Социально-педагогическая профилактика правонарушений среди подростков в условиях общеобразовательной школы
Уважаемый председатель! Уважаемые члены государственной экзаменационной комиссии!
Разрешите представить вашему вниманию доклад по теме выпускной квалификационной работы «Социально-педагогическая профилактика правонарушений среди подростков в условиях общеобразовательной школы».
Проблема профилактики правонарушений среди подростков в общеобразовательной школе обусловлена ростом негативных тенденций в подростковой среде. Одной из таких тенденций являются правонарушения среди подростков. На подростка в современной ситуации его жизнедеятельности и взросления оказывает влияние большое количество негативных факторов внешнего и внутреннего характера, действие которых усиливается в связи с тем, что они накладываются на кризис подросткового периода, связанный с серьезными физическими, физиологическими и психологическими изменениями, происходящими у подростка.
Одной из наиболее актуальных и социально значимых задач, стоящих перед нашим обществом сегодня, безусловно, является поиск путей снижения роста преступлений среди подростков.
Несмотря на то, что проблема совершения правонарушений подростками привлекает внимание многих юристов, социальных педагогов, педагогов и психологов, сохраняется противоречие: с одной стороны, в настоящее время в России, согласно статистическим данным растет уровень правонарушений, совершаемых подростками, а с другой стороны, недостаточно социально-педагогических программ и методических разработок по профилактике этого явления в условиях общеобразовательной школы.В этой связи, возникает проблема исследования: каковы организационные и содержательные аспекты социально-педагогической работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних в условиях общеобразовательной школы?
Цель нашей работы исследования состояла в теоретической обоснованности обосновании, разработке социально-педагогической модели по профилактике правонарушений среди подростков в условиях общеобразовательной школы и выявлении ее результативности.
При этом объектом нашего исследования выступал процесс профилактики правонарушений подростков в условиях общеобразовательной школы.
Предметом являлась социально-педагогическая модель профилактики правонарушений среди подростков в условиях общеобразовательной школы.
Для достижения цели исследования нами было поставлено пять задач.
В рамках решения первой задачи было раскрыто понятие правонарушение. Правонарушение – это общественно опасное, виновное действие или бездействие, запрещенное законом и влекущее за собой юридическую ответственность. Правонарушения делятся на проступки и преступления. Проступок – это противоправное деяние, не являющееся общественно опасным, влекущее применение не наказаний, а взысканий.Преступление – это совершенное виновное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим кодексом под угрозой наказания. Основнымипричинами, влияющие на поведение подростка, которое приводит к правонарушениям являются:семейное неблагополучие, неблагоприятное бытовое окружение,неблагоприятное воздействие средств массовой информации, подстрекательство со стороны взрослых, низкая правовая грамотность, конфликты в коллективе т.д.
При решении второй задачи раскрыты психолого-педагогические особенности подросткового возраста. Поведение подростка зависит от особенностей физического развития, формирования личности подростка, изменение условий жизни и деятельности, перестройка психики, меняется положение в коллективе, яркая неустойчивость нервной системы, эмоциональная незрелость, недостаточно развитое умение контролировать собственное поведение, соразмерять желание и возможности в удовлетворении своих потребностей, повышенная внушаемость, желание самоутвердится и стать взрослым.
Третья задача предполагала раскрыть понятие «социально-педагогической профилактики», описываются три уровня социально-педагогической профилактики, выделяются направления социально-педагогической профилактики правонарушений среди подростков, выделяются направления социально-педагогической деятельности по профилактике правонарушений среди подростков, обозначаются принципы социально-педагогической работы с подростками.
Четвертой задачей было раскрыть понятие «модель», рассматривается моделирование педагогических, социально-педагогических процессов, представлена разработанная социально-педагогическая модель профилактики правонарушений среди подростков в условиях общеобразовательной школы, обозначается содержание социально-педагогической работы с подростками, склонными к совершению правонарушений. Социально-педагогическая модель профилактики правонарушений среди подростков включает в себя цель, принципы, сегменты социально-педагогической профилактики,формы работы, этапы профилактики, результат.
Пятая задача состояла в разработке и проверке результативности представленной социально-педагогической программы профилактики правонарушений среди подростков в условиях общеобразовательной школы, с использованием разработанных мероприятий, направленных на формирование законопослушной личности подростка, на основе заявленной темы, и сформулированы методические рекомендации по реализации социально-педагогической программы. Цель социально-педагогической программы: повышение правовой грамотности подростков и формирование законопослушной личности подростка.
Разрешите не озвучивать задачи, принципы, критерии, диагностический инструментарий социально-педагогической программы – все это представлено в аннотации.
Реализация социально-педагогической программы осуществлялась на базе МАОУ ООШ № 27г. Томска с подростками 7-х классов от 12 до 14 лет в количестве 52 человек: обучающиеся 7 «А» выступали контрольной группой, а обучающиеся 7 «Б» экспериментальной группой. Половые различия в данном исследовании нас не интересовали.
Во втором параграфе представлены результаты реализации социально-педагогической программы профилактики правонарушений с использованием разработанных мероприятий в условиях общеобразовательной школы (занятия, классные часы, консультации и т.д.).
По результатам исследования внутрисемейных взаимоотношений в контрольной группе (7 «А» классе) уменьшилось чувство неполноценности на 4%. Вероятно, такие изменения произошли из-за того, что родители уделяют достаточно внимания своим детям.
В экспериментальной группе (7 «Б» классе) произошли значительные изменения в повышении благоприятной семейной ситуации: снизилась конфликтность (8%) и враждебность(8%) в семейной ситуации. Кроме того, снизилось чувство неполноценности (4%), обусловленное неблагоприятной обстановкой в семье.
По диагностике уровня склонности к нарушению социальных норм и правил в экспериментальной группе (7 «Б» классе) снизился уровень склонности к нарушению социальных норм и правил.
При изучении отчетной документации школы у обучающихся экспериментальной группы (7 «Б» класса) за период 2015-2016 учебного года не выявлено случаев совершения правонарушений подростками.
Занятость в свободное от учебы время обучающихся 7-х классов. Занятость в свободное от учебы время в 7 «Б» классе изменилась. Обучающиеся устроены в детские образовательные объединения по интересам («Школа волонтеров», театральное объединение «Дебют», танцевальный коллектив «Палитра»).
По результатам всех использованных методик можно сделать вывод, что уровень склонности к делинквентному поведению и, в частности, к совершению правонарушений у обучающихся экспериментальной группы (7 "Б" класса) снизился.
Из этого следует, что социально-педагогическая программа профилактики правонарушений среди подростков в условиях общеобразовательной школы эффективна и целесообразна.
Дальнейшими приоритетными направлениями исследования могут быть:
- деятельность социального педагога по организации досуга подростков, склонных к совершению правонарушений;
- использование средств массовой информации в качестве объекта профилактики.
Последняя задача предполагала разработку методических рекомендаций по реализации социально-педагогической программы. По результатам представленной программы социально-педагогической деятельности по профилактике склонностии к совершению правонарушений социальному педагогу и родителям были сформулированы рекомендации, соблюдение которых может способствовать изменению поведения у подростка, склонного к совершению правонарушений.
В целостном виде выводы по проведенной работе представлены вашему вниманию в ее тексте на странице 93.
Завершая доклад, отмечу, что практическая значимость исследования состоит в разработке социально-педагогической модели профилактики правонарушений среди подростков, которая может быть использована в условиях любой общеобразовательной школы социальным педагогом.
Доклад окончен. Спасибо за внимание.
Готова ответить на ваши вопросы.