Вокальные упражнения как средство формирования певческих навыков у детей дошкольного возраста


Вокальные упражнения как средство формирования певческих навыков у детей дошкольного возраста
Опыт музыкального воспитания показывает, что начинать занятия с детьми следует в самом раннем возрасте. Дети этого возраста характеризуются активной любознательностью, начинают осмысливать связь между явлениями и событиями, делают простейшие обобщения и вполне могут начинать свое музыкальное образование. Надо только не переступать порога свойственного детям игрового метода, стремиться все время держать ребенка в заинтересованном состоянии, будить его воображение. Именно такая цель преследуется мною в музыкальном обучении детей дошкольного возраста.
В системе музыкально-эстетического воспитания детей ведущее место занимает пение. Основная задача обучения пению, это научить ребенка выразительному, искреннему исполнению понятных интересных ему несложных песен, дать простейшие певческие навыки. Развитие вокальных навыков связано также с задачей очень осторожного развития детского голоса и сохранения его естественного звучания. Поэтому первоочередной задачей для меня является охрана голоса ребенка, его слуха и создание спокойной обстановки при обучении. Все певческие навыки тесно связаны между собой, поэтому работа над ними осуществляется одновременно с выделением какого-либо одного навыка.
Певческие навыки формируются не только во время разучивания песен, но и путем использования в работе специальных вокальных упражнений, развивающих звуковысотный слух, певческий голос, координацию голоса и слуха. Музыкальный материал вокальных упражнений подбирается мною с учетом психофизиологических возможностей и особенностей детей дошкольного возраста, специфики детского голоса, а также, соответственно, педагогическим задачам и уровню музыкального развития обучающихся. Поэтому это упражнения с удобной тесситурой, ограниченным диапазоном.
Воспитание голоса находится во взаимосвязи с воспитанием слуха, слуховые же восприятия тесно связаны со вниманием. На основании этого слуховые навыки начинают воспитываться на несложных вокальных упражнениях, прививающих детям чувство лада. Чем больше ребенок воспримет музыкальных упражнений, построенных на ладовой основе, тем прочнее и органичнее разовьется его музыкальный слух.
Сначала в работе используются упражнения, которые поются сверху вниз, т.к в верхнем отрезке рабочего диапазона голоса лучше ощущается головное резонирование, являющееся наиболее характерным для детских голосов.
Музыкальный материал вокальных упражнений состоит из технических упражнений на различные гласные и отдельные слоги, а также небольших песен-попевок со словами. Ритмические попевки с проговариванием и одновременным прихлопыванием и притопыванием интересны для обучающихся, они стимулируют творческую активность, дают хорошую эмоциональную разрядку, помогают снять утомление. Особенность упражнений также и в том, что они имеют простое строение, соответствующее певческим возможностям детей дошкольного возраста. Эти упражнения быстро запоминаются и не отвлекают внимание обучающихся от вокальных задач.Практическое использование вокальных упражнений на занятиях представляет собой одну из важнейших частей работы по воспитанию певческих навыков, они одинаково необходимы как при индивидуальном, так и коллективном (хоровом) обучении. Это путь к овладению техническими основами вокального искусства.
Все вокальные упражнения взаимосвязаны между собой и имеют следующее конкретное назначение, содействующее:
координации слуха;
развитию и укреплению музыкального слуха на ладовой основе;
выработке правильного произношения гласных и согласных звуков;
развитию певческого дыхания;
гибкости и подвижности голоса;
привитию вокально-технических навыков;
художественной выразительности.
Все эти задачи комплексно входят в повседневные занятия, но на каждом занятии, не выпуская из вида указанных задач, выдвигается «доминанта», на которой фиксируется основная задача из общей намеченной программы.
На занятиях техническая работа должна осуществляться во взаимосвязи с работой над музыкальной выразительностью, и только тогда вокальное развитие детей будет носить более широкий и гармонический характер, у детей разовьются не только певческие навыки, но также и музыкальный вкус, и художественные представления.
В заключение хотелось бы отметить, что основной путь вокального воспитания заключается в создании условий, при которых процесс формирования голоса и певческих навыков осуществляется естественно и последовательно с самого начала и до конца. Эти условия достигаются в вокальной работе над заранее и хорошо систематизированным вокальным материалом. Главный эстетический принцип – слияние технической и художественной стороны вокального процесса. Кропотливая работа над звуком, его свободой, над точным воспроизведением всей конструкции музыкальной фразы с выявлением музыкальной сути и значимости – неотъемлемая часть педагогической направленности.
Только здоровый голосовой аппарат, хорошая вокальная выучка, систематический тренаж могут служить основой, надежным фундаментом, на котором выстраиваются высокие творческие достижения. При обучении важно тонко чувствовать индивидуальную природу голосового аппарата и всю физиологию певческого организма. И в связи с этим индивидуально отбирать удобные и полезные приемы в процессе обучения.