Урок по технологии на тему Осетинский национальный женский костюм


Тема урока «Осетинский национальный женский костюм» 7 класс
Учитель Абаева Г.С. МБОУ СОШ № 1 с.НогирЦели урока:
Раскрыть понятие «Моделирование осетинского национального женского костюма»;
Дать общее представление об осетинском национальном женском костюме;

Научить моделировать костюм;
Закрепить пройденный материал;
Развитие навыков эстетического вкуса;
Воспитание усидчивости, самостоятельности, умения работать в коллективе.
Задачи:
Закрепить знания, умения и навыки моделирования осетинского женского костюма.
Воспитывать творческие способности, эстетический вкус, аккуратность при работе.
Тип урока: Комбинированный.
Методическое оснащение урока:
Материально-техническая база: Компьютер, презентация на тему «Осетинский национальный женский костюм».
Дидактическое обеспечение: шаблоны основы чертежа женского костюма - для каждого ученика. Альбом, цветная бумага, клей , фломастеры, ножницы.
Методы: Беседа, рассказ, объяснение, средства наглядности, метод проблемного обучения, дидактическая игра, практическая работа, самостоятельная работа.
Форма организации познавательной деятельности учащихся: Индивидуальная, групповая.
План урока
1. Организационная часть
2. Актуализация знаний
- Устный опрос

3. Изложение нового материала
- Теоретическая часть
- Практическая работа
      4. Изложение нового материала
- Теоретическая часть
- Практическая работа
      5. Изложение нового материала
- Теоретическая часть
- Практическая работа
       
       6. Самостоятельная работа
       7 . Итоговая часть урока
Ход урока
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика
Организационный момент Приветствует    учащихся, проверяет их готовность к уроку, отмечает отсутствующих. II. Сообщение темы и целей    урока. (2 мин) Сообщает    тему и цель урока. Записывают    тему в тетрадь
III. Повторение пройденной    темы. (5 мин) Актуализация знаний пройденного материала Предоставляет    слово докладчику по теме: «История осетинского национального женского костюма». Задает    вопросы на повторение пройденной темы.
Ученик    рассказывает о происхождении осетинского национального женского костюма.
Отвечают    на вопросы.
IV. Изучение нового    материала. (10 мин.) Работа с новым материалом.
1. Рассказывает    о процессе изготовления одежды, знакомит с профессиями: художник-модельер,    художник-конструктор, технолог швейного производства.
2.Рассказывает о золотом шитье (хӕрдгӕхуыд), о значении символов в орнаменте осетинских костюмах
Отвечают на вопросы по теме урока.
V. Физкультминутка. (1    мин.) Выполняют    физкультминутку
VI.Продолжаем изучение материла.
  Закрепление нового
Материала
Рефлексия.
Показывает презентацию «Осетинский национальный женский костюм»
Слушают, отвечают на вопросы в ходе работы.

V11. Практическая работа   Работа в альбоме с цветной бумагой Моделируют женский национальный костюм в альбоме из цветной бумаги.
VI1I. Закрепление материала. (3    мин.) Задает    вопросы на закрепление Отвечают    на вопросы
IX. Подведение итогов    урока.(3мин)
Рефлексия. Оценивает    работу учащихся.
1.все ли тебе удалось сделать?
2.на уроке мне понравилось…
3.мне пригодятся полученные знания….
Говорят    о том, чему научились на уроке.
Домашнее задание ,уборка класса.   Убирают    рабочие места.
Осетинский женский национальный костюм
Изучая обычаи и традиции осетинского народа, хочется больше узнать об истории создания осетинского женского национального костюма.
Одним из ярких элементов этнического своеобразия народов является традиционная одежда. Одежда бывает повседневной, праздничной и ритуальной.

Учитель:
Что выражали наши предки через национальный костюм?
Чтобы найти ответ на этот вопрос вы должны будете в конце урока ответить на следующие вопросы :-Какие тайны скрывают изделия наших предков?
-Как народный костюм связан с народной архитектурой и
орнаментом в народном искусстве?
- Почему народ должен помнить свои корни?
-Что такое орнамент, как он отражён в национальном костюме?
-Какую роль играл орнамент в национальном женском костюме?
-Что такое золотое шитьё?
-Из каких элементов состоит женский национальный костюм?
Современный женский национальный осетинский костюм – это своеобразный мост между прошлым и будущим. Роскошное переплетение древних культур: аланской, скифской, кобанской и современной осетинской. В национальный костюм, богато украшенный вышивкой, орнаментом и бисером, по сей день облачается осетинская невеста. Перламутровые и стеклянные бусинки сплетаются в причудливые узоры.В них кроются вековые заветы предков.
Каждая деталь осетинского, традиционного женского костюма имеет тысячелетнюю историю. Каждая веками впитывала красоту, грацию, доблесть и честь славных предков. Каждая деталь выполняла определённую функцию. Мы узнали, что национальный костюм не был белым у осетин. Это тоже веяние времени и влияние других народов. Костюм был красный, бархатный. На женском свадебном костюме в основном изображались символы благородия, потому что женщина - родительница, мать, поэтому орнаменты были растительного характера.
Сверкающий наряд - это символ чистоты и непорочности, мудрости и почтительного отношения к роду, который она будет продолжать. Это живое свидетельство того, что наследие предков свято для осетинского народа.
С особым мастерством испокон веков женщины создавали вручную наряды. Искусство рукоделия уходит своими корнями в глубокую древность.
Самым ярким и красивым видом рукоделия являлось золотошвейное искусство (хœрдгœхуыд). Техника золотого шитья, к сожалению, почти полностью забыта. Мастерицы, которых и в прошлом было не так уж много, не смогли передать своё искусство потомкам.
Золотое шитьё было широко развито в Осетии с древнейших времён. Искусству рукоделия девочек-осетинок начинали учить с самого раннего возраста. Если девушка не умела шить, ткать, обрабатывать шерсть, она не пользовалась достаточным уважением у окружающих. Каждая девушка ко времени своей свадьбы должна была изготовить для себя предметы свадебной одежды: сплести платок, сшить и украсить золотой вышивкой своё свадебное платье, изготовить нарядную шапочку и чувяки.
Часто девушки собирались по вечерам и занимались рукоделием все вместе, соревнуясь, чей наряд окажется красивее, чей платок интереснее, чья вышивка богаче и изящней. В 1862 году во Владикавказе священником Аксо Колиевым была организована частная школа для осетинских девочек. Школа располагалась в его доме. Число изучаемых предметов увеличивалось, но предмет «рукоде-лие» оставался одним из ведущих.Это ещё раз доказывает насколько серьёз-но и уважительно относились в обществе к искусству рукоделия.
Искусство рукоделия, которым с таким вдохновением занимались наши предки, сегодня забыто. Нельзя дать окончательно исчезнуть бесценным сокровищам, оставленным нашими предками.

Особенно богато украшались золотым шитьём женские празд-ничные национальные костюмы , которые являлись одновременно и свадебными. Одежда шилась из бархата и шёлка, реже – из шерсти и украшалась различными узорами из золотых и серебряных ниток.
Обязательным дополнением к женскому национальному
костюму являлась шапочка. Головной убор осетинки менялся с ее возрастом. Девушка дома и на дворе могла ходить без головного убора; собираясь на танцы или в путь, она накидывала легкую шаль, под которую обычно надевала шапочку или белую вязаную шелковую косынку. После выхода замуж она уже нигде не имела права появляться без головного убора.
В конце XIX – начале XX века начали появляться шали, плетённые из шёлка. Края украшали бахромой. Подобные шали носили обычно девушки и молодые женщины в качестве свадебного или праздничного головного убора.
Большое количество шалей в приданном невесты являлось предметом гордости, они щедро дарились затем родственницам мужа.
Фата невесты (чындзы хыз) будто окутывает девушку со всех сторон. Фата считалась оберегом невесты от внешних враждебных сил.
А основанием для этой сложной конструкции служит шапочка (чындзы худ), расшитая серебряными и золотыми нитями.
По мнению исследователей, шапку одевали на невесту, с одной стороны, чтобы защитить её от порчи, с другой,- шапка подчёркивала высокое положение невесты в свадебном обряде.
Основными элементами женского свадебного костюма являлись : рубаха (хадон), корсет (хœлынкœрц), кафтанчик (цыбыр куырœт), распашное платье (разгом къаба), шапочка (ног чындзы худ), фата (чындзы хыз), обувь (къахы дарœс).
Считается, что на всем Кавказе у осетин самые необычные свадебный обряд и свадебный наряд.
Символы, украшающие осетинские свадебные платья, олицетворяют фарн (изобилие, счастье). 
Кафтанчик (цыбр куырœт) .Девушка начинала носить кафтанчик с момента, когда всту-пала в брачный возраст и начинала ходить на танцы. Он надевался поверх рубахи под распашное платье. Шили его из дорогих тканей(бархата, атласа, шёлка).Кафтанчик стягивал фигуру от плечей до талии. Ворот, борта, подол кафтанчика украшались галунами и золотой вышивкой.Фигуры на узоре выполняли функцию оберега и символизировали плодородие.
Корсет (хœлынкœрц).
Важным элементом костюма был корсет, который одевался на рубаху под кафтанчик. Раньше он был из кожи(хœлын), в поздние времена – из 2-3 слоёв шёлка. Спереди корсет был завязан на мелкие узелки тесьмой или шнуром (œлдымбыд). После того как корсет снимался, его возвращали женщине, которая его сшила, приложив к нему подарок.
Одним из самых красивых элементов костюма являются нагрудные застёжки.
Они пришивались на платье. Исследователи связывают их происхождение с аланами. К концу XIX в. в комплект нагрудных застёжек входило нечётное количество от 7 до 19 пар, в зависимости от размера и плотности их размещения. Застежки были разного размера. Различались они также и шириной. На аланских застежках помимо головок хищных птиц встречалось изображение, подобное скифской богине, двух баранов, павлинов . Они символизировали фарн. Сначала были медные застёжки,но со временем стали изготавливаться из серебра.
Поверх распашного платья одевался пояс (камари), который, как и кафтанчик, девушка начинала носить в период, когда её уже можно было сватать.
По своей форме, качеству и материалу пояса отличались разно-образием и зависели от материальных возможностей. Поначалу пояс был из бархата расшитого серебром и золотом.Серебряные пояса имели большую ценность и передавались из поколения в поколение в качестве наследства, приданого, подарков. 
А в области пупка была не случайно предусмотрена поясная пряжка, которую невеста, кстати, ещё и прикрывала руками, чтобы не допустить проникновения отрицательной энергии в свой центральный канал, через который в лоно женщины спускается дух её будущего ребёнка.
Поверх кафтанчика надевалось распашное платье (разгом къаба) светлых тонов. Покрой его во многом совпадал с мужской черкес-кой (цухъа). 
Особенностью свадебного платья является широкий висячий рукав (уæларм), который восходит еще к скифским временам .Они подчеркивали именно праздность, возможность не работать.
Рукава и подол платья были украшены растительным и геометрическим орнаментом, который, как и нагрудные застежки, символизировал древо жизни (невесту в осетинском фольклоре часто сравнивали с плодоносящим деревом) и служил в качестве магического оберега. 


Мы можем с уверенностью сказать,что свадебный наряд удивительный по красоте и символической глубине сохраняет национальный дух и колорит. Поэтому его выбор не менее важен ,чем сам свадебный ритуал.
Сверкающий наряд осетинской невесты украшенный вышивкой,бисером и орнаментом что может сравниться с ним по красоте. Благодаря символам, происходит связь времён и поколений. Свадьба у осетин давно появилась, но конкретно наряд стал появляться в конце 18 начале 19 века.
Поначалу он был из бархата, но со временем ткань стала меняться и костюм стал более торжественным. Это были светлые тона символизирующие чистоту и связь с небесными силами.
В покрое костюма отразилось представление древнего человека о структуре мира.Он состоял из трёх зон:верх,середина и низ. Это деление происходило благодаря поясу,вороту и богато орнаментированной шапочке.
П. Практическая работа.
- Моделирование осетинского национального женского костюма из цветной бумаги.
Ш. Подведение итогов:
Подведение итога урока. Выставление оценок.
- Что вы нового узнали?
- что означает орнамент на костюме?
- какие детали костюма служили оберегом?


- Ребята, понравилось вам моделировать осетинский костюм?

VI. Домашнее задание
-- закончить моделирование костюма.