Внеклассное мероприятие по профилактике асоциальных проявлений у детей и подростков
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 71
Внеклассное мероприятие по профилактике асоциальных проявлений у детей и подростков
«Прежде чем закурить – подумай!»
для учащихся 5 «Б» класса
Автор:
Ярошенко М.В.
1
ЦЕЛЬ : Различными способами доказать возможный вред от курения, профилактика асоциальных проявлений среди детей и подростков.
ЗАДАЧИ:
сформировать устойчивую мотивацию к здоровому образу жизни;
предоставить учащимся объективную информацию о проблеме курения;
познакомить детей с основными понятиями – здоровье, здоровый образ жизни, факторами, влияющими на здоровье и др.;
рассказать учащимся о пользе основных витаминов, необходимых для нашего организма ;
показать опасность и вред, наносимый здоровью человек, от курения сигарет и табачного дыма;
доказать вред курения, пользуясь данными статистики.
План внеклассного мероприятия:
Вступительное слово учителя.
Факторы, влияющие на здоровье.
Факторы риска.
Факторы риска в сфере образа жизни.
Мини-сценка « Сигарета и доктор».
Ответы на вопросы для поиска помощников.
Слово учителя о вреде табачного дыма.
Вопрос от витамина А.
Вопрос от витамина В.
Задание от витамина С.
Задания от витамина Д.
Соотношение между смертностью от тяжёлых заболеваний различной локализации у курильщиков и некурящих .
Проблемные вопросы от учителя.
Заключительное слово учителя. Рефлексия.
Эпиграф: «ЗДОРОВЬЕ – не всё, но все без здоровья – ничто.»
Сократ
Ход мероприятия
Учитель:
Сегодня, ребята, мы проведём с вами необычное занятие, которое связано с профилактикой асоциальных проявлений у детей и подростков. Мы необычными способами будем доказывать возможный вред от курения. Поэтому оно и называется «Прежде чем закурить – подумай!». Вы узнаете о факторах, влияющих на здоровье человека, в том числе о факторах риска, о факторах риска в сфере образа жизни.
Плакаты на доске
Факторы, влияющие на здоровье:
Образ жизни.
Социальные условия.
Природные факторы.
Способ общественного производства.
Факторы риска:
Образ жизни – 53%.
Генетика, биология человека – 20%.
Внешняя среда – 18%.
Здравоохранение – 9%.
Здоровый образ жизни - это деятельность, активность людей, направленные на сохранение и улучшение здоровья. Является основой профилактики асоциальных проявлений у детей и подростков.
Группы факторов риска в сфере образа жизни
Курение
Несбалансированное, неправильное питание
Алкоголь
Вредные условия труда
Стрессовые ситуации
Адинамия, гиподинамия
Плохие материально-бытовые условия
Употребление наркотиков, злоупотребление лекарствами
Непрочность семей
Низкий образовательный и культурный уровень населения
Высокий уровень урбанизации
На первом месте стоит курение.
Учитель:
Посмотрите внимательно на рисунок. ( На рисунке изображены мяч, ракетки, велосипед сигарета, скакалка ). Какой предмет лишний на рисунке?
( Ответ: конечно – сигарета ).
Выходит Сигарета.
Сигарета:
Почему это я лишняя? А вы знаете, что мои ближайшие родственники: картофель, томат, баклажан? В Европе табак использовали в качестве лечебного средства. В вышедшем в 1625 году в Базеле учебнике медицины о табаке говорилось следующее: «Это зелье очищает нёбо и голову, рассеивает боль и усталость, оберегает людей от чумы, прогоняет вшей».
Выходит доктор.
Доктор:
Вы забыли сказать, что родственниками табака являются белладонна, белена и дурман. В 1608 году король Людвиг XIII запретил свободную продажу табака. В 1649 году в знаменитом «Уложении» царя Алексея Михайловича предписывалось пытать всех, у кого будет найден табак, и бить кнутом, пока не признается, откуда табак достал. Если торговец табаком – пороть, ноздри рвать и ссылать в дальние города.
Сигарета:
Раз так, то уйдёшь со мной и ты! Никто не сможет рассказать ребятам о вреде курения. Ох, и дыма я сейчас напущу.
( Сигарета, схватив доктора, уходит.)
Учитель:
Развеять дым мы сможем, выполнив следующие задания. Будем искать себе помощников.
Задания для поиска помощников
Вычисли и узнай слово:
1). 2,5 + 1,3; 5). 7,5 : 3 ;
2). 1,4 – 0,7; 6). 1 – 0,3 ;
3). 0,3 * 6; 7). 0,4 + 2,6 ;
4). 3,5 * 2; 8). 4,2 : 0,7 ;
6
0,7
7
25
0,3
38
1,8
3,8
2,5
3
18
Ы
И
А
Е
У
К
Т
В
М
Н
Д
( Слово «Витамины» )
Учитель:
Наконец-то мы проветрили помещение от дыма. Ведь при курении в воздух поступает 50% ядовитых веществ. А им дышат окружающие. Получается, что некурящие курят.
Под влиянием высокой температуры(300?С), на конце сигареты, выделяется множество вредных веществ. Наиболее известны среди них: никотин, пиридин, синильная кислота, сероводород, аммиак, азот, оксид углерода(II), различные масла.
В табачном дыме обнаружено 500-600 видов вредных веществ, 50 из которых токсичны и канцерогенны: бензапирин, бензантрацен, мышьяк, оксид серы(II), а также радиоактивные элементы – полоний 210.
Кто же нам будет сегодня помогать? Вы об этом узнали сами. Нашими помощниками сегодня будут витамины. Давайте познакомимся с некоторыми из них. Первым к нам пришёл витамин А.
Вопрос от витамина А
Он отвечает за зрение, кожу, сокращает длительность заболеваний.
Известно, что в среднем 80% курящих страдают заболеванием лёгких. Найдите количество больных, если курят 500 человек. (учащиеся решают).
ОТВЕТ Среди 500 человек курящих 400 человек страдают заболеванием лёгких
Учитель: К нам прибыл витамин В.
Вопрос от витамина В Он отвечает за работу мозга, нервную систему, способствует росту, улучшает зрение .
Как курение отражается на организме человека?
ОТВЕТ Уменьшается скорость кровотока, тканям не хватает питания, с большей нагрузкой работает сердце, замедляется рост у подростков, гибнут нервные клетки.
Учитель: К нам пришёл на помощь витамин С.
Задание от витамина С Он предохраняет от простудных и инфекционных заболеваний, предупреждает цингу, ускоряет заживление ран.
Разделитесь на две группы
Задание 1 группе: изобразить на рисунке здорового человека и объяснить, почему изобразили этого человека именно так.Задание 2 группе: изобразить нездорового человека и объяснить, почему именно так выглядит нездоровый человек.
Через 10 минут группы показывают презентацию рисунков.
Задания от витамина Д
Он предохраняет от простудных и инфекционных заболеваний, отвечает за здоровье кожи.
1.Разделившись на группы по 5-6 человек предлагается обсудить вопрос: «Здоровье для Вас – это…?» После групповой работы проводится общая дискуссия, в которой участвуют все желающие высказать свое мнение.
2.Учащимся предлагается в группах составить определения понятий «здоровый образ жизни» и «здоровье». Определения зачитываются поочередно каждой группой. Затем предлагается обратиться к тем определениям понятий, которые есть в словарях, учебной литературе. Внимание вновь обращается к вопросам: «Являются ли одинаковыми эти понятия по смыслу и содержанию?», «Что в них может быть названо общим и особенным?»
Учитель: Витамины приглашают нас в больницу. Встали, берём невидимые халаты (они лежат у нас на столах) и одеваем их. Поправили воротнички, проверили, все ли пуговицы застёгнуты. Очень тихо, чтобы не разбудить больных, сели на свои места. Мы в онкологическом отделении.
Соотношение между смертностью от онкологических заболеваний различной локализации у курильщиков и некурящих.Табак повышает риск заболеваемости более 10 разновидностями онкологии
онкология всех локализаций 2,1
легкого 11,6
полости рта и глотки 9,9
гортани 9
пищевода 4,1
мочевого пузыря 2,9
поджелудочной железы 2,7
печени и желчных путей 2,8
почки 1,4
желудка 1,4
лейкозы 1,7
Учитель: При курении 20% никотина попадает в организм человека. Никотин это сильный яд, токсичен как синильная кислота.
Птицы гибнут от одной капли никотина, кролики – четверти капли, собаки – половины-двух капель, лошади – трех-шести капель.
Сравните риск заболевания тяжёлыми болезнями и здоровую счастливую жизнь без сигарет. Каждый здравомыслящий человек выбирает ЖИЗНЬ!
Проблемные вопросы от учителя
Учитель: Как вы думаете, почему же зная о вреде курения, люди продолжают курить, а кто-то в первый раз закуривает? Мы же не будем пить воду, если она отравлена?
Обучающие отвечают на вопрос, выражая свою точку зрения.
Учитель: Задумайтесь, стоит ли вообще начинать курить?
Обучающие отвечают на вопрос, выражая свою точку зрения.
Учитель: Расскажите о том, о чём вы сегодня узнали на нашем мероприятии своим родителям, старшим братьям, родственникам. Расскажите им о шокирующих доказательствах вреда курения.
А сейчас я хотела бы услышать ваше мнение о сегодняшнем мероприятии. Что вас больше всего удивило, заставило задуматься о вреде курения? Будете ли вы после сегодняшнего мероприятия курить? Почему?
И нашу с вами встречу хотела бы закончить этими словами:
« У кого есть здоровье,
у того есть надежда.
У кого есть надежда,
у того есть всё.» (Восточная мудрость)
Методика проведения внеклассного мероприятия
Приёмы и методы, используемые при проведении данного внеклассного мероприятия: наглядно-иллюстративный с использованием презентации к данному мероприятию, мини-сценка, рассказ, беседа, решение практических и математических задач, доказательство и сопоставление некоторых фактов, использование эпиграфа и фразы из Восточной мудрости.