Средство развития связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Средство развития связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Целенаправленное развитие связной монологической речи имеет важнейшее значение в общей системе логопедической работы с детьми с общим недоразвитием речи. Это определяется, прежде всего, ведущей ролью связной речи в обучении детей старшего дошкольного возраста.
Развитие связной монологической речи детей с общим недоразвитием речи в коррекционном детском саду осуществляется как в процессе разнообразной практической деятельности при проведении игр, режимных моментов, наблюдений за окружающим и др., так и на специальных коррекционных занятиях. Методика работы по развитию связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи освещена в ряде научных и научно-методических трудов по логопедии.
Развитие монологической формы речи осуществляется прежде всего, на логопедических занятиях по формированию связной речи. При обучении детей с третьим уровнем речевого развития особое внимание уделяется формированию связной монологической (описательной и повествовательной) речи.
Во многих трудах по дошкольной педагогике обучение детей рассказыванию рассматривается как одно из основных средств формирования связной речи, развития речевой активности и творческой инициативы. Отмечается влияние занятий по обучению рассказыванию на формирование психических процессов и познавательных способностей детей. Подчеркивается важная роль обучения рассказыванию в развитии монологической формы речи. К основным методам обучения детей связной монологической речи исследователи относят: обучение пересказу, рассказыванию и устному сочинению по воображению.
В зависимости от психологической основы содержания детских рассказов в педагогической литературе выделяют: рассказывание по восприятию (рассказы описания предметов, рассказы по картинам и пересказ); рассказывание по памяти (из коллективного и индивидуального опыта детей) и рассказывание по воображению, или творческое рассказывание.
При проведении занятий по обучению рассказыванию перед логопедом стоят следующие задачи:
-закрепление и развитие у детей навыков речевого общения, речевой коммуникации;
-формирование навыков построения связных монологических высказываний;
-развитие навыков контроля и самоконтроля за построением связных высказываний;
-целенаправленное воздействие на активацию и развитие ряда психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления), тесно связанных с формированием навыков устного речевого сообщения.
Работа по развитию связной грамматически правильной речи основывается на общих принципах логопедического воздействия, разработанных в отечественной коррекционной педагогике. Ведущими из них являются следующие:
-опора на развитие речи в онтогенезе с учетом общих закономерностей формирования разных компонентов речевой системы в норме в период дошкольного детства;
-овладение основными закономерностями грамматического строя языка на основе формирования языковых обобщений и противопоставлений;
-осуществление тесной взаимосвязи работы над различными сторонами речи – грамматическим строем, словарем, звукопроизношением и др.
Важнейшим в работе является принцип коммуникативного подхода к формированию устной связной речи детей.
Работа по развитию связной речи строится также в соответствии с обще дидактическими принципами:
-систематичность и последовательность в обучении;
-учет возрастных и индивидуально-психологических особенностей детей, -направленность обучения на развитие их активности и самостоятельности.
Основными задачами, стоящими перед логопедом при обучении детей грамматически правильной связной речи, являются:
-коррекционное формирование и включение в «речевой арсенал» детей языковых (морфолого-синтаксических, лексических) средств построения связных высказываний;
-усвоение норм смысловой и синтаксической связи между предложениями в составе текста и соответствующих языковых средств ее выражения;
-обеспечение достаточной речевой практики как основы практического усвоения важных закономерностей языка, освоения языка как средства общения.
Работа по развитию связной монологической речи детей, проводимая логопедом и воспитателями логопедических групп, включает: коррекционное формирование лексического и грамматического строя речи, целенаправленное развитие фразовой речи, навыков речевого общения и обучение рассказыванию.
Воспитатель должен закреплять навыки по связной речи с помощью стихотворений и т.п., подготовленных логопедом.
Воспитатель всем содержанием своей работы обеспечивает полное практическое знакомство с предметами, с применением их в быту по назначению. Логопед на своих занятиях углубляет словарную работу, формирование у детей лексико-грамматических категорий, а в ходе специальных упражнений обеспечивает их сознательное применение в речевом общении.
Совместная деятельность логопеда и воспитателя организуется в соответствии со следующими целями:
– повышение эффективности коррекционно-образовательной работы;
– исключение дублирования воспитателем занятий логопеда;
– оптимизация организационных и содержательных аспектов коррекционно-педагогической деятельности логопеда и воспитателей, как на всю группу детей, так и на каждого ребенка.
Совместная коррекционная работа в речевой группе предусматривает решение следующих задач:
– логопед формирует первичные речевые навыки у детей-логопатов;
– воспитатель закрепляет сформированные речевые навыки.
Воспитатель проводит занятия по развитию речи, ознакомлению с окружающим (познавательному развитию) по особой системе с учетом лексических тем; пополняет, уточняет и активизирует словарный запас детей, используя для этого режимные моменты; контролирует звукопроизношение и грамматическую правильность речи детей в течение всего времени общения с ними.
Работа воспитателя по развитию речи во многих случаях предшествует логопедическим занятиям, создавая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых навыков. Например, если запланирована тема «Наблюдения за явлениями природы», то воспитатель проводит познавательное занятие, наблюдения за явлениями природы на прогулках, подвижные игры, беседы, знакомит детей с произведениями художественной литературы по данной тематике.
Логопед проводит работу с детьми ежедневно с 9.00 до 13.00. Фронтальные логопедические занятия организуются с 9.00 до 9.20, индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия — с 9.30 до 12.30, занятия воспитателя-с 9.30 до 9.50. С 10.10 до 12.30 дети находятся на прогулке. После полдника воспитатель 30 мин занимается с детьми по заданию логопеда и проводит вечерние занятия по одному из видов учебной деятельности. Воспитатель совместно с логопедом планируют занятия по развитию речи, обсуждают цели, задачи и желаемые результаты каждого занятия по развитию речи.
Очень важна роль обучения рассказыванию в развитии монологической формы речи. К основным методам обучения детей связной монологической речи относятся обучение пересказу, рассказыванию (о реальных событиях, предметах, по картинам и т.д.) и устному сочинению по воображению.
Основной формой работы являются учебные логопедические занятия, проводимые мало групповым методом (5–6 чел.). Занятия проводятся 1–3 раза в неделю по 20–30 мин., в утренние часы.
С помощью хорошо развитой речи ребята учатся четко и ясно мыслить, легко устанавливает контакт с окружающими, инициирует собственные идеи, участвует в различных видах детского творчества. Природа является частью окружающего мира, с которым ребенок ежедневно взаимодействует. Поэтому актуальным является изучение условий обеспечения эффективного речевого развития старших дошкольников через природу.
Лучший путь для развития связной монологической речи – впечатления, которые получают дошкольники от общения с живыми существами в природе. Сложная человеческая жизнь, не такая простая и близкая, как природа, полная живой, нештучной жизни зверей, птиц, насекомых, так увлекают детей, радуют сердце их своей понятной психологией, манят своей красотой. Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский отмечал, что, прежде, чем открыть книгу, прочитать по слогам первое слово, дети должны прочитать страницы лучшей в мире книги – книги природы.
По его мнению, самое важное, чтобы в процессе общения с природой ребенок накопил чувственные впечатления, поскольку, как известно, ребенок мыслит образами, а это значит, что, слушая рассказ взрослых о путешествии капли воды, он рисует в своем воображении и серебристые волны утреннего тумана, и темное облако, и раскаты грома, и весенний дождь. Чем ярче в его представлении эти картины, тем глубже он осмысливает закономерности природы. Природа – это неиссякаемый источник знаний. Основным методом познания природы и развития на этой основе языка является наблюдение, которое способствует развитию у детей любознательности и интереса к тому, что нас окружает, совершенствованию органов чувств, пространственно временных представлений. В процессе наблюдения у ребенка появляются много вопросов, которые взрослые не должны игнорировать, а давать доступные пониманию детей ответы. (Например: «С чего образуется снег?», «Кто покрасил деревья в разные цвета?). Интересы детей не должны оставаться незамеченными.
Наблюдения, по мнению Е.И. Тихеевой, является верным путем развития речи детей. Целесообразно при этом использовать устное народное творчество, детский фольклор, стихи и рассказы. Пословицы и загадки, по форме, как отмечал К.Д. Ушинский, – это животрепещущее проявление родного языка, который вылетел из глубокого источника души народа. Все это, вместе с наглядными методами (использование книг с иллюстрациями явлений природы, картин, на которых изображены пейзажи, растения и животные, просмотр диафильмов и т.п.), является неисчерпаемым источником развития связной речи, обогащения словарного запаса, что способствует формированию общей культуры ребенка, прививает чувство любви к родному языку и бережного отношения к природе. Наблюдение – целенаправленное планомерное восприятие объектов, в познании которых заинтересована личность. Оно является основным методом познания природы. Наблюдать – значит не просто смотреть, а рассматривать, не просто слушать, а вслушиваться, прислушиваться, не просто нюхать, а принюхиваться. Наблюдение, пожалуй, самый популярный и самый доступный метод исследования. Он применяется в большинстве наук и часто используется в повседневной жизни. Наблюдение всегда осуществляется с определённой познавательной целью. Если человек систематически упражняется в наблюдении, совершенствует культуру наблюдения, то у него развивается такое свойство личности, как наблюдательность. Наблюдательный человек видит больше, понимает глубже, так как улавливает малозаметные, но существенные признаки предметов, явлений, событий. Такой человек имеет возможность делать более правильные выводы, тоньше осмысливать происходящее.
Сущность наблюдения заключается в чувственном познании природных объектов, в познании их через различные формы восприятия - зрительное, слуховое, тактильное, кинетическое, обонятельное и др.
Правильная организация чувственного познания природы обеспечивает формирование и развитие у детей отчётливых представлений о животных и растениях, о сезонных явлениях природы. Руководство наблюдениями даёт возможность научить дошкольников выделять самые различные признаки
объектов природы и ориентироваться в наиболее значимых, обнаруживать через них взаимосвязь растений, животных, с явлениями неживой природы.
Видный отечественный психолог Л. Рубинштейн рассматривает наблюдение как результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности. Развитие разных форм восприятия и наблюдения он связывает с содержанием. С одной стороны, наблюдение является источником знаний, с другой - оно само требует наличия определённых знаний как отправных моментов наблюдения.
В высшем своём проявлении наблюдение - это деятельность, самостоятельно организуемая самим наблюдателем. Но это умение, как утверждает С.Л. Рубинштейн, опирается на более или менее обширную систему знаний. Педагогический процесс, направленный на формирование наблюдения, позволяет обеспечить постоянное систематическое наблюдения за сезонными изменениями в природе, а также становление всё более осознанного отношения наблюдателя к наблюдаемому. Наблюдения на прогулке обогащают представления об окружающем мире, формируют доброжелательное отношение к природе. Следует учить детей наблюдать за различными объектами и явлениями; при этом не обязательно наблюдать только за теми объектами и явлениями, которые запланированы. Наблюдения за животными и природными явлениями бывают случайными и неожиданными, и взрослый не должен упускать такую возможность. Педагог должен стимулировать детскую любознательность; учить детей видеть изменения в природе, самостоятельно делать элементарные выводы. Помните, что каждый день в природе неповторим. Все виды наблюдений требуют руководства со стороны педагога. Для каждого наблюдения необходимо отбирать небольшой круг знаний. Представления об объектах природы развиваются у детей, постепенно расширяя и углубляя первоначальные представления. В организации наблюдении следует предусматривать системность, обеспечивающую их взаимосвязь. В результате у детей разовьется более полное, глубокое представление об окружающей природе. Наблюдение должно способствовать развитию умственной и речевой активности детей, развитию пространственно временных представлений. Активизация умственной деятельности достигается разнообразными приемами: постановкой конкретной и доступной задачей наблюдения, использованием действий обследования как способа наблюдения, сравниванием одного объекта с другими, предъявлением вопросов разной степени сложности. Наблюдение должно вызвать у детей интерес к природе, желание узнать о ней как можно больше. Знания, полученные детьми в процессе наблюдений, должны закрепляться, уточняться, обобщаться и систематизироваться с помощью других форм и методов работы (рассказ воспитателя, чтение книг о природе, рисование и лепка, ведение календарей природы, беседы об увиденном). В результате каждого наблюдения у детей должно сформироваться представление или элементарное понятие о том или ином объекте природы. Но наблюдения за явлениями природы у старших дошкольников вместе с воспитателями недостаточно для развития связной речи. Результаты этих наблюдений обязательно должны быть включены в логопедические занятия, где в первую очередь должна соблюдаться структура логопедического занятия. Четко обозначена тема занятия, правильно поставлены задачи по развитию связной речи на занятии.
Опираясь на методику В.П Глухова можно составить общую схему занятий:
Тема занятия.
Цели занятия, задачи.
Организационная форма.
Оборудование.
Ход занятия.
1.Организационная часть Сообщение темы.
2.Основная часть занятия.
3.Итог занятия.
Занятия строятся по принципу от простого к сложному:
-дети учатся составлять простые фразы;
-развитие установки на активное использование фразовой речи при ответах на вопросы педагога; закрепление навыков в составлении ответов на вопросы в виде развернутых предложений;
-развитие умений адекватно передавать в речи изображенные на картинках простые действия;
-усвоения ряда языковых средств ,прежде всего лексических (слова –определения ,глагольная лексика и др.),необходимо для составления речевых высказываний.
Дети упражняются в составлении фраз–высказываний по наглядной опоре, по имеющимся представлениям, усваивают ряд языковых (лексических, синтаксических)средств построения речевых высказываний.У детей развиваются установки на активное употребление фразовой речи ,внимание к речи логопеда ,к собственным высказываниям. Это является основой для последующего перехода к овладению различными видами монологических высказываний (пересказ, рассказ–описание, рассказывание по картинкам и др.). Целенаправленное развитие связной монологической речи имеет важнейшее значение в общей системе логопедической работы с детьми с общим недоразвитием речи.
Развитие связной монологической речи детей с ОНР в коррекционном детском саду осуществляется как в процессе разнообразной практической деятельности при проведении игр, режимных моментов, наблюдений за окружающим и др., так и на специальных коррекционных занятиях. Работа по развитию связной монологической речи детей, проводимая логопедом и воспитателями логопедических групп, включает: коррекционное формирование лексического и грамматического строя речи, целенаправленное развитие фразовой речи, навыков речевого общения и обучение рассказыванию. Лучший путь для развития связной монологической речи – впечатления, которые получают дошкольники от общения с живыми существами в природе.
В.А. Сухомлинский отмечал, что, самое важное, чтобы в процессе общения с природой ребенок накопил чувственные впечатления, поскольку, как известно, ребенок мыслит образами. Чем ярче в его представлении эти картины, тем глубже он осмысливает закономерности природы. Сущность наблюдения заключается в чувственном познании природных объектов, в познании их через различные формы восприятия - зрительное, слуховое, тактильное, кинетическое, обонятельное и др. В результате каждого наблюдения у детей должно сформироваться представление или элементарное понятие о том или ином объекте природы. Но наблюдения за явлениями природы у старших дошкольников вместе с воспитателями недостаточно для развития связной монологической речи. Результаты этих наблюдений обязательно должны быть включены в логопедические занятия. Следовательно, знания, полученные на занятиях, дети усвоят лишь в том случае, если они будут подкреплены практикой. Только в процессе взаимодействия с природой можно расширить представления об окружающем мире. Дети при этом должны обследовать предметы с помощью всех анализаторов и пытаться самостоятельно сделать элементарные умозаключения.