Разработка педагогического совета «Личность педагога в современной школе»

Разработка педагогического совета
«Личность педагога в современной школе. Авторитет учителя.
Из чего он складывается и от чего зависит»

Автор
Захарова Т.Е.
МБОУ СОШ № 7
г. Вязьма Тема педагогического совета:








































Содержание
13 TOC \o "1-3" \h \z \u 1413 LINK \l "_Toc265245719" 14Содержание 13 PAGEREF _Toc265245719 \h 1421515
13 LINK \l "_Toc265245720" 14План проведения педагогического совета 13 PAGEREF _Toc265245720 \h 1431515
13 LINK \l "_Toc265245721" 14Обоснование выбора темы 13 PAGEREF _Toc265245721 \h 1431515
13 LINK \l "_Toc265245722" 14Цель педсовета: 13 PAGEREF _Toc265245722 \h 1451515
13 LINK \l "_Toc265245723" 14Задачи: 13 PAGEREF _Toc265245723 \h 1451515
13 LINK \l "_Toc265245724" 14Форма проведения педсовета: 13 PAGEREF _Toc265245724 \h 1451515
13 LINK \l "_Toc265245725" 14План проведения педсовета: 13 PAGEREF _Toc265245725 \h 1461515
13 LINK \l "_Toc265245726" 14Анкетирование участников педагогического совета 13 PAGEREF _Toc265245726 \h 1461515
13 LINK \l "_Toc265245727" 14Анкетирование участников педагогического совета 13 PAGEREF _Toc265245727 \h 1471515
13 LINK \l "_Toc265245728" 14Деление на группы 13 PAGEREF _Toc265245728 \h 1481515
13 LINK \l "_Toc265245729" 14Рабочие материалы для составления кластера. 2 ГРУППА 13 PAGEREF _Toc265245729 \h 1491515
13 LINK \l "_Toc265245730" 14Рабочие материалы. 3 группа. 13 PAGEREF _Toc265245730 \h 14131515
13 LINK \l "_Toc265245731" 14Рабочие материалы. 4 группа. 13 PAGEREF _Toc265245731 \h 14161515
13 LINK \l "_Toc265245732" 14Рабочие материалы. 5 группа. 13 PAGEREF _Toc265245732 \h 14171515
13 LINK \l "_Toc265245733" 14Релаксация по итогам педагогического совета. 13 PAGEREF _Toc265245733 \h 14231515
15 План проведения педагогического совета
Обоснование выбора темы

Целью любой деятельности человека является достижение успеха в данной деятельности, реализация своих желаний и возможностей.
Исходя из этого, можно сказать, что и учитель и ученик хотят быть успешными в своей деятельности.
Основной целью сегодняшнего педагогического совета, как и любого другого, является обсуждение вопроса о повышении качества учебно – образовательного процесса путем повышения уровня педагогического мастерства учителей школы, т.е. что должно делаться нами с тем, чтобы и ученик и учитель были успешными.
Педагогические критерии успешности:
Наличие познавательного интереса и положительной мотивации к учению.
Учет индивидуальных особенностей ученика.
Позитивные взаимоотношения в системе «учитель – ученик».














Учебные взаимоотношения учителя с учеником являются ведущей переменной процесса обучения и обуславливают и характер мотивации и эффективность познавательной деятельности обучающихся.

Говоря простым языком, ученик хорошо учится у того учителя, который ему нравится, которого он уважает, и соответственно, наоборот.
На прошлом педагогическом совете мы говорили об использовании современных педагогических технологий. Но эффективность использования каждой технологии обуславливается личностью учителя.

Центральное место в педагогическом процессе занимает учитель. Именно от его профессиональной компетентности, личностных качеств, уровня сформированности общей культуры зависит, станет ли познавательная деятельность радостной для ученика, будет ли способствовать его развитию или же превратит учебный труд в обязанность, тормозящую развитие задатков и способностей.

Профессия педагога – одна из важнейших в современном мире. От его усилий зависит будущее человеческой цивилизации.

Профессиональный педагог - это единственный человек, который большую часть своего времени занимается воспитанием и обучением детей. Если процесс обучения детей учителем прекратится, то неизбежно наступит кризис. Новые поколения из-за отсутствия конкретных знаний не смогут поддерживать культурный, экономический и социальный прогресс. Без сомнения, общество не получит учителей, подготовленных морально и профессионально.

«В самом деле, какой бы предмет ни преподавал учитель, он передаёт ученику, прежде всего убеждения в силе человеческого разума, могучую тягу к познанию, любовь к истине и установку на самоотверженный общественно полезный труд. Когда же учитель способен заодно продемонстрировать учащимся высокую и отточенную культуру межличностных отношений, справедливость в сочетании с безупречным тактом, энтузиазма в соединении с благородной скромностью, - тогда, невольно подражая такому педагогу, младшее поколение формируется духовно гармоничным, способным к человечному разрешению столь нередких в жизни межличностных конфликтов» .

В «Толковом словаре» В. Даля слово «учитель» определяется как наставник, преподаватель, т.е. подчеркиваются две его основных функции - руководство приобретением и реализацией социального опыта ученикам и передача накопленных человечеством знаний. Эти функции были для учителя основными на всем протяжении истории человечества.

Учитель – это человек, который учится всю жизнь, только в этом случае он обретает право учить. (Лизинский В. М.).



Учителя в формулу «знания – умения – навыки» не загонишь. Инструмента, которым можно измерить благородство души, неповторимые частицы творчества в повторяющемся учебном процессе, озарения, бесконечные диалоги с самим собой, нет.

И задача этого педсовета – не оценить того или иного учителя, а в процессе обсуждения выявить, что нужно для того, чтобы учитель работал успешно и качественно, какие черты личности положительно влияют на качество работы педагога, из чего складывается авторитет учителя.

Материал, с которым учитель работает каждый день (если так можно сказать), – это дети, которые никогда не станут снова детьми. И учителя (как врачи, дающие клятву Гиппократа) не имеют возможности допускать ошибок, ведь исправить их будет сложно, а порой и невозможно. А чтобы избежать ошибок, очень важно регулярно анализировать свою деятельность, выявлять причины успешности и неуспешности работы. В связи с этим педагоги должны понять, какие критерии определяют успешность работы учителя и какие факторы влияют на это.
Исходя из вышесказанного.
Цель педсовета:



Разработать модель личности педагога в современной школе
и определить какие черты личности педагога влияют на авторитет учителя.


Задачи:

Рассмотреть основные черты личности учителя в современной школе.
Обозначить психологическую основу к современному «Портрету учителя».
Определить черты личности учителя, влияющие на формирование авторитета учителя.
Определить черты личности, влияющие на успешность педагогического труда и рассмотреть понятие педагогического мастерства.
Ознакомить с рекомендациями по формированию качеств современного учителя (имиджа современного учителя).
Научить учителей проводить самоанализ личностных профессионально значимых качеств, необходимых современному педагогу.

Форма проведения педсовета:
Организационно - деятельностная игра.















План проведения педсовета:

Вступительное слово. Обоснование выбора темы. 5мин.
Тема, цель, задачи, план работы, регламент. 5 мин.
Анкетирование участников педагогического совета. 5 мин.
Работа в творческих группах. 15 мин.
Защита проектов творческих групп. (Каждая группа по 10 минут, 2я-15мин). 55 мин.
Подведение итогов. Выработка решения педагогического совета. 10 минут
Релаксация по итогам педагогического совета. 5 минут.

Анкетирование участников педагогического совета


Любите ли Вы свою работу?
Да?
Нет?
Почему?
Удовлетворены ли Вы своей работой?
Да?
Нет?
Причины удовлетворенности (неудовлетворенности).
Какие личностные черты помогают Вам в Вашей работе?
Какие личностные черты мешают Вам в Вашей работе?
Основной чертой личности учителя является : (указать не более пяти).
Я успешен в своей работе, потому что (критерии, по которым сделан вывод).
Я успешен в своей работе, так как (причины успешности (неуспешности)).
Я пользуюсь авторитетом, потому что (критерии, по которым сделан вывод)
Я пользуюсь авторитетом, так как (причины завоевания авторитета (отсутствия авторитета).

Деление на группы

1 группа.
Аналитики.
Составить портрет педагогического коллектива.
Проанализировать вопрос № 1.


13 LINK \l "_Рабочие_материалы_для_составления к" 142 группа.15
Составить кластер «Черты личности учителя».
Использовать вопросы №2.

13 LINK \l "_Рабочие_материалы._3_группа." 143 группа.15
Составить развернутое определение учитель – профессионал - это
Использовать вопросы №3.

13 LINK \l "_Рабочие_материалы._4_группа." 144 группа.15
Обсудить карту профессиональных достоинств учителя.

13 LINK \l "_Рабочие_материалы._5_группа." 145 группа.15
Составить пирамиду «Авторитет учителя»
Использовать вопросы №4.

№ группы
название
Содержание работы
Работа с анкетой

1 группа.

Аналитики.

Составить портрет педагогического коллектива.

Проанализировать вопрос № 1.


13LINK \l "_Рабочие_материалы_для_составления к"142 группа.15


Составить кластер «Черты личности учителя».

Использовать вопросы №2.


13 LINK \l "_Рабочие_материалы._3_группа." 143 группа.15


Составить развернутое определение учитель – профессионал - это

Использовать вопросы №3.


13 LINK \l "_Рабочие_материалы._4_группа." 144 группа.15


Обсудить карту профессиональных достоинств учителя.


13 LINK \l "_Рабочие_материалы._5_группа." 145 группа.15


Составить пирамиду «Авторитет учителя»

Использовать вопросы №4.




Время работы групп – 15 минут.

Рабочие материалы для составления кластера. 2 ГРУППА
Отдельно рассказать об эмпатии, толерантности (Чижик И.Н.), стрессоустойчивости.

В психологии педагогического труда принято выделять особенности личности учителя, деятельности и педагогического общения. При анализе психологии личности учителя выделяют прежде всего те особенности, черты, проявления личности, которые отвечают требованиям педагогической профессии, обеспечивают успешное овладение полноценной педагогической деятельностью, т.е. приобретают профессионально педагогическую значимость.
В.А. Крутецкий и Е.Г. Балбасова выделили в структуре профессионально значимых качеств личности учителя (имея в виду своеобразную эталонную модель учителя) четыре подструктурных блока:
1) идейно-нравственный моральный облик;
2) педагогическая направленность;
3) педагогические способности общие и специальные;
4) педагогические умения и навыки.

Профессиональные качества учителя.

Толерантность.

Эмпатия.
Эмпатия как основное качество современного педагога
Эффективное осуществление системы воспитания и обучения детей всецело зависит от личности учителя. Педагогу необходимо обладать следующими личностными качествами, которые представляются самыми главными.
Во-первых, любить детей такими, какие они есть. Надо одинаково любить и шалуна, и послушного, и сообразительного, и тугодума, и ленивого, и прилежного. Доброта и любовь к детям не позволят грубо обращаться с ними, ущемлять и самолюбие и достоинство, не радоваться успехам каждого.
Во-вторых, уметь понимать детей, то есть стать на их позицию, принимать их заботы и дела как серьезные и считаться с ними. К этим заботам и делам нужно проявлять не снисхождение, а уважение. Понимать детей – значит не подчинять их нашей власти, а, опираясь на их сегодняшнюю жизнь, взращивать ростки их завтрашней жизни. Понимая движения души и переживания сердца ребенка, его чувства и устремления, педагог сможет заняться глубинным воспитанием, когда сам ребенок становится его соратником в своем же воспитании.
В-третьих, необходимо быть оптимистами, верить в преобразующую силу воспитания. Речь идет о деятельном оптимизме, когда педагог глубоко вникает во внутренний мир ребенка – и в зависимости от этого ищет пути воспитания, обучения и развития.
В-четвертых, учителю должно быть присуще все лучшее, что людям нравится в человеке: и улыбка, и строгость, и сдержанность, и скромность, и чуткость, и искренность, и интеллигентность, и общительность, и любовь к жизни.
Стремится быть таким учителю очень важно. Он – посредник между ребенком и духовными ценностями прошлых и современных поколений. Эти ценности, знания, морально-этические нормы не доходят до детей в стерилизованном виде, а несут в себе личностные черты учителя, его оценки. Гуманный педагог, приобщая детей к знаниям, одновременно передает им свой характер, предстает перед ними, как образец человечности. Для ребенка знания не существуют без учителя, только через любовь к своему учителю ребенок входит в мир знаний, осваивает моральные ценности общества. В школьном возрасте самый высокий авторитет для детей – учитель. Все вышеперечисленные качества являются необходимым условием для проявления эмпатии. Эмпатия педагога вносит вклад в построение отношений сотрудничества между педагогом и учеником, педагогом и родителями.
Эмпатия – «ощущение способности испытывать за другого его чувства». Эмпатия подразумевает принятие роли другого и понимание чувств, мыслей и установок другого человека. Сопереживание является определяющим во многих межличностных отношениях и социальных установках.
Для образного представления акта эмпатии часто привлекаются такие метафорические описания как способность "прогуляться в ботинках", "влезть в шкуру" или "увидеть ситуацию глазами" другого. Эти метафоры действительно содержат важный элемент эмпатического процесса, а именно разделение внутреннего опыта другого человека. Однако, эмпатия - это не просто отождествление с переживанием другого индивида.
Фаза выражения эмпатии включает в себя выражение педагогом эмпатического отклика. Эмпатия включает не только способность понять актуальные чувства, но и вербальное умение передать свое понимание ясным для ученика языком. Эмпатическая реакция может быть выражена намеренно и непроизвольно, словесно и через невербальные сигналы.
Роджерс следующим образом описывает эмпатию: "Вы являетесь надежным спутником человека в путешествии по его внутреннему миру, его точкой опоры, указывая на возможные смыслы в его опыте, вы помогаете ему переживать эти смыслы более полно и продвигаться в них глубже. Быть с другим, таким образом, означает, что на какое-то время вы откладываете в сторону собственные взгляды и ценности для того, чтобы без бремени предрассудков войти в чужой мир".
Эмпатию можно назвать гуманистическим профессиональным качеством педагога, т.к. через эмпатию признается ценность человека как личности, выражаются принципы равенства, справедливости, человечности; искренне выражается любовь к детям, чуткое отношение к нежной душе ребенка.

Расположенность к детям
Один компонент общих способностей рассматривается отдельно как их основной стержень, как совершенно обязательная предпосылка успешной учебно-воспитательной работы. Это расположенность к детям, которая характеризуется сердечной привязанностью к ним, желанием, стремлением (и даже жизненной потребностью) с ними работать. Расположенность учителя к ученикам выражается в чувстве глубокого удовлетворения от педагогического общения с ними, от возможности проникнуть в своеобразный детский мир, влиять на формирование детской психики, во внимательном, доброжелательном и чутком отношении к ним (но не в мягкотелости, безответственной снисходительности и сентиментальности), в искренности и простоте обращения с детьми. Как показывают исследования, всех успешно работающих учителей отличает именно эта особенность.
Стрессоустойчивость.
В исследованиях видного отечественного психолога Н.Д. Левитова показаны слагаемые педагогического авторитета, прежде всего в деятельности учителя как воспитателя. Он направлен на то, чтобы учащиеся изменялись в соответствии с воспитательными целями; он органически связан со всей личностью учителя в целом, во всем разнообразии ее проявлений; отношение школьников к авторитетному для них педагогу характеризуется эмоциональной окрашенностью, эмоциональной насыщенностью. В психологическом плане проблема авторитета учителя связана с изучением характерологических (стержневых) черт личности; качеств, мешающих учителю-воспитателю быть авторитетным; становления (завоевания) авторитета и его динамики (в том числе расцвета и упадка) и вопроса о самом процессе воздействия учителя на детей.

Важным профессиональным качеством учителя является его стрессоустойчивость. Проявления стресса в работе учителя разнообразны и обширны. Так, в первую очередь, выделяются фрустри-рованность, тревожность, изможденность и выгорание. В отечественных исследованиях в перечень стресс-реакций учителей включается до 14 различных проявлений. Поэтому стрессоустойчивость рассматривается как профессионально значимое качество личности учителя.

Важным фактором социальной адаптации к стрессовым ситуациям является развитая социально-психологическая толерантность (терпимость) личности педагога. Нетерпимость в значительной мере обусловлена стереотипами личности, негативными установками межличностного оценивания. На ее проявление могут влиять различные черты характера: агрессивность, эгоцентрич-ность, доброжелательность, доминантность и др.

В работе А.А. Реан и А.А. Баранова выявлено преимущество педагогов высокого уровня педагогического мастерства по уровню развития социально-психологической толерантности (на основе показателей раздражительности и реактивной агрессивности) над учителями низкого уровня педагогического мастерства, что существенно влияет на степень стрессоустойчивости педагогов. Нетерпимость низкоуспешных педагогов повышает их подверженность стрессу. Падение показателей раздражительности при снижении агрессивности служит доказательством положительного вклада толерантности в стрессоустойчивость высокоуспешных учителей.

С ростом внутреннего контроля учителя высокого уровня педагогического мастерства эффективнее справляются с трудностями (стрессорами) учебно-воспитательного процесса. В то же время у педагогов низкого уровня педагогического мастерства частые профессиональные неудачи, приводящие к повышению стресс-реакций, отрицательно сказываются на внутренней локализации контроля над значимыми событиями, что, в свою очередь, способствует выработке у них механизма противодействия стрессу по типу защитной экстернальности.

Рост самооценки в группе высокоуспешных учителей положительно связан со стрессоустойчивостью, тогда как у педагогов низкого уровня педагогического мастерства он отражает повышение степени подверженности стрессу. Личностные механизмы стрессоустойчивости у педагогов-мастеров имеют конструктивную направленность, способствующую их профессиональному росту и самореализации (истинная адаптация). А механизмы стрессоустойчивости учителей-немастеров отражают ситуативные способы преодоления стресса (перекладывание ответственности, уход от трудностей и т.п.), тормозящие их профессиональное становление и личностное развитие (псевдоадаптация).

В исследовании Л.М. Митиной показано, что степень социальной адаптации (эмоциональной стабильности): а) в среднем по группам учителей ниже, чем у других профессиональных групп (инженеров, летчиков и т.п.); б) у многих учителей (более 30%) показатель социальной стабильности равен или даже ниже, чем у больных неврозами; в) у группы молодых учителей этот показатель выше, чем у группы учителей со стажем; г) уровень социальной адаптации у учителей, работающих с подростками, выше, чем у учителей, работающих с младшими и старшими классами.

Для учителя труда необходимы такие специальные способности, как техническое мышление, техническое пространственное воображение, техническая наблюдательность, техническая память, комбинаторная способность, техническая сноровка, чувство практической целесообразности и др.

Личностные качества.

Список личностных свойств учителя весьма значителен (в алфавитном порядке): вдумчивость, вежливость, взыскательность, внимательность, воспитанность, впечатлительность, выдержка и самообладание, гибкость поведения, гражданственность, гуманность, деловитость, дисциплинированность, доброжелательность, добросовестность, доброта, идейная убежденность, инициативность, искренность, коллективизм, критичность, логичность, любовь к детям, наблюдательность, настойчивость, общительность, организованность, ответственность, отзывчивость, патриотизм, педагогическая эрудиция, политическая сознательность, порядочность, правдивость, предусмотрительность, принципиальность, самокритичность, самостоятельность, скромность, смелость, сообразительность, справедливость, стремление к самосовершенствованию, тактичность, чувство нового, чувство собственного достоинства, чуткость, эмоциональность.


Рабочие материалы. 3 группа.
Составить развернутое определение учитель – профессионал - это

Учитель в современной школе выполняет ряд функций:
1. Учитель - организатор учебного процесса в школе. Он - источник знаний для учащихся как во время уроков, дополнительных занятий и консультаций, так и вне рамок учебного процесса.
2. Большинство учителей выполняют функцию классных руководителей (т.е. являются организаторами воспитательного процесса).
3. Современный учитель не может не быть социальным психологом, ибо ему необходимо уметь регулировать межличностные отношения учащихся, использовать социально-психологические механизмы детского коллектива. Как член педагогического коллектива учитель участвует в организации жизнедеятельности школьного коллектива, работает в методических объединениях учителей-предметников и классных руководителей, выполняет общественные поручения.
4. Каждый учитель, выступая с лекциями, беседами перед родителями учащихся и общественностью, является пропагандистом педагогических знаний.


Говоря об индивидуальном стиле педагогической деятельности, имеют в виду, что педагог учитывает свои индивидуальные склонности, особенности, свою индивидуальность. Педагоги, обладающие разной индивидуальностью, из множества учебных и воспитательных задач могут выбрать одни и те же, но реализуют их по-разному. Рассмотрим основные признаки индивидуального стиля педагогической деятельности . Он проявляется:

· в темпераменте;

· в характере реакции на те или иные педагогические ситуации; в выборе методов обучения;

· в подборе средств воспитания;

· в стиле педагогического общения;

· в реагировании на действия и поступки детей; в манере поведения; в предпочтении тех или иных видов поощрения или наказания;

· в применении средств психолого-педагогического воздействия на детей.
Поэтому любой педагогический опыт буквально копировать не стоит; воспринимая главное в нем, учитель должен стремиться к тому, чтобы оставаться самим собой. Это не только не снизит, но существенно повысит эффективность обучения и воспитания детей на основе заимствования передового педагогического опыта. Попытки прямого копирования передового педагогического опыта одних учителей бесперспективны, т.к. такой опыт практически неотделим от личности учителя, а психологическую индивидуальность педагога трудно воспроизвести, без нее результаты неизбежно оказываются другими.

Самое большое требование современные ученики предъявляют к таким профессиональным качествам учителя, как универсальная образованность, эрудиция, информированность, прогрессивность, способность вести интересные уроки, давать интересные задания. Интересно отметить, что в различных возрастных группах ученики не обошли вниманием и такие качества, как внешний вид и стиль учителя, ребята отмечали, что учитель должен быть «молодой», «красивый», «современно одет», «улыбчивый, обаятельный», «крутой», «стильно одевающийся». Можно сделать вывод, что ученикам важна и внешняя, эстетическая сторона восприятия учителя.

Вот качества учителя, успешно решающего свои задачи
1.Учитель понимает ученика, уважает его мнение, умеет слушать и слышать, «доходит» до каждого ученика.
2.Заинтересовывает своим предметом, хорошо его знает и преподает.
3.Любит детей, добрый, доброжелательный, гуманный.
4.Общительный, хороший друг, открытый, искренний.
5.Изобретательный, творческий, находчивый, сообразительный.
6.Применяет психологические знания, приемы для решения трудных ситуаций.
7.Владеет собой, умеет сдерживать эмоции.
8.Тактичен.
9.Всесторонне развит, умный, умеет говорить.
10.Обладает чувством юмора, незлой иронией, немного кокетством (!).

А это качества учителя, с которыми лучше не работать в школе:
1.Агрессивен, груб, оскорбляет учеников, применяет физическую силу, бестактен, использует свою власть над учеником.
2.Безразличный, безответственный, ненавидит учеников и работу
3.Необъективен, несправедлив, имеет любимчиков, оценивает не знания, а поведение. 4.Аморален, эгоистичен, корыстолюбив, берет взятки, вымогает.
5.Не умеет выслушать, понять ученика, не уважает ученика, не признает права ученика на свое мнение, нетерпим.
6.Не способен заинтересовать предметом, решать методические и педагогические проблемы.
7.Не знает свой предмет, обладает ограниченным кругозором.
8.Не уверен в себе, пассивен, замкнут, не умеет постоять за себя.
9. Не творчески работает.
10.Педантичен, формалист.

Чтобы преодолевать стереотипы собственного мышления, учитель должен знать специфические опасности и вредности своей профессии. Американский социолог У. Уоллер в работе «Что учение делает с учителем» (1932) описал некоторые из этих вредностей. Многих учителей и вне школы отличает назойливо-дидактическая, поучающая манера держать себя. Привычка упрощать сложные вещи, чтобы сделать их доступными детям, способствует развитию негибкого, прямолинейного мышления, вырабатывает склонность видеть мир в упрощенном, черно-белом варианте, а привычка постоянно держать себя в руках затрудняет эмоциональное самовыражение. Положение учителя это постоянный искус, испытание властью. Дело не только в субъективизме и личной предвзятости в оценках и отношении к учащимся. В бюрократически организованной системе образования учитель является, прежде всего, государственным служащим, чиновником. Его главная задача не допускать каких-либо происшествий и отклонений от официально принятых мнений. В интересах собственного самосохранения учитель вынужден подавлять самостоятельность учеников, требуя, чтобы они говорили не то, что думают, а то, что положено. Причем ему очень легко убедить себя в том, что он действует так в интересах самих ребят, страхуя их от будущих неприятностей. Для подавления самостоятельной мысли используются и отметки, и характеристики, и манипулирование мнением соучеников, и давление на родителей. Нужно прямо сказать, что наша школа много лет была и остается самым эффективным инструментом воспитания конформизма, приспособленчества и двоемыслия. Перестройка общества невозможна без радикальной перестройки школы и самого учительского мышления в духе личностного подхода к воспитанию. Личностный подход не просто учет индивидуальных особенностей учащихся, отличающих их друг от друга. Это последовательное, всегда и во всем, отношение к ученику как к личности, как к ответственному и самосознательному субъекту деятельности. К. Д. Ушинский писал, что «в огне, оживляющем юность, отливается характер человека. Вот почему не следует ни тушить этого огня, ни бояться его, ни смотреть на него как на нечто опасное для общества, не стеснять его свободного горения, и только заботиться о том, чтобы материал, который в это время вливается в душу юности, был хорошего качества» (Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания // Собр. соч. М.; Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1952. Т. 8 С. 442). Юношеский возраст не фаза «подготовки к жизни», а чрезвычайно важный, обладающий самостоятельной, абсолютной ценностью этап жизненного пути. Будут ли юношеские годы счастливыми и творческими или же останутся в памяти сегодняшнего школьника как заполненные мелкими конфликтами, унылой зубрежкой и скукой, во многом зависит от атмосферы, царящей в школе, от его собственных отношений с учителями. Юношеская личность всегда противоречива и изменчива. Самая распространенная и типичная ошибка учителей неумение разглядеть глубинные свойства, ядро личности старшеклассника, оценка его по каким-то усредненным, формальным и внешним показателям, таким, как внешняя дисциплинированность и учебная успеваемость. Спору нет и то и другое существенно. Но самый легкий, послушный и покладистый ребенок не всегда самый искренний или самый инициативный. Так же мало говорит о характере юноши его успеваемость.

























Рабочие материалы. 4 группа.
Обсудить карту профессиональных достоинств учителя.

Степени владения профессией:
учитель;
учитель-новатор;
учитель-исследователь;
учитель-профессионал.

Ступени, обозначенные наукой, неслучайны - они связаны с саморазвитием учителя, как личности. Особенно хочется остановиться на модели учитель- профессионал, как самой сложной и не всегда правильно определяемой учителем. Учитель - профессионал не ходит на работу, не отбывает учебные часы, а совместно с детьми проживает, переживает все, что происходит каждый день, соединяя воедино и кропотливое невидимое творчество по подготовке к урокам, и внеклассную работу по предмету, и всю многообразную деятельность в сотрудничестве с учащимися. При этом он проявляет стремление работать творчески. Творческая деятельность учителя, предполагающая развитие ребенка, строится на опережении, на постоянном творческом искании во всех видах взаимодействия с учащимися.

Самоанализ учителя по определению своей модели заставляет его задуматься над картой учительских достоинств, включающих в себя разнообразные свойства и черты определенной модели. Вот карта учительских достоинств учителя – профессионала, для профессиональной подготовки и проведения урока:

Старается знать многое о новых достижениях в науке, которую преподаёт, в психологии и педагогике, а также в методике преподавания предмета - очень важно

Серьезно и обстоятельно готовится к урокам - очень важно

Очень точно и корректно формулирует учебные цели и задачи урока – очень важно

Владеет умением превращать организационный момент на уроке в организационно-психологический момент, задающий добрую, человечную, деятельную тональность всему уроку – важно

Умеет увлечь учащихся на уроке, мотивируя их работу- очень важно

Не растрачивает время урока попусту, умеет организовать познавательную деятельность и общение на уроке – важно

Умеет организовать познавательную деятельность на уроке, настойчиво и без раздражения работает с каждым учеником, стараясь добиться настоящего эффекта- очень важно

Умеет переключать виды деятельности на уроке и снимать усталость за счет специальных способов разрядки- очень важно

Знает и использует методику дифференцированного обучения- очень важно


Создает творческую атмосферу на уроке; разработал и использует щадящую разумную систему неразрушающего контроля за знаниями и развитием учащихся- очень важно

Владеет умением задавать вопросы- очень важно

Постоянно работает с понятийной базой предмета
Умеет обеспечивать активизацию познавательной деятельности в процессе работы над новым материалом.

Знает, кого из учащихся и как опрашивать, в какой форме оценивать знания, умения, навыки.
Умеет организовывать микро - групповую творческую деятельность учащихся.

Всегда внимательно и уважительно слушает и слышит ребят на уроке и справедливо выставляет оценки.
Подбирает и выдает разнообразные, интересные, оригинальные творческие домашние задания.


Обсудить каждое утверждение, расставить их по степени важности.


Рабочие материалы. 5 группа.
Составить пирамиду «Авторитет учителя»
Использовать ответы на вопрос №4.
Рабочие материалы для 5 группы.
Из многочисленных существующих диагностических методик мы выделили такие качества личности учителя, которые, на наш взгляд, оказывают существенное влияние на педагогическую деятельность учителя.

1. Эмоциональность.

В состав этого качества входит:

интенсивность эмоций, их устойчивость, глубина чувств;

адекватность эмоционального состояния учителя на деятельность учащихся;

доброжелательность реакции учителя на возбуждение;

уверенность в своих педагогических мыслях и действиях, удовлетворенность от результата своего труда.

2. Выразительность речи.

Это качество характеризует содержательность, яркость, образность и убедительность речи учителя.

За счет образности, стройности, логичности речи можно решить целый ряд важных педагогических задач.

К сожалению, почти все учителя приобретают «профессиональную» окраску голоса: нервная монотонность с элементами металла. Это учительское свойство, как установлено психологами, раздражает, угнетает учащихся.

Для постановки голоса, владения средствами внешней выразительности необходимо использовать рефлексию своего поведения и специальные упражнения для ораторского искусства, а для обогащения лексики, образности действует правило «Три О»:

Общение – с хорошей литературой, искусством, природой;

Общение – с интересными людьми, любовь, дружба;

Общение – с самим собой – саморазвитие – время печали, творчества, размышлений.

3. Творческое начало личности

Учитель, как и писатель, должен строить свою «внешнюю» и «внутреннюю» биографию. Вроде бы просто: думать, писать, читать, заучивать, решать, делать самому, экспериментировать ежедневно... Но если это выполнять без творческого подхода, без остроумия души, то не будет ни оригинальных суждений, ни замечательных уроков, ни остроумных шуток, ни внепредметных интересов. В результате ученикам с учителем неинтересно, быть с ним не хочется. И приговор: «На уроке скучно!»

Одностишие: Я и творить, и натворить умею.

4. Организаторские способности

Необходимы как для обеспечения работы самого учителя, так и для создания хорошего ученического коллектива.

Одностишие: Я горы вмиг с ребятами сверну (еще бы знать зачем). Планировать могу, могу и делать.

5. Чувство юмора

Дети любят разных учителей, но более всего веселых – таких, кто за словом в карман не полезет и из всякого затруднения найдет выход.

В. А. Сухомлинский утверждал: «Отсутствие у учителя чувства юмора воздвигает стену взаимного непонимания: учитель не понимает детей, дети не понимают учителя. Сознание того, что дети тебя не понимают, раздражает, и это раздражение – то состояние, из которого учитель часто не находит выхода». Значительную часть конфликтов между учениками и учителями можно было бы предотвратить, умей учитель с юмором отнестись к причине противостояния, обратить все в шутку.

Одностишие: Мне юмор в детстве подмешали в молоко.

6. Настойчивость, дисциплинированность

Два эти качества характеризуют развитие воли учителя.

Под настойчивостью мы понимаем способность достигать поставленной цели и доводить принятые решения до конца.

Дисциплинированность – это сознательное подчинение своего поведения общественным правилам.

Не менее значимы и факторы, влияющие на успешную работу учителя: это и организация труда, и отношения с администрацией, родителями и учащимися, и возможность проявления и реализации своих профессиональных качеств. Для определения удовлетворенности жизнедеятельностью школы проводится микроисследование в форме анкетирования. Участникам педсовета раздаются анкеты для заполнения, после чего ведущий подводит итог и еще раз выделяет названные критерии успешности учителя.


К четвертой подгруппе относятся так называемые прогностические модели педагогических способностей, например, Дж. Райнса. С помощью специально обученных экспертов была обследована выборка из шести тысяч учителей в процессе открытого урока в 1700 школах США. Обследование проводилось на протяжении шести лет. По завершении сбора информации весь массив данных рейтинга подвергался факторному анализу. Удалось обнаружить девять факторов, влияющих на формирование имиджа хорошего педагога:

1) фактор сопереживания (дружелюбия) - эгоцентричности (равнодушия);

2) фактор деловитости (системности) безалаберности;

3) фактор ведения уроков, стимулирующих творческие возможности учащихся - скучного, однообразного ведения занятия;

4) фактор доброжелательного недоброжелательного отношения к ученикам;

5) фактор принятия непринятия демократического типа преподавания;

6) фактор доброжелательного - недоброжелательного отношения к администрации и другому персоналу школы;

7) фактор склонности к традиционному либеральному типу преподавания;

8) фактор эмоциональной стабильности - нестабильности;

9) фактор хорошего словесного понимания.

Уровень педагогического мастерства

К первой подгруппе относятся системные модели педагогических способностей. Например, модель педагогических способностей учителей средней школы, которые были изучены Ф.Н. Гоноболиным. Автором выявлены свойства индивидуальности, структура которых и составляет собственно структуру главных компонентов педагогических способностей:

1) способность делать учебный материал доступным для учащихся;
2) понимание учителем ученика;
3) творчество в работе;
4) педагогическое волевое влияние на детей;
5) способность организовывать детский коллектив;
6) интерес к детям;
7) содержательность и яркость речи;
8) ее образность и убедительность;
9) педагогический такт;
10) способность связывать учебный предмет с жизнью;
11) наблюдательность (по отношению к детям);
12) педагогическая требовательность и т.п.

Ко второй подгруппе относятся так называемые структурные модели педагогических способностей, гипотетически влияющих на эффективность преподавания. Так, В.А. Сластенин1, определяя педагогическое мастерство как высшую форму профессиональной направленности личности, выделил четыре подуровня личностной организации учителя, включающих:

1) перечень свойств и характеристик личности учителя;

2) перечень требований к психолого-педагогической подготовке;

3) объем и содержание академической подготовки;

4) объем и содержание методической подготовки по конкретной специализации.

Из данной гипотетической структуры выводятся главные составляющие педагогических способностей:

1) направленность (идейная, профессионально-педагогическая, познавательная);

2) общие академические способности (интеллектуальные и т.п.);

3) частные дидактические способности (специальные или навыки владения методиками преподавания по конкретным дисциплинам).



Вот эти истины:

- Я знаю, чему надо учить.

- Я знаю то, чему надо учить.

- Я знаю, как научить.

- Я понимаю, что эти знания нужны людям.

- Я вижу, что люди благодарны мне за работу.

- Я уверен в том, что мой труд полезен обществу.

Каждая истина начинается с буквы "Я", буква любимая не всеми, но именно ее наука объявляет определяющей в системе самоанализа и самооценки личностных качеств - кредо современного учителя.




Педагогическая профессия является одновременно преобразующей и управляющей. А для того, чтобы управлять процессом развития личности, нужно быть компетентным.
Понятие профессиональной компетентности педагога, поэтому выражает единство его теоретической и практической готовности в целостной структуре личности и характеризует его профессионализм.

Ценности

Таким образом, успешность воспитания нравственно-ценной мотивации зависит от соблюдения учителем некоторых принципов:

- педагогический гуманизм (“принятие” всех учащихся, доверие к ним, уверенность в их способностях, соблюдение их интересов);

- эмпатическое понимание учеников, которое предполагает стремление и умение “чувствовать другого как себя”;

- сотрудничество – установка на доверительное открытое общение с детьми, обеспечение им роли “активного деятеля” на уроке, постепенное превращение учеников в соавторов учебного процесса;

- диалогизм – умение слушать ребенка , интересоваться его мнением, вести межличностный диалог на основе равноправия, доверия, взаимного уважения;

- личностная позиция учителя, его способность творческого самовыражения.

Подведение итогов. Выработка решения педагогического совета.

Учитель, как и 80 лет назад, должен быть широко образованным, добрым, чутким, интеллигентным, красивым, хорошим психологом. Причем, в век информации, когда есть телевизор, сотовые телефоны, компьютеры, Интернет, и уже подавляющему большинству учеников не стоит труда этой информацией обладать, к уровню образованности учителя предъявляются еще более высокие требования. То есть в идеальном сознании образ учителя – это образ какого-то универсального человека. Уже в наше время, тем более в будущем, главной задачей учителя становится не просто научить, а научить учиться, то есть показать наиболее удобный путь получения информации, ее анализа и грамотного ее использования. Идеальный образ учителя будущего у современного ученика формируется сегодня. Сегодняшние школьники – это будущие родители, которые будут формировать представление об учителе у следующего поколения. Таким образом, общество, как бы постоянно запаздывает. Какой же выход? Может быть, необходимо начинать менять сложившийся стереотип в обществе уже сегодня? Каким образом? Во-первых, должны произойти качественные изменения в образовании педагога. Акценты в образовании будущего учителя должны сместиться в сторону психолого-педагогических дисциплин, возможно, необходимо внедрение таких дисциплин, которые бы способствовали развитию в будущем учителе именно его творческой основы.

Каким я хочу видеть учителя?
В процессе подготовки к педсовету было проведено исследование среди детей. Исследование проводилось в форме сочинения на тему: «Каким я хочу видеть своего учителя».

- «Я хотела бы видеть своего учителя всегда в хорошем настроении.»

- «В меру строгим».

- «Чтобы был справедлив».

- «С чувством юмора».

- «Я хочу, чтобы учитель был добрым, затейливым, умел общаться с детьми и просто был хорошим другом.»

- «Он должен быть ответственен, профессионально знающий свою работу, а

также честным и добрым»

- «Своего учителя я хочу видеть добрым и понимающим. Эти два качества,

по – моему мнению, являются самыми главными. Ведь если от учителя

будет исходить искренняя теплота, доброта, то от этого у учеников будет

позитивный настрой на урок»

- «Я хочу видеть своего учителя, чтобы он относился к ученикам с
уважением, добрым»


Релаксация по итогам педагогического совета.
Анкетирование по итогам проведения педсовета.

1. Актуальна ли была для вас тема педсовета?
А) Да, очень актуальна.
Б) В целом, актуальна.
В ) Не очень актуальна.
Г) Неактуальна.
Д) Затрудняюсь ответить

Как Вы оцениваете содержательное наполнение педагогического совета:

А) Очень содержательный.
Б) В целом, содержательный.
Г) Не очень содержательный.
Д) Совершенно не содержательный.

3. Удовлетворены ли вы работой педсовета?
А) Да.
Б) В целом, удовлетворена.
Г) Не очень удовлетворена.
Д) Не удовлетворена.


4. Что дал педсовет лично Вам?

А) Новый взгляд на проблему.
Б) Новые задания.
В) Новые педагогические и методические решения.
Г) Возможность поделиться личным опытом.
Д) Ничего не дал.
Е) Другое.

5.Ваши пожелания, предложения, замечания.
Литература
Баранова М.Я. Материалы педагогических советов – М., Просвещение, 2006
Романдина В.И. Справочник завуча.– М., Просвещение, 2005
Лизинский М.Н. Проведение педагогических советов- М., Просвещение, 2000












13PAGE 15


13PAGE 141415



Наличие познавательного интереса
и положительной мотивации к учению



положительной мотивации кучению

Педагогические критерии успешности

Учёт индивидуальных особенностей ученика

Позитивное взаимоотношение в системе «учитель»- «ученик»



«Личность педагога
в современной школе.
Авторитет учителя:
из чего он складывается
и от чего зависит" Заголовок 1 Заголовок 215