Среднесрочное планирование уроков биологии в 6 классе по теме «Нервная система, поведение, органы чувств животных»

Среднесрочное планирование уроков биологии в 6 классе по теме «Нервная система, поведение, органы чувств животных»

Учитель биологии: Колычева Татьяна Алексеевна
Тема исследования в действии: Как работа с различными источниками информации на уроках биологии в 6 классе по теме «Нервная система, органы чувств, поведение» способствует развитию критического мышления учащихся.
Преамбула
В 6 классе обучается 20 учеников. Качество знаний по биологии составляет 45%. В классе –9 детей имеют высокую мотивацию, 11 детей – низкую мотивацию к изучению предмета. Трое проявляют особый интерес к изучению предмета.
Урок №1.
Тема: Нервная система беспозвоночных и позвоночных животных. Усложнение строения нервной системы и головного мозга позвоночных.
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: интерактивная доска (демонстрация), интерактивный тренажер «Чей головной мозг?», флипчарт «Ромашка Блума», тестовые задания
Основные цели и результаты обучения
Какие формы работы, стратегии и методы более эффективно способствуют активизации обучения учеников и развитию их мышления?
Как вы будете использовать оценивание для обучения?
Как вы будете вовлекать всех учеников в классе в активный процесс обучения?
Как используется ИКТ для улучшения обучения?
Как установить, что все ученики научились тому, что вы запланировали и ожидали от них?

Цели:
1.Ознакомить учащихся с понятиями раздражимость и строение нервной системы животных.
2. Показать усложнение нервной системы позвоночных в сравнении с беспозвоночными.
3. Обосновать эволюционное усложнение головного мозга позвоночных животных.
4. Продолжить развитие навыка работы с источниками информации.

Ожидаемый результат:
1.Знать понятие раздражимость, строение нервной системы беспозвоночных и позвоночных животных
2.Сравнивать раздражимость беспозвоночных и позвоночных животных.
2. Уметь выявлять признаки усложнения в строении нервной системы и головного мозга позвоночных.
4. Уметь структурировать учебный материал.
Психологический настрой
На этапе актуализации знаний:
1. Исследовательская беседа по вопросам высокого порядка (ДО), требующим умения анализировать, приводить примеры, делать вывод, сопоставлять, выстроить логическую цепочку нейрон-нервная ткань-раздражимость (КМ, ИКТ, найти соответствие)
2. Самостоятельная работа «Биологический диктант». Вставить пропущенные слова. (ИКТ демонстрация)

На этапе изучения нового материала:
1. Постановка проблемы: посредством чего осуществляется раздражимость у разных животных?
Работа в парах
1) Задание: прочитайте текст учебника на стр. 165-166.
2) Заполните таблицу. Сделайте вывод: Как осуществляется раздражимость у разных животных? (КМ, ОДО)
3) Рассмотрите рисунок учебника на стр. 168), определите, из каких отделов состоит головной мозг животных?
4) Выявите признаки усложнения головного мозга. В каких отделах головного мозга происходят наибольшие изменения? (КМ)
На этапе первичного закрепления:
1.Игра «Ромашка Блума» (вопросы на разные уровни усвоения знаний) (КМ, ИКТ)
2. Тест (КО)
В начале урока каждый ученик получает лист самооценки, который заполняется в течение всего урока (в ходе выполнения заданий). Заполнение листа самооценки по критериям, вытекающим из целей урока:
1. Биологический диктант (5 предложений)
Критерии:
5 верных ответов – «5»
4 верных ответа – «4»
3 верных ответа – «3»
Менее 3-х – «2»
2.Знаю строение нервной системы беспозвоночных и позвоночных животных 3. Умею сравнивать раздражимость разных животных, находить отличия
4. Умею работать с текстом, составлять таблицу
5. Умею выявлять признаки усложнения головного мозга у позвоночных











6. Самостоятельная работа. Тест
Критерии:
0-2 – «2»
3-4 – «3»
5-6 – «4»
7 - «5»
Вовлечение всех в активную деятельность через:
1.Диалогическое обучение (вопросы разного порядка)
2. Работу в парах
3. Работу с текстом, составление таблицы
4. Самостоятельную работу: биологический диктант, тест
5. Постановку проблемы, определение путей ее решения
3. Самооценку на каждом этапе уроке, включающую в себя суммативное и формативное оценивание

Одаренные дети в течение всего урока привлекаются для формулирования выводов, подведения итогов.

На этапе актуализации знаний:
1.Работа с флипчартом (интерактивная доска). Найти соответствие – инструмент перетаскивание.
2. Демонстрация:
- Биологический диктант
- Ключ для проверки






На этапе изучения нового материала:
1.Демонстрация эволюционного усложнения головного мозга позвоночных животных. (Power point)
2. Сравни головной мозг позвоночных (интерактивный тренажер)















На этапе первичного закрепления:
1.Интерактивная игра «Ромашка Блума»
В течение всего урока ученики заполняют лист самооценки по критериям, вытекающим из целей урока, и принятых в начале урока.

Суммативное оценивание (по критериям):
1.Биологический диктант (на этапе актуализации знаний)
2. Самостоятельное выполнение теста (на этапе первичного закрепления знаний)

Продукт деятельности учеников:
1.Таблица «Строение нервной системы разных животных»
2. Заполненный по совместно принятым критериям лист самооценки
3. Тест






В конце урока рефлексия с помощью смайликов.(+, -, ?)










ЛИСТ САМООЦЕНКИ
КРИТЕРИИ
Биологический диктант
5 верных ответов – «5»
4 верных ответа – «4»
3 верных ответа – «3»
Менее 3-х – «2»
Знаю строение нервной системы беспозвоночных и позвоночных животных
Умею сравнивать раздражимость разных животных, находить отличия
Умею работать с текстом, составлять таблицу
Умею выявлять признаки усложнения головного мозга у позвоночных
Тест
Критерии:
0-2 – «2»
3-4 – «3»
5-6 – «4»
7 - «5»



Оцените себя по критериям: Хорошо знаю, умею – 3 балла, в чем-то затрудняюсь – 2 балла, не знаю, не умею – 1 балл


Самооценка









Урок 2.
Тема: Взаимосвязь нервной системы, органов чувств и поведения животных.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: интерактивная доска (флипчарт), презентация (Power point), картинки «Отделы головного мозга», видеофрагмент, тестовые задания, бумага, маркеры
Основные цели и результаты обучения
Какие формы работы более эффективно способствуют активизации обучения учеников и развитию их мышления?
Как вы будете использовать оценивание для обучения?
Как вы будете вовлекать всех учеников в классе в активный процесс обучения?
Как используется ИКТ для улучшения обучения?
Как установить, что все ученики научились тому, что вы запланировали и ожидали от них?

Цели:
1.Расширить знания учащихся о раздражимости как главном свойстве живых организмов.
2. Показать взаимосвязь нервной системы, органов чувств и поведения животных.
3. Ознакомить с понятием рефлекс и виды рефлексов у животных
4. Способствовать формированию умения определять виды рефлексов у животных и приводить примеры.
5.Содействовать развитию навыка работы с различными источниками информации.
6. Продолжить развитие умения вести наблюдения за поведением животных в природе.
Ожидаемый результат:
1.Уметь устанавливать связь между нервной системой, органами чувств и поведением животных
2. Знать понятия «рефлекс», «безусловные и условные рефлексы»
3. Уметь различать и приводить примеры условных и безусловных рефлексов
4. Уметь работать с различными источниками информации, сопоставлять, сравнивать, выделять главное.
5.Уметь вести наблюдения за поведением животных в природе.
Психологический настрой
На этапе актуализации знаний:
1.Фронтальный опрос. Беседа по вопросам высокого порядка, требующим умения анализировать, приводить примеры, делать вывод, сопоставлять. (КМ, ДО)
2. Работа в группах
Задание: (КМ, НП) (КО)
1) Найти соответствие между животными и приспособлениями для раздражимости
2)Соберите картинку (КО) (головной мозг), подпишите отделы, определите, чей головной мозг изображен на рисунке. Оформление постера.
3) Выступление спикеров групп. Защита постера.
3. Формулирование вывода об усложнении головного мозга.

На этапе изучения нового материала:
Постановка проблемы: Как связана нервная система с органом чувств и поведением животных?
1.Просмотр видеофрагмента (ИКТ, КМ) о поведении животных в природе. В ходе просмотра и обсуждения отвечают на вопросы:
1) Какие примеры поведения животных вы увидели?
2) В чем отличие поведения позвоночных животных в сравнении с беспозвоночными?
3) С чем это может быть связано?
4) Выступления спикеров групп.
2. Работа в группах (КМ)
Прочитайте текст учебника, составьте схему «Виды рефлексов». Приведите примеры условных и безусловных рефлексов.
3. Формулировка вывода о связи нервной системы и поведения.
4. Работа в группах по составлению кластера (КМ) «Органы чувств животного»
1 группа – рыба
2 группа - птица
3 группа - млекопитающее
5. Выступление спикеров групп
6. Формулировка вывода о значении органов чувств для животного и их связи с нервной системой.
На этапе первичного закрепления:
Самостоятельная работа - тест
(КО)
Д/з: написать эссе «Мой любимый питомец» (КМ)









Критерии оценивания:
5 соответствий – «5»
4 соответствия - «4»
3 соответствия – «3»
Менее 3-х – «2»



Взаимооценивание групп:
Критерии:
1.Назвать все отделы головного мозга
2. Правильно изобразить на рисунке
3. Последовательный рассказ














Критерии оценивания:
1.Точность
2. Полнота ответов
3. Последовательный рассказ




Критерии:
1.Виды рефлексов
2. Примеры







Критерии:
Последовательный аргументированный рассказ об органах чувств данного животного




Тест. Критерии:
0 – 3 – «2»
4 – 6 - «3»
7 - 8 – «4»
9 – 10 - «5»
В течение всего урока все ученики вовлечены в активный процесс обучения через:
- диалогическое обучение, беседу по вопросам разного порядка
- организацию работы в группе, где каждый выполняет свою роль и работает по выполнению заданий
- просмотр видеофрагмента и работа над решением проблемы
- Задания различного характера (на знание, применение, сравнение, анализ, оценивание)
- самостоятельная работа по выполнению теста

Одаренные дети привлекаются в качестве лидеров в группах, для оценивания работы в группе, для формулирования выводов.
Им предлагается дома написать эссе «Мой любимый питомец», где описать особенности поведения животного, его рефлексы, органы чувств.






На этапе актуализации знаний:
1.Работа с флипчартом (интерактивная доска) Найти соответствие – инструмент перетаскивание.
2. Демонстрация «Головной мозг» (рыбы, лягушки, птицы) (Power point)








На этапе изучения нового материала:
1.Просмотр видеофрагмента о поведении животных в природе (метод моделирование)


Оценивание для обучения проводится в течение всего урока по критериям.

Суммативное оценивание (по шкале) – за выполнение тестов на этапе

Рефлексия в форме «Интервью»
- Что нового я узнал на уроке?
- Что вызвало затруднения?
- Какие знания мне пригодятся в дальнейшем?

Продукт деятельности учеников:
1.Оформление постера
«Строение головного мозга»
2. Схема «Виды рефлексов»
3. Кластер «Органы чувств животного»
4. Эссе «Мой любимый питомец»


Проверка объективности самооценивания по методу «Лотерея»
1.Доверие
2.Проверка всех
3.Проверка по желанию
4.Проверка по наставлению



Урок 3.
Тема: Групповое поведение. Инстинкт.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: интерактивная доска, электронная презентация, задания мини-теста (карточки), разрезная картинка головного мозга разных животных, видеофрагмент, бумага, маркеры.
Основные цели и результаты обучения
Какие формы работы более эффективно способствуют активизации обучения учеников и развитию их мышления?
Как вы будете использовать оценивание для обучения?
Как вы будете вовлекать всех учеников в классе в активный процесс обучения?
Как используется ИКТ для улучшения обучения?
Как установить, что все ученики научились тому, что вы запланировали и ожидали от них?

Цели:
1.Расширить знания учащихся об инстинкте, поведении животных.
2. Способствовать формированию умения сопоставлять поведение одиночных и общественных животных, выявлять отличия.
3. Содействовать развитию умения приводить примеры группового поведения, выявлять преимущества общественного образа жизни.
4. Продолжить развитие умения самостоятельно находить и работать с информацией
Ожидаемый результат:
1.Знать виды и признаки группового поведения
2. Уметь приводить примеры группового поведения, выявлять преимущества общественного образа жизни.
3. Уметь анализировать информацию, делать выводы.
4. Применять знания о поведении животных, проводя наблюдения в природе.

Психологический настрой
На этапе актуализации знаний:
Групповая форма работы (3 «случайные» группы по 6 человек)
1. Чтение-защита творческих работ – эссе «Мой любимый питомец»
2.Беседа по вопросам по методу «Ромашка Блума» (КМ) (обсуждение в группах)
3. Разноуровневый мини-тест (УВО)
1. Рефлекс – это
2. Назовите отделы нервной системы позвоночных
3. Назовите отделы головного мозга рыбы.
4. Выберите из перечисленного условные и безусловные рефлексы:
Безусловные
Условные




5. Рассмотрите рисунок головного мозга, подпишите все его отделы. Определите, кому принадлежит головной мозг. Ответ обоснуйте.
6. Обратная связь. Коррекция ошибок.
7. Формулирование вывода о значении рефлексов в жизни животных.
8. Работа в тройках по оформлению кластера (КМ)
1) Рефлексы животных
2) Органы чувств животных
Защита кластера.
Вывод и переход к изучению новой темы.
На этапе изучения нового материала:
Работа в группах
Задание:
1.Прочитайте текст и найдите, какие формы поведения животных описаны в учебнике? (КМ)
2. Составьте таблицу «Виды группового поведения» Выступление спикеров групп
Проблема: В чем преимущество общественного образа жизни перед одиночным?
Задание группам. (ИКТ) Просмотрите видеофрагмент о жизни в муравейнике. Оформите постер. Защита постера. Сделайте вывод и предложите решение проблемы. (1 минута)
На этапе первичного закрепления
Перекрестный опрос
Каждая группа готовит по 2 вопроса другим группам.
Домашнее задание: подготовить презентацию об общественных животных



Критерии оценивания:
1.Описание поведения
2. Описание органов чувств
3. Последовательность
4. Оформление


(УВО)
Критерии оценивания теста: (максимально- 15 баллов)
1 балл
1 балл
5 баллов
5 баллов
3 балла













Критерии:
1.Правильно определены рефлексы
2. Названы все органы чувств
3. Последовательный,
аргументированный рассказ







Критерии оценивания:
1.Названы все формы группового поведения
2. Приведены примеры




Критерии оценивания постера:
1.Полный последовательный рассказ о жизни в муравейнике
2. Оформление постера
3. Время

Взаимооценивание между группами
В течение всего урока все ученики вовлечены в активный процесс обучения через:
- проблемное обучение
- диалогическое обучение, беседу по вопросам разного порядка
- организацию работы в группе, где каждый выполняет свою роль и работает по выполнению заданий
различного характера (на знание, применение, сравнение, анализ, оценивание)
- самостоятельная работа по выполнению мини-теста
Одаренные дети привлекаются
1) в качестве лидеров в группах, для оценивания работы в группе,
2)для формулирования выводов.
3) для взаимоценивания между группами
4) для подготовки презентации (д/з)


На этапе актуализации знаний:
1.Интерактивная доска «Ромашка блума» (флипчарт)







На этапе изучения нового материала:
1.Просмотр видеофрагмента о жизни в муравейнике (метод моделирование)
2. Демонстрация критериев оценивания на доске (Power point)

Формативное и суммативное (мини-тест, эссе) оценивание по критериям в течение урока

Продукты деятельности учеников:
1.Мини-тест
2. Таблица «Виды рефлексов»
3. Кластеры «Рефлексы» и «Органы чувств» животных
4. Таблица «Виды группового поведения
5. Постер «Жизнь в муравейнике»
6. Домашняя работа: презентация об общественных животных

Рефлексия в конце урока по методу
«Дартс»
1.Я все понял
2.Без помощи затрудняюсь
3. Я понял и могу помочь
4. Ничего не понял








Урок 4.
Тема: Использование знаний о поведении животных на практике
Тип урока: обобщение и систематизация знаний
Оборудование: интерактивная доска, электронная презентация (Power point), бумага, маркеры, карточки с изображениями животных
Основные цели и результаты обучения
Какие формы работы более эффективно способствуют активизации обучения учеников и развитию их мышления?
Как вы будете использовать оценивание для обучения?
Как вы будете вовлекать всех учеников в классе в активный процесс обучения?
Как используется ИКТ для улучшения обучения?
Как установить, что все ученики научились тому, что вы запланировали и ожидали от них?

Цели:
1.Систематизировать знания об одиночном и групповом поведении животных
2. Научить выявлять взаимосвязь всех животных в природе
3. Способствовать развитию навыка бережного отношения к природе для сохранения природного разнообразия


Ожидаемый результат:
1.Уметь применять полученные знания о поведении животных в повседневной жизни
2. Понимать и уметь обосновывать необходимость бережного отношения к природе
Психологический настрой

Групповая форма работы (3 «случайные» группы по 6 человек)

1.Защита и оценивание подготовленных дома презентаций по теме «Общественные животные» (ИКТ)
2. Выполнение задания «Соотнеси животное и форму группового поведения» (на карточках) (КМ)
3. Подготовка постера «Инстинкты». Защита.
( КО, КМ)
Выступление спикеров.
4. Формулирование вывода о значении группового поведения животных в сохранении вида.
5. Проблема: Как взаимосвязаны все животные в природе и какое это имеет значение?
1). Чтение текста с пометками «Природное сообщество – единая целостная система. Пищевые цепи». Обсуждение в группе.
2). Обмен мнениями о прочитанном по методу «Зигзаг».
3). Интерактивный тренинг по составлению пищевых цепей
4). Практическая работа в группах по:
1) составлению цепей питания из предложенных карточек. Вывод о значимости каждого звена в цепи питания.
2) выявлению приспособлений для перемещения.
Вывод о значении перемещений животных в природе.
Оформление постера.
6. Работа в группе по составлению тестов для другой группы с одним правильным ответом (5 заданий по изученной теме)


7. Домашняя работа
Составить правила поведения в природе и обосновать их
Правила поведения
Обоснование







Критерии:
1.Полнота раскрытия темы
2. Последовательное изложение
3. Выводы
4. Самостоятельность
Группы оценивают презентации по методу «Две звезды и пожелание»





Критерии оценивания:
Полнота раскрытия темы спикером группы











Критерии:
1.Правильно составлены цепи питания
2. Использовано максимально возможное количество карточек
3. Выводы





Критерии оценивания тестов:
5 прав. ответов – «5»
4 ответа – «4»
3 ответа – «3»
Менее 3-х – «2»
Взаимопроверка и взаимоценивание групп
В течение урока работают все дети в группах в соответствие с отведенной ему в группе ролью.

Одаренные дети:
- участвуют в подготовке и защите презентаций (домашняя работа)
- организуют работу группы
- привлекаются к формулированию выводов, решению проблемных вопросов
- участвуют во взаимопроверке и взаимоценивании





1.Демонстрация презентаций (power point)
2. Демонстрация критериев оценивания каждого вида работы


























3. Интерактивный тренинг «Составь пищевую цепь» (инструмент перетаскивание)


1.Подготовленные дома презентации об общественных животных
2. Схема «Соотнеси животных и форму поведения»
3. Постер «Инстинкты»
4. Постер «Пищевые цепи»
5. Тесты для другой группы
6. Таблица «Правила поведения в природе и их обоснование»



Рефлексия по методу «Дартс»
1.Я все понял
2.Без помощи затрудняюсь
3. Я понял и могу помочь
4. Ничего не понял






15