Конспект урока Видоизменения надземных побегов


Тема урока: Видоизменения надземных побегов.
Тип урока Комбинированный урок
Цели урока: выяснить строение видоизмененных подземных побегов- корневища, клубня, луковицы, их значении для растения и возможности практического использования.
Предметные: сформировать умение характеризовать строение и функции видоизменных побегов , распознавать их среди других биологических объектов, путём выделения существенных признаков
Метапредметные: познавательные-умение самостоятельно формулировать проблему, ставить цели, формулировать гипотезу , регулятивные-умения составлять план , работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости исправлять ошибки самостоятельно; коммуникативные-умения работать в группах, участвовать в коллективном обсуждении проблем, отстаивать и аргументировать свою точку зрения.
Личностные: актуализация познавательных мотивов, формирование и развитие коммуникативных умений, бережного отношения к окружающему миру.Задачи:
Образовательные: 
сформировать представление о видоизменениях побега на примере надземных побегов,
умение устанавливать взаимосвязь строения и условий среды обитания
работать с различными информационными ресурсами в ходе подготовки сообщений
Развивающие: развивать умения работать с текстом учебника, рисунками, делать сравнительный анализ.  Выделять существенные приспособления листьев к разным условиям среды.
Воспитывающие: формирование познавательных интересов,  направленных на изучение живой природы.Оборудование: ноутбук, экран, презентация к уроку.
Ход урока
1. Организационный момент
-Здраствуйте! Улыбнулись мне, друг другу, настроились на исследовательскую работу. Садитесь.
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.
У нас с вами сегодня урок необычный: урок-исследование.
Но для этого нам надо вспомнить. На предыдущих занятиях мы с вами изучали стебель с листьями или почками. Напомните, что это такое?
Стебель с листьями или почками – побег.Удивительно, насколько многообразны побеги. Иногда этот орган даже невозможно узнать. Трудно увидеть побег в колючке боярышника или усике винограда. Почему с ним происходят такие «превращения»?
Учащиеся формируют тему урока(Слайд №1)
Какова же цель урока? (Слайд №2)
Какие бывают видоизменения надземных побегов?
Какие видоизменения листьев, стеблей и почек существуют. Какую роль играют видоизмененные побеги.(Слайд №3)
2. Актуализация опорных знаний
Что такое побег? (Побег - это стебель с листьями и почками.)
Какова роль стебля? (одна из функций - передвижение питательных веществ)
По каким тканями происходит движение веществ в стебле (по проводящим)
Чем представлены проводящие ткани стебля? (лубом и древесиной)
Какие вегетативные органы у растений вы знаете?( лист, стебель, почки)
Можем ли мы назвать представленные объекты побегами?
Какими органами они являются – побегами или корнями? (Дети дают разные варианты ответов).
Как можно доказать, что сочный побег, усики, колючки ,кочан - это побеги? (Нужно изучить строение этих органов)
Это побеги, но побеги необычной формы, растущие над землей. И правильно их называть видоизмененные надземные побеги.
Следовательно, какова наша задача на уроке?(Изучить строение, доказать, что это – видоизмененные надземные побеги.) .
4. Изучение новой темы
Под влиянием различных экологических факторов в процессе эволюции отдельные части побегов сильно изменились: листья превратились в колючки и усики, почка в кочан. Давайте подумаем чем обусловлено это превращение?(Слайд №4)
1.Сочные побеги- видоизмененные побеги в которых запасается вода.(Слайд №5) Как вы думаете в каких условиях живут растения имеющие сочные побеги?
Кладоний(Слайд№5) -боковой побег, подвергшийся видоизменению, который способен к продолжительному росту и имеющий зеленые уплощенные длинные стебли, берущие на себя функции листьев.
2.Колючки. (Слайд №6) У кактуса листья превратились в колючки. Как вы думаете почему так произошло?
У барбариса также листья видоизменены в колючки; у боярышника, дикой груши колючки произошли из укороченных побегов.(Слайд №6)
3.Усики (Слайд №7)- видоизмененные части листа, целые листья и побеги.
У гороха в усики превратилась верхняя часть листа, у винограда и огурца весь побег
Как вы думаете с чем связано образование усиков у растений?
Филлокладии -видоизменённые побеги растений, у которых стебли приобретают листовидную форму и выполняют функцию фотосинтеза, а листья редуцированы и представлены чешуйками, расположенными по краям или на поверхности филлокладия.(слайд №8)
Столон .Горизонтальные ползучие побеги, способствующие размножению растения. На каждом столоне расположены розетки с придаточными корнями. После укоренения розетки, горизонтальный побег отмирает (земляника, живучка ползучая)-.(Слайд №9)
4.Кочан- видоизмененная почка, образуется только у культурной капусты.(Слайд№10)
Сообщение «Причины возникновения кочана у культурной капусты» ( Шлихта А)
Насекомоядные растения способные ловить насекомых и других мелких животных с помощью специально приспособленных для этого листьев.(Слайд №11)
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7c630bc8-6661-f87d-d57d-94896ee71fa2/1000097A.htmФизкультминутка
Стали мы учениками,
Соблюдаем режим сами:
Утром мы, когда проснулись,
Улыбнулись, потянулись.
Для здоровья, настроенья
Делаем мы упражненья:
Руки вверх и руки вниз, На носочки поднялись.
То присели, то нагнулись
И опять же улыбнулись.
А потом мы умывались,
Аккуратно одевались,
Завтракали не торопясь,
В школу, к знаниям, стремясь.
5.Первичная проверка понимания
Можем ли мы сказать что сочные побеги, колючки, усики, кочан это видоизмененные надземные побеги?
Какие факторы обуславливают такое превращение?
6. Первичное закрепление.
Индивидуальное задание. Из перечисленных ответов выберите правильные ответы, которые запишите цифрами.(Приложение №1)
1.Побег – стебель и корни.
2. Узел – место прикрепления листа к стеблю
3. Бывают листья черешковые и сидячие.
4.Жилки в листе имеют большое значение: они укрепляют лист, придают ему эластичность и прочность.
5.Различают: простые и сложные листья.
6. Органы растения – корень и стебель.
7.Все листья сложные
8.Лист нужен только для дыхания
9.Колючки это видоизмененные листья.
7. Домашнее задание
1. Параграф 32 стр.83-вопросы.
2. Сделать книжку-малышку о видоизмененных побегах или загадки о них.( Загадки о растениях http://www.zagadki.org/riddles/plants/1)
7 . Рефлексия (Слайд№11)
А я и не знал, что :Что нового вы узнали на уроке?
Какое настроение было у вас на уроке?
Приложение 1
Индивидуальное задание. Из перечисленных ответов выберите правильные ответы, которые запишите цифрами.
1.Побег – стебель и корни.
2. Узел – место прикрепления листа к стеблю
3. Бывают листья черешковые и сидячие.
4.Жилки в листе имеют большое значение: они укрепляют лист, придают ему эластичность и прочность.
5.Различают: простые и сложные листья.
6. Органы растения – корень и стебель.
7.Все листья сложные
8.Лист нужен только для дыхания
9.Колючки это видоизмененные листья.