Рабочая программа по бисероплетению.Срок реализации 1 год


Программа объединения
«Бисероплетение»
Срок реализации 1 год
Программа дополнительного образования
детей 8-10лет


Педагог:
Бачурина Виктория Витальевна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Бисероплетение» составлена на основании образовательной программы по декоративно-прикладному искусству для УДОД, автор Савельева Е.Н., старший преподаватель кафедры дизайна и технологии МГПУ.
Бисер – один из самых удивительных материалов для рукоделия: в нем и загадочный блеск, и сочность красок, и четкость линий, и неограниченные возможности для творческого поиска.
К началу XIX века в России начался настоящий бисерный бум. В деревнях бисер и стеклярус стали чуть ли не обязательным украшением народного костюма. Поразительно, сколько разных вещей можно было изготовить из этого на первый взгляд не слишком изысканного материала! Кошельки, салфетки, чехлы для стаканов, курительных трубок. Украшались бисером портсигары, записные книжки и даже закладки для книг. Трудно представить, сколько умения и терпения требовалось, чтобы создать все это.
Сегодня, казалось бы, умершее искусство изготовления бисерных изделий вновь стало популярным. Стоит только посмотреть на запястья девчонок, на их рюкзачки. Яркие браслетики, так называемые фенечки, подтверждают это.
Бисер может свести с ума кого угодно. Богатейшая цветовая гамма бисера, неограниченные возможности моделирования изделий из бусинок, большой ассортимент различных украшений… Колье и серьги, пояски и брошки, браслеты и заколки в сочетании с натуральными камнями, придают внешнему виду оригинальность и неповторимость. Ни одна настоящая модница не сможет пройти мимо этих соблазнительных изделий.
В связи с этим актуальным становится организация объединения «Бисероплетение» в рамках дополнительного образования.
В настоящее время становится насущной проблема сохранения культурной и исторической самобытности России, национальных традиций, незыблемых нравственных ценностей народа. Декоративно-прикладное искусство органично вошло в современный быт и продолжает развиваться. Сохраняя национальные традиции в целостности. Оно содержит огромный потенциал для освоения культурного наследия, так как донесло до сегодняшнего дня практически в неискаженном виде характер духовно-художественного постижения мира.
Дополнительная образовательная программа «Бисероплетение», является прикладной, носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение учащимися основными приемами бисероплетения.
Цель программы:
Нравственно-эстетическое воспитание детей при обучении основам бисероплетения;
Активизация познавательной и творческой деятельности; подготовка к самостоятельной жизни в современном мире и дальнейшему профессионализму самоопределению.
Задачи программы:
Образовательные - углубление и расширение знаний об истории и развитии бисероплетения, формирование знаний по основам композиции, цветоведения и материаловедения, освоение техники бисероплетения.
Воспитательные – привитие интереса к культуре своей Родины, к истокам народного творчества, воспитание эстетического отношения к действительности, трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, умения довести начатое дело до конца, взаимопомощи при выполнении работы, экономичного отношения к используемым материалам, привитие основ культуры труда.
Развивающие – развитие моторных навыков, образного мышления, внимания, фантазии, творческих способностей, формирование эстетического и художественного вкуса.
Характеристика программы
- по возрасту детей – 8-10 лет;
- по продолжительности – 1 год обучения;
- по формам реализации – индивидуальная, групповая;
- по функциональному назначению – образовательная;
- по уровню освоения – общекультурный;
- по виду деятельности – художественно-эстетический.
Дидактические и методические материалы
- наглядные пособия;
- образцы изделий;
- раздаточный материал;
- информационный материал.
Материально – техническое обеспечение
Материалы:
-бисер разного размера и цвета,
- различные бусины;
- стеклярус;
- замочки;
- иглы;
- нитки капроновые;
- проволока разного диаметра;
- леска;
- клей.
Инструменты:
- кусачки;
- плоскогубцы;
- зубочистки.
Знания, умения, навыки:
Обучающиеся 1 года обучения должны знать:
-правила техники безопасности,
-основы композиции и цветоведения,
-классификацию и свойства бисера,
-основные приемы бисероплетения,
-условные обозначения,
-последовательность изготовления изделий из бисера,
-правила ухода и хранения бисера;
уметь:
-гармонично сочетать цвета при выполнении изделий,
-составлять композиции согласно правилам,
-классифицировать бисер по форме и цветовым характеристикам,
-правильно пользоваться ножницами, иглами, булавками,
-четко выполнять основные приемы бисероплетения,
-свободно пользоваться описаниями и схемами из журналов и альбомов по бисероплетению, инструкционно-технологическими картами,
-изготавливать изделия из бисера на основе изученных приемов,
-выполнять отдельные элементы и сборку изделий,
-прикреплять застежки к украшениям,
-рассчитывать плотность плетения,
-хранить изделия из бисера согласно правилам.
Диагностика результативности программы
Определение результатов практической деятельности обучающихся производится по следующим формам:
-итоговое занятие;
- тестирование;
- устный опрос;
- мини выставки;
- участие в выставках и конкурсах;
- повседневное наблюдение.
Режим организации занятий
Продолжительность
занятий Периодичность в неделю Количество часов в неделю Общее количество часов
2 часа 2 раза 4 часа 136 часов
Учебно – тематический план
№ Наименование раздела Кол- во часов
Всего Теория Практика
I Вводное занятие. Инструктаж по Т.Б. 2 2 -
II Плетение на проволоке 100 20 80
2.1. Плоские фигуры животных и насекомых 16 2 14
2.2. Цветы из бисера 34 8 26
2.3. Деревья из бисера 30 4 26
2.4. Сувениры к праздникам 20 6 14
III Плетение на леске 32 10 22
3.1. Основные приемы бисероплетения 20 6 14
3.2. Плетение браслета 12 4 8
IV Итоговое занятие. Организация выставки. 2 2 -
Итого 136ч Каледарно-тематический план

п/п Тема занятий
Кол-во часов
Всего Теория Практика
I Вводное занятие. Инструктаж по Т.Б. 2 2 -
II Плетение на проволоке 100 20 80
2.1. Плоские фигуры животных и насекомых.
Техника параллельного плетения
Плетение стрекозы
Плетение бабочки
Плетение котенка
Плетение лягушки 16 2
-
-
-
- 14
4
4
2
4
2.2.
Цветы из бисера.
Техника плетения дугами
Плетение фиалки (3 цветка, 3 листа)
Техника французского плетения
Плетение нарцисса (3 цветка, 3 листа)
Петельная техника
Плетение мака (1 цветок, 3 листа)
Оформление букета 34
8
2
2
2
2
26
6
10
8
2
2.3.
Деревья из бисера
Плетение яблони
Плетение сакуры
30
4
2
2
26
12
14
2.4.Сувениры к праздникам
Плетение снежинок
Панно
Плетение «Валентинки»
20
6
2
2
2 14
4
6
4
III Плетение на леске 32 10
22
3.1. Основные приемы бисероплетения
Низание в одну нить
Простая цепочка
Цепочка с бусинами
Цепочка «Цветочек»
Низание в две нити
Цепочка в «Колечки»
Цепочка в «Крестик»
Наплетение на цепочку в «Крестик» 20
6
2
-
-
2
2
-
14
2
2
4
2
2
2
3.2. Плетение браслета
Браслет «Нежность»
Браслет «Элегантный» 12
4
2
2 8
4
4
IV Итоговое занятие.
Организация выставки.
2 2 -
Итого 136 Содержание программы
Вводное занятие
Цель и задачи объединения. Режим работы. План занятий. Демонстрация изделий. История развития бисероплетения. Современные направления бисероплетения. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правила техники безопасности.
Плетение на проволоке
Плоские фигуры животных и насекомых
Теоретические сведения. Основной прием бисероплетения, используемый для изготовления фигурок животных и насекомых на плоской основе: параллельное плетение. Техника выполнения туловища, крылышек, глаз, усиков, лапок. Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение. Анализ моделей.
Практическая работа. Выполнение отдельных элементов на основе изученного приема. Сборка изделий. Оформление.
Цветы из бисера
Теоретические сведения. Основные приемы бисероплетения, используемые для изготовления цветов: французское, петельное, низание дугами. Комбинирование приемов. Техника выполнения серединки, лепестков, чашелистиков, тычинок, листьев. Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение. Анализ моделей .Практическая работа. Выполнение отдельных элементов цветов. Сборка изделий и составление композиций букетов. Прикрепление элементов композиции к основе.
Сувениры к праздникам
Теоретические сведения.
Основные приёмы бисероплетения: параллельное, игольчатое,петельное плетение. Техника выполнения. Анализ моделей. Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение.
Практическая работа. Изготовление сувениров. Составление композиции. Оформление. Применение.
Деревья из бисера
Теоретические сведения. Основные приемы бисероплетения, используемые для изготовления деревьев: петельное плетение. Техника выполнения веточки с листьями, веточки с ягодами, ствола дерева. Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение. Анализ моделей .
Практическая работа. Выполнение отдельных элементов дерева. Составление композиции. Оформление. Применение.
Плетение на леске
Основные приемы бисероплетения
Теоретические сведения. Традиционные виды бисероплетения. Низание из бисера «в одну нить»: простая цепочка, цепочка с бусинами, цепочка цветком из восьми лепестков. Низание из бисера «в две нити»: цепочка «в крестик», «колечки». Наплетения на цепочку «в крестик». Назначение и последовательность выполнения. Условные обозначения. Анализ моделей. Выбор материалов. Цветовое решение.
Практическая работа. Освоение приемов бисероплетения. Упражнения по выполнению различных цепочек.
Браслеты
Теоретические сведения. Анализ образцов украшений. Выбор бисера. Цветовое решение. Виды застежек. Последовательность выполнения плетения по готовым схемам.
Практическая работа. Изготовление браслетов на основе изученных приёмов. Сборка и оформление изделия.
Итоговое занятие. Организация выставки
Организация выставки лучших работ обучающихся. Обсуждение результатов выставки, подведение итогов, награждение.
Ожидаемые результаты 1-го года обучения
По окончании   1-го  года  обучения дети должны знать:
- классификацию бисера и сферы его применения,
-основные приемы бисероплетения,
-условные обозначения,
-последовательность изготовления изделий из бисера,
-правила ухода и хранения бисера,
- историю бисерного искусства и его роль в народной культуре.
уметь:
- читать схемы бисерных изделий;
- хорошо разбираться в цветовой гамме, самостоятельно подбирать цветовые сочетания;
- аккуратно закреплять рабочую нить;
- сочетать в изделиях различные материалов: бисер, стеклярус, бусины;
- самостоятельно выполнять простые изделия;
- работать и общаться в коллективе.
Литература
1. Савельева Е.В. Образовательные программы по декоративно-прикладному творчеству для УДОД. М.: ООО «ДОД», 2007. – 12с.
2.Базулина Л.В. Бисер.-Ярославль: Академия развития, 2000.
3. Бульба Н.С. Плетение из бисера и бусин.-М.:АСТ-ПРЕСС КНИГА,2012.
4. Комарова Т.С. Народное искусство в воспитании детей. - М.:Педагогическое общество России, 2000.
5. Лындина Ю. Фигурки из бисера – М.: Культура и традиции, 2007.
6.Н.И. Бондарева « Цветы из бисера» Ростов-на Дону «Феникс» 2004.
7. С. Бернхем «10 оригинальных украшений из бисера» Москва .Мир книги, 2006.
8.Фигурки из бисера. Мартынова Л. Издательство "культура и традиции" 2004 г.
9.Цветы из бисера. Федотова М.В., Валюх Г.М. Издательство "культура и традиции" 2004 г.
Электронные образовательные ресурсы “Бисероплетение”
1. Техника параллельного плетения бисером на проволоке
http://www.rukodelie.by/content/?id=2558
2. Петельная техника плетения бисером
http://ourworldgame.ru/petelnaya-texnika-pleteniya-biserom/
3. Игольчатая техника плетения бисером
http://rainbowbiser.ru/igolchataya-tehnika-pleteniya-iz-bisera
4. Инструменты и материалы для бисероплетения
http://blog.kp.ru/users/anatolna/post109764279
5. Цепочка с цветами из шести лепестков
http://blog.kp.ru/users/anatolna/post109764279
6. Низание бисера «в крестик»
http://www.vilushka.ru/biser/krestik.html
7. История бисера
http://rainbowbiser.ru/igolchataya-tehnika-pleteniya-iz-biserahttp://www.kalitva.ru/2007/06/08/istorija_bisera..html
8. Полезные советы при работе с бисером
http://www.kalitva.ru/2007/06/08/poleznye_sovety_pri_rabote_s_biserom..html
9. Источник;http://world-hmade.ru/masterclass/brass.php