Урок по биологии на тему Почвенное и воздушное питание растений

Технологическая карта урока по биологии по теме:
«Почвенное и воздушное питание растений», 6 класс.
Учитель биологии МБОУ гимназии №1г. Липецка Чикина Н.А.
Педагогическая цель
Сформировать представления об особенностях питания растений

Задачи урока
Образовательная: изучить сущность понятий «почвенное» и «воздушное» питание;
- выявить условия протекания фотосинтеза;
- показать планетарное значение фотосинтеза.
Развивающая: - развитие умения устанавливать причинно-следственные связи;
- развитие критического мышления;
- развитие коммуникативной культуры;
- развитие умения использовать раннее приобретённые знания для получения новых знаний.
Воспитательная
- формирование научного мировоззрения;
- формирование бережного отношения к природе;
- формирование экологической компетентности.

Тип, вид урока
Освоение нового материала, комбинированный

Планируемые результаты
(предметные)
формировать умение объяснять процесс питания, характеризовать типы питания, влияние растений на природу; объяснять значение растений в жизни человека

Личностные результаты
Проявляют любознательность и интерес к изучению природы, осуществляют нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания

УУД (метапредметные)
Регулятивные УУД
1.Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.
2.Продолжить формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
3.Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
4.Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.
Познавательные УУД
1.Продолжить формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений.
2.Продолжить формирование умения находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач.
3.Продолжить формирование умения преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в схему и пр.).
Коммуникативные УУД
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками определение цели, функций участников, способов взаимодействия

Формы и методы обучения
Формы: фронтальная, индивидуальная, парная
Методы: словесные, наглядные, поисково-исследовательские

Понятия и термины
фотосинтез

Оборудование
мультимедийная презентация по теме урока, раздаточный материал для работы в группах



Организационная структура урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД

Актуализация знаний
Какими свойствами обладают живые организмы

Слайд 1-2
- Закончите определение - питание – это процесс

Слайд 3
- Назовите, на какие группы делятся организмы по типу питания?

Слайд 4
Учащиеся отвечают на вопросы, слушают мнение одноклассников.
Личностные: Проявляют любознательность и интерес к изучению природы, осуществляют нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Регулятивные: владение навыками контроля и оценки своей деятельности

Мотивация к изучению нового материала. Формулирование темы и целей урока.
Постановка проблемного вопроса. Просмотр видео “Фиксики. Серия «Батарейки» его обсуждение.
Слайд 5.6
-Как можно сформулировать тему нашего урока и что мы будем изучать на уроке.
Формулировка и запись темы урока.
«Почвенное и воздушное питание растений»

Слайд 7
Вопросы для учащихся на повторение.
-Вспомните из курса географии, что такое почва и воздух, из чего они состоят и как называют эти оболочки Земли.
-Строение корня и листа.
- В каких питательных веществах нуждаются растения?
Учитель формулирует вывод: у растений нет пищеварительной системы, питательные вещества образуются в клетках или проникают через клеточную мембрану. У растений существует два способа питания: воздушное и почвенное.
Формулируют тему урока ставят цели


Выслушиваются мнения учащихся.





Формулировка и запись темы урока: «Почвенное и воздушное питание растений»





Ответы учеников о составе атмосферы и литосфере
Ответы учащихся об особенностях строения корня и листа в связи с выполняемыми функциями.

Познавательные:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; устанавливать причинно следственные связи

Усвоение новых знаний и способов действий
Работа с учебником стр. 62. Составление текста в бланке заданий (индивидуальная и парная работа)
1.Почвенное питание растений
2.Воздушное питание растений

Слайд 8
Работа с материалом учебника
Сформулируйте вывод, что же такое почвенное питание

Слайд 9
Беседа с учащимися.
Работа с материалом учебника
Сформулируйте вывод, что же такое воздушное питание?
Ребята, у воздушного питания есть синоним. Этот синоним вы сейчас постараетесь назвать мне сами. Для этого я предлагаю вам минуту мысли. У вас в рабочих листах указаны термины (найдите их): солнце, хлоропласты, растение, автотрофы, синтез, органические вещества. Подумайте, как иначе можно назвать воздушное питание растений. Совершенно верно! Фотосинтез - это уникальный процесс. Внимательно посмотрите на это определение. Какие главные части в нём можно выделить (фото- свет и синтез – образованиемолодцы! а что же образуется в ходе фотосинтеза мы выясним с вами немного позже)

Слайд 10
Приём «Высказывания великих»
Послушайте, что говорил о фотосинтезе учёный Климент Тимирязев
«Дайте самому лучшему повару сколько угодно свежего воздуха, солнечного света и целую речку чистой воды и попросите, чтобы из всего этого он приготовил вам сахар, крахмал, жиры и зерно, - он решит, что вы над ним смеётесь. Но то, что кажется совершенно фантастичным человеку, беспрепятственно совершается в зелёных листьях растения».

Слайд 11
Ребята, какую мысль до нас пытался донести Климент Тимирязев?
Выделите условия протекания этого сложного процесса.

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем.
1.Почвенное питание растений
Обсуждение ответов учащихся:
- вещества поступают в растение в виде растворов, благодаря строению корня и его всасывающей функции;
Вывод: почвенное питание связано с поглощением неорганических веществ с помощью корневых волосков зоны всасывания.

Воздушное питание
Вещества поступают в виде газов (углекислый газ) в лист растения



Ответы учащихся: фотосинтез.
работают с материалом презентации























Ответы учащихся: главные условия фотосинтеза- свет, вода, углекислый газ, хлорофилл.
Вывод: воздушное питание растений связано с образование органических веществ их неорганических при помощи энергии света.




Составление реакции фотосинтеза
Познавательные: устанавливать причинно следственные связи
Коммуникативные: адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание текста в сжатом виде и развернутом в соответствии с целью учебного задания, способность работать совместно в атмосфере сотрудничества.

Первичное закрепление
изученного материала
Ребята, у вас в рабочих листах имеются схемы по воздушном и почвенному питанию растений. Работаем в парах задача – заполнить пропуски в этих схемах. Приступаем к выполнению задания.
Приложение 1

Слайд 12

Слайд 13
Воспринимают информацию, работают с тетрадями
Тип питания – почвенное
Тип питания – воздушное
Орган – корень
Орган – лист
Ткань – всасывающая
Ткань – основная
Клетки- корневые волоски Клетки- столбчатые (палисадные)


Коммуникативные:
Формирование умения самостоятельно работать над творческим заданием.
Коммуникативные:
Умение слушать других людей.
Личностные:
Проявляют любознательность и интерес к изучению природы, осуществляют нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания
Познавательные: умение структурировать материал, анализировать информацию.

Физкультминутка
Вновь у нас физкультминутка.
Фиксики
Учащиеся выполняют упражнения:
1.наклоны вперед и назад 2.рывки руками перед грудью
3.вращение головой
(садятся за парты)


Применение знаний в новой ситуации
Работа в группах с дополнительным материалом.
Приложение 2
Слайд 14

Слайд 15
Работа учащихся в группах с дополнительным материалом. Ответы на вопросы.
Решение практических задач.
Обсуждение жизненных ситуаций.




Домашнее задание

Стр. 62- 63, РТ № 74, 75, 76
Составить кроссворд
Подготовить презентацию
Продолжить сказку

Слайд 16
Записывают задание


Рефлексия учебной деятельности
Итак, ребята, а теперь давайте проведём рефлексию (осмысление) нашего урока. На слайде выведены предложения, закончите их.
1.Сегодня на уроке я узнал (-а)
2.Мне было интересно узнать
3.Для меня самым трудным сегодня было
4.Я сегодня поняла, что

Слайд 17
Осуществляют самоанализ деятельности
Познавательные:
Определяют степень овладения новыми знаниями
Регулятивные: Проводят самооценку своим действиям
Коммуникативные:
сотрудничества с учителем и обучающимися

Подведение итогов
Отмечаю степень вовлеченности учащихся в работу на уроке. Оцениваю работу учащихся на уроке, комментирую оценки.

Слайд 18
Слушают учителя

Смотрят книги, слушают учителя


Личностные:
Формируют выводы на основе наблюдений. Высказывают свое мнение и позицию













Приложение
Приложение 1
Почвенное питание

Воздушное питание


орган



ткань



клетки



структуры



вещества



Вывод. Какие вещества образуются?
Как называется этот процесс?

Приложение 2
Карточки задания для работы в группах

ВОПРОС. Существуют ли в природе животные, которые способны к фотосинтезу.

Морской слизень также известен как «восточная изумрудная элизия». Это первое известное учёным животное, способное, подобно растениям, осуществлять процесс фотосинтеза. Средняя длина тела составляет 2–3 см., иногда встречаются «гиганты», вырастающие до 6 см. Продолжительность их жизни, составляет 9–10 месяцев.
Подробное изучение слизней начали биологи Техасского сельскохозяйственного университета. Они пришли к выводам, что морской слизень питается только особым видом водорослей- содержимое, которое идет на переработку, а хлоропласты размещает в своих клетках. Это приводит к их накоплению в организме животного и способности осуществления фотосинтеза, что характерно только для растений. Процесс фотосинтеза позволяет слизню долгое время обходиться без употребления этих водорослей. Ученые выяснили, что юные слизняки появляются на свет полностью готовыми к этому процессу. Им просто необходимо набрать нужную дозу пластид.

ВОПРОС. В чем опасность загрязнения почв?
По сути, любое загрязнение окружающей среды сводится в конечном счете к загрязнению почвы.
Прежде всего, загрязненная почва может утратить свои плодородные качества. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] приводит также к тому, что растения накапливают в себе вредные элементы, а затем эти элементы попадают в организм человека напрямую или посредством животных продуктов, снабжаемых загрязненными растениями. Весь пластик, стекло, бензин и другие вещества долго остаются в почве отравляя ее.
Как вы понимаете выражения
«Растения – легкие нашей планеты»
«Все мы дети солнца»

Значение фотосинтеза для жизни на Земле.
До [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и организмов атмосфера Земли была лишена кислорода. С появлением фотосинтезирующих клеток она стала насыщаться кислородом. Первые клетки, способные использовать энергию солнечного света, возникли, очевидно, около 3 млрд. лет назад.
Благодаря фотосинтезу, ежегодно из атмосферы поглощаются миллиарды тонн углекислого газа (он образуется при дыхании, сгорании топлива). В результате фотосинтеза на Земле образуется 150 млрд. тонн. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и выделяется около 200 млрд. тонн свободного [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в год. Фотосинтез создал и поддерживает современный состав атмосферы, необходимый для жизни на Земле. Он препятствует увеличению концентрации [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в атмосфере, предотвращая перегрев Земли ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ).
Созданная фотосинтезом атмосфера защищает живое от губительного ультрафиолетового -излучения ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ) озоновые дыры.

ВОПРОС. Существуют ли растения, у которых питание происходит ни при помощи фотосинтеза?

Хищные растения считаются чудом природы. Обитая в местах с недостатком питательных веществ в почве, они выработали уникальную для растительного мира стратегию выживания - способность ловить и "поедать" живую добычу.
Это не плод разыгравшегося воображения. Хищные растения не только реально существуют, но и необычайно широко распространены. Насчитывается 450 видов таких растений. Поскольку эти хищные растения питаются в основном мелкими насекомыми, то их еще называют насекомоядными
Пузырчатка ловит добычу (как правило, дафний - водяных блох) с помощью небольших пузырьков на листьях.
Захлопывающиеся ловушки
Наиболее известным примером захлопывающиеся ловушки является венерина мухоловка. Это происходит, когда насекомое потревожит один из волосков. Но только при касании второго волоска из основания растения поступает достаточно мощный электрический импульс, заставляющий ловушку захлопнуться.
Липучие ловушки
Росянки, жирянки и росолисты используют клейкое вещество. Как только насекомые садятся на лист, они вязнут в сахаристой жидкости.
Знаете ли вы?
- Размеры ловушки-кувшинчика непентеса, одного из самых больших видов насекомоядных растений, позволяет ему ловить крыс и мелких птиц.


ВОПРОС. Существуют ли в природе животные, которые способны к фотосинтезу.

Морской слизень также известен как «восточная изумрудная элизия». Это первое известное учёным животное, способное, подобно растениям, осуществлять процесс фотосинтеза. Средняя длина тела составляет 2–3 см., иногда встречаются «гиганты», вырастающие до 6 см. Продолжительность их жизни, составляет 9–10 месяцев.
Подробное изучение слизней начали биологи Техасского сельскохозяйственного университета. Они пришли к выводам, что морской слизень питается только особым видом водорослей- содержимое, которое идет на переработку, а хлоропласты размещает в своих клетках. Это приводит к их накоплению в организме животного и способности осуществления фотосинтеза, что характерно только для растений. Процесс фотосинтеза позволяет слизню долгое время обходиться без употребления этих водорослей. Ученые выяснили, что юные слизняки появляются на свет полностью готовыми к этому процессу. Им просто необходимо набрать нужную дозу пластид.




Рисунок 1Рисунок 2Рисунок 1Рисунок 3Рисунок 6Рисунок 8Рисунок 9Рисунок 13Рисунок 1515