Аграрная реформа П.А. Столыпина (9, 11 классы).
Урок в 9, 11 классах
Аграрная реформа П.А. Столыпина
Цели и задачи:
Раскрыть сущность аграрной реформы, её особенности, достоинства и недостатки, значение для дальнейшего проведения аграрной политики.
Сформировать навыки работы с источниками, установления причинно-следственных связей, изложения собственной позиции, развитие монологической речи, ведение диалога.
Оборудование:
Портрет П.А. Столыпина
Раздаточный материал (документы, схемы).
План урока:
Первый думский опыт
Программа П.А. Столыпина
Аграрная реформа
Введение.
I. Первый думский опыт.
Учитель сообщает, что на рубеже XIX-XX веков быстрое экономическое развитие России обострило старые и породило новые трудности.
В марте 1906 г. – был созван Первая Государственная Дума. Она был сформирована из большего числа кадетов. Многие партии в выборах не участвовали. Их целью являлось продолжение политических преобразований. (Запись в тетрадях).
Основные требования:
- введение всеобщих выборов
- отмена всех ограничений на законодательную деятельность Думы
- ответственность правительства не перед царем, а перед Думой
- упразднение Государственного Совета
- разработка аграрной реформы и т.д.
Но Государственная Дума не нашла поддержки, и правительство её распустила.
9 июля 1906 г. – I Государственная Дума была распущена. (Запись в тетрадях.)
Не заставила себя долго ждать и II Государственная Дума. Выборы происходили по несколько измененным правилам. Рабочие и крестьяне в ней не участвовали.
20 февраля 1907 г. – была созвана II Государственная Дума. В её состав вошли уже представители правых партий, а численность кадетов уменьшалось. Она носила антиправительственный характер, и вскоре тоже была распущена.
3 июня 1907 г. – II Государственная Дума была распущена. (Запись в тетрадях). Это день назвали государственным переворотом, и считается концом революции 1905-1907 гг.
II. Программа П.А. Столыпина
Пётр Аркадьевич Столыпин начал свой карьерный рост с министра внутренних дел до премьера-министра России.
Просмотр портрета на с.46
Перед ним стояла двойная задача: 1) беспощадная борьба с кровавыми проявлениями революции
2) проведение реформ.
Столыпин окончил физико-математический факультет Петербургского университета, хорошо знал деревенскую жизнь. Кроме того, он был прекрасным оратором. 26 апреля 1906 г. его назначают министром внутренних дел, а 9 июля 1906 г. – председателем Совета министров.
25 августа 1906 г. – в газетах вышли 2 документа: программа мер по преобразованиям в различных областях и закон о военно-полевых судах.
В её основу входили:
1) обеспечение неприкосновенности личности и гражданского равноправия;
2) улучшение крестьянского землевладения
3) улучшение быта рабочих
4) реформа школы
5) введение подоходного налога и др.
Вопросы учащимся:
1.Какая из проблем особо остро стояла на данном этапе?
2.Каие феодальные пережитки сохранились в аграрном секторе экономики? (Крестьянская община, отрезки, выкупные платежи, помещичье землевладение, малоземелье крестьян)
Обобщение ответов и вывод преподавателя: формы эксплуатации крестьян помещиками и государством продолжают сохраняться.
Проверка выполнения опережающего задания.
Учитель: Готовясь к уроку, вам было предложено заполнить таблицу на тему: «Взгляды участников новых политических партий, сформировавшихся в ходе первой русской революции, на решение аграрного вопроса».
Предлагаемое выполнение (табл. 1)
Политические партии
Продолжения по решению аграрного вопроса
Большевики
Возвратить крестьянам отрезанные в 1861 г. земли, отменить выкупные платежи и возвратить ранее выплаченные выкупные суммы, в перспективе возможна полная национализация земель.
Кадеты
Отчуждение частновладельческих земель за счёт государства по «справедливой», но не рыночной цене и передача их малоземельным крестьянам.
Эсеры
Социализация, т.е. отчуждение частновладельческих земель, и передача их в общины на началах уравнительного землепользования.
Вопрос: Как правительство отреагировало на данные проекты? (Все проекты были отвергнуты государством)
Учитель: Растущее недовольство крестьян, их активное участие в революции требовали от правительства более решительных действий.
9 июля 1906 г. Николай II царским манифестом распустил I Государственную Думу, обвинив её в участии в революции.
Одновременно с роспуском Думы царь назначает председателем Совета Министров П.А. Столыпина – министра внутренних дел.
24 августа 1906 г. была опубликована Правительственная программа, состоящая из двух частей. Основное внимание П.А. Столыпина было обращено на осуществление аграрной реформы.
Мотивация на новую тему. Постановка проблемы.
Учитель: Имя П.А. Столыпина всегда вызывало и вызывает споры, втягивает нас в круговорот пристрастных оценок.
Недавно на телешоу «Имя России» П.А. Столыпин занял второе место среди самых популярных деятелей.
В ноябре 2006 г. отмечалось 100-летие со дня аграрной реформы П.А. Столыпина.
Почему эти реформы не были осуществлены, и так трагично сложилась судьба их автора?
Почему Пётр Аркадьевич остался реформатором-одиночкой?
Актуальна ли проблема тема сегодня?
Вот на эти вопросы мы и постараемся ответить в процессе изучения данной темы.
Объявление темы, раздела учебника, запись в тетради. Ознакомление с планом и изучения нового материала.
План изучения новой темы:
1.Цели реформы
2. Основные мероприятия и осуществление реформы.
3. Итоги и значение реформ.
Основная часть:
Сообщение учащегося о государственном деятеле – П.А. Столыпине.
Вопрос и задание:
1.Какую современную проблему затрагивает судьба реформ Столыпина?
(Работа с документами § 9 с.48).
2. На основании высказываний Столыпина определить цели реформы
Устные ответы учащихся
Запись выводов в тетради.
«Успокоение» страны, отвлечение крестьян от индивидуального отчуждения помещичьих земель.
Создание социальной опоры самодержавия в лице зажиточных крестьян
Модернизация страны
Учитель (делает вывод). Таким образом, конечная цель – экономически сильная Россия. Важнейшей проблемой, от которой зависело будущее России, был аграрный вопрос.
Начало реформе положил Указ Правительствующему Сенату от 9 ноября 1906 г.
Запись даты в тетрадь: 9 ноября в 1906 г. – начало реформы Столыпина.
Работа с документом №3. Указ Правительствующего Сената от 9 ноября 1906 г.
Вопрос:
Почему с этим Указом связано начало реформы? (Предоставил право крестьянам выходить из община и разрешил передачу земли в личную собственность).
Работа с § 9 учебника (по группам):
I группа. Охарактеризовать причины и последствия разрушения крестьянской общины.
II группа. Переселенческая политика
III группа. Крестьянский вопрос: кооперация
Выступление представителей групп.
Работа с понятиями
Запись в тетрадях.
Хутор – участок земли, получаемый крестьянами при выходе из общины, с переселением из деревни на этот участок.
Отруб – участок земли, получаемый крестьянами при выходе из общины, с оставлением усадьбы в деревне.
Ответы учеников:
Зажиточным крестьянам и середнякам, которые способны вести хозяйство без общины, силами семьи или нанимая дополнительную рабочую силу – батраков. Как говорил Столыпин: «Ставка сделана не на убогих и пьяных, а на крепких и сильных».
Отменялись ограничения личных прав крестьян, они получали равные права с другими сословиями. Это обеспечило им возможность свободно переселяться в города и искать работу.
Избавить крестьян от малоземелья позволяла переселенческая политика.
Учитель: Попробуем разобраться, какие результаты имела реформа.
Результаты аграрной политики
Создание новых форм землевладения и землепользования
Переселение крестьян
Положительные результаты
Отрицательные результаты
Положительные результаты
Отрицательные результаты
Начало создания фермерских хозяйств (к 1915 г. – 10 % всех крестьянских хозяйств). Рост производительности сельскохозяйственного труда (к 1915 г. валовый сбор зерна в 1,7 раза), совершенствование агротехники (использование машин, удобрений). Рост экспорта хлеба
Община не разрушена. Из неё вышло лишь 25% крестьянских хозяйств, в основном зажиточные и беднейшие. Возросло имущественное расслоение крестьян, ускорилась пролетаризация деревни. Крестьянство в целом отрицательно относилось к частным собственникам (поджоги, потравы). К противоречию между крестьянством в целом и помещиками добавилось противоречие между зажиточными и беднейшими крестьянами.
За Урал переселилось более 3 млн крестьян. Освоено 30 млн десятин целинных земель. Развивались кооперативные формы хозяйствования.
Проблема малоземелья не было решена. От 0,5 до 1 млн крестьян вернулись назад. В местах переселения возникли конфликты с местным населением.
Подведение итогов
Учитель: П.А. Столыпин понимал, что результаты его трудов скажутся не скоро: «Дайте государству 20 лет покоя внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынешней России».
Однако его начинания не имели широкой социальной, ни политической поддержки. Столыпин фактически остался реформатором-одиночкой.
Ответы учащихся на проблемные вопросы, поставленные к данному уроку.
Учитель: Скажите, как вы считаете, реформаторские начинания П.А. Столыпина актуальны и сегодня? (Сегодня в очередной раз делаются попытки решить вопрос о земле, идеи Столыпина снова выходят на первый план.)
Вывод: В политическом плане реформа явно провалилась. Она не сняла социальной напряжённости ни в деревне, ни в обществе в целом. Для успеха реформы была необходима готовность к ней общества. Но правящая верхушка противилась нововведениям, а интеллигенция и предприниматели считали их недостаточными.
Закрепление:
1 вариант – выписать из привёденной таблицы 2 положительные результаты реформы;
2 вариант – отрицательные.
Д/з: §9. Изучить понятия, даты
15