Программа дополнительного образования Путь к успеху
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Ягельная средняя общеобразовательная школа»
СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
Научно- методическим советом Директор
«___»____________2014г. «___»_____________2014г.
_________Н.Н.Шмыкова
ПРОГРАММА
Дополнительного образования
Путь к успеху
Возраст детей, на который рассчитана программа, 13-14 лет
Срок реализации – 1 год
Составитель:
Сусина Ирина Григорьевна, учитель русского языка и литературы
п.Ягельный
2014/2015 учебный год
Пояснительная записка.
Подростковый, юношеский возраст - это самостоятельный период развития человека. Период, когда ребята стараются жить, познавать самостоятельно и ни от кого не зависеть. Познание самого себя «Я – личность» невозможно в изолированном пространстве, вне общества и общения. «Человек по природе есть существо общественное», - сказал Аристотель. «Я» формируется в деятельности и общении. «Я» оценивается субъектом в Я-концепции, образуя ядро человеческой личности, его успешность. Индивидуальность человека характеризуется его социально-значимыми отличиями от других людей. Уверенность в собственных силах поможет подросткам реализовать свои возможности и стать успешными в будущей взрослой жизни.
Успешность
Основой воспитания гражданственности является вовлечение подростков в разрешение тех реальных проблем, которые стоят перед нашим обществом. Для приобретения подростками навыков и ценностей, необходимых для эффективного вхождения в жизнь своего сообщества, нужно дать им возможность познакомиться с этими ценностями на практике.
Занятия по программе «Путь к успеху» позволят создать условия для самореализации личности подростка и организовать пространство деятельности для повышения его социальной активности в конкретном коллективе, образовательном учреждении.
От того, какие ценности будут сформированы у подростков сегодня, насколько молодые люди будут готовы к новому типу социальных отношений, зависит путь развития общества в настоящее время и будущем.
Целью данной программы является формирование разносторонне развитой личности обучающегося, содействие его социализации в новых экономических и политических условиях развития современного общества через формирование навыков эффективной коммуникации.
Задачи образовательной деятельности:
Учебные задачи:
Научить нормам этики взаимоотношений и культуры общения;
Научить методам работы в коллективе и с коллективом;
Научить способам внутреннего самоуправления и
самосовершенствования.
Научить искусству понимания себя и окружающих (самопознание,
самоопределение и самооценка, познание себя через коллектив);
Развивающие задачи:
Развитие личных качеств, физических и психических процессов;
Развитие коммуникативных способностей, отражающих социальную сторону развития личности, умение адаптироваться к окружающей среде;
Развитие практических навыков поведения в сфере общения;
Развитие интеллектуальных и творческих способностей. Активизация познавательной деятельности.
Воспитательные задачи:
Формирование ценностных ориентацией в социальной среде и отношений между людьми различных социальных групп, между людьми в приоритетах человеческих ценностей;
Формирование социальной направленности мотивов проявления инициативы, творческой активности;
Формирование способности самостоятельной работы, умения делать выбор и нести ответственность за него;
Создание в рамках программы ситуаций и поля успеха деятельности обучающихся.
Предполагаемые результаты деятельности по программе:
Данная программа повысит уровень развития личности. Поможет обучающимся развить в себе способность к самообразованию и самопознанию путем анализа и обсуждения сделанного. Крайне важно, чтобы обучающиеся знали свои сильные и слабые стороны, могли учиться на своих ошибках и в результате становиться более преуспевающими людьми.
2 Учебно - тематический план.
Название темы
Теорет. часов
Практ.часов
«Самопознание»
28
10
«Социальная практика»
60
46
ИТОГО: 144 часа
88
56
3 Содержание программы.
1.Раздел «Самопознание».
Вводное
Представление программы, правила работы.
Составление документов: ожидания, соглашения.
Игры и упражнения на тактильный контакт, знакомство в группе.
Определение сплочённости группы. Анкетирование.
1.2 Личность и коллектив.
Понятие «Личность». Влияние социальной среды на развитие личности; Упражнение «Карта путешествий»
Тренинги группового взаимодействия. Основная цель и правила проведения тренинга. Анализ тренинга. Творческая работа по конструированию игр на взаимодействие в группе.
«Познай себя». Упражнения на самопознания.
Игры на логическое мышление и творческое воображение.
1.3 Роль личности в социальной среде.
Поведение и установки.
Эмоции и личность.
Игра « Я – человек».
1.4 Методы анализа в группе.
Технология формирования групп. Работа с группой - основные требования.
Определение роста сплочённости группы.
Определение эмоционального состояния членов группы.
Анализ проведённых дел.
1.5 Искусство общения.
Общение как средство взаимоотношений.
Виды и средства общения.
Уровни общения. Межличностное общение.
Подготовка и проведение упражнений на общение.
2 . Раздел «Социальная практика»
2.1 Лидерство в современном понимании.
Портрет лидера.
Игра на взаимодействие: рисование лидера.
Игра на определение лидера в группе.
Обсуждение итогов работы группы.
2.2 Конфликты.
Общее понятие о конфликте.
Практика разрешения конфликтных ситуаций.
Проработка конфликтов (упражнения).
Итоги работы группы (обсуждение).
2.3 Практика взаимодействия.
Взаимоотношения в группе.
Решение проблем.
Потребность общения с самим собой и с партнёром. Упражнение на общение «Дерево».
2.4 Личность и общество.
Влияние социальной среды на развитие личности.
Поведение человека в различных ситуациях.
Эмоциональное состояние личности.
Игра на взаимодействие «Стулья»
Итоги работы в группе.
2.5 Роль комфортного поведения в развитии личности человека
Самореализация в группе.
Искусство импровизации.
2.6 Личностный рост. Мой успех.
Личностный рост - анкетирование.
Сравнение результатов.
Замер уровня роста группы.
Игра на взаимодействие «Портрет группы».
Наши мнения - свободный микрофон.
Выработка «Формулы Успеха».
4 Общая характеристика программы
Программа реализуется на двух этапах: «Самопознание», «Социальная практика».
На занятиях первого этапа обучения ребята проходят основной курс программы - «Самопознание». Учащиеся находят ответы на вопросы «Какой Я?» «Что я должен знать, уметь, каким быть, чтобы стать успешным в будущей взрослой жизни?» Ученикам помогают выяснить основные качества личности, связанные с понятием «Успешность». С помощью упражнений, направленных на снятие напряжение и взаимодействие начинается работа команды. Работа в группе основывается на признании ценности другого человека, его мнений и интересов через практику взаимодействия: Я – Другой.
Вторым этапом является «Социальная практика», которая имеет два уровня реализации: 1) формирование знаний, умений и навыков ведущих малых групп; 2) непосредственно практика. В процессе реализации «Социальной практики» обучающиеся знакомятся с методикой ведения занятий малой группы и их анализа, учатся прослеживать и корректировать динамику личностного и группового роста, знакомятся с методикой проведения тренингов, упражнений на взаимодействие, игр, учатся выступать на разных аудиториях, принимать решения с максимально возможным учётом интересов всех участников группы.
Следующий уровень реализации «Социальной практики» представляет собой отработку на практике полученных знаний в роли ведущего малых групп. Уровень погружения в предметную деятельность осуществляется через социальную практику в роли организаторов коллективных творческих дел в рамках своего ОУ. Охват обучаемых зависит от количества ведущих, способных работать с группами. Те ведущие, которые еще не способны работать с группами самостоятельно, прикрепляются в группы в качестве соведущих или стажеров и вторично обучаются конкретно на практике. На этом этапе среди ведущих выделяется следующая группа - координаторы программы. Это ребята с особыми способностями организаторов, умеющие координировать работу групп, управлять большим количеством людей, выступать на семинарах, давать анализ работы не только одному человеку и одной группе, но и видеть в целом развитие нескольких групп. На этом этапе ребята могут участвовать в совершенствовании программы, предлагать свои упражнения, игры на взаимодействия в группе и т.д.
Эффективность программы достигается не только доминирующей потребностью личности в обществе, но и благодаря отсутствию участия взрослых в деятельности обучающихся кроме руководителя программы, что снимет напряжённость, агрессивность обучающихся и поможет снятию психологических барьеров, ускорит процесс социализации, а процессы адаптации, рефлексии пойдут на положительном эмоциональном уровне.
Содержание и формы занятий рассчитаны на то, чтобы помочь обучающимся познать себя, открыть свои возможности, стать интересными, независимыми людьми. Занятия помогут сформировать творческое отношение к окружающему миру, дадут возможность справляться с собственными проблемами, быстро решать задачи и находить контакт с людьми. Важная роль в программе придается этикету, так как без соблюдения сложившихся нравственных норм во взаимоотношениях между людьми невозможны политические, экономические, культурные и семейные отношения.
Работа ведётся в группах, на семинарах, индивидуально. Обучающий цикл
включает в себя обязательное обсуждение по схеме:
опыт – эмоции – вывод на жизнь – рефлексия – опыт.
Схема реализуется как бы по спирали и на более высоких уровнях можно опускать её отдельные звенья.
Методическое обеспечение программы.
Необходимо помещение для занятий с классной доской. Оснащение в виде вспомогательных материалов, методической литературы, карт, анкет, канцтоваров, компьютера, аудио и видеоаппаратуры для тренингов, а также подборка музыки и слайдов.
Литература
Браун Л. Имидж – путь к успеху. – СПб: Питер Пресс, 1996. – 288 с.
5 Календарно - тематическое планирование
Дата
Тема
Контроль ЗУН
Разде « 1 раздел «Самопознание». (38 ч.)
I четверть
Вводное занятие. Представление программы, правила работы.
Теория -1 час
тест
Составление документов: ожидания, соглашения.
Теория -1 час
Практика -1 час
Игры и упражнения на тактильный контакт, знакомство в группе
Практика 1 час
Определение сплочённости группы. Анкетирование
Теория -1 час Практика - 1час
Личность и коллектив. Понятие «Личность».
Теория -1 час
викторина
Влияние социальной среды на развитие личности
Теория -1 час
Упражнение «карта путешествий»
Практика - 1час
Тренинги группового взаимодействия. Основная цель и правила проведения тренинга.
Теория -1 час Практика - 1час
Анализ тренинга. Творческая работа по конструированию игр на взаимодействие в группе
Практика – 2 часа
Познай себя». Упражнения на самопознания
Теория -1 час Практика - 1час
Игры на логическое мышление и творческое воображение.
Практика -2 часа
Роль личности в социальной среде.
Поведение и установки.
Практика -1час
Ситуационные упражнения
Эмоции и личность
Теория -1 час Практика - 1час
Игра « Я – человек».
Теория -1 час Практика - 1час
Методы анализа в группе.
Технология формирования групп
Практика -2 часа
Рисунок
Презентация
Диктант
Викторина
проектировочная методика
Работа с группой - основные требования.
Теория -1 час Практика - 1час
Определение роста сплочённости группы.
Теория -1 час Практика - 1час
Определение эмоционального состояния членов группы.
Практика -2 часа
Анализ проведённых дел.
Практика - 1час
Искусство общения.
Общение как средство взаимоотношений
Практика -2 часа
Виды и средства общения
Теория -1 час Практика - 1час
Уровни общения. Межличностное общение.
Теория -1 час
Подготовка и проведение упражнений на общение
Практика -2часа
2 Раздел «Социальная практика» (106 ч.)
Лидерство в современном понимании.
Портрет лидера.
Теория -4 час Практика - 2час
Игра на взаимодействие: рисование лидера
Теория -2 час Практика - 2час
Игра на определение лидера в группе.
Теория – 2 час
Практика -2 часа
Обсуждение итогов работы группы
Теория -2 часа
II четверть
2.2 Конфликты.
Общее понятие о конфликте
Теория -2 час Практика -2 часа
Практика разрешения конфликтных ситуаций
Теория -4 час Практика - 2час
Проработка конфликтов (упражнения).
Теория -2 часа
Практика – 2 часа
Итоги работы группы (обсуждение).
Теория -2 час Практика - 2час
2.3 Практика взаимодействия.
Взаимоотношения в группе
Теория – 2 час
Практика -2 часа
Решение проблем
Теория – 2 час
Практика – 2 часа
Потребность общения с самим собой и с партнёром.
Теория -2 час Практика - 2час
Упражнение на общение «Дерево»
Теория – 2 час
Практика -2 часа
2.4 Личность и общество.
Влияние социальной среды на развитие личности
Теория – 2 час
Практика -2 часа
Поведение человека в различных ситуациях
Теория -2 час
Практика -2 часа
Эмоциональное состояние личности.
Теория -4час
Практика -2 часа
Игра на взаимодействие «Стулья»
Теория -2 час Практика - 2час
Итоги работы в группе
Теория -2час
Практика -2
часа
2.5 Роль комфортного поведения в развитии личности человека
Самореализация в группе.
Теория -2 час
Практика -2 часа
Ситуационные упражнения
Искусство импровизации
Теория – 2 час
Практика –2 часа
2.6 Личностный рост. Мой успех.
Личностный рост - анкетирование
Теория -2 час Практика - 2час
Группа обратной связи
Сравнение результатов
Теория -2 час
Замер уровня роста группы.
Теория – 2 час
Практика -2 часа
Игра на взаимодействие «Портрет группы».
Теория – 2 час
Практика -2 час
Наши мнения - свободный микрофон
Теория – 4 час
Практика -2 час
Выработка «Формулы Успеха».
Теория -4 час
Практика -2 часа
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 315