РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПМ. В.02 Методология и методика психолого – педагогического исследования развития личности ребенка дошкольного возраста

КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КУРСКОЙ ОБЛКАСТИ
ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЖЕЛЕЗНОГОРСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


ПМ. В.02 Методология и методика психолого – педагогического исследования развития личности ребенка дошкольного возраста

для специальности 050144 «Дошкольное образование»






















2014г


ОДОБРЕНА
предметной (цикловой)
комиссией

Протокол № ____ от ________ 20____г

Председатель __________
Составлена в соответствии с
ФГОС СПО по специальности 050144 «Дошкольное образование»

Заместитель директора по УР и ТО
_____________ 20____г
_____________ О.П.Акимкина

Заместитель директора по УПР
_____________ 20____г
_____________ Чистяков Ф.М.




СОГЛАСОВАНО
Руководитель ____________________
(наименование предприятия/ организации)
_________________________________
_________________/_______________/
«______» _______________201_г.






Организация-разработчик: ОБПОУ «Железногорский ПК»






Разработчики: Лютикова Л.В., Трунова Н.Ф. - преподаватели ОБОУ СПО «Железногорский ПК»








СОДЕРЖАНИЕ






1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ


4

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
5

3. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
6


4.  условия реализации ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ


12

5. Контроль и оценка результатов освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

14

















1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ. В.02 Методология и методика психолого – педагогического исследования развития личности ребенка дошкольного возраста

1.1. Область применения программы
Рабочая программа профессионального модуля является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 050144 Дошкольное образование в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД) «Методология и методика психолого – педагогического исследования развития личности ребенка дошкольного возраста» и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

ПК.В.02.1 Определять цели и задачи, планировать занятия с детьми дошкольного возраста.
ПК.В.02.2. Проводить занятия с детьми дошкольного возраста.
ПК.В.02.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения дошкольников.
ПК.В.02.4. Анализировать занятия.
ПК.В.02.5. Разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников.


1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
уметь:
формулировать методическую задачу;
использовать разнообразные методы, приёмы, формы и средства организации деятельности детей на занятиях;
- выстраивать учебные действия обучаемых для овладения учебным материалом и для решения методической задачи;
- контролировать знания, умения и навыки обучаемых, применяя нормативные, индивидуальные эталоны оценивания и содержательную оценку результатов их учебной деятельности;
вносить необходимые коррективы в собственную обучающую и в учебную деятельность воспитанников.
использовать технические средства обучения (ТСО) в образовательном процессе

знать:
- особенности психических познавательных процессов и учебно-познавательной деятельности детей дошкольного возраста;
- теоретические и методические основы воспитания и обучения детей на занятиях;
- приемы работы с одаренными детьми;

1.3. Рекомендуемое количество часов/зачетных единиц на освоение программы профессионального модуля:
всего - ____ часа, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 126 часов, включая:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 30 часов;
- самостоятельной работы обучающегося - ______ часов.

2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности «Методология и методика психолого – педагогического исследования развития личности ребенка дошкольного возраста» в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код
Наименование результата обучения

ПК.В.02.1
Определять цели и задачи, планировать занятия с детьми дошкольного возраста

ПК.В.02.2.
Проводить занятия с детьми дошкольного возраста

ПК.В.02.3.
Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения дошкольников

ПК.В.02.4.
Анализировать занятия

ПК.В.02.5.
Разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников.

ОК.2.
Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК.3.
Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях

ОК.4.
Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК.5.
Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности

ОК.7.
Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя
ответственности за качество образовательного процесса

ОК.9.
Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий

ОК.11
Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм, её регулирующих

3. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание профессионального модуля



3.1. Тематический план профессионального модуля
Коды профессиональных компетенций
Наименования разделов профессионального модуля*
Всего часов
(макс. Учебная нагрузка и практики)
Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)
Практика




Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося
Самостоятельная работа обучающегося
Учебная,
часов
Производственная (по профилю специальности),
часов
(если предусмотрена рассредоточенная практика)




Всего,
часов
в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,
часов
в т.ч., курсовая работа (проект),
часов
Всего,
часов
в т.ч., курсовая работа (проект),
часов



1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

ПК 3.1
ПК 3.2
ПК 3.3
ПК 3.4
ПК 3.5

МДК В.02. 01 Теоретические и методические основы диагностики и коррекции развития ребенка дошкольного возраста
52
14
6
-
32





МДК.В. 02. 02 Психолого –педагогические основы работы с детьми с особыми образовательными потребностями
74
16
8

-
50





Производственная практика (по профилю специальности), часов (если предусмотрена итоговая (концентрированная) практика)

-





Всего:














3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
МДК.В.02.01 Теоретические и методические основы диагностики и коррекции развития ребенка дошкольного возраста

Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень усвоения

1
2
3
4


МДК.В.02.01 Теоретические и методические основы диагностики и коррекции развития ребенка дошкольного возраста



Введение
Содержание учебного материала. Значение курса и его требования. Проблемы детства на современном этапе общественно экономического развития в России. Анализ международных документов и российского законодательства о правах ребенка.
2








Раздел 1. Основы диагностики и коррекции развития ребенка дошкольного возраста


1

Тема 1.1. Общие представления о методологии науки.
Содержание учебного материала.
Актуальность, задачи и принципы психолого-педагогического изучения детей
Теория, метод и методика, их взаимосвязь. Классическая и постклассическая парадигма науки
2


Тема 1.2. Методы психолого-педагогической диагностики детей дошкольного возраста
Содержание учебного материала
Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста,
основные параметры оценки умственной деятельности ребенка дошкольного возраста
Методы психолого-педагогической диагностики детей Тесты для определения особенностей латерализации
Правила проведения тестов
2



Практическая работа
Разборка и складывание пирамидки: из шести колец (или можно использовать методику «Угадай чего нет»)
2



Раздел 2. Исследование и диагностика



Тема 2.2 Методы статистической обработки данных.
Требования к надежности, валидности и чувствительности применяе. Способы представления данных.
Общая характеристика методов психолого-педагогических исследований
Процедура и технология использования различных методов психолого-педагогического исследования. Опрос и его виды. Наблюдение. Эксперимент и его
2




Практическая работа
Расскажи (сюжетная картинка «Зимой»)
Конструирование
4
3

Самостоятельная работа при изучении раздела
МДК.В.02.01 Теоретические и методические основы диагностики и коррекции развития ребенка дошкольного возраста
Виды работ
Подготовка к практическим занятиям
Оформление результатов практических занятий по заданным критериям
Работа по предложенным темам
Примерная тематика
Описание методик:
Маска (модификация метода «Социометрия»)
Два домика
Кактус
Метод конгруэнтной коммуникации
Метод игротерапии
Этапы игротерапии
Динамика развития поведения детей на коррекционных занятиях
Метод арттерапии
Этапы рисуночной терапии по преодолению тревожности и страхов ребенка






2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень усвоения

1
2
3
4


МДК.В.02.02 «Психолого-педагогические основы работы с детьми с особыми образовательными потребностями »



Введение
Содержание учебного материала. Значение курса и его требования. Проблемы детства на современном этапе общественно экономического развития в России. Анализ международных документов и российского законодательства о правах ребенка.
2







РАЗДЕЛ 2. Особенности психофизического развития.





Тема 2.1. Понятие о развитии в специальной психологии.
Содержание учебного материала. Определение «развитие». Л. С. Выготский о развитии человека. Современные представления о нормальном и отклоняющемся развитии. Норма развития. Статистическая, функциональная и идеальная норма. Применение критериев нормы: предметная, социально-возрастная, индивидуальная, норма психического развития. Взаимосвязь между развитием, обучением, воспитанием. Периодизация психического развития. Движущие силы развития. Кризисы развития (кризис новорожденности, 1 года, 3 лет, 7 лет). Характеристика кризисных периодов дошкольного детства. Понятия о «зоне актуального развития» и «зоне ближайшего развития». Усовия нормального психического развития ребенка.
2
3


Практические занятия Составление современных критериев психологического здоровья личности и его поведенческих маркеров.
2


РАЗДЕЛ 3. Педагогические условия, приёмы и особенности коррекционно-педагогической работы с детьми с отклонениями в развитии.



3







Практическое занятие. Организация деловой игры «Педагогический Совет по проблемам адаптации».
2



Тема 3.2. Особенности коррекционно - педагогической работы в разных видах деятельности с детьми, имеющими отклонения в развитии

Содержание учебного материала. Особенности разных видов деятельности детей с отклонениями в развитии. Роль деятельности в развитии ребенка с отклонениями в развитии.
Особенности предметной деятельности, игры, продуктивных видов деятельности детей с нарушениями интеллекта. Особенности деятельности детей, имеющих слабовыраженные отклонения в психофизическом развитии. Специфика разных видов деятельности детей с нарушениями слуха и зрения. Особенности деятельности детей с нарушениями опорно–двигательного аппарата. Специфические проявления разных видов деятельности детей с нарушениями эмоционально – волевой сферы.
Особенности руководства разными видами деятельности детей разных категорий. Создание условий для развития деятельности в ДОУ компенсирующего вида. Роль воспитателя в развитии разных видов деятельности и организации коррекционно – педагогического процесса в разных видах деятельности с детьми, имеющими нарушения в развитии.
2



Практическая работа:
Анализ программ воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии по разделу «Деятельность»
2



Тема 3.3. Сотрудничество образовательного учреждения с семьей.

Содержание учебного материала Содержание учебного материала.
Приоритет семьи в воспитании детей. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества дошкольного образовательного учреждения семьей ребенка. Работа с семьей – условие развития личности ребенка и достижения им социальной зрелости. Организация взаимодействия педагогов и специалистов с семьей: отслеживание динамики и особенностей развития, уточнение роли образовательного учреждения и семьи в развитии ребенка. Изучение трудностей между детьми и родителями. Помощь семье и ребенку в период адаптации, подготовке к школе и т.д. Использование традиционных и разработка специальных методик, тестов оказания помощи семье. Разъяснительная, консультационная, рекомендательная помощь
Формы работы с семьей: индивидуальные, групповые. Этика и культура общения педагога с родителями по поводу проблем ребенка.

2
3


Практическая работа.
Разработка рекомендаций родителям по направлениям развития ребенка с отклонениями в развитии.
2


Самостоятельная работа при изучении раздела
МДК.В.02.02 «Психолого-педагогические основы работы с детьми с особыми образовательными потребностями »
Виды работ
Подготовка к практическим занятиям
Оформление результатов практических занятий по заданным критериям
Работа по предложенным темам
Примерная тематика
Раздел 1. Основы специальной педагогики и психологи
Разработка плаката – призыва оказания помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.
Эссе «Вклад Л. С. Выготского в развитие специальной педагогики и психологи»
Сообщение: «Система специального образования на современном этапе».
Сообщение: «Понятия о «зоне актуального развития» и «зоне ближайшего развития». Условия нормального психического развития ребенка».
Подготовка сообщений по темам (по выбору студента):
- интоксикация, в том числе и алкогольная, никотиновая;
- иммунологическая несовместимость между матерью и плодом по резус – фак.
тору крови;
- вирусные заболевания матери во время беременности;
- механические повреждения плода;
- гипоксия, родовая асфиксия;
- родовая травма;