Формирование связной речи детей с общим недоразвитием речи в процессе продуктивных видов деятельности
Гаврилова Нина Павловна, учитель-логопед МБОУ СОШ №13 г. Белгород
Формирование связной речи детей с общим недоразвитием речи в процессе продуктивных видов деятельности
Одной из задач подготовки к школе старшего дошкольника является развитие графических навыков. Начало формирования графических навыков является одним из важнейших аспектов дошкольного образования. У детей старшего дошкольного возраста наблюдаются первые движения с карандашом на основании двигательной импульсации: движения большие, размашистые, зрительная регуляция несовершенна. (Е. В. Гирьянов)
Моторные навыки формируются в процессе продуктивных видов деятельности, что позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, а так же развить речевую деятельность и подготовить ребенка к школе. При формировании движений и двигательных навыков очень велика роль подражания, роль словесного объяснения (данные А. В. Запорожца).
Продуктивные виды деятельности дошкольника включают изобразительную и конструктивную.
Рисование, лепка и аппликация – виды изобразительной деятельности, основное назначение которой образное отражение действительности. Изобразительная деятельность одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции.
Н. К. Крупская писала: «Очень рано ребенок начинает также стремиться самым разнообразным образом выразить полученные им впечатления: движением, словами, мимикой. Надо дать возможность ему расширить область выражения складывающихся у него образов. Надо дать ему материал: глину для лепки, карандаши и бумагу, всякий материал для построек и т. п., научить, как обращаться с этим материалом. Материальное выражение сложившихся образов служит прекрасным средством проверки и обогащения их. Надо всячески поощрять детское творчество, в какой бы форме оно ни выразилось».
Занятия по рисованию, лепке, аппликации в массовом детском саду объединяются под названием «Изобразительная деятельность» или продуктивная деятельность, так как результатом их является создание ребенком определенного продукта: рисунка, аппликации, лепки. Значение изобразительной деятельности для всестороннего развития и воспитания дошкольника велико и многогранно. Выступая как специфическое образное средство познания действительности, она имеет огромное значение для умственного воспитания ребенка, что в свою очередь, теснейшим образом связано с развитием речи.
В настоящее время в дошкольных образовательных учреждениях большое количество детей имеют различные нарушения в речевом развитии. Самое большое распространенное нарушение – общее недоразвитие речи, в структуру которого входит нарушение моторной сферы.
Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование. Ученые, занимающиеся изучением деятельности детского мозга, психики детей и их речевое развитие отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Так, исследования, проведенные В. И. Бельтюковым, М. М. Кольцовой, Л. А. Кукуевым, Л. А. Новиковым, показывают, что существует онтогенетическая взаимозависимость развития мелкой моторики и речи, и что движения руки исторически, в ходе развития человечества, оказали существенное влияние на становление речевой функции. М. М. Кольцова пришла к заключению, что в процессе продуктивных видов деятельности происходит тренировка движений пальцев, которая оказывает стимулирующее влияние на развитие речи и является, по мнению М. М. Кольцовой, «мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга». Кроме того, М. М. Кольцова указывает, что если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.
Таким образом, стимулирующее развитие мелкой моторики кистей рук способствует общему речевому развитию.
Учитывая актуальность указанной темы, мы решили провести исследование возможностей использования продуктивных видов деятельности в формировании речи и моторики у старших дошкольников с общим недоразвитие речи. Эксперимент проводился на базе МДОУ комбинированного вида № 15 города Белгорода. В эксперименте участвовали дети пятилетнего возраста с логопедическим заключением общие недоразвитие речи, III уровень речевого развития. Работа состояла из трех видов продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация. Занятие с детьми проводилось в течение двух месяцев (октябрь-ноябрь) два раза в неделю, как индивидуально, так и в группе.
Мы предлагали детям игры с пластилином, бумагой, природными материалами. В процессе выполнения заданий, мы задавали вопросы, обыгрывали ситуации, которые помогали нам выявить особенности речи детей. Например, мы просили ребенка слепить котенка и описать его, тем самым, с одной стороны, оценивали состояние его связной речи, с другой – сформированность моторных навыков, умение работать самостоятельно. При обследовании фонематического представления, мы просили ребенка нарисовать животное, название которого начинается на заданный звук и прочее.
Во время рисования мы выстраивали диалогическое общение с ребенком. Например, спрашивали, что он нарисовал (ежик - какой он по форме, цвету, где он живет, чем питается и т. д.). Это способствует решению коррекционных задач: расширение представлений о предметах, явлениях и процессах, уточнение и расширение словаря по теме, совершенствование грамматического строя речи, активизация речевой деятельности детей, развитие диалогической речи, дыхания, мышления, конструктивного праксиса, тонкой, общей моторики.
Занятия лепкой одновременно являются и занятиями по развитию речи. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведется непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, а в дальнейшем организует настоящий диалог с игрушечным персонажем или со взрослым. Например, с ребенком мы играли в игру «Лепим тесто» – Посмотри что это? Правильно это тесто.
- А какое оно? (потрогать вместе с ребенком тесто) – Мягкое. – А что можно испечь из теста? – Пирожки, булочки. Можно почитать стихи:
Мешу, мешу тесто,
Есть в печи место,
Пеку, пеку каравай!
Лепим мишку – мишка какой – большой или маленький, покажи, как разговаривает маленький, большой медведь.
Во время аппликации хорошо развиваются представления о геометрических фигурах. Например, клеим домик. Вырезаем квадратик, треугольник, круг, прямоугольник. Происходит закрепления понятий о геометрических фигурах.
По окончанию эксперимента, нами была проведена диагностика сформированности мелкой моторики у детей – участвующих в эксперименте. Диагностика проводилась с использованием традиционных нейропсихологических проб (А. Р. Лурия, Н. И. Озерецкий, Т. В. Ахутина).
Результаты нашего эксперимента показали, что целесообразно включать в логопедическую работу элементы продуктивных видов деятельности, так как это повышает мотивацию ребенка в работе, интерес к заданиям, а главное, во время игры развивается речь ребенка.
Литература:
Волкова Л. С., Шаховская С. Н. Логопедия. – Москва, гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003 – 678 с..
Иванова Т. А. Формирование продуктивных видов деятельности. - Москва, творческий центр СФЕРА, 2005 – 288 с..
Лопухина И.С. Логопедия, упражнения для развития речи. Пособие для логопедов и родителей. – Санкт – Петербург, «ДЕЛЬТА», 1997. - 336 с..
Микляева Р. Г. Диагностика языковых способностей у детей дошкольного возраста. - Санкт – Петербург, «ДЕЛЬТА», 2001 – 332 с..
Саккулина Н. П., Комарова Т. С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. – Москва, «ПРОСВЕЩЕНИЕ», 1979 – 245 с..
Степанова Р. Н. Развитие продуктивных видов деятельности в дошкольном возрасте. – Санкт – Петербург, «КАРО», 2001 – 264 с..
Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии. – Москва, «ПРОСВЕЩЕНИЕ», 1989 – 223 с..