Консультация для родителей «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности»
Консультация для родителей «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности»
Подготовила воспитатель ГБОУСОШ38 дошкольное отделение детский сад 818 Глинкина Галина Валентиновна.
Цель: продолжение развития мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.
Совершенствование условий для развития мелкой моторики пальцев рук детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Улучшить координацию и точность движений руки, гибкость рук, ритмичность.
2. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук.
3. Улучшить общую двигательную активность.
4. Содействовать нормализации речевой функции.
5. Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов.
Методы и приемы работы:
• Массаж кистей рук.
• пальчиковая гимнастика, физкультминутки.
• пальчиковые игры со стихами, со скороговорками.
«Активизация речи детей младшего дошкольного возраста»
С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них словаря. Это основное условие успешного обучения ребенка, в дальнейшем. Ведь через посредство речи совершается развитие отвлеченного мышления, с помощью слова ребенок выражает свои мысли.
В дошкольном возрасте основной вид деятельности - это игра. Значительный опыт накапливается ребенком в игре. Из своего игрового опыта ребенок черпает представления, которые он связывает со словом.
Игра и труд являются сильнейшими стимулами для проявления детской самостоятельности в области языка. Они должны быть в первую очередь использованы в интересах развития речи детей.
Хорошим средством для стимулирования речи являются игры и упражнения на мелкую моторику руки. Дело все в том, что развитие ручек ребенка и развитие речи взаимосвязаны. Мелкая моторика и точное артикулирование звуков находятся в прямой зависимости.
Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.
Уже доказано, что даже такие простые упражнения, как «Ладушки», «Сорока-белобока», «Коза рогатая» и другие не просто развлечения для малышей. Пальчиковые игры - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы по развитию речи младших дошкольников.
Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Пальчиковые игры как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы.
Пальчиковые игры дают возможность взрослым играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику.
Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребенком.
Герои пальчиковых игр очень нравятся детям. Ползет ли улитка, шевелится краб, чирикает воробушек или кукла Катя варит кашу и подметает пол – все обеспечивает не только веселое общение, помогает снять напряжение или успокоить малыша, отвлечь, но и развивает мелкую моторику и, как следствие, мышление и речь ребенка.
Совокупность движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует снятию напряжения, учит соблюдению речевых пауз, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать ее темп и формирует правильное произношение.
«За ягодами»
Раз, два, три, четыре, пять, (Пальчики обеих рук «здороваются» начиная с больших.)В лес идем мы погулять. (Обе руки «идут» указательными и средними пальцами по столу.)
За черникой, (Загибают пальчики, начиная с большого.)
За малиной,
За брусникой,
За калиной.
Землянику мы найдем
И братишке отнесем.
В то же время чтение стихов, в частности, потешек с их четким ритмом, помогает улучшить у маленького ребенка координацию движений. А координируя движения мелкой моторики, ребенок совершенствует артикуляционный аппарат, речевое дыхание, осваивает интонацию и ритм речи.
Лебёдушка
Вдоль по реченьке лебёдушка плывёт,
Выше бережка головушку несёт.
Белым крылышком помахивает,
На цветы свяжу водичку стряхивает.
Произносим потешки для пальчиковых игр максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполняем синхронно с текстом или в паузах.
Для некоторых игр надеваем на пальчики бумажные колпачки нарисованные на подушечках пальцев глазки и ротик.
Ивану-большаку - дрова рубить,
Ваське-указке - воду носить,
Мишке-среднему - печку топить,
Гришке-сиротке - кашу варить.
А крошке Тимошке - песенки петь.
Песни петь да плясать,
Родных братьев потешать.
Заучивание стихотворных текстов с участием рук и пальчиков приводит к тому, что ребенок лучше запоминает информацию, активизируется его мыслительная деятельность.
«Теремок»
Домик, домик, теремок- две ладони «крышей» над головой
Мы закроем на замок- крепко сжать пальчики в «замок» перед собой
Ни один зубастый зверь- рычим, напрягаем ручки, показываем «когти»
Не откроет эту дверь!- ладошки прижаты друг к другу ребрами и развернуты в сторону лица; играющий «прячется» за ними, затем выглядывает: «Ку-ку!»
«Кисонька»
Как у нашей киски- ладошками делаем над головой «ушки»
Молочко есть в миске- руки «ковшиком» перед собой
Киска молочко попьет- имитируем «лакание»
Лапкой мордочку потрет- правой и левой рукой поочередно трем «мордочку»
Хвостиком помашет- рукой делаем волнообразные движения
Весело попляшет- двумя пальчиками «пляшем» на любой плоскости
«Гномик»
Жил-был гномик- руки сложены «колпачком» над головой
Старичок- рука, сжатая в кулачок, подпирает щеку
Спать ложился- две ладони вместе под другой щекой – «спим»
На бочок- перекладываем две ладошки под другую щеку
Он проснулся- широко разводим руки в стороны
Потянулся- потягиваемся
Вправо-влево повернулся- руки на поясе, повороты туловища в стороны
Мух вокруг всех разогнал- машем двумя руками перед собой
Их ужасно напугал- машем руками - «крылышками» около плеч, говорим «ф-ф-фу!»
«Ежик»
Ежик наш колючий очень- сгибаем и разгибаем пальцы на обеих руках
Ежик спать- две ладони вместе под щекой – «спим»
Никак не хочет- отрицательно качаем головой
Весь в клубок свернулся ежик- руки в плотном «замке»
Нет ни головы,- дотрагиваемся до головы
Ни ножек- дотрагиваемся до ног
Развернуться он не хочет- держа руки в «замке», сгибаем и разгибаем пальцы
Вот какой упрямый ежик!- плечи подняты, недоуменно разводим руками.
Развитие мелкой моторики пальцев рук является прекрасным стимулом для речевого и умственного развития.
Листья падают в саду,
Я их граблями смету. (Ладони на себя, пальцы переплести между собой, выпрямить и направить на себя.)
Дом стоит с трубой и крышей.
На балкон гулять я вышел. (На первой строчке ладони прямые, касаются друг друга пальцами, изображая крышу дома. Указательный палец отогнуть вверх (труба). На второй строчке согнуть мизинцы, изображая балкон.)У собаки острый носик,
Есть и шейка, есть и хвостик. ( Правая ладонь на ребро, большой палец вверх, указательный, средний и безымянный – вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается. Повторить левой ладонью).Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству, и в том случае, когда ребенок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его следует хвалить и, если возможно, показать свои творческие достижения, например, папе или бабушке.
Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2-5 минут ежедневно.
Ребенок может успешно овладеть речью тогда, когда с ним занимаются не только в дошкольном учреждении, но и дома, в семье. Пропаганду знаний среди родителей по вопросу речевого развития детей осуществляла в беседах и консультациях. Были проведены консультации на темы: «Активизация речи детей младшего дошкольного возраста», «Правильно ли говорит ваш ребенок? », «Использование пальчиковых игр для развития словаря детей младшего дошкольного возраста».
Практика показала: успехов в работе по развитию речи можно добиться, лишь используя разные формы и методы.