Конспект урока русского языка в 5 классе по теме Лексикология — наука важная

Урок русского языка в 5 классе.

Тема: Лексикология – наука важная.


Цель:
* обобщить теоретический лингвистический материал по теме
совершенствовать умение объяснять лексическое значение слова разными способами
правильно употреблять в речи синонимы, антонимы, слова в переносном значении и понимать их роль в активной речи
отрабатывать навык анализа речевой ситуации и установления её связи со стилем речи.


Ход урока.

Вводное слово учителя.
Здравствуйте! сегодня у нас необычный урок. Мы принимаем гостей: учителей русского языка и начальных классов. А поэтому мы должны быть очень гостеприимными, вежливыми, внимательными и старательными.
Сегодня на уроке мы будем учиться ( эта запись выносится на доску):
обобщать лингвистический материал по изученной теме
отрабатывать умение объяснять лексическое значение слова разными способами, в том числе с помощью толкового словаря
выявлять роль в речи различных лексических групп: синонимов, антонимов. многозначных слов
анализировать различные речевые ситуации и их связь со стилями речи.
Тема нашего урока – "Лексикология – наука важная."
Актуализация знаний.
Над какими основными понятиями мы работали в изученной теме?
лексикология
лексика
лексикон
лексическое значение слова
однозначные и многозначные слова
прямое и переносное значение слова
синонимы
антонимы
Теоретическая разминка:
Итоги заносим в табличку, лежащую у вас на парте в соответствующую графу в виде плюса за каждый верный ответ.
Что такое лексикология?
Что такое лексика?
Что сказал Л. Успенский о словарном составе языка?
Что такое лексикон?
Каким он бывает? Что это значит7
Сколько значений и какие имеет любое слово в языке?
Что такое лексическое значение слова?
Какими бывают слова по количеству лексических значений?
Какие слова называются однозначными и многозначными7
какими способами можно объяснить Л.зн. слова?
Какое значение есть у слова, кроме прямого?
Кто автор самого большого и полного толкового словаря 19 века? Как он назывался?
Какие современные толковые словари вы знаете?
Лексическая разминка (результаты таким же способом заносятся во вторую графу таблички):
С помощью толкового словарика вашего учебника определите, однозначны или многозначны следующие слова: пядь, сумма, монолог, расцвести.
В прямом или переносном значении употреблены прилагательные в словосочетаниях ( сигнальные карточки: синяя – прямое, красная – переносное):
золотой обруч
золотые волосы
малиновое варенье
малиновый закат
медвежья шкура
медвежья услуга
серебряные сережки
серебряная седина
медная проволока
медный загар
3. Объясните Л.Зн. слов подбором однокоренных слов:
Чертежник переплетчик вход переправа
Винтик голубенький подставка
4. Письменно подберите синонимы к слову смелый – храбрый, бесстрашный, неустрашимый, отважный. мужественный, безбоязненный, бестрепетный
Ученик – консультант зачитывает список слов по словарю синонимов.
А теперь вспомним, какую роль в речи играют различные лексические группы.
1. Очень часто в сочинениях учащихся и в устной речи при передаче чужой речи используется один и тот же глагол говорения. Подскажите, какой?
- Сказал.
Словно других в языке вовсе и нет. Этим грешат даже и некоторые неопытные, начинающие писатели. Вот, что писал по этому поводу А.М.Горький. Обратимся к упражнению 208 вашего учебника на стр. 67.
Прочитайте текст глазами, а затем вслух выразительно.
Что рекомендует А.М. Горький писателям и читателям?
Использовать при передаче чужой речи синонимы.
Слайд 1
А что такое синонимы?
2. Обратимся к тексту на слайде 2. Прочитайте его.
Что собой представляет этот текст по форме речи (по количеству участников)?
Это полилог, т.к. в диалоге участвует много (восемь) лиц.
Какая речевая ситуация лежит в основе текста? изобразите её графически.
1 -много
Р С н/ о

общение

Для какого стиля речи характерна такая РС? Для разговорного.
Какое слово в тексте, может быть, непонятно вам? Махаон.
Объясните его лексическое значение.
Ученик – консультант зачитывает значение слова по толковому словарю.
Слайд 3 и стихотворение В. Набокова "Бабочка"
Вывод: Итак, употребление синонимов делает нашу речь более яркой выразительной и точной. Поэтому надо учиться использовать их в своей речи.
3. Нередко синонимы используются в портретной зарисовке.
Работа с упр. 210 + вклейка 2 + словарик синонимов учебника: чтение текста упражнения учителем и рассматривание репродукции в учебнике во время чтения.
А теперь, используя словарик синонимов, сделайте описание внешности более полным.
Самостоятельная работа учащихся с последующим обсуждением.
1 предложение – миловидное, с хитринкой, живые, веселое.
3 предложение – не надо ничего добавлять.
4 предложение – просвечивающая, утонченной.
Вывод: очень важно точно чувствовать оттенки лексического значения синонимов, уместность их в тексте; не следует перегружать ими текст. В 3 предложении мы не стали использовать синонимы, так как они бы были излишни.
4. А теперь послушайте ещё одну грамматическую историю.
Чтение по ролям диалога из книги____________________________________________________
какое из сформулированных нами правил в этой речевой ситуации нарушено?
Текст перегружен синонимами.
Это оплошность неопытного автора или умышленный приём? Зачем автор вводит в текст целые синонимические ряды?
Чтобы показать, что в языке много хороших и разных слов и надо расширять свой лексикон.
Понял ли это начальник ЖЭКа?
Он тоже попробовал употреблять синонимы.
Что собой представляет этот текст по форме речи?
1 -1

РС н /о

общение
Каков стиль речи? Разговорный.
5. Важную роль в нашей речи играют и антонимы. Что это такое? какова их роль в речи понаблюдаем, обратившись к тексту.
Слайд 5
Какие слова и выражения рисуют картину ( вероятно, осеннего) дня? что представляет собой текст по типу речи? описание природы – пейзаж.
Слайд 6 (репродукция картины И.Левитана )
Чем похожа словесная картина на изображенную художником?
Замените выделенные в тексте слова антонимами. запишите реконструированный текст в тетрадях. сравните с живописной картиной.
Слайд 7
Вывод: Какой же волшебной силой обладает слово, если оно способно так преобразить картину мира!Только надо уметь пользоваться ЕГО ВЕЛИЧЕСТВОМ - словом! Сегодня на уроке мы именно этому и учились.
Какие же уроки мы извлекли? Читаем на доске запись "Помни".
Проверка знаний: выполнение проверочного теста.
Домашнее задание: упр 210 (письменно)



Заголовок 115