Выступление на тему СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА В ЦЕЛЯХ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА В ЦЕЛЯХ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ.
Социально-педагогическая работа- это педагогическая деятельность направленная на социальную защиту ребенка и оказание ему помощи в организации себя, своего психологического состояния на установление нормальных отношений в школе, в семье, в обществе, а также на организацию его обучения, реабилитацию и адаптацию.
Под профилактикой правонарушений несовершеннолетних понимается целенаправленная социально-педагогическая деятельность семьи и образовательных заведений, государственных и общественных учреждений и организаций, направленные на предупредительное устранение риска возникновения отклоняющегося поведения несовершеннолетних посредством формирования у них правовых знаний, социально-полезных навыков и интересов.
По сравнению со специальной профилактикой правонарушений концепция профилактики правонарушений несовершеннолетних обладает четырьмя отличительными признаками.
Во-первых, проведение предупредительных мероприятий должно осуществляться задолго до появления опасности совершения правонарушения или возникновения общественно-опасного поведения.
Во-вторых, «объектами» профилактики является все несовершеннолетнее население, а не только те из них, которые находятся в социально-опасном положении.
В-третьих, в соответствии с этой концепцией элементы профилактики такие, как ограничение, устранение, нейтрализация криминогенных факторов, дополняются в профилактике элементом замещения их негативного действия путем целенаправленного воспитания у детей правосознания, социально-полезных навыков и интересов, создание условий для формирования устойчивого законопослушного поведения.
В-четвертых, активными субъектами профилактических мероприятий являются, прежде всего, семья и образовательные учреждения.
Основными задачами деятельности по профилактике асоциальных проявлений среди несовершеннолетних обучающихся являются:
а) предупреждение безнадзорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;
б) обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
в) социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении;
г) выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.
Основными целевыми группами, в отношении которых проводится профилактическая работа по данному направлению в образовательном учреждении, являются не только обучающиеся но и :обучащиеся;
педагогические работники;
члены семей учащихся.
1) Работа с детьми и подростками по формированию правовой грамотности должна строится с учетом дифференцированного подхода, возрастных и индивидуальных особенностей.
Работа с детьми младшего школьного возраста - направлена на воспитание у детей общей культуры правового поведения.
Работа с детьми среднего школьного возраста - направлена на развитие личностных качеств и социальных навыков. Подросток учится общаться с окружающими, понимать их поведение, разрешать конфликтные ситуации, принимать собственные решения.
Работа с подростками старшего школьного возраста - направлена на формирование жизненных ценностей, препятствующих вовлечению подростков в социально-опасную среду, воспитание у подростков ответственности за свое поведение.
2) Повышение правовой компетентности педагогов в области работы с детьми и подростками по профилактике девиантного поведения, которое включает в себя:
-обучение педагогического коллектива методам и средствам предупреждения асоциального поведения в детско-подростковой среде;
-обучение педагогов эффективной коммуникации;
-создание в каждой школе профилактической программы с учетом особенностей учебного заведения (программа в школе-интернате «Преодоление»)
3) Повышение психолого-педагогической компетентности родителей, которая предусматривает обучение родителей знаниям и навыкам, способствующим эффективному и развивающему поведению в семье.
Основные законодательные и нормативно-правовые акты по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних:
1. Конвенция ООН «О правах ребёнка»;
2. Конституция Российской Федерации;
3. Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ»;
4. Федеральный закон Российской Федерации от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
5. Федеральный закон Российской Федерации от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»;
6. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Выдержки из Федерального закона Российской Федерации от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
Статья 14. Образовательные учреждения в пределах своей компетенции
2. Общеобразовательные учреждения общего образования, образовательные учреждения начального профессионального, среднего профессионального образования и другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс, в соответствии с уставами указанных учреждений или положениями о них:
1) оказывают социально-психологическую и педагогическую помощь несовершеннолетним с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении либо несовершеннолетним, имеющим проблемы в обучении;
2) выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях, принимают меры по их воспитанию и получению ими общего образования;
3) выявляют семьи, находящиеся в социально-опасном положении, и оказывают им помощь в обучении и воспитании детей;
4) обеспечивают организацию в образовательных учреждениях общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних;
5) осуществляют меры по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних.
На основании этих выдержек мы можем говорить что в школе-интернате осуществляется социально-педагогическая работа по профилактике преступлений и правонарушений.
Хочется также отметить, что в работе по профилактике преступлений и правонарушений большую роль играют органы системы профилактики, что же мы можем к ним отнести: отдел опеки, полиция, КДН, соц. защита, кцсо, управления образований, администрации.
Согласно Статья 5. Фз 120 рассмотрим Категории лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа именно органов системы профилактики
1. Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении несовершеннолетних:
1) безнадзорных или беспризорных;
2) занимающихся бродяжничеством или попрошайничеством;
3) содержащихся в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, социальных приютах, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных и других учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и (или) реабилитации;
4) употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющих одурманивающие вещества, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе;
5) совершивших правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания;
6) совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;
7) освобожденных от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия;
8) совершивших общественно опасное деяние и не подлежащих уголовной ответственности в связи с не достижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством;
9) обвиняемых или подозреваемых в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу;
10) условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания, освобожденных от наказания вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием;
11) получивших отсрочку отбывания наказания или отсрочку исполнения приговора;
12) освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, если они в период пребывания в указанных учреждениях допускали нарушения режима, совершали противоправные деяния и (или) после освобождения (выпуска) находятся в социально опасном положении и (или) нуждаются в социальной помощи и (или) реабилитации;13) осужденных за совершение преступления небольшой или средней тяжести и освобожденных судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия;
14) осужденных условно, осужденных к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы.
2. Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, если они не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.
3. Индивидуальная профилактическая работа с лицами, которые не указаны в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, может проводиться в случае необходимости предупреждения правонарушений либо для оказания социальной помощи и (или) реабилитации несовершеннолетних с согласия руководителя органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Статья 7. Сроки проведения индивидуальной профилактической работы.
Индивидуальная профилактическая работа в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей проводится в сроки, необходимые для оказания социальной и иной помощи несовершеннолетним, или до устранения причин и условий, способствовавших безнадзорности, беспризорности, правонарушениям или антиобщественным действиям несовершеннолетних, или достижения ими возраста восемнадцати лет, или наступления других обстоятельств, предусмотренных законодательством Российской Федерации.Важно создать систему профилактики в каждом учебном учреждении. Она должна включать как общие меры совершенствования, так и специальные целенаправленные психолого-педагогические, организационные меры предупреждения индивидуальных и групповых преступлений. Общие меры включают повышение качества всего учебного процесса, совершенствование его организации, метолического уровня, предупреждение пропусков занятий обучающимися безуважительных причин и прогулов, обеспечение повседневной занятости обучающихся после занятий и в свободное время полезными видами деятельности. Общие меры также включают и воспитательные меры. Сюда относят не только «повышение воспитывающей роли обучения», но и гуманизация межличностных отношений педагогов и обучающихся.
К специально целенаправленным мерам относят психолого-педагогические меры - это психодиагностические: изучение поступающих на учебу обучающихся (по другому сказать- это составление социального паспорта школы)
- это психокоррекционные: систематическая правовоспитательная работа с этими обучающимися с использованием индивидуальныхи групповых форм работы (работа психолога и работа по индивид тетрадям воспитателей и моя черная папка по вшк).
К организационным мерам по предупреждению индивидуальных и групповых прсутуплений можем отнести совет профилактики (который имеет у нас в школе положение…), организация тематических недель правовых знаний, организация меропрятий на даннуютематику.
Все эти действия – это СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА В ЦЕЛЯХ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ.- важное направление, имеющее всеохватывающий и комплексный характер
Для успешной организации работы по профилактике правонарушений среди детей в образовательном учреждении необходимы:
Системная и дифференцированная работа во всех сферах жизнедеятельности учащихся с охватом основных значимых других лиц;
Программно-целевой подход;
Обеспечение со стороны родителей положительного общественного мнения о работе образовательного учреждения по профилактике правонарушений;
Поддержка школьных инициатив, формирование актива во всех целевых группах и саморазвитие программ (педагоги, учащиеся, родители);
Циклическое расширение охвата контингента;
Анализ результативности профилактической работы, проводимой классными руководителями, корректировка их деятельности;
Обо всех мероприятиях по профилактике правонарушений необходимо сообщать всему образовательному учреждению, родителям и другим заинтересованным лицам, успехи освещать в средствах массовой информации;
Мониторинг и оценка эффективности проводимой образовательным учреждением профилактической работы.