Методический материал для проведения предметной олимпиады для учащихся 3 – 5 классов в коррекционной школе VIII вида по изобразительному искусству
Алёнкина Ольга Арнольдовна, г. Волжский, Волгоградская область
Олимпиада по ИЗО: (Максимальное количество баллов = 40)
(Для учащихся с особыми образовательными возможностями3 – 5 классы)Ф.И.ребенка____________________________________ Дата рождения___________________
Ф.И.О. педагога _________________________________________________________________
Учреждение (полное название) _____________________________________________________
________________________________________________________________________________
E-mail педагога (родителя) ________________________________________________________
Почтовый адрес _________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Задания для обязательного выполнения:
Рисунок: «Моя семья»
Пофантазируй и размести на «ладони» свою дружную семью.
Подпиши, кого ты нарисовал
Будь «архитектором» – нарисуй на «ладони» дом в котором бы ты хотел жить (до 4 баллов) ______
Нарисуй три букета: 1 – летний; 2 – осенний, 3 - весенний. Подумай! (до 3 б.) ______
Помоги художнику дорисовать начатые им рисунки, раскрась их (до 3 баллов) _______
Дорисуй вторую половину рисунка, постарайся в точности передать детали рисунка (до 3 баллов) _______
Пофантазируй: «Что есть полукруглое?» Нарисуй шесть предметов полукруглой формы (до 3 баллов) _______
Прочитай стихотворение и нарисуй свой автопортрет, пейзаж, натюрморт (озаглавь свои работы) (до 4 баллов) _______
Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на нас –
Или принц в плаще старинном,
Или в робе верхолаз,
Или Колька – твой сосед –
Обязательно картина
Называется:
ПОРТРЕТ
ПОРТРЕТ …………………………………………………………………
Если видишь – на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш –
Обязательно картина
Называется …
ПЕЙЗАЖ
ПЕЙЗАЖ ………………………………………………………………….
Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу –
Знай, что это …
НАТЮРМОРТ
НАТЮРМОРТ …………………………………………………………….
Прочитай рассказ.
Нарисуй картинку, описанную автором в данном тексте
Дай название своей картине (до 5 баллов)______
Я проснулся ранним утром и побежал на берег моря. Солнце поднималось из-за горизонта, и его лучи ласково гладили море. В дали грациозно плыл белый парусник и его сопровождали три дельфина, перегоняя, и перепрыгивая друг друга. А над парусником кружили белокрылые чайки. По берегу неторопливо ползла черепаха. Налетела волна и выбросила со своего дна маленького краба. Как прекрасно море ранним утром!
.................................................................................................
Напиши и нарисуй хозяек этих предметов (до 4 баллов) ______
…………………………………………….
……………………………………………..
Ответь на вопросы (до 2 баллов) ________
Тот, кто рисует картины природы, пейзажи……………………………………………………
Тот, кто изображает человека…………………………………………………………………..
Тот, кто рисует животных………………………………………………………………………
Тот, кто изображает сцены сражений, битв……………………………………………………
Тот, кто смешно изображает человека и его недостатки……………………………………..
Тот, у кого на картинах море, волны, шторм………………………………………………….
Где живет рыцарь?
Соедини правильно цифры и нарисуй картину «Замок рыцаря»
Как ты себе представляешь рыцаря? Нарисуй его (до 4 баллов) ______ Задания повышенной трудности (на усмотрение педагога):
Из истории изобразительного искусства (Работа с энциклопедией). Ответь на вопросы (до 5 баллов) ______
А) Самый известный иконописец, кто он?
………………………………………………………………………………………………………………
Б) С чего началось русское портретное искусство?
………………………………………………………………………………………………………………
В) Когда начали писать пейзаж?
………………………………………………………………………………………………………………
Г) Какие бывают карандаши?
………………………………………………………………………………………………………………
Д) Кто и когда создал Третьяковскую галерею?
………………………………………………………………………………………………………………
Количество баллов:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Всего
Ответы:
9. Пейзажист, портретист, анималист, баталист, карикатурист, маринист.
10. А) Как правило, иконописец не оставлял на иконе своего имени, поэтому мы знаем очень мало имен. Одним из самых известных является Андрей Рублев, творивший в конце XIV – начале XV века. Его знаменитая «Троица» хранится в Государственной Третьяковской галерее в Москве.
Б) Русское портретное искусство начиналось с парсуны (искаженное латинское слово «персона» – «личность»). Первые парсуны еще очень походили на иконы, но уже имели значительное сходство с изображаемым лицом (а сходство для портрета очень важно).
Постепенно росло мастерство художников-партретистов, и на свет появились такие шедевры, как портрет А.П. Струйской, написанный Ф.С. Рокотовым, и знаменитые мраморные работы Ф.И. Шубина и т.д.
В) Пейзаж – очень древний изобразительный жанр. Известны пейзажи, созданные древними художниками на острове Крит в XV – XIV веках до нашей эры – им больше трех тысяч лет. В средневековом Китае художники писали на шелке картины, которые называли «шань-шуй» («горы-воды», то есть пейзаж).
В России пейзаж как самостоятельный жанр появился в XVIII веке, и по сей день интерес художников к нему не уменьшается. Известные художники и их картины: А.К. Саврасов «Грачи прилетели», А.И. Куинджи «Лунная ночь на Днепре», И.Э. Грабель «Февральская лазурь» и т. д.
Г) У каждого карандаша своя функция: карандаши цветные и графитные, копировальные, маркировочные, карандаши для школьников, канцелярские, чертежные. Столярные, рисовальные, гримерные, косметические, карандаш для ретуши и маркировки…
Д) Купец Павел Михайлович Третьяков (1832-1898)– достаточно рано определил главную цель в своей жизни – создать картинную галерею не для себя, а для всей России. В 1892 году П.М. Третьяков пишет в Московскую городскую Думу «Заявление», в котором говорится о том, что «… желая способствовать устройству в дорогом для меня городе полезных учреждений, содействовать процветанию искусства в России и вместе с тем сохранить на вечное время собранную коллекцию, ныне же приношу в дар Московской городской Думе всю мою картинную галерею со всеми художественными произведениями». Третьяков поставил условия дарения: он пожизненно остается попечителем галереи и продолжает ее пополнять, а также все желающие могут бесплатно посещать галерею.
Галерея разместилась в Лаврушинском переулке, в небольшом двухэтажном доме Третьяковых, к дому были сделаны пристройки, чтобы хранить разросшуюся коллекцию. Так появилось первое специальное здание в Москве для хранения картин.
15 августа 1893 года музей был официально открыт с наименованием «Московская городская галерея Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых».