Программа дополнительного образования Путь к успеху 
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Ягельная средняя общеобразовательная школа»
СОГЛАСОВАНО:                                                         УТВЕРЖДАЮ:
Научно- методическим советом                                  Директор 
«___»____________2014г.                                        «___»_____________2014г.                                                                                     
                                                                                        _________Н.Н.Шмыкова
 ПРОГРАММА
Дополнительного образования
Путь к успеху
Возраст детей, на который рассчитана программа, 13-14 лет
Срок реализации – 1 год
                                                                   Составитель:
                                                                       Сусина Ирина Григорьевна,                учитель русского языка и литературы  								                                                                                                                                                                                      
п.Ягельный
2014/2015 учебный год
Пояснительная записка.
    Подростковый, юношеский возраст - это самостоятельный период развития человека. Период, когда ребята стараются жить, познавать самостоятельно и ни от кого не зависеть. Познание самого себя «Я – личность» невозможно в изолированном пространстве, вне общества и общения. «Человек по природе есть существо общественное», - сказал Аристотель. «Я» формируется в деятельности и общении. «Я» оценивается субъектом в Я-концепции, образуя ядро человеческой личности, его успешность. Индивидуальность человека характеризуется его социально-значимыми отличиями от других людей. Уверенность в собственных силах поможет подросткам реализовать свои возможности и стать успешными в будущей взрослой жизни.
      Успешность
     Основой воспитания гражданственности является вовлечение подростков в разрешение тех реальных проблем, которые стоят перед нашим обществом.  Для приобретения подростками  навыков и ценностей, необходимых для эффективного вхождения  в жизнь своего сообщества, нужно дать им возможность познакомиться с этими ценностями на практике.
    Занятия по программе «Путь к успеху» позволят создать условия для самореализации личности подростка и организовать пространство деятельности для повышения его социальной активности в конкретном коллективе, образовательном учреждении.
   От того, какие ценности будут сформированы у подростков сегодня, насколько молодые люди будут готовы к новому типу социальных отношений, зависит путь развития общества в настоящее время и будущем.
  Целью данной программы является формирование разносторонне развитой личности обучающегося, содействие его социализации в новых экономических и политических условиях развития современного общества через формирование навыков  эффективной коммуникации.
Задачи образовательной деятельности:
Учебные задачи:
Научить нормам этики взаимоотношений и культуры общения;
Научить методам работы в коллективе и с коллективом;
Научить способам внутреннего самоуправления и  
     самосовершенствования.
Научить искусству понимания себя и окружающих  (самопознание,
     самоопределение и самооценка, познание себя через коллектив);
Развивающие задачи:     
Развитие личных качеств, физических  и психических процессов;
Развитие коммуникативных способностей, отражающих социальную сторону развития личности, умение адаптироваться к окружающей среде;
Развитие практических навыков поведения в сфере общения;
Развитие интеллектуальных и творческих способностей. Активизация познавательной деятельности.
Воспитательные задачи:
Формирование ценностных ориентацией в социальной среде и отношений между людьми различных социальных групп, между людьми в приоритетах человеческих ценностей;
Формирование социальной направленности мотивов проявления инициативы, творческой активности;
Формирование способности самостоятельной работы, умения делать выбор и нести ответственность за него;
Создание в рамках программы ситуаций и поля успеха деятельности обучающихся.
Предполагаемые результаты деятельности по программе:
  Данная программа повысит уровень развития личности. Поможет обучающимся развить в себе способность к самообразованию и самопознанию путем анализа и обсуждения сделанного. Крайне важно, чтобы обучающиеся знали свои сильные и слабые стороны, могли учиться на своих ошибках и в результате становиться более преуспевающими людьми.  	
2 Учебно - тематический план.     	
Название темы
Теорет. часов
Практ.часов
«Самопознание»
28
10
«Социальная практика»
60
46
ИТОГО: 144 часа
88
56
3 Содержание программы.
1.Раздел «Самопознание».
Вводное
Представление программы, правила работы.
Составление документов: ожидания, соглашения.
Игры и упражнения на тактильный контакт, знакомство  в  группе.
Определение сплочённости группы. Анкетирование.
   1.2 Личность и коллектив.
Понятие «Личность». Влияние социальной среды на развитие личности; Упражнение «Карта путешествий»
Тренинги  группового взаимодействия. Основная цель и правила проведения тренинга. Анализ тренинга. Творческая работа по конструированию игр на взаимодействие в группе.
«Познай себя». Упражнения на самопознания.
Игры на логическое мышление и творческое воображение.
 1.3 Роль личности в социальной среде.
Поведение и установки.
Эмоции и личность.
Игра « Я – человек».
1.4 Методы анализа в группе.
Технология  формирования групп. Работа с группой -  основные требования.
Определение роста сплочённости группы.
Определение эмоционального состояния членов группы.
Анализ проведённых дел.
            1.5 Искусство общения.
Общение как средство взаимоотношений.
Виды и средства общения.
Уровни общения. Межличностное общение.
Подготовка и проведение упражнений на общение.
2 . Раздел «Социальная практика»
2.1 Лидерство в современном понимании.
Портрет лидера.
Игра на взаимодействие:  рисование лидера.
Игра на определение лидера в группе.
Обсуждение итогов работы группы.
2.2 Конфликты.
Общее понятие о конфликте.
Практика разрешения конфликтных ситуаций.
Проработка конфликтов (упражнения).
Итоги работы группы (обсуждение).
2.3 Практика взаимодействия.
Взаимоотношения в группе.
Решение проблем.
Потребность общения с самим собой и с партнёром. Упражнение на общение «Дерево».
2.4 Личность и общество.
Влияние социальной среды на развитие личности.
Поведение человека в различных ситуациях.
Эмоциональное состояние личности.
Игра на взаимодействие «Стулья»
Итоги работы в группе.
2.5 Роль комфортного поведения в развитии личности человека
Самореализация в группе.
Искусство импровизации.
2.6 Личностный рост. Мой успех.
Личностный рост  -  анкетирование.
Сравнение  результатов.
Замер уровня роста группы.
Игра на взаимодействие  «Портрет группы».
Наши мнения  -  свободный микрофон.
Выработка «Формулы Успеха».
4 Общая характеристика программы
       Программа реализуется  на  двух этапах: «Самопознание», «Социальная практика».
     	На занятиях первого этапа обучения ребята проходят основной курс программы  -  «Самопознание». Учащиеся находят ответы на вопросы «Какой Я?» «Что я должен знать, уметь, каким быть, чтобы стать успешным в будущей взрослой жизни?» Ученикам помогают выяснить основные качества личности, связанные с понятием «Успешность». С помощью упражнений, направленных на снятие напряжение и взаимодействие начинается работа команды. Работа в группе основывается на признании ценности другого человека, его мнений и  интересов через практику взаимодействия: Я – Другой.
   	Вторым этапом является «Социальная практика», которая имеет два уровня реализации: 1) формирование знаний, умений и навыков ведущих малых групп;       2) непосредственно практика. В процессе реализации «Социальной практики»  обучающиеся знакомятся с методикой ведения занятий малой группы и их анализа, учатся прослеживать и корректировать динамику личностного и группового роста, знакомятся с методикой проведения тренингов, упражнений  на взаимодействие, игр, учатся выступать на разных аудиториях, принимать решения с максимально возможным учётом интересов всех участников группы. 
     	Следующий уровень реализации  «Социальной практики» представляет собой отработку на практике полученных знаний в роли ведущего малых групп. Уровень погружения в предметную деятельность осуществляется через социальную практику  в роли организаторов коллективных творческих дел в рамках своего ОУ. Охват обучаемых зависит от количества ведущих, способных работать с группами. Те ведущие, которые еще не способны  работать с группами  самостоятельно, прикрепляются  в группы в качестве  соведущих или стажеров и вторично обучаются конкретно на практике.  На этом этапе  среди ведущих  выделяется следующая группа  -  координаторы программы. Это ребята с  особыми способностями  организаторов, умеющие координировать работу групп,  управлять большим количеством людей, выступать на семинарах, давать анализ работы не только одному человеку и одной группе, но и видеть в целом развитие нескольких групп.  На этом этапе ребята могут участвовать в совершенствовании  программы, предлагать свои упражнения, игры на взаимодействия в группе и т.д.
    Эффективность программы достигается не только доминирующей потребностью личности в обществе, но и благодаря отсутствию участия взрослых в деятельности  обучающихся кроме руководителя программы, что снимет напряжённость, агрессивность обучающихся и поможет снятию  психологических  барьеров, ускорит процесс социализации, а процессы адаптации, рефлексии пойдут на положительном эмоциональном уровне.
   Содержание и формы занятий рассчитаны на то, чтобы помочь обучающимся познать себя, открыть свои возможности, стать интересными, независимыми людьми. Занятия помогут сформировать творческое отношение к окружающему миру, дадут возможность справляться с собственными проблемами, быстро решать задачи и находить контакт с людьми. Важная роль в программе придается  этикету, так  как  без  соблюдения  сложившихся нравственных  норм  во взаимоотношениях между  людьми  невозможны политические, экономические, культурные и семейные отношения.
Работа ведётся в группах, на семинарах, индивидуально. Обучающий цикл
включает в себя обязательное обсуждение по схеме:
                       опыт – эмоции – вывод на жизнь – рефлексия – опыт.
     	Схема реализуется как бы по спирали  и на более высоких уровнях  можно опускать её отдельные звенья. 
 Методическое обеспечение программы.
    Необходимо помещение для занятий с классной доской.   Оснащение в виде вспомогательных материалов, методической  литературы, карт, анкет, канцтоваров,  компьютера, аудио  и  видеоаппаратуры для  тренингов, а также подборка музыки и слайдов.	
Литература 
Браун Л. Имидж – путь к успеху. – СПб: Питер Пресс, 1996. – 288 с.
                                 5  Календарно - тематическое планирование 
Дата
Тема
Контроль ЗУН
Разде « 1 раздел «Самопознание».   (38 ч.)
I четверть
Вводное занятие. Представление программы, правила работы.
Теория -1 час
тест
Составление документов: ожидания, соглашения.
Теория -1 час
Практика -1 час
Игры и упражнения на тактильный контакт, знакомство  в  группе
Практика 1 час
Определение сплочённости группы. Анкетирование
Теория -1 час Практика - 1час
Личность и коллектив.  Понятие «Личность». 
Теория -1 час
викторина
 Влияние социальной среды на развитие личности
Теория -1 час
Упражнение «карта путешествий»
Практика - 1час
Тренинги  группового взаимодействия. Основная цель и правила проведения тренинга.
Теория -1 час Практика - 1час
Анализ тренинга. Творческая работа по конструированию игр на взаимодействие в группе
Практика – 2 часа
Познай себя». Упражнения на самопознания
Теория -1 час Практика - 1час
Игры на логическое мышление и творческое воображение.
Практика -2 часа
Роль личности в социальной среде.
Поведение и установки.
Практика -1час
Ситуационные упражнения
Эмоции и личность
Теория -1 час Практика - 1час
Игра « Я – человек».
Теория -1 час Практика - 1час
Методы анализа в группе.
Технология  формирования групп
Практика -2 часа
Рисунок
Презентация
Диктант 
Викторина 
проектировочная методика 
Работа с группой -  основные требования.
Теория -1 час Практика - 1час
Определение роста сплочённости группы.
Теория -1 час Практика - 1час
Определение эмоционального состояния членов группы.
Практика -2 часа
Анализ проведённых дел.
 Практика - 1час
               Искусство общения.
Общение как средство взаимоотношений
Практика -2 часа
Виды и средства общения
Теория -1 час Практика - 1час
Уровни общения. Межличностное общение.
Теория -1 час
Подготовка и проведение упражнений на общение
Практика -2часа
2 Раздел  «Социальная практика» (106 ч.)
Лидерство в современном понимании.
Портрет лидера.
Теория -4 час Практика - 2час
Игра на взаимодействие:  рисование лидера
Теория -2 час Практика - 2час
Игра на определение лидера в группе.
Теория – 2 час
Практика -2 часа
Обсуждение итогов работы группы
Теория -2 часа 
II четверть
2.2 Конфликты.
Общее понятие о конфликте
Теория -2 час Практика -2 часа
Практика разрешения конфликтных ситуаций
Теория -4 час Практика - 2час
Проработка конфликтов (упражнения).
Теория -2 часа
Практика – 2 часа
Итоги работы группы (обсуждение).
Теория -2  час Практика - 2час
2.3 Практика взаимодействия.
Взаимоотношения в группе
Теория – 2 час
Практика -2 часа
Решение проблем
Теория – 2 час
Практика – 2 часа
Потребность общения с самим собой и с партнёром. 
Теория -2 час Практика - 2час
Упражнение на общение «Дерево»
Теория – 2 час
Практика -2 часа
2.4 Личность и общество.
Влияние социальной среды на развитие личности
Теория – 2 час
Практика -2 часа
Поведение человека в различных ситуациях
Теория -2 час
Практика -2 часа
Эмоциональное состояние личности.
Теория -4час
Практика -2 часа
Игра на взаимодействие «Стулья»
Теория -2 час Практика - 2час
Итоги работы в группе
Теория -2час
Практика -2 
часа
2.5 Роль комфортного поведения в развитии личности человека
Самореализация в группе.
Теория -2 час
Практика -2 часа
Ситуационные упражнения
Искусство импровизации
Теория – 2 час
Практика –2 часа
2.6 Личностный рост. Мой успех.
Личностный рост  -  анкетирование
Теория -2 час Практика - 2час
Группа обратной связи
Сравнение  результатов
Теория -2 час
Замер уровня роста группы.
Теория – 2 час
Практика -2 часа
Игра на взаимодействие  «Портрет группы».
Теория – 2 час
Практика -2 час
Наши мнения  -  свободный микрофон
Теория – 4 час
Практика -2 час
Выработка «Формулы Успеха».
Теория -4 час
Практика -2 часа
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 315