Урок познания мира в 4 классе. Круговорот воды в природе


План урока познания мира.
Класс: 4 «А»
Тема: «Круговорот воды в природе»
Цель: Сформировать представление о составных частях гидросферы и сущности круговорота воды в природе. 
Задачи:
- понять разнообразие состояний воды в окружающей среде; познакомиться со свойствами воды при нагревании и охлаждении; получить первые элементарные знания о круговороте воды в природе; - развивать наблюдательность, чувство прекрасного, умение обобщать и делать выводы; - воспитывать любовь к природе.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: интерактивная доска, презентация, для опыта: штатив, спиртовка, колба с водой, ложка, стаканы с водой и льдом, соль, цветная бумага; фломастеры, листы А4.
Ход урока
1. Психологический настрой
Мы науку изучаем,
Об открытиях мечтаем.
Будем к знаниям стремиться,
В жизни все нам пригодится.
- А что нужно для того, чтобы все было хорошо и урок удался?
- Хорошее настроение.
Слайд 1 (читают хором)
Солнце лучистое не разделишь на части,
Как огромную землю нельзя разделить,
Но радость свою или искорку счастья
Ты можешь с любовью друзьям подарить.
- Улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи.
2. Целеполагание
Сегодня у нас с вами необычный урок. Как вы думаете, почему?
Во-первых, у нас на уроке гости. Давайте вместе поприветствуем их.
А во-вторых, нам с вами нужно будет помочь одному очень хорошему персонажу. Кто это будет и что придется делать вы узнаете после того, как разгадаете кроссворд (Слайд 2)
 
Кроссворд
1.Покружилась звездочка                                                       
   В воздухе немножко.
   Села и растаяла
   На моей ладошке. (снежинка)
2.Ночь спит на земле,
  а утром убегает. (роса)
3. Растет она вниз головой
   Растет не летом, а зимой.
   Но солнце ее припечет-
   Она заплачет и умрет. (сосулька)
4.Рассыпался горох
   На семьдесят дорог
   Никто его не подберет. (град)
   5.Старик- шутник:
   на улице стоять не велит,
   за нос домой тянет.   (мороз)
6.Я и льдинка голубая
   Я и капля дождевая
   Я снежинка вырезная
   Я по травке разлитая
          Кто же я?    (вода)
  7.Не пешеход, а идет.
     Мокнут люди у ворот.
     Ловит дворник его в кадку
      Очень трудная    загадка (дождь)
   8.Чуть дрожит на ветерке
      Лента на просторе,
      узкий кончик в роднике,
      а широкий в море. (река)
   9.Без крыльев летит
      Без ног бежит
      Без паруса плывет.  (облако)
   10.Седой дедушка у ворот                                                  
      Всем глаза заволок. (туман)
Каким одним общим словом можно объединить все эти слова-отгадки? – Вода.
Правильно, темой нашего урока будет вода.
Какое ключевое слово у нас получилось?
- Круговорот. (Слайд 3)
И сегодня нам предстоит разобраться, что такое круговорот воды в природе и из-за чего он происходит.
И теперь взгляните на доску, хочу познакомить вас с нашим гостем – маленькой Капелькой (Слайд 4).
У Капельки беда: она заигралась на поверхности лужицы, где жила вместе со своей семьей, и ветер унес ее в неизвестном направлении. К счастью, она оказалась здесь, и наша с вами задача – помочь Капельке узнать, кто она такая и как ей поскорее вернуться к своим родным.
3. Актуализация знаний
Поэтому первым нашим заданием будет помочь Капельке как можно больше разузнать о себе. При этом вам предстоит в группах провести опыты, опираясь на имеющиеся у вас знания, и наглядно показать нашей гостье, чтобы она все сразу поняла.
Свои наблюдения и выводы вы будете оформлять в виде кластера.
Кластер «Свойства воды» (групповая работа)
Учащимся в группах раздается по 2 стакана – один с водой, второй – пустой, чашка с солью, лист цветной бумаги.
С помощью этих предметов группе необходимо провести опыты и сделать выводы о свойствах воды: бесцветная, хороший растворитель, прозрачная, бывает пресная и соленая, обладает текучестью.
По окончанию работы на доске вывешиваются кластеры для сравнения и оценки.
4. Изучение нового материала
- Какие вы молодцы, ребята! Теперь Капелька знает гораздо больше о своем происхождении. Но на этом наша с вами работа не закончена. Наша гостья еще не знает, где искать свою семью, в их родной лужице их больше нет. Куда же они могли деться?
Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо провести еще несколько опытов. Только теперь с водой буду работать я, а вы в парах обсуждать и записывать выводы.
Опыт «Круговорот воды» (учитель проводит опыты, а учащиеся работают в парах)
1) Посмотрите, сначала я нагрею воду. Что вы видите? – Пошел пар.
А почему образовался пар? – Из-за повышения температуры.
Давайте тогда вспомним нашу лужицу – родину Капельки. Почему из нее исчезли остальные родные нашей гостьи? – Лужица нагрелась под лучами солнца, вода превратилась в пар и поднялась наверх.
2) Теперь посмотрите, я держу над паром прохладную ложечку. Что вы видите? – На ложке появились капельки воды.
- Правильно. Это явление называется конденсация. А как вы думаете, почему пар превращается обратно в воду?
- Из-за понижения температуры.
- Так что вы думаете, что же произошло с родными Капельки, когда они поднялись высоко в небо? Пар охладился, образовались маленькие капли воды, которые притянулись друг к другу и образовали облако. Постепенно капли воды увеличиваются и под силой тяжести выпадают на землю в виде дождя.
А если температура будет очень низкая, то что произойдет? – Капельки превратятся в снег или в град. Вот так образуются осадки.
3) Учитель демонстрирует детям стакан с куском льда, заранее принесенным из холодильника.
- Посмотрите внимательно, что произошло с нашим кусочком льда, который мы заморозили перед началом урока?
- Лед наполовину растаял, в стакане появилась вода.
О чем нам это говорит? – Из-за температуры выше ноля градусов лед тает и превращается в воду.
- Итак, мы видим, что вода настоящая волшебница. Она умеет превращаться из одного состояния в другое. 
Сейчас обсудите и проанализируйте в парах то, что вы сейчас узнали, и сформулируйте вывод.
Вывод:
Вода в природе существует в трёх состояниях: твёрдом, жидком, газообразном. Переход из одного состояния в другое зависит от температуры окружающей среды. (Слайд 5)
5. ФизминуткаУчитель говорит команды, к которым необходимо выполнять определенные движения. «Дождь» - шагать на месте; «Лед» - присесть; «Пар» - потянуться наверх. Учитель пытается запутать детей.
6. Сообщения учеников
Что-то Капелька наша совсем приуныла. Видимо, она поняла, что родные ее стали настоящими путешественниками и сейчас могут быть где угодно – и на небе в виде облаков, и на земле в виде осадков, и на поверхности воды – в виде льда.
Необходимо дать нашей гостье какое-то направление для поиска. А для этого некоторые из учеников нашего класса подготовили доклады.
Сообщение об айсбергах.  (Материал из Википедии — свободной энциклопедии) (Слайд 6)
А́йсберг (нем. Eisberg, «ледяная гора») — очень большой свободно плавающий кусок льда в океане или море. Как правило, айсберги откалываются от шельфовых ледников. Природа айсбергов была впервые правильно объяснена русским учёным Михаилом Ломоносовым        Айсберги представляют очень большую опасность для судоходства. Один из наиболее известных примеров столкновения айсберга с судном — гибель «Титаника» в 1912 г. На айсбергах практикуется строительство обитаемых исследовательских баз. Уже сейчас иногда практикуется отбуксировка айсбергов в засушливые районы.
Сообщение о тумане. (Слайд 7)
Туман — форма конденсации паров воды в виде микроскопических капель или ледяных кристаллов, которые, собираясь в приземном слое атмосферы (иногда до нескольких сотен метров), делают воздух менее прозрачным. Образование туманов начинается с конденсации или сублимации водяного пара на ядрах конденсации — жидких или твёрдых частицах, взвешенных в атмосфере. Туманы из водных капель наблюдаются главным образом при температурах воздуха выше −20 °C, но может встречаться даже и при температурах ниже −40 °C. При температуре ниже −20 °C преобладают ледяные туманы.
        Туманы в населённых пунктах бывают чаще, чем вдали от них. Этому способствует повышенное содержание гидроскопических ядер конденсации (например, продуктов сгорания) в городском воздухе.
        Туманы препятствуют нормальной работе всех видов транспорта, поэтому прогноз туманов имеет большое народно-хозяйственное значение.
Искусственное создание туманов используется при научных исследованиях, в химической промышленности, теплотехнике и других областях.
Сообщение о море. (Слайд 8)
Море — большое количество солёной воды, которое может быть связано с океаном или не иметь сообщения с мировым океаном — большие солёные озёра, например, Каспийское море, не имеющее выхода. Иногда термин мореи океан являются синонимами[2]. Моря также отделяют друг от друга в соответствии с их флорой и фауной (например, Эгейское море находится в Средиземном море).
При охлаждении солёная вода превращается в «морской лёд» — это происходит ниже точки замерзания для пресной воды при температуре около −1,8 °C.
6. Итог урока
Ну что ж, наша Капелька заметное повеселела и готова отправиться на поиски своей семьи (Слайд 9). Желаем нашей гостье поскорее преодолеть все преграды и воссоединиться с родными.
А вы, ребята, молодцы! Вы не только не оставили героиню нашего урока в беде, но и смогли приобрести много полезных знаний.
- А с помощью теста вы покажете мне, как вы усвоили новый материал. 
ТЕСТ (слайд 10-13)1. Обведи нужную букву. Лёд и снег - эта вода… а) в твердом состоянии; б) в жидком состоянии; в) в газообразном состоянии. 2. Обведи нужную букву. Водяной пар - эта вода… а) в твердом состоянии; б) в жидком состоянии; в) в газообразном состоянии. 3. Прочитай текст. Какое явление природы в нем описано? Поверхность океанов, морей, рек испарение воды водяной пар облако капелька воды океаны, моря, реки: Это ________________________________ (круговорот воды в природе) 4. Ты вымыл пол в классе. Почему через некоторое время он стал сухим? а) вода с поверхности пола испарилась; б) вода впиталась в поверхность пола; в) вода осталась на подошвах обуви учеников, которые ходили по классу. 
7. Рефлексия
- Понравился вам урок? 
Оцените самого себя с помощью нашего оценочного «Светофора».
Удачно, я доволен собой -зеленый цвет
Мне было трудно, но я справился с заданиями.
Я вполне доволен собой –желтый цвет.
Мне было трудно, мне нужна помощь - красный цвет.
8. Домашнее задание.
Нарисовать схему-рисунок “Путь дождевой капли”.