Образовательная программа дополнительного образования детей «ПУТЬ К УСПЕХУ»


Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Детско-юношеский центр»
Рассмотрена на заседании
научно-методического совета МАОУ ДОД ДЮЦ от 29 августа 2014 года
протокол №1 Утверждена
приказом директора
МАОУ ДОД ДЮЦ
от 29 августа 2014 года
№ 22-о
Образовательная программа
дополнительного образования детей
«ПУТЬ К УСПЕХУ»
Вид программы модифицированная
Направленность социально-педагогическая
Форма организации клуб «Удачник»
Срок реализации 1 год
Возраст обучающихся 12-14 лет
Составитель: Кассис Светлана Николаевна,
заместитель директора по учебно-воспитательной работе
Салехард, 2014
Пояснительная записка
Программа социально-педагогической направленности «Путь к успеху» составлена на основе Бурмистрова Е., Косолапова Л. Метод быстрого снятия сильного эмоционального и физического напряжения, Прихожан А.М. Психология неудачника, Ян Макдермот, Венди Яго Практический курс НЛП. Психотехнологии успеха.
Программа курса «Путь к успеху» предназначена для работы с обучающимися 12-14 лет. Срок реализации программы в течение одного года. Общее количество часов – 68. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа.
В предлагаемой программе авторы старались учитывать особенности старшего подросткового возраста, соотносимого с обучением в 7- 9 классах. Важнейшей задачей этого жизненного этапа является поиск себя, узнавание своего Я. Подросток словно заново знакомится с собой, делает открытие, что Я – это не только внешние характеристики, но и неповторимый внутренний мир с уникальными мыслями, чувствами, надеждами, желаниями. Это период активного осмысления своих возможностей, как физических, так и психических. Не случайно именно в этом возрасте подростки склонны к рискованному поведению.
Подростки, вступившие в пору серьезного возрастного кризиса, сталкиваются при этом с валом школьных и внешкольных обязанностей, с острой нехваткой времени, часто конфликтующие друг с другом, родителями и учителями, не имеющие достаточного жизненного опыта, чтобы владеть собственными эмоциями и предвидеть последствия собственного поведения, - являются мишенью сильнейшего стресса. Этот стресс, незаметный на первый взгляд, становится постоянным фоном их жизни и разрушает их психологическое благополучие и здоровье. Как часто приходится сталкиваться с раздражением, агрессивностью, вспыльчивостью или, наоборот, замкнутостью, апатией, плаксивостью подростков.
Слыша от взрослых замечания по поводу своей лени, плохого поведения, низкой успеваемости, отсутствия интересов, дети верят в то, что они ленивые, нерадивые… и думают, что они виноваты в этом сами. Часто они не обращаются за помощью, считая, что им не помогут. Иногда они просто не могут сформулировать, в чем их проблема. А между тем, результатом плохой адаптации к стрессу являются физические и психологические осложнения. Они могут носить весьма серьезный характер и преследовать детей до взрослого возраста.
Опыт, который подростки приобретут на предлагаемых занятиях, поможет им научиться справляться со стрессом, прогнозировать результаты своего поведения, конструктивно взаимодействовать с окружающими. В занятиях в интерактивной форме дается доступный теоретический материал, и прорабатываются типичные ситуации, связанные со стрессовыми переживаниями подростков этого возраста.
Преподавание данного курса представляется актуальным. Не секрет, что большинство обучающихся испытывают стресс во время подготовки и сдачи экзаменов. Данный курс научит ребят, как избежать стресса во время экзамена.
Цель курса: отработка стратегии и тактики поведения в период подготовки к государственному экзамену.
Задачи:
Обучить обучающихся навыкам саморегуляции.
Обучить ставить позитивные цели и достигать их.
Обучить обучающихся правилам развития внимания, памяти.
Обучить стратегии поведения в ситуации конфликта.
Развить коммуникативные умения учащегося.
Методы: групповая дискуссия, игровые методы, медитативные техники, арт-терапевтические методы.
Программа курса «Путь к успеху» по функциональному назначению предполагает обучению обучающихся системе релаксационных и кинезиологических упражнений.
Программа включает новые для обучающихся знания: как подготовиться к экзамену психологически, как разрядить негативные эмоции, не содержащиеся в базовых программах.
По мотивирующему потенциалу — программа «Путь к успеху» содержит знания, вызывающие познавательный интерес обучающихся: анализ причин возникшей тревоги, поиск индивидуальных и общих способов ее преодоления, и представляющие ценность для их личностного развития, самоопределения социализации в дальнейшей жизни.
По полноте содержания - программа содержит все знания, необходимые для достижения запланированных в ней целей обучения: упражнения и задания интеллектуальной направленности, которые помогут учащимся, справится с излишней тревожностью и выработать способы конструктивного взаимодействия с различными людьми в условиях экзамена, конкурсного отбора, публичного представления работы, учебной и профессиональной конкуренции.
По выбору методов обучения - групповая дискуссия, игровые методы, медитативные техники, арт-терапевтические методы. Методы обучения соответствуют поставленным в программе целям.
При подведении итогов учащиеся анализируют особенности хода занятие, выделяют наиболее удачные и неудачные моменты, высказывают свою точку зрения по поводу изучавшегося материала, подчеркивают наиболее интересную для них информацию, высказывают пожелания относительно проведения следующих занятий. Это позволяет преподавателю получать своевременную обратную связь и учитывать особенности и потребности конкретных учеников в дальнейшей работе. На занятиях осуществляется текущий, устный фронтальный, устный индивидуальный контроль. На заключительном занятии предусмотрен практический контроль.
По реалистичности с точки зрения временных ресурсов - материал программы распределен во времени с учетом его достаточности для качественного изучения учащимися и получения запланированных результатов; устранения возможных при прохождении программы сбоев; использования наиболее эффективных методов обучения.
По эффективности затрат времени на реализацию учебного курса - программой определена такая последовательность изучения знаний, которая является наиболее «коротким путем».
По окончанию курса учащиеся должны знать:
как подготовиться к экзамену психологически;
что делать если устали глаза;
режим дня;
правильное питание;
гигиена умственного труда;
как запомнить большое количество материала;
как развивать память, внимание;
закономерности запоминания;
условия поддержки работоспособности;
правила поведения выпускников на экзамене;
правила поведения во время ответа;
как разрядить негативные эмоции.
По окончанию курса учащиеся должны уметь:
выполнять кинезиологические упражнения на стимуляцию познавательных способностей, развитие координации движений, развитие зрительной памяти;
выполнять упражнения на повышение самооценки;
применять эффективные способы снятия нервно-психического напряжения;
применять упражнения на снятие психофизического напряжения, на групповое; взаимодействие, на развитие чувства эмпатии, на получение обратной связи;
применять упражнение на умение обсуждать свои чувства, повышение самооценки.
Тематический план
№п/п Темы Количество часов Всего
теория практика Мой успех 4 2 6
«Дневник личных достижений» или «Тетрадь успехов» 4 2 6
Сосредоточенность как фактор достижения успеха 2 4 6
Подготовка к экзаменам 4 4 8
Поведение на экзамене 4 4 8
Способы снятия нервно-психического напряжения 4 4 8
"Формула успеха" 4 2 6
Постановка целей для достижения успеха 2 2 4
Стресс 4 4 8
Эмоции и поведение 2 2 4
Мои достижения 4 4
Итого: 34 34 68
Содержание программы
1.Мой успех
Теория
Знакомство с целями и задачами курса. Принятие правил работы в тренинге. Понятия успех/неуспех. Создание положительной мотивации к курсу. Закрепление поведения в соответствии с правилами работы в тренинге.
Практика
Упражнение «Здравствуй!», «Все мы», «Меня зовут... Я люблю себя за то, что...», «Конверты для добрых пожеланий», «Прогулка по ручью», этюд «Согласованные действия».

2.«Дневник личных достижений» или «Тетрадь успехов»
Теория
Самооценка и ее влияние на успешность личности. Формирование позитивного самоотношения, развитие чувства собственного достоинства, осознание значимости и уникальности каждого человека. Работа над собственной Я-концепцией.
Практика
Упражнение на повышение самооценки «Путешествие к своему Я». Упражнение «Минута», «Я – Это...» «Приветствие», «Успех» «Доверяющее падение».
3.Сосредоточенность как фактор достижения успеха
Теория
Особенности внимания. Произвольное и непроизвольное внимание. Внимание и память. Искусство запоминать. Закономерности запоминания. Рекомендации «Как запомнить большое количество материала».
Практика
Диагностика особенностей внимания и памяти. Упражнение «10 слов». Упражнение на развитие произвольности внимания. Игра «Цифровая таблица», «Исчезающая цифра». Тренировка памяти. Упражнение «Что помню?», «Счет до десяти», «Отгадай».
4.Подготовка к экзаменам
Теория
Как подготовиться к экзамену психологически. Гигиена умственного труда. Что делать если устали глаза. Режим дня. Питание. Место для занятий. Условия поддержки работоспособности.
Практика
Кинезиологические упражнения на стимуляцию познавательных способностей, развитие координации движений.
5.Поведение на экзамене
Теория
Правила поведения на экзамене. Рекомендации по поведению до и во время экзаменов. Поведение во время ответа. Публичное выступление. Секреты успешного выступления.
Практика
Тест коммуникативного контроля. Упражнение на развитие факторов, влияющих на успешность приема и передачи информации, на формирование уверенного поведения в момент стресса, на развитие успеха.

6. Способы снятия нервно-психического напряжения
Упражнение на снятие психофизического напряжения. Помочь выпускникам проверить в свои силы. Обучить обучающихся снимать напряжение приемлемым способом. Упражнение на развитие позитивного образа «Я»
Тест на индивидуальные способности. Понятие саморегуляции, эффективные способы снятия нервно-психического напряжения
7."Формула успеха"
Теория
"Что такое успех и почему он человеку необходим?", "Что мешает человеку добиться успеха?", "Как именно ты добиваешься успеха?"
Практика
Механизмы достижения успеха. Упражнение «Я родом из детства»
8.Постановка целей для достижения успеха
Научить грамотной постановке цели в конкретной ситуации. Определить каков желательный результат? Сформулировать промежуточные задачи, на решение которых и направляется свое время, свой талант, энергию и активность
Упражнения. Конкретность. Измеримость. Ориентация на действия. Реалистичность. Привязка к срокам
9.Стресс
Теория
Что такое стресс? Уровни стресса. Когда стресс полезен? Приемы управления стрессом. Рекомендации по снятию психофизического напряжения. Профилактика стресса. «Антистрессовое» питание.
Практика
Тест на выяснение подверженности стрессу. Рекомендации на основе полученных результатов. Упражнение на снятие психофизического напряжения.
10. Эмоции и поведение
Теория
Понятие об эмоциях. Виды и функции эмоций. Влияние эмоций на поведение. Как разрядить негативные эмоции. Памятка на «черный день»
Практика
Учимся распознавать чувства и эмоции. Развитие эмпатии. Принятие своих эмоций.
Упражнение на умение обсуждать свои чувства, повышение самооценки
11. Мои достижения
Практика
Защита профессионального проекта «Секреты моего успеха на экзамене»
Методическое обеспечение программы
Реализация программы направлена на формирование нравственных качеств личности, ответственность и порядочность, культуру, адекватность оценки себя и других людей для успешного вхождения в социокультурное пространство. Развитие навыков общения: умение слушать, передавать информацию с помощью вербальных и невербальных средств, конструктивно разрешать конфликты; развивать коммуникативные способности: рефлексию (умение человека представлять, как его воспринимают другие люди), эмпатию (способность эмоционального восприятия состояния другого человека, сила и глубина сопереживания).
Дидактический материал
Бланки с диагностическим инструментарием.
Набор карточек к теме «Конфликт».
Набор тематических плакатов: «Путь к успеху», «Характер», «Слагаемые успеха», «Психологическая структура личности».
Рекомендации «Как развивать память и внимание».
Рекомендации «Как запомнить большое количество материала».
Памятка "Зарядка для глаз"
Рекомендации по поведению до и во время экзаменов.
Памятка "Приемы снятия нервно-психического напряжения"
Памятка на «черный день»
Диагностический инструментарий:
Метод определения самоотношения (С.Р. Пантилеев)
Исследование личностной ситуативной тревожности (Ч.Д. Спилбергер, адаптация Ю.Л.Ханин)
Оценка умственной работоспособности (Э. Крепелин)
Методика «Таблицы Шульте»
Методика «Оперативная память»
Методика определения кратковременной памяти
Заучивание 10 слов (А.Р. Лурия)
Методика «Путешествие к своему Я»
Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации (Холмс, Раге)
Тест описания поведения К.Томаса (адаптация Н.В.Гришиной)
Оборудование и приборы
Для проведения индивидуальных бесед, коллективных консультаций (небольшими группами) - специально оборудованный кабинет психолога:
Аудио- видеоаппаратура.
Аудиокассеты с записями психотерапевтического характера.
Видеокассеты с записями занятий для обсуждения.
Мягкая мебель.
Диагностический инструментарий:
Кадровый ресурс
Программа рассчитана на проведение занятий профессиональным психологом (педагогом-психологом). Психолог должен владеть активными формами работы, уметь организовывать дискуссии, обсуждения, работу в малых группах, применять технологию группового тренинга. Необходимо создать атмосферу доверия и раскрепощенности, в которой учащиеся смогут свободно высказывать свое мнение, разыгрывать ситуации, ролевые игры, выполнять упражнения. Важным условием реализации целей и задач программы является диалогичность на занятиях, что исключает критические оценки, морализаторство, требует от преподавателя навыков активного слушания, гибкости и творческого подхода при встрече с различными мнениями и высказываниями. Именно психологу, который не ведет обычных занятий, не должен сверять правильность ответов обучающихся с некими стандартами, не связав их восприятии с оценочной деятельностью.
Список литературы для педагога
Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. – М., 2011.
Анцупов А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. – М., 2013.
Бодалев А.А. Личность и общение. – М., 2006.
Бурмистрова Е., Косолапова Л. Метод быстрого снятия сильного эмоционального и физического напряжения. – М. 2011.
Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. – М., 2010.
Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – М., 2008.
Крылов А.А. Психология. М., 2004.
Ларина И.А. Как пережить подростковый кризис. М.,2009.
Мелибруда М. Я-Ты-Мы. – М., 2008.
Профессиональное самоопределение и профессиональная; карьера молодежи: Методика для преподавателя и профконсультанта\ Науч. ред. С.Н. Чистякова, А.Я. Журкина. - М.: Ин-т профессионального самоопределения молодежи – М., 2013.
Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг межличностного общения. М., 1991.
Психология. Словарь/Под ред. Петровского А.В., Ярошевского М.Г. – М., 2011.
Семенова Е.М.Тренинг эмоциональной устойчивости. – М., 2012.
Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. – М., 2010.
Список литературы для обучающихся
Прихожан А.М. Психология неудачника. – М., 2009.
Прощицкая Е.Н. Выбирайте профессию. – М., 2011.
Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. – М., 2011.
Смит М. Тренинг уверенности в себе. – М.2012.
Черникова Т.В., Сукочева Г.А. Старшеклассник без стрессов и тревог. – М. 2011.