Методические рекомендации по формированию слухового контроля у детей дошкольного возраста с ОНР II – III уровня.
Методические рекомендации по формированию слухового контроля у детей дошкольного возраста с ОНР II – III уровня.
Контроль, на самом деле, имеет сложную структуру и включает в себя все компоненты речевой деятельности во всех ее видах (устной и письменной) и во всех ее уровнях (фонетическом, грамматическом, синтаксическом) в ходе понимания и происхождения речи. (Л.Выгодский, Е. Соботович, В. Тищенко и др.)
В момент осуществления контроля задействованы все компоненты речи.
Ребенок должен иметь правильное представление о результате деятельности, в том числе речевых норм в указанных уровнях. Нахождение ошибки подразумевает в себе использование речевой деятельности на осознанном уровне с поэтапным анализом всех поточных результатов деятельности.
Считая сложную и многофункциональную структуру действия контроля, во время выполнения ответственных заданий необходимо использовать все компоненты и составные речевой деятельности, это значительно поможет повысить эффективность коррекционной работы, чем традиционные методы по развитию речи.
Формирование слухового контроля на синтаксическом уроне осуществляется в ходе уже названного выше этапа понимания и использования предложений с парадоксальным содержанием, а также во время реконструкции деформированного предложения.
В результате использования заданий на конструирование предложений из данных педагогом форм слов (сначала с опорой на картинку, потом без нее) ребенок должен поставить слово не только в правильном порядке, но и оформить грамматично. Таким образом, работа с деформированным предложением помогает упорядочить синтаксическое значение слова и синтаксическую программу высказывания. Смысловая канва этих предложений задана лишь лексическими способами, а синтаксические и грамматические способы речи ребенок должен реализовать самостоятельно. Это способствует закреплению предметно-синтаксического значения слова и готовит ребенка к провальному высказыванию на практическом уровне. Как считают авторы, это практически единственный способ для работы с таким типом синтаксических конструкций при максимальном участии ребенка. Во время самостоятельного построения предложения с помощью опорных слов у детей развивается слуховое внимание, восприятие, привлекает внимание к смысловому содержанию решения. Если во время выполнения этого задания ребенок допускает ошибки, педагог фиксирует на них внимание и предлагает исправить самостоятельно или с его помощью.
Детям дошкольного возраста с ОНР II – III уровня свойственны пропуски одного из членов предложения. Поэтому коррекционная работа должна начинаться с формирования внимания детей на синтаксическое оформление высказываний. Педагог называет предложение, осознанно пропуская один из членов предложения (с опорой на наглядность, а потом без нее). Ребенку предлагается оценить правильность предложения и самостоятельно исправить, найти ошибку, которую допустил педагог.
На заключительном этапе проводится закрепление контроля на лексическом, морфологическом и синтаксическом уровне. Детям предлагают задания на оценку правильности предложений, в которых допущено одновременно несколько ошибок разного характера. Ребенку необходимо не только найти эти ошибки, но и исправить их, предлагая свой правильный вариант.