностями такой спортсмен пасует, уходит от них и редко достигает высоких результатов. И только плохой результат заставляет его подумать об ответственности перед коллективом.
Воля в основе своей интеллектуальна. Это дает возможность понять значимость предстоящей спортивной борьбы для коллектива и самого спортсмена, понять свою роль в предстоящем состязании; осознать пути достижения цели, оценить сложившуюся и могущую сложиться в ходе спортивной борьбы обстановку; принять, правильное решение и наметить план ведения спортивной борьбы; всесторонне проанализировать и оценить свою подготовку и поведение в процессе соревнования, наметить пути дальнейшего совершенствования. В этом плане волевая подготовка тесно связана с теоретической подготовкой спортсмена, с расширением его образования, кругозора, общей культуры [2,3].
1.2. Характеристика основных волевых качеств
Волевые усилия многообразны, как многообразны и конкретные проявления воли, получившие название волевых качеств. Конкретные проявления воли обусловлены особенностями препятствий с преодолением которых приходится сталкиваться человеку. Препятствия многообразны. Отсюда многообразны и волевые качества. Исследование этого вопроса о составе волевых качеств показало, что различные авторы подходят к определению его часто без достаточных оснований. Одни из них считают волевыми качествами, например «волю к победе», тогда как это - комплексное проявление воли, другие называют волевым качеством «уверенность в своих силах», тогда как это - один из признаков состояния психической готовности к соревнованию и т. д.
В настоящее время принято считать основными волевыми качествами: целеустремленность, настойчивость и упорство, решительность и смелость, инициативность и самостоятельность, выдержку и самообладание. Установлены типичные признаки, характеризующие эти качества.
Целеустремленность – проявления воли, характеризующиеся ясностью целей и задач, планомерностью деятельности и конкретных действий, сосредоточенностью действий, мыслей и чувств на непреклонном движении к достижению поставленной цели. Целеустремленность связана с проявлением двух видов волевых усилий. С одной стороны, это усилия, направленные на подавление побуждений, препятствующих достижению цели. Эти побуждения связаны с возникающими в процессе деятельности неблагоприятными состояниями (страх, утомление), которые подталкивают человека к прекращению этой деятельности. С другой стороны, это волевые усилия, стимулирующие активность, направленную на достижение цели.
Настойчивость и упорство – проявления воли, характеризующиеся длительным сохранением энергии и активности в борьбе за достижение цели и преодоление многих, в том числе неожиданно возникающих препятствий различной степени трудности. Воспитание настойчивости, упорства в достижении цели - одна из важных задач в подготовке спортсмена. Новички приходят в секцию с различными интересами, но чем больше они тренируются, выступают в соревнованиях, тем ближе для них основная цель - добиться высоких спортивных результатов. B ходе занятий необходимо прививать настойчивость и упорство в достижении цели, тем спортсменам, которые не имеют этого в достаточной мере. Лучший метод для этого - задания в тренировочных занятиях: выполнить число повторений упражнений сегодня хотя бы на один раз больше, чем вчера, пройти дистанцию в намеченное время и т.д. Положительное решение данной задачи основано на воспитании воли к перенесению трудностей, сопряженных с выполнением больших нагрузок с высокой интенсивностью. B этом случае одних убеждений, разъяснений тренеров недостаточно. Необходимо, чтобы спортсмен сам претерпел это в ходе выполнения физических упражнений (плохое скольжение, встречный ветер, рыхлая дорожка и т.д.).
Решительность и смелость – проявления воли, характеризующиеся современностью и обдуманностью решение вопросов и задач, возникающих в деятельности, своевременностью и обдуманностью реализации решений в практических действиях, отсутствием боязни принять ответственность за решение и его исполнение даже в условиях риска и опасности. Как в быту, так и в психологии смелость определяется многими синонимичными понятиями: бесстрашие, неустрашимость, отвага, героизм, мужество, храбрость, лихость, удаль, доблесть. Отсутствие у человека смелости также характеризуется многими понятиями: робость, боязливость, осмотрительность, пугливость, трусость.
Выдержка и самообладание качества, которые выражаются в преодолении отрицательных, неблагоприятных эмоциональных состояний (чрезмерная возбудимость, растерянность, подавленность и т. п.), нарастающего утомления. Они воспитываются в процессе преодоления утомления и болевых ощущений, выполнения любого задания точно и до конца, развития способности не теряться в трудных и неожиданных обстоятельствах, управлять своими действиями, проявляя при этом рассудительность и сдерживая отрицательные эмоции.
Особое значение имеет воспитание чувства дружбы и товарищества, умения подчинять личные интересы интересам коллектива (в определенных видах спорта).
Инициативность и дисциплинированность эти качества выражаются в способности спортсмена вносить в игру элемент творчества, необдуманно не поддаваться влиянию других людей и их действий. Игрок, обладающий инициативностью, хороший организатор, он ведет за собой команду. Дисциплинированность выражается в умении игрока подчинять свои действия задачам коллектива, плану всей команды.
Дисциплинированность воспитывается в процессе самостоятельного решения поставленных задач, нахождения путей и средств для достижения поставленной цели. Излишняя опека подавляет инициативность, приучает во всем полагаться на тренера.
Обычно о волевых усилиях говорят и пишут так, как будто они качественно однородны и различаются лишь по интенсивности. Существуют попытки дифференцировать их по признаку характера деятельности умственной или физической.
Существуют и другие подходы в этом плане. Однако к дифференцировке волевых усилий нужно подходить, ориентируясь на особенности препятствий, требующих проявления тех или иных волевых качеств. Иначе говоря, нужно развивать у спортсмена способность к волевым усилиям не только в количественном отношении (пo интенсивности) , но и по особенностям, соответствующим конкретным волевым качествам. Очевидно, что волевые усилия марафонца, связанные с проявлением настойчивости и упорства в условиях длительной, напряженной борьбы и нарастающего утомления, совершенно не идентичны волевым усилиям, например, фехтовальщика, проявляющего выдержку и самообладание, чтобы не среагировать на ложный вызов противника.
Даже проявление одного и того же качества настойчивости у марафонца и, например, у гимнаста-многоборца, по психологическому содержанию не идентичны вследствие объективных различий в условиях деятельности.
Точно так же не идентичны проявления выдержки и самообладания у фехтовальщика, у стрелка-стендовика, тяжелоатлета и представителей других видов спорта.
Значит, и волевые усилия даже при проявлении одного и того же качества (в приведенных случаях настойчивости и упорства, выдержки и самообладания) будут иметь многочисленные особенности и градации, зависящие от объективных условий и требований конкретного вида спортивной деятельности.
Все сказанное в равной мере относится к волевым усилиям, связанным с проявлением других волевых качеств – целеустремленности, решительности и смелости, инициативности – самостоятельности [1,4].
2. РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ ВОЛИ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ
Для интеллектуального развития людей решающее значение имеют: практика, деятельность, труд. Это непосредственно относится и к спортивной деятельности, к воспитанию спортсменов.
Достижение высоких спортивных результатов возможно при условии многолетней, кропотливой, непрерывной и настойчиво проводимой тренировочной работы. Если посмотреть план подготовки любого спортсмена или команды, то сразу видно, что наибольшее количество времени отводится на тренировку.
Практика совершения волевых действий в ходе многократных тренировок должна превратить знания спортсмена о том, как нужно поступать, в привычное волевое поведение, то есть превратить отдельные проявления волевых качеств в постоянные черты характера.
Чтобы тренировочная работа содействовала воспитанию волевых качеств, необходимо много и упорно трудиться, не бояться больших нагрузок, сложных условий, перетренировки. Преодолевать эту боязнь помогает вера в тренера, вера в методы и формы организации тренировок. Большое воспитательное значение имеет личный опыт спортсмена.
Пример ведущих спортсменов страны и мира помогает остальным преодолевать трудности «черновой» тренировочной работы, повышать мастерство, проявлять волю.
Большое значение имеют знания по теории физического воспитания, по вопросам физиологии, психологии и педагогики. Спортсмен должен постоянно совершенствовать свои знания, расширять свой теоретический кругозор, духовно расти.
Однообразная работа ведет к явлению приспосабливания (адаптации) организма. Именно поэтому и необходимо постепенно и неустанно увеличивать объем и интенсивность тренировочной работы. Этому вопросу особенно много внимания уделялось в последние годы, что привело к значительному росту спортивных результатов. Сейчас спортсмены тренируются не 34, а 56 дней в неделю по два раза в день по большинству видов спорта.
Кроме того, значительно увеличился по времени период специальной подготовки. Это стало возможным благодаря наличию искусственных ледяных дорожек, хоккейных полей, освещенных лыжных трасс, закрытых зимних легкоатлетических манежей, теннисных кортов, а также благодаря созданию специализированных спортивных баз по отдельным видам спорта и проведению состязаний.
Опыт показывает, что объем и интенсивность применяемых нагрузок должны соответствовать степени тренированности, иначе произойдет задержка в росте результатов и наступит перетренированность.
Очень сложные двигательные задачи и большие физические нагрузки при условии недостаточного отдыха между нагрузками могут привести к перенапряжению корковых процессов, перенапряжению стереотипа, т. е. обусловить развитие перетренировки.
Отдых необходим для накопления «энергии нервных центров», для предупреждения переутомления центральной нервной системы. Отдых нужен и перед состязаниями для того, чтобы появился «голод» к своему виду спорта, появилось желание заниматься, состязаться. Однако полезен не пассивный, не бездеятельный отдых. Отдыхая, нужно заниматься другими видами спорта, совершать прогулки и т. п.
Какие же пути используются для усложнения учебно-тренировочного процесса? Тренировки спортсмена при неблагоприятных метеорологических условиях одна из форм воспитания волевых качеств, воспитания привычки преодолевать различные трудности, средство научиться заставлять себя делать то, что нужно для успеха, в спортивной борьбе.
Проведение намеченной заранее тренировки вне зависимости от погоды само по себе уже является хорошим средством воспитания дисциплинированности, серьезного отношения к делу. Состояние грунта, снежного покрова, льда и т. п. может быть хорошим «союзником» в воспитании воли. Целесообразно проводить бег, ходьбу, езду и другие упражнения в движении против сильного встречного или бокового ветра, на сыром и неровном грунте, мягком и изрезанном льду, рыхлом снеге, раскатанной или ледяной лыжне, на мягком песчаном грунте и т. д.
Как показывает опыт лучших спортсменов, чтобы выступать уверенно, спокойно и смело, следует в процессе тренировок создать «запас» всех необходимых качеств. Что же можно рекомендовать для создания необходимого «запаса» качеств, обеспечивающего уверенность в спортивной борьбе?
Рекомендации во многом зависят от вида спорта. Для тренировок горнолыжников, например, нужно подбирать такие профили трасс, на которых скорость спуска превышала бы скорость на состязаниях. Если спортсмен сможет успешно проходить сложную тренировочную трассу на большой скорости, то и на соревновании он будет чувствовать себя уверенно.
В велосипедном, лыжном спорте, легкой атлетике, плавании и других видах спорта целесообразно использовать в тренировках большие отрезки, чем соревновательные; а если отрезки меньше, то преодолевать их надо с большими скоростями.
В таких видах спорта, как борьба, бокс, время боя или встречи может по времени превышать соревновательное, а площадь ковра, ринга может быть уменьшена.
Большое разнообразие приемов можно использовать в играх, особенно в хоккее, создавая при этом дополнительные сложности для игроков. Например, один защитник действует против одного нападающего, затем против двух и, наконец, против трех. В результате этого создается для защитника «запас прочности» мастерства, а также уверенности, самообладания, быстроты переключения внимания, смелости и других качеств.
Для воспитания смелости, мужества в хоккее широко используется такое упражнение. Если кто-либо из нападающих уклоняется в играх от жесткой борьбы, навязываемой противником, то на тренировках этому нападающему предлагают выполнять функции защитника, да еще с дополнительным заданием: действовать в обороне при отборе шайбы без клюшки.
В тренировочной работе гимнастов используются такие приемы: выполнить упражнение большего объема, чем это необходимо для соревнования; выполнить упражнение на максимальный балл; используя только один подход, добиться высокой оценки за чистоту исполнения и др.
Развитию волевых качеств способствуют занятия, в процессе которых от спортсмена в состоянии утомления требуется проявление новых усилий, сосредоточенности, концентрации внимания. Например, баскетболисты иногда выполняют броски по корзине не в начале тренировки, а в конце, после двусторонней игры; легкоатлеты отрабатывают финишный бросок в конце занятия или в момент уже некоторого утомления, преодолевают несколько промежуточных финишей на дистанции и т. п.
Спортсмены применяют в тренировках упражнения, которые создают обстановку даже более трудную, чем в соревнованиях. Так, хоккеист имеет в игре до ста силовых столкновений. Чтобы «приучить» спортсмена к ним, в тренировках организуются игры таким образом, что игрок имеет до 120140 силовых столкновений.
Борцы выполняют приемы из различных исходных положений, с разных дистанций, меняют уровень захватов, используют различную степень сопротивления «учебных» противников, изменяют площадь ковра, используют ограничение зрительного анализатора (совершают броски с закрытыми глазами), с одним борцом борются подряд без пауз 23 спортсмена, соперником может быть борец более тяжелого веса и т. д.
Воспитанию волевых качеств содействует выполнение упражнений с различными отягощениями. Легкоатлеты весной, а лыжники осенью на тренировках часто надевают тяжелую обувь и тренировочные костюмы, используют утяжеленные снаряды. Боксеры на тренировках надевают более тяжелые перчатки. Лыжники, конькобежцы, хоккеисты, легкоатлеты и спортсмены других видов спорта в предсоревновательный период тренируются, надевая специальный пояс, вес которого можно регулировать.
Очень хорошим средством воспитания необходимых для победы волевых качеств является метод соревнований, прикидок. В свое время были введены нормы участия спортсмена в течение сезона в определенном количестве состязаний в зависимости от степени подготовки. Однако введение в учебный процесс прикидок, состязаний требует осторожности, так как может привести к нервному переутомлению.
Целесообразно иногда проводить тренировки в присутствии зрителей, судей, гостей или просто на фоне специально созданных шумов. Это заставляет спортсмена мобилизовываться, преодолевать волнение, стремиться хорошо выполнить упражнение. Такие тренировки приучат спортсмена к обстановке, которая будет во время состязаний.
Чтобы спортсмен мог смело, уверенно и спокойно выступать на состязаниях, следует часть тренировок проводить в условиях, максимально приближенных, к условиям спортивной борьбы. Если имеется возможность, то желательно, чтобы спортсмен заранее изучил обстановку состязаний, трассу, ее профиль, покрытие, освещение и т.д.
В процессе тренировочных занятий рекомендуется разнообразить обстановку, чтобы спортсмен научился быстро приспосабливаться к любым условиям, чтобы какая-либо неожиданность на состязании не испугала его, не лишила уверенности. Так, например, прыгуны на лыжах с трамплина, готовясь к ответственным состязаниям, тренируются на различных трамплинах.
Горнолыжники, чтобы научиться мгновенно принимать решения в зависимости от конкретных условий, тренируются на «закрытых» трассах, то есть без предварительного их осмотра. Боксеры, фехтовальщики, борцы проводят «боевые пятницы», «открытые соревнования», чтобы встретиться с разными, а самое главное новыми соперниками.
В связи с тем, что некоторые спортсмены (штангисты, гимнасты) выполняют то или иное движение, зрительно ориентируясь по деталям или линиям зала, а также по расположенным в нем предметам, рекомендуется проводить занятия в различных залах или менять места расположения снарядов. В противном случае в новых условиях, потеряв привычный ориентир, спортсмен не сможет правильно выполнить упражнение.
Чтобы спортсмен в соревновании проявил свою волю более целенаправленно, ему необходимо знать своего противника, его сильные и слабые стороны и в зависимости от этого заранее на тренировках готовиться к спортивной борьбе с ним. Сведения о спортивных противниках можно почерпнуть из литературных источников (выступлений журналистов, спортсменов и тренеров в печати), просматривая фотоматериалы тренировок и соревнований, изучая результаты состязаний, обобщая личный опыт встреч с ними и отзывы товарищей.
В литературе предлагается перечень вопросов, на которые нужно стремиться ответить, ведя спортивную разведку об основных соперниках. Обращается особое внимание на необходимость изучения психологических особенностей соперника: его темперамента, находчивости, способности сохранять спокойствие или увлекаться при ведении борьбы; смелости и решительности при ведении встречи; умения мобилизовать себя, настойчивости в достижении цели, воли к победе; реакции на успех и неудачу по ходу соревнования и после него; на место и значение спортсмена в коллективе, отношение к нему членов команды и др. Кроме того, и в других вопросах оценки противника (техника, тактика, физическая подготовка, общие данные) также должны найти место психологические моменты. Все это, вместе взятое, и позволит составить более объективный прогноз возможных результатов, определить план подготовки к встречам и план самой встречи.
Для подготовки к соревнованиям целесообразны предварительные тренировочные встречи с сильными соперниками. Это поможет выявить свои слабые стороны. Борьба только со слабыми противниками может привести к зазнайству, пренебрежению к противнику, к переоценке своих сил и недооценке возможностей противника.
В ходе тренировочной работы целесообразно встречаться не столько с сильными и слабыми, сколько с разными соперниками. Это объясняется тем, что у каждого противника свои излюбленные тактические приемы, он обладает своеобразным сочетанием физических, интеллектуальных, эмоциональных и волевых качеств, имеет определенный спортивный авторитет, опыт внутренних и международных встреч и т. д.
Встречи с многочисленными и разными противниками приучают спортсменов мгновенно ориентироваться в ходе спортивной борьбы, быстро принимать смелые решения в зависимости от действий противника и своего замысла, прививают инициативность, самостоятельность и другие качества [5,6].
3. САМОВОСПИТАНИЕ ВОЛИ
Самовоспитание - процесс работы человека над собой, над своим собственным физическим и духовным совершенствованием, основанный на знаниях о себе самом – самопознании. Самовоспитание воли является частью самосовершенствования личности и, следовательно, должно осуществляться в соответствии с его правилами и, прежде всего - с разработкой программы самовоспитания «силы воли».
Стремление к самовоспитанию следует рассматривать как свидетельство зрелости спортсмена, свидетельство силы его воли, характера, убеждений, целеустремленности. Жизненный путь лучших спортсменов мира говорит о том, что они большое внимание уделяли самосовершенствованию своей личности, воздействию на самого себя.
Что же составляет основу самовоспитания? Прежде всего, необходимо знать самого себя, уметь хорошо разбираться в совершаемых поступках, видеть свои положительные и отрицательные стороны, критически оценивать свое поведение, исходя из общественных интересов.
Очень важно, кроме этого, уметь прислушиваться к мнению других. Как оцениваются его действия, качества, спортсмен может услышать во время разбора прошедшего соревнования или тренировки, на собрании команды, тренерском совете, в беседе с коллегами и друзьями.
Спортсмен должен воспитывать у себя привычку подводить итоги проделанной работы, анализировать ее, продумывать, как в последующем добиться более высоких результатов. Анализ своего поведения лежит в основе развития и самоусовершенствования личности спортсмена, его волевых качеств.
Большую помощь спортсмену в анализе поведения может оказать личный дневник. Но, чтобы он выполнил свое назначение, в него следует записывать не только содержание тренировки, но и итоги ее: какое воздействие она произвела, что нужно еще сделать. Только в этом случае дневник будет отражать рост спортсмена, изменение его качеств.
Записи в дневнике, сформулированные как задачи, правила, принципы, направляют волю спортсмена на их выполнение, являются дисциплинирующим средством. Это имеет большое значение для развития воли спортсмена, так как во многом определяет направленность его поведения.
Выполнение изо дня в день в течение многих лет определенных правил требует большой волевой закалки, умения управлять собой, своим поведением. B то же время выполнение этих условий является замечательным средством самовоспитания воли.
Спортсмену следует познакомиться с теорией воспитания воли. Эти знания дадут возможность более глубоко разбираться в своих качествах, поведении и сознательно намечать пути преодоления своих слабых сторон.
Занятия спортом требуют от спортсмена самообладания и сдержанности. C одной стороны, строгое соблюдение режима, определенного распорядка дня во многом зависит от волевых качеств спортсмена, с другой стороны, это является средством самовоспитания воли.
Для самовоспитания спортсмен может использовать разнообразные приемы. Все они связаны с работой второй сигнальной системы. Можно выделить несколько групп приемов, которые дают возможность мобилизовать волю на преодоление трудностей посредством слова.
Приемы, связанные с отношением к другим людям. К ним относится выбор образцов, примера, которому спортсмен подражает при управлении своим поведением. Бывают случаи, когда спортсмен от одного берет одни качества, а от другого - другие. Образуется обобщенный образ, которому спортсмен подражает.
Приемом мобилизации своей воли является постановка активных целей по отношению к другим участникам состязаний, коллегам по тренировке. Слово является большой побудительной силой, дающей возможность преодолевать трудности, помогающей воздействовать на себя.
Мобилизовать свою волю спортсмену помогает и желание быть примером для других.
Воздействовать на себя помогает чувство самолюбия: «Все прыгают, а чем я хуже их?».
Приемы, связанные с отношением спортсмена к самому себе. K этой группе приемов нужно отнести свое собственное решение, принятое заблаговременно: «Я вчера решил и сегодня сделал. Очень помогло, что твердо решил: «Раз запланировал, принял решение, то надо исполнять». Ни в коем случае нельзя уступать себе. Это будет проявлением безволия. Победа над собой, даже маленькая, воодушевляет на более серьезные дела. B этом и будет заключаться развитие, воспитание своей воли.
Мобилизовать волю помогает отвлечение сознания от трудностей, которые нужно преодолеть. Есть два варианта такого приема. Один заключается в том, что преодолеваемая трудность сравнивается с другой, более неприятной и тяжелой, и тогда она кажется не такой большой. Второй - в том, что в памяти воспроизводится что-либо интересное, приятное, отвлекающее от переживаемой трудности.
Один из сильных приемов для проявления волевых качеств - самовнушение. Если трудность встречается вторично, то спортсмен подбадривает себя, основываясь на прошлом успешном опыте.
Большое значение для проявления воли имеют знания о трудностях, которые могут возникнуть во время состязаний, и о способах их преодоления.
Надежда на успех может быть тем побудителем, который заставляет спортсмена проявлять волевые качества и преодолеть трудности.
И, наконец, приемом мобилизации воли может быть постановка дополнительных целей, например, на каком-либо отдельном отрезке дистанции.
Приемы, связанные с организацией тренировок, состязаний. Когда спортсмену особенно трудно, то большое значение для него имеет подбадривание тренера, коллег или друга. Это заставляет повысить активность, проявить настойчивость, терпение.
Определенный порядок и очередность выполнения какого-либо упражнения, четкая дисциплина и требовательность на занятиях также заставляют спортсмена преодолевать свою неуверенность, страх. Это очень ярко проявляется в таких упражнениях, как прыжки на лыжах с трамплина, прыжки с парашютом и пр.
Зрители, музыка, проведение состязаний в живописной местности также способствуют мобилизации воли.
B использовании приемов для самовоспитания воли следует придерживаться определенного порядка. Как показывает опыт, начинать надо с приемов, относящихся к организации внешних условий тренировок, затем перейти к использованию приемов, связанных с отношением к другим людям, и, наконец, - с отношением к самому себе. Причем приемами в ходе тренировочной работы, прикидок и состязаний нужно пользоваться сначала сознательно и целенаправленно, чтобы их постепенно закрепить, убедиться в их действенности, а затем уже использовать как привычные, как постоянно действующие.
Применение данных приемов зависит от вида спорта, от индивидуальных особенностей спортсмена, его опыта, знаний и т. п.
Важно другое: спортсмен может воздействовать на свою волю для успешного выполнения поставленной задачи. Знание приемов и использование их в момент преодоления трудностей является важным средством самовоспитания воли [3].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Почему же волевому фактору, а, следовательно, и волевой подготовке, придается сегодня столь высокое значение? В общей форме ответить на вопрос можно так. Соревновательная борьба, борьба за достижение победы, за установление рекорда, выполнения норматива требует от спортсмена преодоления времени и пространства, веса и сопротивления снарядов, веса и инерции собственного тела, сопротивления противников, но, прежде всего преодоление самого себя. Достигается же оно только за счет волевой саморегуляции деятельности состояний спортсмена. Однако она может быть эффективной при условии достаточно высокой моральной, технической физической, теоретической, тактической его подготовленности.
Вопросам воспитания волевых качеств спортсменов в последние годы придается очень большое значение. Опыт крупных международных соревнований показывает, что важнейшим фактором высоких достижений спортсменов являются волевые качества, особенно в условиях, когда в каждом номере программы соревнований, в каждом виде спорта выступает много команд и спортсменов, которые блестяще подготовлены физически, технически, тактически и теоретически.
Наконец, методика воспитания волевых качеств еще отстает от запросов практики, в результате чего даже ведущие спортсмены иногда показывают на соревнованиях слабую волевую подготовку. Опыт показывает, что спортсмен должен не только знать, что такое воля, как и во имя каких побуждений нужно действовать в той или иной обстановке, но уметь на практике проявлять целеустремленность, настойчивость инициативность, самообладание, упорство, смелость и другие волевые качества. Причем проявлять волевые качества нужно многократно, чтобы они превратились в черты характера.
Вот почему волевая подготовка - один из постоянных факторов повышения спортивного мастерства – должна формировать у спортсмена волевые качества как постоянные черты характера.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Волевые качества баскетболиста. – Ереван, 1998. – 70 с.
Жаров К. П. Волевая подготовка спортсмена. – М.: Физкультура и спорт, 1997. - 38 с.
Ильин Е.П. Психология воли – СПб.: Издательство «Питер», 2008. – 288 с.
Пуни А. Ц. Психологические основы волевой подготовки в спорте. – Л.: Знание, 1977. – 48 с.
Тер-Ованесян А.А. Педагогические основы физического воспитания. – М.: Физкультура и спорт, 1978. – 206 с.
Физическая культура и здоровье: Учебник / Под ред. В. В. Пономаревой. – М.: ГОУ ВУНМЦ, 2001. – 352 с.
13PAGE 15
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14715