Рабочая программа СПО МДК Методика преподавания спортивных игр
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Ростовской области
«Волгодонский педагогический колледж»
(ГБПОУ РО «ВПК»)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа учебной дисциплины
ПМ.01 ПРеподавание в области физкультурно-оздоровительной деятельности
МДК.01.01 методика преподавания по программам дополнительного образования в области физкультурно-оздоровительной деятельности
МДК 01.01.03. Методика преподавания спортивных игр
Специальность: 44.02.03 Педагогика дополнительного образования
Волгодонск
2016г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее – ФГОС) по специальности: 44.02.03 Педагогика дополнительного образования.
Организация-разработчик: ГБПОУ РО «ВПК»
Разработчик: М. Н. Слободчикова - преподаватель дисциплин естественно-биологического цикла ГБПОУ РО «ВПК»
Рекомендована Экспертной группой государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Ростовской области «Волгодонский педагогический колледж» (ГБПОУ РО «ВПК»).
Заключение Экспертной группы №__________ от «____»__________20__ г.
Рассмотрена на заседании экспертного совета № ___ от «___ » _____20___ г.
Протокол метод. совета по обновлению ППССЗ № ___ от «___» ___20___ г.СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ учебной дисциплины
стр.
4
2. СТРУКТУРА и содержание учебной дисциплины 6
3. условия реализации программы учебной дисциплины 11
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
13
паспорт рабочей ПРОГРАММЫ учебной дисциплины МДК. 01.01.03 Методика преподавания спортивных игр
1.1 Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Методика преподавания спортивных игр» является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности: 44.02.03 - Педагогика дополнительного образования в области физкультурно-оздоровительной деятельности.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована другими образовательными учреждения, реализующими образовательную программу среднего профессионального образования.
1.2 Рабочая программа учебной дисциплины «Методика преподавания спортивных игр» относится МДК 01.01 Методика преподавания по программам дополнительного образования в области физкультурно-оздоровительной деятельности, который относится к ПМ 01. Преподавание в области физкультурно-оздоровительной деятельности.
1.3. Цель и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины.
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся, в ходе освоения профессионального модуля, должен:
Уметь:
использовать терминологию спортивных игр физкультурно-спортивной деятельности;
обучать двигательным действиям изученных видов спортивных игр вфизкультурно-спортивной деятельности;
планировать, проводить и анализировать занятия по изученным видам спортивных игр в физкультурно-спортивной деятельности;
использовать специальное оборудование и инвентарь для занятий различными видамифизкультурно-спортивной деятельности в соответствии с его назначением и особенностями эксплуатации;
выполнять основные технические и тактические приемы игры;
организовывать и проводить занятия по баскетболу, волейболу, футболу в школе, спортивной секции;
планировать и контролировать образовательную деятельность по разделу «Спортивные игры» в школе;
организовывать, проводить и судить соревнования по баскетболу и стритболу, волейболу, футболу;
формировать конкретные задачи в занятиях спортивными играми в
подготовке спортсменов различного возраста и квалификации;
• владеть технологией обучения различных категорий людей технике и тактике, развития физических качеств, в процессе занятий спортивными играми;
• оценивать эффективность занятий спортивными играми;
• владеть средствами и методами формирования здорового образа жизни на основе потребности в занятиях спортивными играми, гигиенических и
природных факторов с целью оздоровления и физического совершенствования обучаемых;
• применять навыки учебно-методической деятельности для решения
конкретных задач, возникающих в процессе проведения занятий;
• определять причины ошибок в процессе освоения обучаемыми приемов игры, упражнений по развитию физических качеств и находить методику их устранения.
Знать:
историю и основные этапы развития спортивных игр;
терминологию спортивных игр в физкультурно-спортивной деятельности;
методики обучения двигательным действиям, видам спортивных игр в физкультурно-спортивной деятельности;
методики обучения двигательным действиям, видам спортивных игр в физкультурно-спортивной деятельности;
особенности и методики развития физических качеств в физкультурно-спортивной деятельности по спортивным играм;
технику профессионально значимых двигательных действий физкультурно-спортивной деятельности по спортивным играм;
содержания, формы организации и методики проведения занятий по изученным видам спортивных игр в физкультурно-спортивной деятельности в школе;
основы судейства по спортивным играм;
технику безопасности и требования к физкультурно-спортивным сооружениям по спортивным играм, оборудованию и инвентарю.
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 110 часов, включая:
обязательной аудиторной нагрузки обучающегося - 73 часа,
самостоятельной работы обучающегося - 37 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 110
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 73
в том числе: теоретические занятия 58
практические занятия 15
контрольные работы -
курсовая работа (проект) (если предусмотрено) -
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 37
в том числе: - самостоятельная работа над курсовой работой -
- подготовка рефератов 4
- анализ литературных источников 4
В качестве промежуточного контроля – самостоятельные работы по свободным и заданным темам в виде реферата, тестирования, практические занятия.
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины: МДК 01.01.03 Методика преподавания спортивных игр
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) Объем
часов Уровень освоения
1 2 3 4
МДК 01.01.03 МП СИ 3
Раздел 1. Теоретико-методические основы спортивных игр. 2
2
3 Тема 1.1. Спортивные игры в системе физического воспитания и спорта. Содержание учебного материала. 1. Характеристика спортивных игр их признаки. 2. Спортивные игры как средство физического воспитания. 3. Основные понятия и термины в теории и методике спортивных игр. Тема 1.2. Соревновательная деятельность в спортивных играх и система соревнований. Содержание учебного материала. 2
2
2
3 3
1. Структура соревновательной деятельности в спортивных играх. 2. Факторы, определяющие эффективность соревновательной деятельности. 3. Принципы построения и проведения соревнований по СИ. 4. Способы проведения соревнований по СИ. Тема 1.3. Факторы, обусловливающие успешность обучения технико-тактическим действиям. Содержание учебного материала. 2
2
2
2
2 3
1. Техническая подготовка: основные факторы, обусловливающие совершенствование технического мастерства. 2. Тактическая подготовка: этапы и задачи подготовки. 3. Физическая подготовка: задачи общей и специальной подготовки. 4. Методы развития физических качеств: силы и скоростно-силовых качеств, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости. 5. Структура (этапы) обучения технико-тактическим действиям и развития физических качеств в СИ.
Раздел 2. Базовые виды спортивных игр. Техника, тактика, методика обучения. Тема 2.1. Баскетбол.
Содержание учебного материала 1
2
2
2
2
2
2
2 3
1. Возникновение и развитие игры. Правила и характеристика игры. 2. Средства и способы ведения игры: техника игры. 3. Техника владения мячом (ловля, передача, ведение, броски в корзину, добивание мяча). 4. Техника защиты (классификация). 5. Техника овладения мячом и противодействия (вырывание мяча, выбивание мяча, отбивание мяча при броске в прыжке, овладение мячом в борьбе за отскок у своего щита). 6. Финты и сочетания приемов. 7. Тактические действия в нападении (индивидуальные, групповые, командные действия). 8. Тактические действия в защите (индивидуальные, групповые, командные действия). Практические занятия. 1
1
1
2
1
2 3
1. Обучение технике перемещений. Обучение остановкам. 2. Обучение поворотам. Обучение прыжкам. 3. Обучение технике владения мячом. 4. Обучение передачам мяча. 5. Обучение ведению мяча. Обучение технике владения мячом и противодействиям. 6. Обучение технике «штрафного» броска. Самостоятельная работа обучающихся. 2
3
4
2
4
2 3
1. Передвижения. 2. Повороты с мячом вперед, назад, в движении. 3. Ловля и передача мяча двумя руками от груди, одной рукой от плеча, двумя руками из-за головы, "крюком" правой и левой рукой. 4. Выбивание, вырывание, накрывание баскетбольного мяча. 5. Штрафные броски в кольцо одной рукой от плеча. 6. Составить положение по баскетболу. Тема 2.2. Виды спортивной подготовки. Содержание учебного материала. 2 1. Физическая, техническая, тактическая, игровая подготовка. Тема 2.3. Волейбол. Содержание учебного материала. 1
1
3
3 3
1. Волейбол как вид спорта и средство физического воспитания. 2. История игры. 3. Техника игры, классификация Техника игры в нападении Техника игры в защите. 4. Тактика игры, классификация Тактика игры в нападении: индивидуальные, групповые, командные действия. Тактические действия в защите: индивидуальные, групповые, командные действия. Практические занятия. 1
2
1
2 3
1. Обучение стойке, передвижениям волейболиста. 2. Обучение технике передачи мяча. Обучение технике приема мяча. 3. Обучение технике подачи мяча. Расстановка игроков на площадке. 4. Обучение атакующим ударам. Обучение блокированию мяча. Самостоятельная работа обучающихся. 2
4
4
2 3
1. Техника подачи мяча снизу одной рукой (сверху). 2. Прием - передача мяча двумя руками сверху при игре в волейбол. 3. Техника нападающего удара, блокирование. 4. Составить положение по волейболу. Тема 2.4. Футбол.
Содержание учебного материала. 1
1
1
2
2 3
1. Футбол как вид спорта и средство физического воспитания. 2. История развития футбола в России. 3. Характеристика игровой деятельности футболистов. 4. Техника игры в футбол. Общие понятия. Классификация техники. 5. Тактика игры. Общие понятия. Классификация тактики. Функции игроков. Практические занятия. 1 3
1. Обучение техническим приемам. Самостоятельная работа обучающихся. 2
2 3
1. Управление соревновательной деятельностью. 2. Составить положение по футболу. Самостоятельная работа обучающихся. 1. Подготовка реферата по виду спорта (на выбор). 4 Всего 110 3. условия реализации РАБОЧЕЙ программы учебной дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечениюРеализация рабочей программы дисциплины требует наличие учебного кабинета – Методики физического воспитания и спорта.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета Методики физического воспитания и спорта должно удовлетворять требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (Сан-Пин 2.4.2. – 02.).
Помещение должно быть оснащено типовым оборудованием:
Учебные столы по количеству обучающихся;
Рабочее место преподавателя;
Комплекс необходимой методической документации педагога дополнительного образования в физкультурно-оздоровительной деятельности;
Учебно-методический комплекс дополнительного образования;
Дидактический материал: наглядные пособия, таблицы, карточки-задания, плакаты;
Доска преподавателя;
Видеоплейер;
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Баскетбол/ Учебник для ИФК под общ. ред. Ю.М.Портнова – М., ФиС, 1988.
2. Баскетбол/ Учебник для ИФК под ред. Н.В.Семашко – М., ФиС, 1976.
3. Волейбол. Клещев Ю.Н. – М., ФиС, 1991.
4. Волейбол. Айриянц А.Г., Клещев Ю.Н. – М., ФиС, 1985.
5. Волейбол. Пляжный волейбол. Правила соревнований. – М., 2001.
6. К мастерству в волейболе. Железняк Ю.Д. – М., ФиС, 1978.
7. Официальные правила по баскетболу ФИБА. – М., 2000. - 112 с.
8. Правила игры в футбол. АСТ. Астрель. М. 2001. (ФИФА).
9.Спортивные игры: техника, тактика обучения: Учеб. Для студ.высш.пед.учебных заведений, под ред. Ю.Д.Железняка, Ю.М.Портнова – М., издат.центр «Академия», 2001. - 520 с.
10. Учебник «Футбол» под. ред. Казакова П.Н. М., ФиС, 2005г.
Дополнительная литература:
1. Волейбол. Тестовые задания по изучению правил соревнований. – Омск, 2002
2. Волейбол. У истоков мастерства. Железняк Ю.Д., Кунянский В.А. – М., 1998.
3. Кит И.С., Яхонтов Е.Р. Индивидуальные упражнения баскетболистов. – М., ФиС, 1981.
4. Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А. Физическая культура. Упражнения и игры с мячами: Метод.пособие. – М.: изд-во НЦЭНАС, 2002. – 136 с.
5.Поурочная программа по волейболу для учащихся 5-9 (10-11) классов общеобразовательных школ, школ-гимназий. Уч.пособие (под общ.ред. к.п.н. СибГУФК Дормидонтовой Л.С.), Омск, 1998.
6. Спортивные игры и методика преподавания: Учебник для пед.фак.инстит.физ.культ./ под ред. Портных Ю.И. – М.: ФиС, 1986.
7. Спортивные игры: техника и тактика обучения: Учебник для студентов высш.пед.учеб.заведений. Железняк Ю.Д., Портнов Ю.М. – М., издат.центр «Академия», 2001.
Интернет-ресурсы:
1. http://www.twirpx.com/file/457692/2.http://life-prog.ru/1_12029_sportivnie-igri-kak-sredstvo-fizicheskogo-vospitaniya-ih-osobennosti.html4. Контроль и оценка результатов освоения учебной Дисциплины.
4.1. Общие положения
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения семинарских занятий, выполнения контрольно-срезовых работ, тестов, написания рефератов, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
В результате обучения студент должен уметь:
1. использовать терминологию спортивных игр физкультурно-спортивной деятельности; Программированный контроль (форма тестирования)
2. обучать двигательным действиям изученных видов спортивных игр вфизкультурно-спортивной деятельности; Практические занятия
3. планировать, проводить и анализировать занятия по изученным видам спортивных игр в физкультурно-спортивной деятельности; Различные формы опроса на аудиторных занятиях (фронтальный опрос, индивидуальный опрос);
4. использовать специальное оборудование и инвентарь для занятий различными видамифизкультурно-спортивной деятельности в соответствии с его назначением и особенностями эксплуатации. Устный опрос, реферат;
знать:
5. терминологию спортивных игр в физкультурно-спортивной деятельности; Диагностические задания: программированный контроль (форма тестирования), фронтальный опрос
6. методику обучения двигательным действиям видов спортивных игр в физкультурно-спортивной деятельности; Практические занятия
7. особенности и методику развития физических качеств в физкультурно-спортивной деятельности по спортивным играм; Диагностические задания: программированный контроль (форма тестирования), фронтальный опрос
8. технику профессионально значимых двигательных действий физкультурно-спортивной деятельности по спортивным играм; Практические занятия
9. содержание, формы организации и методику проведения занятий по изученным видам спортивных игр в физкультурно-спортивной деятельности в школе; Диагностические задания: программированный контроль (форма тестирования), фронтальный опрос
10. основы судейства по спортивным играм; Диагностические задания: программированный контроль (форма тестирования), фронтальный опрос
11. технику безопасности и требования к физкультурно-спортивным сооружениям по спортивным играм, оборудованию и инвентарю. Диагностические задания: программированный контроль (форма тестирования), фронтальный опрос