Образовательная программа дополнительного образования детей творческого объединения «ПУТЬ К УСПЕХУ»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Новоселковская средняя школа









ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
дополнительного образования детей
творческого объединения
«ПУТЬ К УСПЕХУ»
Направленность – социально-педагогическая
Программа рассчитана на 3 года обучения
Возраст обучающихся: 12-14 лет
Руководитель – Макеева Ольга Владимировна
учитель английского языка
I квалификационной категории


Бебяево
2015


Пояснительная записка.
Образовательная программа курса «Путь к успеху» может использоваться для организации дополнительного образования учащихся среднего звена в течение трёх лет.
Модернизация Российского государства, внедрение новых образовательных стандартов требуют, чтобы система образования содействовала формированию личности выпускника школы, готового к учебному сотрудничеству, способного осуществлять исследовательскую, проектную и информационную деятельность. Такие виды деятельности всегда связаны с личной инициативой школьника, поиском им нестандартных решений, с риском выбора, преобразованием ситуации, складывающейся в окружающем его социуме, с персональной ответственностью перед группой сверстников, педагогами, родителями.
Направленность программы – социально-педагогическая. В основе программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, переход к стратегии социального проектирования, ориентацию на результаты образования, признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества и позволяет выстроить индивидуальные образовательные траектории и траектории индивидуального развития каждого обучающегося, обеспечивая рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития. Уровень освоения ОП – общекультурный.
В программе заложены образовательные технологии критического мышления, обучения в сотрудничестве, проектной деятельности и ИКТ.
Основы информационно-коммуникационных технологий. Под грамотностью в области технологий подразумевается умение использовать компьютерные технологии для общения, решения проблем, сбора, организации и распространения информации. Данный курс позволит учащимся получить практические навыки работы с разнообразными компьютерными программами. У них появится возможность использовать компьютер не только для поиска информации в Интернете, но также для того, чтобы рисовать, писать, решать математические задачи и создавать презентации.
Критическое мышление. Развитие критического мышления предполагает умение решать проблемы с использованием всевозможных путей. Например, работая над заданиями и проектом, учащиеся будут планировать, проверять, анализировать и обсуждать свою работу.
Сотрудничество. Воспитание культуры сотрудничества предполагает умение работать в команде, а именно совместную работу над решением поставленной задачи.
Данный курс способствует развитию различных видов сотрудничества. Учащиеся будут не только работать вдвоем с одним учебником, но и пользоваться одним компьютером, совместно выполняя задания и проекты. Это значит, что у каждого учащегося появится возможность действовать в паре с партнером, который поможет ему учиться, решать поставленные задачи и творить.
Ключевые идеи и принципы
Ведущие идеи курса критическое мышление, сотрудничество, метод проектов, ИКТ-грамотность созвучны с требованиями, которые предъявляются обществом к современному образованию и заложены в ФГОС НОО.
Модульный принцип. Программа состоит из логически завершенных учебных элементов модулей, содержащих детально разработанное методическое обеспечение, адресованное учителю и учащемуся; учебные материалы, необходимые для освоения модуля (включая задания для самоконтроля); процедуру контроля усвоения содержания обучения, включенного в модуль.
Принцип единства группового и индивидуального обучения. Предполагает оптимальное сочетание общения, взаимодействия и индивидуализации, обеспечивающих социализацию и развитие личности.
Принцип доступности и посильности обучения. Предполагает дифференцированный подбор учебного материала и построение учебного процесса таким образом, чтобы у учащихся появлялось желание преодолеть трудности и пережить радость успеха, достижения.
Принцип самостоятельности. Предусматривает специальные упражнения, открывающие возможность работы с каждой новой компьютерной технологией и помогающие ребенку научиться самостоятельно знакомиться с нею и получать удовольствие от новых открытий.
Принцип целостности. Развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.
Новизна и актуальность программы.
Программа курса «Путь к успеху» формирует у школьника основы проектной и исследовательской деятельности. Сквозной темой курса является история родного края. Материал подбирается на английском и русском языках. Программа обращает внимание ребёнка на то, что находиться вокруг него, учит видеть проблемы и помогает в их решении.
Цель курса:
Формирование ключевых компетенций у учащихся посредством интеграции самостоятельной познавательной исследовательской деятельности, направленной на исследование актуальных социальных проблем России.
Задачи курса:
1) Обучающая: развитие у школьников умений и навыков исследовательской и проектной деятельности; формирование и повышение грамотности в области информационно-коммуникационных технологий; формирование личностных и метапредметных универсальных действий через исследовательскую деятельность.
2) Развивающая: развитие внимания, мышления и воображения.
3) Воспитательная: воспитание интереса к окружающей среде и родному краю; развитие навыков командной работы, сотрудничества с учащимися и педагогом.
Особенности программы
Программа рассчитана на детей, не имеющих или имеющих незначительный, первичный опыт работы с персональным компьютером.
Обучение программным продуктам носит исключительно практический характер и строится на потребностях в конкретных знаниях, возникающих у ребенка при выполнении практических заданий. Дети впервые получают возможность использовать компьютер в качестве инструмента для выполнения самых разных видов работ.
Важнейшим аспектом программы является обучение навыкам самостоятельной работы учащихся, в том числе поиску необходимой для выполнения заданий информации в «Практическом руководстве».
Специальные этапы занятий направлены на то, чтобы ребенок не боялся исследовать возможности компьютера, совершать ошибки, делать выбор.
Обучение выполнению заданий основано на строгом алгоритме планирование, работа над заданием, проверка, обсуждение. Причем работа над заданием также ведется по строго определенному алгоритму (шагам), сочетающему поиск нужной информации, работу с компьютером, выбор наиболее подходящих вариантов, творчество и дополнительные возможности.
В основе всех заданий и проектов лежит тема России и родного края, иначе говоря, окружающего ребенка жизненного пространства школы, двора, поселка, микрорайона.
Содержание итоговых проектов носит социальный характер. Дети учатся видеть и помогать решать проблемы родного края.
Навыки работы с программными продуктами, полученные при выполнении практических заданий, легко переносятся на выполнение самых разнообразных работ на уроках по любому предмету.
Умение пользоваться справочным пособием «Практическое руководство» позволяет детям самостоятельно продолжать знакомство с ресурсами Microsoft Office (OpenOffice) и использовать их при выполнении работ более сложного уровня за рамками данной программы.
Строгий алгоритм работы над заданиями, продуманный и простой механизм поиска необходимой информации, методика обучения самостоятельной работе помогают учителю, еще не очень уверенно владеющему компьютерными технологиями, учиться вместе с детьми, осваивать продукты Microsoft Office (OpenOffice) в том числе и для решения задач за рамками данной программы.
Программа построена таким образом, что дети выполняют законченные работы уже на первых занятиях, что очень важно, поскольку ждать отложенного результата обучения им, как известно, очень трудно.
Программа позволяет при соблюдении технологии и алгоритма выполнения заданий свободно варьировать ее продолжительность в зависимости от условий и возможностей образовательного учреждения.
Ребенок учится самостоятельно оценивать свою работу. Строгие и четкие критерии оценки выполнения задания и проекта известны ученику еще до начала работы. Объективность критериев приводит к тому, что собственная оценка ученика практически никогда не расходится с оценкой учителя.
Возраст воспитанников.
В образовательный процесс школы включаются обучающиеся 12-14 лет.
Сроки реализации программы.
Программа «Путь к успеху» может быть внедрена в программу внеурочной деятельности (кружка) в объеме 36 часов в год; продолжительность обучения 3 года.

Формы и режим занятий
Образовательное учреждение самостоятельно решает вопросы формирования и наполняемости групп. В соответствии с пунктом 1.6 раздела I «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПин 2.4.4 1251-03 (Постановление от 03 апреля 2003 г. №27) «в учреждениях дополнительного образования детей наполняемость групп не рекомендуется превышать 15 детей». Учащиеся, работая в парах, используют компьютерные технологии и навыки критического мышления для выполнения множества заданий. На последних занятиях учащиеся, работая в малых группах по 35 человек, выполняют итоговые проекты, в которых они воплощают свои идеи и предлагают пути решения различных проблем родного края на основе использования технологий. Все задания и проекты, которые выбирают учащиеся, требуют планирования, создания, проверки и обсуждения идей и результатов работы с другими участниками.
Режим занятий: 1 год обучения: 36 часов, 1 раз в неделю по 1 часу; 2 год обучения: 36 часов, 1 раз в неделю по 1 часу; 3 год обучения: 36 часов, 1 раз в неделю по 1 часу.

Ожидаемые результаты освоения программы
В результате реализации программы будут сформированы личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия.

Личностные результаты формируются по трем уровням.
приобретение школьниками социального знания и первичного понимания социальной реальности в повседневной жизни: знаний о правилах поведения в обществе, основах разработки социальных проектов, правилах конструктивной групповом работы;
получение опыта ценностного отношения к социальной реальности в целом;
получение опыта самостоятельного общественного поведения, общественного взаимодействуя и сотрудничества со сверстниками и взрослыми в социальном пространстве, опыта добровольческой деятельности, самоорганизации.

Регулятивные действия:
регулировать процесс выполнения исследования; четко выполнять требования познавательной задачи;
самостоятельно формулировать познавательную цель;
осуществлять целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно;
уметь планировать работу до ее начала (планирующий самоконтроль).

Познавательные действия:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
структурирование знаний;
осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
умение осуществлять синтез как составление целого из частей;
умение проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
умение устанавливать причинно-следственные связи;
умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
умение осуществлять доказательство;
выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные действия:
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
уметь формулировать собственное мнение и позицию;
уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
постановка вопросов инициативное сотрудничество в поиске и отборе информации.
Формы подведения итогов реализации программы
Подведение итогов освоения дополнительной образовательной программы детских объединений проводится 1-2 раза в учебном году: в 1-м полугодии - промежуточная, во 2- полугодии - итоговая. Проведение итогового занятия учитывается при составлении рабочего календарно-тематического плана. Сроки подведения итогов освоения дополнительной образовательной программы: в 1- м полугодии – декабрь, во 2- м полугодии апрель - май.
Формы подведения итогов освоения дополнительной образовательной программы:
1. Итоговое занятие: доклад, защита творческих проектов и работ.
2. Итоговые мероприятия: защита проектных работ, выставка (представляется лучшая работа за учебный год каждого обучающегося), конкурс.








Методическое обеспечение образовательной программы
Дидактический материал:
1. Плакаты, фотографии
2. Дидактические карточки
3. Аудиозаписи
4. Двуязычные словари
5. Алфавит
6. Грамматические таблицы к основным разделам грамматического материала в демонстрационном (настенном) виде и на электронных носителях

Техническое оснащение занятий:
Интерактивная доска.
Мультимедийный проектор.
Компьютер.
Классная доска с магнитной поверхностью.
Лингафонный кабинет.



ЛИТЕРАТУРА
Алексеев, Н. Г. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся / Н. Г. Алексеев, А. В. Леонтович, Л. Ф. Фомина / / Исследовательская работа школьников. 2001. № 1.
Елизарова, Е. М. Новые и старые подходы к системе общего развития Л. В. Занкова / Е. М. Елизарова. М.: Изд. «Панорама», 2006.
Зверева, М. В. Изучение развития учащихся учителем / М. В. Зверева. Самара, 1992. 325 с.
Как проектировать универсальные учебные действия / под ред. А. Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2011.
5. Программа Intel «Путь к успеху» // «Технологии и местное сообщество». 2006 2007 гг.
6. Фаин, Т. А. Поэтапные действия по формированию исследовательской культуры школьников / Т. А. Файн / / Практика административной работы в школе. 2004. № 1.
7. Якиманская, И. С. Развивающее обучение / И. С. Якиманская. М., 1979. 260 с.
8. Ялышева, Л. В. Исследовательская деятельность условие развития творческой личности / Л. В. Ялышева. М. 2003. С. 1124.

















Директору МБОУ
Новоселковская СШ
Коришевой Е.Б.
от _____________________________
Заявление
Прошу Вас зачислить меня ______________________________________ (ФИ ученика), обучающего(-ую)ся __________ класса в творческое объединение «Путь к успеху».
Занятия обязуюсь посещать.
Дата ___________ Подпись: ________________


Директору МБОУ
Новоселковская СШ
Коришевой Е.Б.
от _____________________________
Заявление
Прошу Вас зачислить меня ______________________________________ (ФИ ученика), обучающего(-ую)ся __________ класса в творческое объединение «Путь к успеху».
Занятия обязуюсь посещать.
Дата ___________ Подпись: ________________

Директору МБОУ
Новоселковская СШ
Коришевой Е.Б.
от _____________________________
Заявление
Прошу Вас зачислить меня ______________________________________ (ФИ ученика), обучающего(-ую)ся __________ класса в творческое объединение «Путь к успеху».
Занятия обязуюсь посещать.
Дата ___________ Подпись: ________________









13PAGE \* MERGEFORMAT14715