Урок познания мира Круговорот воды в природе 4 класс
18.10.2013 г
Тема: Круговорот воды в природе.
Цель и задачи:
1. Познакомить учащихся с круговоротом воды на основе ранее изученного свойства воды переходить из одного состояния в другое.
2. Повышать познавательную активность детей.
3. Развивать логическое мышление, воображение, восприятие, память, наблюдательность.
4. Воспитывать бережное отношение к воде.
5. Прививать основы экологических знаний, интерес к окружающему миру.
Тип: комбинированный
Ход урока.
1.Организационный момент
Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем
Ни минуты не теряем.
2.Постановка задач урока
Угадайте, о чем мы сегодня побеседуем?
Меня пьют,
Меня льют,
Всем нужна я,
Кто такая? (вода)
3. Актуализация прежних знаний
- Какие ассоциации возникают у вас?
Жидкая Газообразная
Чистая ВОДА Можно пить
Грязная Солёная, пресная
Необходима человеку
Моря, океаны
- Каково значение воды?
-А какие свойства воды вы знаете?
Свойства воды
Без запаха
Прозрачна
Бесцветна
Текучесть
Растворитель
Испаряемость
4. Формирование ЗУН
А) Объяснение нового материала
(Глобус)
Задача:
Рассчитай, сколько воды содержится в твоём теле, если на каждые 10 кг тела приходится 7 кг воды? (Письменные расчёты детей.)
-Посмотрите, как много воды нам всем нужно. А много ли воды на нашей планете. Хватит ли её нам всем? Давайте посмотрим на глобус. Наша планета голубая, с жёлтыми, коричневыми и зелёными пятнами. Голубое –это вода - океаны, моря, озёра, реки. Вода занимает больше половины поверхности земного шара. Но почему же люди страдают от нехватки воды?(Ответы детей.) На глобусе есть участки белого цвета. Это тоже вода, но особенная. Белым цветом обозначены льды и снега, которые никогда не тают! Материк Антарктида весь покрыт ледниковым щитом, в котором «заморожено» 24 млн.куб.км. воды, почти 90% объёма пресных вод на поверхности Земли.
-Какую же воду мы пьём? Солёную или пресную? Человек не может пить солёную воду, а её-то как раз на земле намного больше, чем пресной. Учёные посчитали, что пригодной для использования человеком воды не так уж и много, меньше 3%.Её становится всё меньше и меньше. Так что же делать?( Дети защищают свои плакаты «Береги воду!
- Вода – самое распространённое в природе вещество. Она покрывает 2/3 поверхности земного шара. Оставшаяся 1/3 приходится на сушу – горы и равнины. Вода источник жизни. -
Б) Вода о себе так говорит:
Я и туча, и туман,
Я ручей и океан,
Я летаю и бегу,
И стеклянной быть могу.
- Как вы это понимаете?
Учитель показывает иллюстрации (водопад, туман, лёд и снег на берегу реки).
- Что объединяет эти три иллюстрации?
(На иллюстрациях изображена вода. Вода в природе существует в трёх состояниях: твёрдом, жидком, газообразном).На доске - схема:
Состояние воды:
1.Жидкое
2.Твёрдое
3.Газообразное
-Где мы можем наблюдать воду в твёрдом состоянии? (Это лёд на реках, лужах, сосульки снег, айсберги)
А́йсберг (нем. Eisberg, «ледяная гора») — очень большой свободно плавающий кусок льда в океане или море. Как правило, айсберги откалываются от шельфовых ледников. Природа айсбергов была впервые правильно объяснена русским учёным Михаилом Ломоносовым Айсберги представляют очень большую опасность для судоходства. Один из наиболее известных примеров столкновения айсберга с судном — гибель «Титаника» в 1912 г. На айсбергах практикуется строительство обитаемых исследовательских баз. Уже сейчас иногда практикуется отбуксировка айсбергов в засушливые районы.-Где мы можем наблюдать воду в газообразном состоянии? (Туман, пар)
Сообщение о тумане.
Туман — форма конденсации паров воды в виде микроскопических капель или ледяных кристаллов, которые, собираясь в приземном слое атмосферы (иногда до нескольких сотен метров), делают воздух менее прозрачным. Образование туманов начинается с конденсации или сублимации водяного пара на ядрах конденсации — жидких или твёрдых частицах, взвешенных в атмосфере. Туманы из водных капель наблюдаются главным образом при температурах воздуха выше −20 °C, но может встречаться даже и при температурах ниже −40 °C. При температуре ниже −20 °C преобладают ледяные туманы.
Туманы в населённых пунктах бывают чаще, чем вдали от них. Этому способствует повышенное содержание гидроскопических ядер конденсации (например, продуктов сгорания) в городском воздухе.
Туманы препятствуют нормальной работе всех видов транспорта, поэтому прогноз туманов имеет большое народно-хозяйственное значение.
Искусственное создание туманов используется при научных исследованиях, в химической промышленности, теплотехнике и других областях.
- Где мы можем наблюдать воду в жидком состоянии? (Моря, реки, океаны, озера, ручьи)
Сказка Капли. “Жила я когда-то в большом-большом океане. Но жила я не одна, вместе со мной жили мои сестры и братья, нас было очень много. Жили мы весело, играли в разные игры.
Однажды в жаркий день мы так разыгрались, что я оторвалась от своих братьев и сестер, стала невесомой, легкой и полетела вверх”.
- О чем сейчас нам рассказал Капля? Что произошло с водой в жаркий день? (Вода испарилась)
На доске схема: Круговорот воды в природе
Какую знакомую частицу вы увидели в слове “испарение”? (Пар)
- Подумайте и скажите, в какое состояние перешла вода при испарении? (В газообразное)
- Давайте вспомним, в какую погоду быстрее высыхает белье? (В газообразное)
- Многие хозяйки вывешивают белье на улицу и зимой. Какой можно сделать вывод? (В холодную погоду тоже происходит испарение)
Слушаем дальше рассказ Капли:
“Летела я, летела вверх, так интересно было рассматривать землю сверху, но было скучно одной, а ветер относил меня все дальше, и на своем пути я все чаще стала встречать моих братьев и сестер. Нас уже было целое облако. Но вдруг подул холодный ветер. Мы начали мерзнуть и стали прижиматься друг к другу, чтобы хоть как-то согреться”.
- Какой процесс описывает Капля? (Когда холодный воздух встречается с теплым высоко над землей (в атмосфере) газообразные частицы воды начинают притягиваться друг к другу, превращаясь в капли)
- Во что они превращаются зимой? (В льдинки)
- Этот процесс перехода из газообразного состояния в жидкое, называется конденсацией.
“Мы превратились в большую тяжелую каплю и уже не могли удержаться высоко над землей и начали падать вниз. Мне было очень интересно, куда же я упаду, где я еще побываю и что нового увижу”.
- В виде чего выпала на землю капля? (В виде осадков)
“И приземлилась я в речку, и снова встретилась там со своими братьями и сестрами. Мы снова стали весело жить и играть. А мне так понравилось путешествовать, что я все время ждала, когда же такой момент наступит снова”.
- Воспроизведите последовательность путешествия капли. (Испарение, конденсация, осадки и снова испарение).
- Можно сказать, что вода вращается по кругу. Этот процесс называется круговорот воды в природе.
В) Круговорот воды в природе происходит непрерывно: где-то вода испаряется, где-то выпадает в виде осадков. Благодаря круговороту воды в природе, вода может переносить различные питательные вещества из одного места в другое. Очень полезно для человека талая вода, но в последнее время из-за различных загрязнений она тоже стала грязной и содержит много ядовитых веществ. С поверхности морей, рек, озер и почвы вода в виде пара поднимается высоко вверх. Воздух высоко над землей всегда холодный ( не случайно на горных вершинах обычно лежит снег и лед).
Пар охлаждается в воздухе и образуется множество водяных капелек или ледяных кристалликов. Из этих капелек и льдинок образуются облака. Плотный слой облаков образуют тучи. Из туч вода снова возвращается на землю в виде дождя или снега. Часть выпавшей на землю воды стекает по ее поверхности в водоемы, а часть просачивается в землю. И постоянно с водоемов, лугов, лесов, со всей поверхности под влиянием солнечного тепла влага испаряется. Так в природе вода совершает круг. Это постоянное движение воды называют круговорот. Круговорот воды в природе никогда не прекращается
- Подумайте, что было бы, если бы вся вода на Земле стала грязной, а потом и вовсе исчезла?
- Докажите, что вода – источник жизни
Вывод: Вода жизненно необходима и является помощником. Её нужно беречь!
- Какие меры предпринимает государство, чтобы сохранить воду чистой? (Создает заповедники, заказники, на предприятиях используют очистительные сооружения, контролировать за уровнем загрязнения воды, сажать деревья по берегам водоёмов, т.к. лес охраняет реки от высыхания).
- А как вы можете сохранять, беречь воду?
Г) Кроссворд
1.Покружилась звездочка
В воздухе немножко.
Села и растаяла
На моей ладошке.
2.Ночь спит на земле,
а утром убегает.
3. Растет она вниз головой
Растет не летом, а зимой.
Но солнце ее припечет-
Она заплачет и умрет.
4.Рассыпался горох
На семьдесят дорог
Никто его не подберет.
5.Старик- шутник:
на улице стоять не велит,
за нос домой тянет.
6.Я и льдинка голубая
Я и капля дождевая
Я снежинка вырезная
Я по травке разлитая
Кто же я?
7.Не пешеход, а идет.
Мокнут люди у ворот.
Ловит дворник его в кадку
Очень трудная
8.Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе,
узкий кончик в роднике,
а широкий в море.
9.Без крыльев летит
Без ног бежит
Без паруса плывет.
10.Седой дедушка у ворот
Всем глаза заволок.
5. Рефлексия
А) – Так куда же девается вода из моря? Отчего она не течёт через край? (Вода испаряется, превращается в пар.)– А почему до сих пор вся вода не испарилась с поверхности земли? (Высоко над землёй воздух очень холодный. Соприкасаясь с ним пар опять превращается в воду и опускается на землю в виде дождя , снега и града. Происходит круговорот воды в природе.)Б) Тест:
1. Источник жизни.
А) хлеб
Б) сон
В) вода
2. Свойство воды:
А) прозрачная
Б) голубого цвета
В) белого цвета
3. Вода переходит из одного состояния в другое под воздействием:
А) охлаждения и нагревания.
Б) сильного ветра
В) смены дня и ночи.
6. Комментированное выставление оценок.
7. Домашнее задание.
Нарисовать схему-рисунок “Путь дождевой капли”.