Выступление из опыта работы на тему:Приемы восстановления умственной работоспособности ученика дома и на уроке в начальной школе

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Чердаклинская СШ №2



Приёмы восстановления умственной работоспособности школьника дома и на уроке в начальной школе.
Из опыта работы.

Учитель начальных классов
Королева С.А.


Обучение младших школьников по современным развивающим программам с одной стороны, способствует развитию познавательных способностей, а, с другой стороны, ограничивает их двигательную активность и наносит серьёзный ущерб их здоровью, что приводит к снижению качества умственной работоспособности и ухудшению состояния здоровья. Чрезмерная умственная нагрузка не позволяет младшему школьнику реализовать самостоятельную двигательную активность и ущемляет его право на игру. Кроме того, большая умственная нагрузка приводит не только к перенапряжению, переутомлению, но и к серьёзным нарушениям режима дня: сокращению прогулки и времени для самостоятельной игровой деятельности. Это отрицательно влияет на работоспособность учащихся начальных классов.
Для младших школьников соблюдение режима дня имеет особое значение. Режим – основа нормальной жизнедеятельности ребенка, он обеспечивает высокую работоспособность на протяжении учебного дня, недели, года, предохраняет нервную систему от переутомления, повышает общую сопротивляемость организма, создает благоприятные условия для физического и психического развития.
В основе правильно организованного режима дня школьника лежит определенный ритм, строгое чередование отдельных элементов режима. При выполнении в определенной последовательности, в одно и то же время, отдельных элементов режима дня в центральной нервной системе создаются сложные связи, облегчающие переход от одного вида деятельности к другому и выполнение их с наименьшей затратой энергии. Поэтому необходимо строго придерживаться определенного времени подъема и отхода ко сну, приготовления домашних заданий, приемов пищи, т.е. следовать определенному, установленному режиму дня. Этому основному положению должны быть подчинены все элементы режима.
Главное значение для умственной работоспособности имеет режим питания и пассивного отдыха сна. Занятия сразу после обеда, как и на голодный желудок, малоэффективны. Умеренная двигательная деятельность после обеда или сна в течение 3040 минут обеспечивает хорошую умственную работоспособность.
Восстановление дневного уровня сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной и мышечной систем обеспечивает правильно организованный сон 910 часов. Быстрое засыпание, глубокий, спокойный сон, легкое пробуждение свидетельствуют о правильном режиме уходящего дня. Беспокойный сон определяет поведение школьника на следующий день (вялость, раздражительность, плохой аппетит, сниженная на 20 35% работоспособность). Важно распределить равномерно домашние задания на неделю. Так, в дни с уроком физкультуры письменных заданий меньше, и школьник может выполнить задание на послезавтра. Творческое отношение ребенка к домашним заданиям следует приветствовать, формировать радость познания. Основные правила для выполнения заданий могут быть оформлены в виде памятки, написанной самим ребенком.
1. Садиться за уроки всегда в одно и то же время.
2. Проветрить комнату и убрать все лишнее с рабочего места.
3. Выключить телевизор, радио.
4. Проверить, где стоит настольная лампа дальний левый угол.
5. Уточнить расписание на завтра.
6. Садиться на стул так, чтобы край сиденья заходил за край стола.
7. По окончании выполнения заданий сложить в ранец все необходимое.
В младшем школьном возрасте особенно важно, чтобы дети как можно больше бывали на свежем воздухе. Прогулки, игры на воздухе не менее 3 часов в день половина этого времени должна падать на перерыв между занятиями в школе и дома. Ученику начальных классов необходимо принимать пищу 4-5 раз в день.
День школьника начинается с утренней гигиенической гимнастики, комплекс упражнений которой может быть подобран с учетом здоровья и функциональных особенностей.
Например: утренняя гимнастика. Ребята делают её с большим удовольствием и интересом. После чего они окончательно проснулись и готовы к активной работе. В первом классе проводится динамическая пауза после второго урока, т.к. именно к этому времени наблюдается утомляемость первоклассников. Она же наблюдается и у учеников 2-4 классов к четвертому уроку, поэтому рекомендуется перед 4 уроком проводить зарядку или релаксацию, что способствует восстановлению умственной работоспособности.
Работоспособность – показатель, достаточно четко отражающий функциональное состояние организма и его динамику. Известно, что работоспособность напрямую зависит от внешних условий. Работоспособность младшего школьника снижается довольно быстро – об этом сигнализирует общее «двигательное беспокойство». Через 15-20 минут урока число не слушающих, вертящихся, отвлекающихся, занимающихся своим делом, а то и просто играющих детей катастрофически растёт. Кажется, ещё секунда - и собрать их внимание будет просто невозможно. Двигательное беспокойство – защитная реакция организма ребёнка. Он как бы отключается, давая себе отдых, не доводя свой организм до утомления. Да, действительно, попытка ограничить двигательное беспокойство ребёнка словами не даёт результата, и только рациональное переключение с одного вида деятельности на другой, смена видов деятельности позволяет отодвинуть утомление.
Периоды работоспособности можно регулировать, используя различные методы активизации интеллектуальной деятельности. Например, период врабатывания можно сократить, используя метод усиления мотивации посредством игры. Игра поможет сконцентрировать внимание детей, затем переключить учащихся непосредственно на процесс работы. Например: сегодня мы отправляемся на прогулку в лес. Процесс оптимизации можно удлинить, если чередовать виды деятельности, поддерживать интерес, мотивацию. Далее важно дать передохнуть, отвлечься. Этот момент так называемой компенсаторной перестройки очень важен. Это может быть физкультминутка, мини-медитация, аутогенная тренировка, релаксация и т.д. После такого пятиминутного отдыха дети быстро восстанавливают силы. Результат – ещё 5-10 минут эффективной работы и, кроме этого, к концу урока не будет очень резкого спада работоспособности: ведь в течение дня у ребёнка как минимум четыре урока.
Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, я провожу физкультминутки, примерно через 10-15 минут от начала урока или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса.
Физкультминутки я провожу, учитывая специфику предмета, зачастую с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность.
В состав упражнений для физкультминуток я включаю:
ФМ для снятия утомления с мелких мышц кисти,
упражнения по формированию осанки,
по укреплению зрения,
для укрепления мышц рук,
для отдыха позвоночника,
упражнения для ног,
упражнения на ковре,
релаксационные упражнения для мимики лица,
потягивание,
массаж области груди, лица, рук, ног,
психогимнастика,
упражнения, направленные на выработку рационального дыхания.
Минуты разгрузки на уроках помогают снять неблагоприятные сдвиги в ряде функциональных систем. Помимо динамического воздействия на мышцы организма важно и воздействие на общее эмоциональное состояние, подпитка положительными эмоциями.
Упражнения в стихах, песенках, направленные на снятие психоэмоциональной нагрузки, детям нравятся. Они легко заинтересовывают, осваиваются, запоминаются. Это так называемые «Шутки-минутки», проводимые на уроках.

Встреча.
Педагог предлагает ребятам соседям по парте повернуться друг к другу и представить себе встречу друзей-весельчаков, которые не виделись целый год.
Здравствуй, друг мой дорогой! (изображаем радость, удивление, объятия)
Год не виделись с тобой.
Я здороваться могу-
Другу крепко руку жму! (жмём друг другу руки)
И по-дружески хочу
Друга хлопнуть по плечу. (изображаем похлопывание)
Улыбнусь ему задорно, (улыбаемся)
Рожицу сострою, (строим рожицы)
И потопаю, как будто
Марширую в строе. (топаем ногами)
Я руками помашу – (машем руками как крыльями)
Другу спину почешу. (чешем друг другу спину – просто весело!)
Воротник ему поправлю, (поправляем воротнички друг другу)
Громко песенку спою (поём: ля-ля-ля)
Мы теперь с ним вместе, рядом
Хлопнем мы в ладони – хлоп! (хлопаем)
Подмигнем, удобно сядем
И продолжим наш урок.

Реализуя идеи развивающего обучения, все больший акцент делаю на стимулировании мыслительной деятельности учащихся. Однако по своей сущности начальное обучение построено таким образом, что многое нужно просто выучить, а умения и навыки в репродуктивной деятельности приобрести путем упражнений. Поэтому работу памяти и роль репродуктивной деятельности нельзя игнорировать.
С точки зрения начального обучения имеет значение еще то обстоятельство, что нервная система ребенка еще достаточно слаба. И умственная работоспособность сравнительно низка. Поэтому понадобится система специально направленных приемов, для того, чтобы поддерживать работоспособность ребенка, его готовность и силы к выполнению очередных задач. Таким образом, в начальном обучении необходима активизация как самых простых, так и более сложных познавательных процессов.
Приемами внешней активизации служат:
- обеспечение чередования работы разных нервных центров путем чередования различных методов, видов и приемов учебной работы;
- правильное взаимоотношение словесного и наглядного, конкретного и абстрактного в учебном процессе;
- физкультурные и музыкальные минуты отдыха на уроке;
- поддерживание позитивных эмоций;
- применение игры и соревнования как дидактического приема.
Внутренняя активизация это, прежде всего, активизация мышления учащихся, а в начальных классах также стимулирование воображения и творчества детей.
Основными приемами, которые использую в целях внутренней активизации, являются:
- самостоятельная работа учащихся;
- элементы программирования (в начальных классах, прежде всего, элементы самоконтроля);
- проблемное обучение;
- творческие задания.
Основным приемом снятия усталости является отдых. Чередование работы и отдыха является важным условием плодотворной интеллектуальной деятельности. Наиболее эффективной формой отдыха считается отдых активный. Впервые значение активного отдыха научно обосновал И.М. Сеченов. Он обратил внимание на то, что сила руки после утомления восстанавливается быстрее, если другой, неутомленной рукой выполнять нетрудную работу. В дальнейшем ученые установили, что активный отдых применим не только к физической, но и к умственной работе. Особая роль здесь принадлежит мышечной деятельности, в процессе которой в работу вовлекаются нервные центры, отличные от тех, которые задействованы при различных формах интеллектуальной деятельности. Переключение с умственной работы на физическую позволяют, во-первых, сохранять и улучшать деятельность организма в целом, во-вторых, совершенствовать координационные механизмы в его функционировании.



















Секрет преодоления умственного утомления.
Звучит легкая, спокойная музыка, и мы отправляемся в путешествие на «Голубую звезду». Вы - команда межпланетного космического корабля землян. Корабль поднимается в небо. Вдох – выдох, 3 раза. Крепко – крепко сожмите в кулачках штурвалы и сильно надавите ступнями педали. Держите, держите. Молодцы! А теперь отпустите штурвалы и педали Вдох – выдох. Чувствуете, как приятная тяжесть растекается по телу, прижимает нас? Корабль взлетает. Нам становится легко. Дышите ровно: вдох –выдох, 3 раза! Мы почти не чувствуем своего тела, оно легкое, невесомое. Вдох –выдох, 2 раза.
Мы летим в космос. На нас смотрят звезды, а впереди «Голубая звезда» Она уже близко, яркая, голубая. Делаем плавную посадку. Снова крепко возьмитесь за штурвалы, сильно надавите на педали. Глубокий вдох – выдох. Опустите штурвалы и педали. Как плавно и мягко мы сели!
Выходим из корабля. Перед нами океан, где вместо воды цветы: белые, желтые, оранжевые, розовые с голубыми стебельками, поэтому планета и кажется голубой. В этом океане цветов живут необычные существа с прозрачными крылышками, огромными голубыми глазами, серебристыми усиками. Это и есть наши соседи, жители «Голубой звезды» - чистокрылышки. Они рады нам, улыбаются, мы им нравимся, они предлагают нам свою дружбу и нежность. Они протягивают нам свои крылышки. Мы тоже протягиваем им руки и Чувствуете, как в наше тело входит тепло, покой, доброта? Пора возвращаться на Землю. Мы возьмем с собой радость и чистоту, которую нам подарили, и поделимся счастьем с родными и друзьями, со всеми землянами. Вдыхаем через нос, на выдохе произносим слово «пых».
Повторить не менее 8 раз.
Ветерок.
- поднять голову вверх, вдох. Опустить голову на грудь, выдох (подул тихий ветерок).
- поднять голову вверх, вдох. Опустить и сдуть «ворсинку» (подул нежный ветерок).
- поднять голову вверх, вдох. Опустить и задуть свечи (подул сильный ветерок).
Упражнения для профилактики плоскостопия.
Цапля.
Упражнение выполняется стоя. Ходьба на носках. Спина прямая.
Гимнастика для улучшения слуха.
1. Пригибаем верхнюю часть уха вниз. Разгибаем, пригибаем, словно бы раскатывая и скатывая ушко. Ушки должны стать теплыми.
2. Нажали пальчиками на мочки, помассировали, отпустили.
3. Массируем круговыми движениями все ухо в одну сторону, в другую сторону. Массировать нужно одновременно оба уха.
4. Начинаем дергать себя за мочку – сначала 20 раз, а потом беремся за серединку и дергаем вверх тоже 20 раз

15