Конспект урока русского языка в 5 классе по теме Лексикология — наука важная 
        Урок русского языка в 5 классе.
Тема: Лексикология – наука важная.
Цель: 
* обобщить теоретический лингвистический материал по теме
совершенствовать умение объяснять лексическое значение слова разными способами
правильно употреблять в речи синонимы, антонимы, слова в переносном значении и понимать их роль в активной речи
отрабатывать навык анализа речевой ситуации и установления её связи со стилем речи.
Ход урока.
Вводное слово учителя.
Здравствуйте! сегодня у нас необычный урок. Мы принимаем гостей: учителей русского языка и начальных классов. А поэтому мы должны быть очень гостеприимными, вежливыми, внимательными и старательными.
	Сегодня на уроке мы будем учиться ( эта запись выносится на доску):
обобщать лингвистический материал по изученной теме
отрабатывать умение объяснять лексическое значение слова разными способами, в том числе с помощью толкового словаря
выявлять роль в речи различных лексических групп: синонимов, антонимов. многозначных слов
анализировать различные речевые ситуации и их связь со стилями речи.
Тема нашего урока – "Лексикология – наука важная."
Актуализация знаний.
Над какими основными понятиями мы работали в изученной теме?
лексикология
лексика
лексикон
лексическое значение слова
однозначные и многозначные слова
прямое и переносное значение слова
синонимы
антонимы
Теоретическая разминка:
Итоги заносим в табличку, лежащую у вас на парте в соответствующую графу в виде плюса за каждый верный ответ.
Что такое лексикология?
Что такое лексика?
Что сказал Л. Успенский о словарном составе языка?
Что такое лексикон?
Каким он бывает? Что это значит7
Сколько значений и какие имеет любое слово в языке?
Что такое лексическое значение слова?
Какими бывают слова по количеству лексических значений?
Какие слова называются однозначными и многозначными7
какими способами можно объяснить Л.зн. слова?
Какое значение есть у слова, кроме прямого?
Кто автор самого большого и полного толкового словаря 19 века? Как он назывался?
Какие современные толковые словари вы знаете?
Лексическая разминка (результаты таким же способом заносятся во вторую графу таблички):
С помощью толкового словарика вашего учебника  определите, однозначны или многозначны следующие слова: пядь, сумма, монолог, расцвести.
В прямом или переносном значении употреблены прилагательные в словосочетаниях ( сигнальные карточки: синяя – прямое, красная – переносное):
золотой обруч
золотые волосы
малиновое варенье
малиновый закат
медвежья шкура
медвежья услуга
серебряные сережки
серебряная седина
  	 медная проволока
         медный загар
	  3. Объясните Л.Зн. слов подбором однокоренных слов:
		Чертежник  переплетчик  вход   переправа
Винтик   голубенький   подставка
  4. Письменно подберите синонимы к слову смелый – храбрый, бесстрашный, неустрашимый, отважный. мужественный, безбоязненный, бестрепетный
Ученик – консультант зачитывает список слов по словарю синонимов.
А теперь вспомним, какую роль в речи играют различные лексические  группы.
1. Очень часто в сочинениях учащихся и в устной речи при передаче чужой речи используется один и тот же глагол говорения. Подскажите, какой?
- Сказал.
Словно других в языке вовсе и нет. Этим грешат даже и некоторые неопытные, начинающие писатели. Вот,  что писал по этому поводу А.М.Горький. Обратимся к упражнению 208 вашего учебника на стр. 67.
	Прочитайте текст глазами, а затем вслух выразительно.
Что рекомендует А.М. Горький писателям и читателям?
	Использовать при передаче чужой речи синонимы.
Слайд 1
А что такое синонимы?
	2. Обратимся к тексту на слайде 2. Прочитайте его.
Что собой представляет этот текст по форме речи (по количеству участников)?
	Это полилог, т.к. в диалоге участвует много (восемь) лиц.
Какая речевая ситуация лежит в основе текста? изобразите её графически.
					1 -много
		Р С 			   н/ о
								общение
	Для какого стиля речи характерна такая РС? Для разговорного.
	Какое слово в тексте, может быть, непонятно вам? Махаон.
Объясните его лексическое значение. 
Ученик – консультант зачитывает значение слова по толковому словарю.
		Слайд 3    и стихотворение В. Набокова "Бабочка"
	Вывод: Итак, употребление синонимов делает нашу речь более яркой выразительной и точной. Поэтому надо учиться использовать их в своей речи.
3. Нередко синонимы используются в портретной зарисовке. 
Работа с упр. 210 + вклейка 2 + словарик синонимов учебника: чтение текста упражнения учителем и рассматривание репродукции в учебнике во время чтения.
	А теперь, используя словарик синонимов, сделайте описание внешности более полным.
Самостоятельная работа учащихся с последующим обсуждением.
	1 предложение – миловидное, с хитринкой, живые, веселое.
	3 предложение – не надо ничего добавлять.
	4 предложение – просвечивающая, утонченной.
Вывод: очень важно точно чувствовать оттенки лексического значения синонимов, уместность их в тексте; не следует перегружать ими текст. В 3 предложении мы не стали использовать синонимы, так как они бы были излишни.
4. А теперь послушайте ещё одну грамматическую историю.
Чтение по ролям диалога из книги____________________________________________________
какое из сформулированных нами правил в этой речевой ситуации нарушено?
	Текст перегружен синонимами.
Это оплошность неопытного автора или умышленный приём? Зачем автор вводит в текст целые синонимические ряды?
	Чтобы показать, что в языке много хороших и разных слов и надо расширять свой лексикон.
	Понял ли это начальник ЖЭКа?
Он тоже попробовал употреблять синонимы.
	Что собой представляет этот текст по форме речи?
				1 -1
		РС			н /о	
					общение
Каков стиль речи? Разговорный.
5. Важную роль в нашей речи играют и антонимы. Что это такое? какова их роль в речи понаблюдаем, обратившись к тексту.
 		Слайд 5
Какие слова и выражения рисуют картину ( вероятно, осеннего) дня? что представляет собой текст по типу речи? описание природы – пейзаж.
		Слайд 6 (репродукция картины И.Левитана )
Чем похожа словесная картина на изображенную художником?
Замените выделенные в тексте слова антонимами. запишите реконструированный текст в тетрадях. сравните с живописной картиной.
		Слайд 7
Вывод: Какой же волшебной силой обладает слово, если оно способно так преобразить картину мира!Только надо уметь пользоваться ЕГО ВЕЛИЧЕСТВОМ  - словом! Сегодня на уроке мы именно этому и учились.
	Какие же уроки мы извлекли? Читаем на доске запись "Помни".
Проверка знаний: выполнение проверочного теста.
Домашнее задание: упр 210 (письменно)
Заголовок 115