Тема «Развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста в игровой форме»
В 2014- 2015 учебном году я продолжила работу над темой самообразования «Развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста в игровой форме»
Цель моей работы: Моделирование структуры музыкального занятия – как основа для оздоровления детей в процессе образовательной деятельности.Поставила перед собой следующие задачи:
1. Составить каталог по разделам: дыхательные упражнения, фонопедические, упражнения на артикуляцию и дикцию, валеологическая распевка + вокальные игры, психогимнастика, логоритмика; 2. Разработать конспекты по данной теме.
Работу я начала по следующим направлениям: изучение литературы, работа над созданием развивающей среды, занятия с детьми, взаимодействие с родителями и с социумом.
С начала учебного года изучала и сейчас пользуюсь литературой:
«Вокально-хоровая работа в детском саду» М.Картушина«Учимся петь и танцевать, играя» А.Евтодьева«Вокальные игры с детьми» А.Демченко
«Музыка, дети, здоровье» О.Кацер, С.Коротаева«Музыкальное воспитание в детском саду» Н.Ветлугина
Фонопедический метод развития голоса. В.Емельянов
Логопедические распевки Т.ОвчинниковаДыхательная гимнастика по Стрельниковой. Автор-составитель Т.Амосова
Орлова Т.М., Бекина С.М. ''Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 5 – 6 лет'', М., ''Просвещение'', 1987 г.
Орлова Т.М., Бекина С.М. ''Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 6 – 7 лет'' М., 1988 г.
Данную работу начинаю с детьми трехлетнего возраста. Особое внимание уделяю звукообразованию: учу петь протяжно, естественным, светлым звуком без напряжения и крика.
В средней, старшей и подготовительной группах работа над певческими навыками продолжается.
Более углубленную работу в этом направлении веду на занятиях вокального кружка, который посещают дети 5-7-летнего возраста.
В основе моих занятий лежат идеи детского музыкального воспитания Карла Орфа, Огороднова Д.Е. и Емельянова В.В.
Игра – любимый вид деятельности ребенка. В игре он самоутверждается как личность, у него развивается фантазия. Сами того не замечая, дошкольники решают в игре сложные задачи по развитию дикции и артикуляции.
Дыхательная гимнастика по системе А. Стрельниковой. Помогает укрепить здоровье и развить вокальные данные ребенка. Можно отнести к здоровьесберегающим технологиям. Занятия упражнениями поднимают настроение и внутренне организуют ребенка на положительное отношение к своему телу.
Пальчиковые игры – еще один необходимый прием на занятиях вокального кружка. Они развивают мелкую моторику, отвечают за речь, развивают творчество, фантазию, вырабатывают выразительность речи. То быстрый, то размеренно неторопливый, иногда распевный темп рифмованных строк воспитывает плавность, размеренность, ритм речи, развивает дыхание.
Большое значение для закрепления певческих навыков имеют игры с пением. Игровая ситуация усиливает интерес детей к певческой деятельности, делает более осознанным восприятие и содержание песни.
Детям предлагаю поиграть в музыкальные вопросы и ответы. Вопросно-ответная форма упражнения или задание закончить мелодию, начало которой спел педагог, способствует активизации внутреннего слуха, развитию творческой инициативы.
Дети с большим удовольствием поют на всех мероприятиях детского сада, дома. Принимают участие в вокальных кокурсах.
В заключение хочу сказать, что систематическая работа по развитию певческих и речевых навыков способствует улучшению социального статуса ребенка. От того, как сформированы навыки общения, умения управлять своими эмоциями во многом зависит характер будущих отношений дошкольников в социуме. Считаю, что выбранное мною направление работы поможет детям в будущем безболезненно адаптироваться в новых для них условиях школьной жизни, и приобретенный опыт в детском саду позволит успешно решать социальные проблемы и задачи. В дальнейшем планирую работать над этой темой, т.к. считаю её актуальной. Певческая деятельность - это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе Занятия певческой деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка, способствуют общему развитию.