Открытое мероприятие Осетинский этикет
Министерство образования и науки РСО-Алания
Центр развития творчества детей и юношества «Заря»
КОНСПЕКТ
ОТКРЫТОГО МЕРОПРИЯТИЯ
ТЕМА: «Осетинский этикет».
Дата проведения: 19.05.2015 г.
Время проведения: 18 00
Количество обучающихся: 7 человек.
Педагог дополнительного образования
Дзебисова А.Т.
Владикавказ 2015 г.
Тема: «Осетинский этикет»
Цель мероприятия:
- познакомить с тонкостями осетинских обычаев.
Ход мероприятия:
О гостеприимстве народностей населяющих Кавказ ходят легенды, которые передаются из поколения в поколение.
Осетинский народ как один из самых древних может гордиться своими традиционными правилами гостеприимства. Рассмотрим только некоторые основные элементы осетинского быта и правил поведения в историческом разрезе прошлых веков.
Во все времена в Осетии гость считался божьим посланником. Если семья отказывала гостю в приеме, она навлекала позор на себя, на всех родственником и даже однофамильцев.
Даже, если в дом постучался твой заклятый враг, нормы гостеприимства требовали принять его как желанного, дорогого гостя. Хозяин дома должен был одинаково хлебосольно принять человека, оказать ему почет и уважение иначе он мог заслужить недобрую славу.
В осетинском обществе семьи, которые мало посещают гости, не пользовались большим уважением. Считалось, что посетитель своими молитвами может возместить хозяевам нанесенный материальный ущерб.
Существовал определенный свод правил поведения, как для хозяев дома, так и для визитеров. В начале приема гостю обязательно подавали почетный бокал.
Со своей стороны пришедший в дом должен был вести себя достойно. Приветствовалась умеренность в еде и употреблении напитков.
Уважающий себя человек должен был найти ту грань, когда лучше покинуть дом гостеприимных хозяев. Уйти рано означало нанести им оскорбление, а задержаться долго считалось неприличным.
Постепенно гостеприимство стало ритуализироваться, принимать религиозную окраску. Лучшая иллюстрация сказанного – осетинское приветствие гостя «Уазæг – Хуыцауы уазæг» («Гость – Божий гость»). Оно свидетельствует о том, что гость, кто бы он ни был и откуда бы не прибыл, считается Божьим посланником. Поэтому хозяева выражали радость по случаю его благополучного прибытия.
Гостеприимство распространялось на всех одинаково. Любой хозяин обязан был принять гостя, оказать ему высокие почести, чтобы не навлечь на себя недобрую славу.
Скрыть же от общества, на каком уровне был принят гость, невозможно, ибо весть о прибытии гостя становилась известной всем.
Если семья не располагала ресурсами, помогали соседи, родственники.
Таким образом, принять гостя и оказать ему максимум внимания стремился каждый хозяин.
Имена наиболее гостеприимных людей были известны далеко за пределами своего села и пользовались особым уважением в обществе, они упоминались и в героических песнях.
В осетинском обществе не пользовались уважением семьи, порог которой редко переступали гости. Это считалось дурным предзнаменованием, как кара небесных сил.
Укреплению этого мнения во многом способствовало и утвердившееся в сознании людей убеждение: материальный ущерб, который нанесет гость своим визитом в многократном размере будет возмещен семье Богом благодаря молитвам гостя.
К визиту гостя семья была готова в любое время. По верованию осетин каждая семья наделена самим Богом определенным количеством гостей в течение года. Этим и были вызваны мольбы горцев к Богу не лишать их своей доли гостей. (Хуыцау, нæ уазæджы хай нын ма байс). Особым уважением пользовалась семья, в которой никогда не убывали гости. И еще: когда гость вступал в пределы населенного пункта, все общество проявляло к нему интерес, оказывало возможные знаки внимания.
Когда гость шел по селу, сидящий вставал при его приближении, говорящий замолкал, занятый работой – бросал ее, чтобы приветствовать гостя. Перед саклей, которую он избрал для отдыха, гостя принимал старейший, а его коня - молодые ребята.
Подойдя к порогу, гость переступал его правой ногой, а покидая дом – левой.
Когда гость объявлял, что он уезжает, то седлали его коня. Готового к походу коня ставили, как правило, головой к дверям дома, а не к воротам, давая этим понять, что ему рады всегда.
Гостеприимство составляет до сих пор выдающуюся черту осетин.
В.Ф. Миллер.
Все, кто испытал гостеприимство кавказцев, в один голос отмечали быстроту приема и радушие хозяев.