ДЕЛОВАЯ ИГРА по теории управления (ОЦЕНКА КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЕНЕДЖЕРА)
ДЕЛОВАЯ ИГРА ОЦЕНКА КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЕНЕДЖЕРАОбоснование темы ситуации
Любой руководитель значительную часть своего рабочего времени тратит на деловое общение. Поэтому важным профессиональным качеством является умение поддерживать отношения с людьми независимо от личных пристрастий. Руководитель должен контролировать свое поведение, чтобы негативное восприятие кого-либо не влияло отрицательно на его взаимоотношения с подчиненными в целом, а положительное – являлось дополнительным стимулом повышения активности всего коллектива.
Предлагаемая ситуация, с одной стороны, способствует развитию коммуникативных способностей человека, а с другой – позволяет оценить их возможности на сегодняшний день.
Цель работыОвладение навыками коллективной работы, тренинг делового общения, ведения дискуссий и принятия решений.
Выявление различных точек зрения на поставленную проблему и пути ее разрешения.
Проверка уровня коммуникативных способностей слушателей.
Тренировка навыка аналитического мышления, связанного с системным подходом к решению управленческих проблем.
Содержание работыВыявление коммуникативных способностей людей в процессе дискуссии по обозначенной проблеме, оценка навыков их аналитического мышления в процессе рассмотрения нижеуказанной ситуации.
Исходные данные
Россию часто называют сырьевым придатком Запада. Это обусловлено тем, что мы больше продаем сырье, а не готовый продукт. Например, продаем Японии лес, а выгоднее (в два-три раза) продавать доски, собранные в пакет, а еще лучше – щитовые дома, мебель и т.д.То же самое мы делаем с золотом – расплачиваемся за наши долги золотыми слитками! Почему эти слитки не перерабатываются? Почему не продаются ювелирные изделия? У нас недостаточно мощностей для глубокой переработки нефти, поэтому мы в основном продаем ее в сыром виде, закупаем за границей смазочные масла и платим за это валюту. Разве на валюту, полученную от продажи нефти, нельзя было построить десятки заводов по ее переработке?
Из-за отсутствия сервисного обслуживания некоторые виды поставляемых за рубеж изделий, например холодильники в Великобританию, мы вынуждены продавать намного дешевле.
Аналогичная картина в отношении некоторых марок отечественных часов. Прекрасные по качеству часовые механизмы, но с низким уровнем дизайна закупают фирмы многих стран, меняют в них корпус и циферблат и перепродают уже по более высокой цене.
Ход выполнения работыИз числа слушателей создается экспертный совет (3 чел.).
Учебная группа разбивается на комитеты (5-6 чел.), в каждом из них избирается председатель.
Краткие выводы и оформление отчета по лабораторной работе.
Методические указания к работеВнимательно изучить изложенные точки зрения и сформулировать четыре ответа на вопрос: «Почему это делается (делалось)?» Работа в комитетах:
а) каждый участник оценивает ситуацию и самостоятельно отвечает на вопрос: «Почему?». Ответы следует записывать на отдельном листе. Они должны соответствовать дискретной форме (одно-два слова);
б) председатель комитета собирает листы с ответами и начинает обсуждение;
в) в результате обсуждения отбирают три-четыре ответа. Председатели комитетов докладывают об итогах работы. В обсуждении докладов и принятии решений участвуют все слушатели.
Оценка деятельности команд
1. Члены экспертного совета оценивают коммуникативные способности каждого участника по предлагаемой шкале (таблице 1), на каждой строке которой отмечается соответствующий балл – ставится крестик.
2. Путем соединения всех крестиков вычерчивается график коммуникативных способностей.
3. Подсчитывается общая сумма баллов. Результат меньше 40 показывает низкую способность, больше 70 – высокую.
Таблица 1
Шкала оценки участника групповой работы
Умение убеждать 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Неумение убеждать
Способность к сотрудничеству 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Неспособность к сотрудничеству
Адаптация в новой ситуации 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Неспособность к адаптации в новой ситуации
Самоконтроль 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Несдержанность
Умение владеть речью 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Неумение владеть речью
Словарный запас 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Недостаточный словарный запас
Умение слушать собеседника 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Неумение слушать собеседника
Способность к творческому мышлению 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Отсутствие творческого мышления
Умение аргументировать свои выводы 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Неумение аргументировать свои выводы
Этичность поведения 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Неэтичность поведения
По результатам анализа и сравнительной оценки результатов принятия решений студент должен написать краткие выводы и рекомендации.